Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:00, реферат
Конкурентная, понимаемая как аналитическое обеспечение важных управляющих решений, которые принимают менеджеры высшего уровня управления, - это один из инструментов менеджмента, роль которого в условиях конкурентной борьбы явно недооценивается многими российскими руководителями и предпринимателями.
Введение 2
1. Понятие предпринимательской фирмы 4
2. Взаимодействие крупного и малого бизнеса в России 10
3. Экономическое развитие 15
3.1. Модернизация производства 15
3.2. Повышение национальной конкурентоспособности 16
3.3. Расширение рынков сбыта продукции отечественного производства 16
3.4. Институциональные реформы и структурные преобразования 18
4. Развитие малого и среднего бизнеса 19
4.1. Усиление притока в Россию иностранного капитала и качественное изменение его структуры 19
4.2. Проблемы градообразующих предприятий 19
5. Механизмы интегрирования малого и крупного бизнеса 20
5.1. Франчайзинг 20
5.2. Субконтрактация 22
6. Финансовые результаты деятельности организаций 24
Заключение 29
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие предпринимательской фирмы
2. Взаимодействие крупного и малого бизнеса в России
3. Экономическое развитие
3.1. Модернизация производства
3.2. Повышение национальной конкурентоспособности
3.3. Расширение рынков сбыта продукции отечественного производства
3.4. Институциональные реформы и структурные преобразования
4. Развитие малого и среднего бизнеса
4.1. Усиление притока в Россию иностранного капитала и качественное изменение его структуры
4.2. Проблемы градообразующих предприятий
5. Механизмы интегрирования малого и крупного бизнеса
5.1. Франчайзинг
5.2. Субконтрактация
6. Финансовые результаты деятельности организаций
Заключение
Введение
На сегодняшний день мы наблюдаем глубочайший кризис во всех отраслях экономики. В создавшихся условиях конкуренции и постоянной борьбы большинство предприятий и организаций, освободившихся от влияния государства, оказалось обреченным на вымирание. Остальные, сумевшие удержаться и выстоять, должны были учиться выживать в условиях огромнейшего риска и неопределенности, когда все решения приходится принимать самостоятельно без инструкций и указов сверху. В новых рыночных условиях организации оказались в тесной взаимосвязи с внешней средой, к которой нужно было адаптироваться.
В структуре национальных экономик развитых стран, включая страны АТЭС (Азиатско-Тихоокеанские Экономические Сотрудничества), постоянно увеличивается доля малых и средних предприятий, совершенствуются механизмы их взаимодействия с крупными корпорациями, вынужденными адекватно реагировать на глобальную дифференциацию рынков и возрастающую индивидуализацию потребительского спроса в эпоху постиндустриального развития. В рыночных условиях спрос определяет всё - объемы, ассортимент, качество и т.д. При этом интегральная эффективность производства товаров и услуг (затраты, качество, обновление ассортимента и др.), их доведение до потребителей во многом зависят от взаимосвязей малого и крупного бизнеса.
Эффективное использование ресурсных возможностей национальной экономики, как и её отдельных региональных и отраслевых секторов, также зависит от рационального соотношения числа крупных и малых предприятий.
В установлении взаимодействия крупного и малого бизнеса особую роль играет государство, которое предоставляет льготы малому бизнесу, делая его привлекательным для крупного и среднего предпринимательства, поскольку размещение заказов на малых предприятиях позволяет сократить производственные издержки. Именно государство может стимулировать крупные фирмы, отдавая предпочтение при распределении государственного заказа тем из них, которые будут выполнять его с привлечением малого бизнеса, так как большинство малых предприятий производственной сферы вообще не может устойчиво работать без заказов крупных и средних предприятий. Во всех странах с рыночной экономикой каждая крупная производственная компания сотрудничает с десятками и даже сотнями мелких предприятий.
Кооперация малого и крупного бизнеса в основном осуществляется по отраслевому и территориальному признакам. Следовательно, достижение взаимного соответствия этих сфер предпринимательства во многом зависит от местных и центральных органов власти и негосударственных организаций (союзов, ассоциаций и др.), координирующих работу отдельных групп крупных, средних и мелких предприятий.
Все эти вопросы эффективно решаются в большинстве стран, входящих в АТЭС. Эти страны составляют регион мира, который сегодня является одним из самых динамично развивающихся, в том числе за счет целенаправленной политики поддержки и развития малого бизнеса. На долю участников АТЭС приходится 40% населения мира и 60% мирового ВВП.
В российских условиях взаимодействие крупного и малого предпринимательства исключительно важно для перевода экономики на инновационный путь развития, что требует постоянных контактов участников инновационного процесса, позволяющих корректировать научные исследования, опытно-конструкторские разработки и производственный процесс. Такое взаимодействие имеет свои особенности, обусловленные корпоративными интересами, которые обеспечивают инновационную интеграцию любых организаций независимо от их величины.
Для подъема российской экономики исключительно важен опыт участников АТЭС по содействию максимальному увеличению числа малых предприятий в производственной сфере, стимулированию развития взаимосвязей между малым, средним и крупным промышленным бизнесом. Всё это должно стать составной частью общей политики в сфере реструктуризации российской экономики, поскольку предпринимательство в целом, независимо от своих масштабов, представляет собой единый и взаимосвязанный процесс.
Целью данной работы является попытка рассмотреть основные черты малого и крупного бизнеса, определить их состояние в современной экономике и обозначить их основные проблемы. Рассмотреть и изучить взаимодействие малого и крупного бизнеса, что во многом решает эффективность производства товаров и услуг, специфику развития, оценить основы функционирования Российского бизнеса.
1. Понятие предпринимательской фирмы
Термин юридическое лицо весьма важен для изучения природы субъектов предпринимательского бизнеса. Однако, данное понятие не дает исчерпывающего представления о характере деятельности организации, имеющей статус юридического лица, прежде всего, о том, субъектом какого именно вида деловой деятельности выступает данное юридическое лицо. Дело в том, что понятие юридического лица распространяется не только на тех, кто занимается предпринимательством, но и на организации, которые не могут быть отнесены к категории субъектов предпринимательского бизнеса даже теоретически. Таковыми, к примеру, являются Правительство России, Государственная дума, министерства, ведомства, другие органы федеральной, муниципальной, местной власти и управления, воинские части российской армии, государственные органы охраны правопорядка, иные организации, которым запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Все вышеперечисленные организации не являются юридическими лицами, но к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц, в отношениях, регулируемых гражданским законодательством России.
Кроме того, необходимо адекватно характеризовать субъекты предпринимательского бизнеса, зарегистрированные за рубежом и действующие на территории Российской Федерации, которые, как правило, по месту регистрации определяются с помощью понятий, практически не принятых в российском лексиконе – фирма, компания, корпорация, холдинговая пирамида, транснациональная компания и другие.
Необходимы более точные определения тех юридических лиц, которые вправе выступать субъектами предпринимательского бизнеса. В Гражданском кодексе России содержится обширный перечень различных типов юридических лиц – организационно-правовых форм предпринимательства. В следующем разделе учебника Основы бизнеса мы обратимся к подробной характеристике данных форм. Здесь же заметим, что ни Гражданский кодекс, ни другие нормативные и законодательные документы не содержат универсального понятия, которое следовало бы применить к разнообразным типам юридических лиц, способных выступать в качестве субъектов предпринимательского бизнеса. Таким обобщающим понятием, как мы полагаем, может стать предпринимательская фирма.
Таким образом, хотя применяемые в России правовые документы не содержат толкования понятия предпринимательская фирма, закон не запрещает использование его для определения совокупности типов юридических лиц, обладающих правом на участие в предпринимательском бизнесе. Разновидностью предпринимательской фирмы может быть названа предпринимательская компания (в дальнейшем мы станем называть ее просто компанией), представляющая собой предпринимательскую фирму, созданную двумя или более учредителями.
Рисунок 1. Законодательные основы регулирования деятельности предпринимательской фирмы
Предпринимательская фирма может производить какую-либо продукцию, продавать ее, заниматься посреднической деятельностью (не связанной с производством продукции), финансовой деятельностью и любой другой предпринимательской деятельностью, не запрещенной законом. В противном случае, если предпринимательская фирма преступит закон в части выполнения запрещенной деятельности, она превысит свою правоспособность, окажется вне закона и, в конце концов, будет ликвидирована.
Будучи юридическим лицом, предпринимательская фирма – имеет право самостоятельно вести предпринимательскую деятельность; – реализует другие признаки самостоятельности в отстаивании своих деловых интересов; – обладает имуществом, обособленным от имущества ее участников; – обладает внутренним организационным единством, упорядоченностью внутренних связей и внутренней управляемостью.
Рисунок 2. Статус фирмы как юридического лица
Предпринимательская фирма может создавать филиалы и представительства, не являющиеся самостоятельными субъектами бизнеса.
Основная задача филиалов состоит в осуществлении деятельности в качестве территориально обособленного подразделения фирмы, не имеющего статус юридического лица, а основная задача представительства состоит в том, чтобы рекламировать данную фирму, представлять ее интересы, подписывать контракты, консультировать потенциальных клиентов и контрагентов.
Деятельность предпринимательских фирм осуществляется на основе государственных гарантий. Закон гарантирует невмешательство органов государственного управления и других предпринимателей в непосредственное управление деятельностью фирмы. Предпринимательской фирме гарантируется также право обращения в суд или государственный арбитраж с заявлением о признании недействительными или неправомерными актов любых государственных органов и действий должностных лиц, касающихся её. При этом руководство фирмы вправе требовать возмещения причиненного фирме ущерба, в том числе и упущенной выгоды. Ответчиками в этих случаях могут быть признаны государственные органы в целом и отдельные должностные лица, нарушившие своими указаниями права предпринимательской фирмы. Кроме того, основанием для возмещения ущерба может быть признано также ненадлежащее исполнение этими органами или должностными лицами своих обязанностей по отношению к пострадавшей предпринимательской фирме.
Критерии количественного разграничения субъектов предпринимательского бизнеса необходимы, прежде всего, для классификации фирм по размерам их капитала, величине оборота, численности персонала. Такое классифицирование субъектов бизнеса преследует различные цели – получение данных о тенденциях развития структуры национальной экономики, в частности, о соотношении между сферой производства и сферой услуг, сбор сведений об уровне и структуре занятости населения, анализ степени монополизации локальных рынков и национального рынка и другие цели. Основными критериями количественного разграничения субъектов предпринимательского бизнеса, прежде всего, предпринимательских фирм выступают численность работников и годовой оборот капитала фирмы.
В соответствии с критерием численности работников в США, например, выделяют
наимельчайшие предприятия (численность персонала не более 10 человек);
мельчайшие предприятия (численность персонала не более 20 человек);
мелкие предприятия (численность персонала не более 99 человек);
средние предприятия (численность персонала не более 500 человек);
крупные предприятия (численность персонала свыше 500 человек).
В других странах применяются сходные параметры определения типа предпринимательской фирмы в зависимости от численности персонала.
В Германии, где основным критерием количественного разграничения предпринимательских фирм выступает годовой оборот капитала, до последнего времени выделяли
малые предприятия (годовой оборот не более 2,5 миллиона немецких марок);
средние и крупные предприятия (с оборотом свыше 2,5 миллиона немецких марок).
Рисунок 3. Количественные параметры классификации предпринимательских фирм
Наряду с другими целями классификация субъектов бизнеса по количественным признакам обусловливает возможность выделения субъектов малого (мелкого) предпринимательства. В соответствии с Федеральным законом №88-ФЗ от 14 июня 1995 года (с последующими поправками) О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, в России к субъектам малого предпринимательства относятся физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также мелкие предпринимательские фирмы (малые предприятия).
В уставном капитале таких фирм (закон определяет их как коммерческие организации - о том, что это такое, мы узнаем из материала следующего параграфа) доля участия Российской Федерации, ее субъектов, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, а также доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся в свою очередь субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. Вместе с тем доля участия в таких фирмах физических лиц и других, уже созданных и действующих субъектов малого предпринимательства не ограничивается.
Средняя численность работников за отчетный период не должна превышать внутри малых предприятий следующих предельных уровней:
в промышленности – 100 человек;
в строительстве – 100 человек;
на транспорте – 100 человек;
в сельском хозяйстве – 60 человек;