Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 08:36, курсовая работа
Цель исследования заключается в анализе концернов, их становления, организации и функционирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выделить подходы к определению и правовое регулирование образования концернов;
обозначить сущность и виды концернов, особенности их функционирования;
Введение 3
Глава 1. Сущность, организация и становления концернов 5
1.1. Подходы к определению и правовое регулирование образования концернов 5
1.2. Сущность и виды концернов, особенности их функционирования 8
1.3. Реструктуризация концерна 11
Глава 2. Становление концернов в Российской Федерации 21
2.1. Правовая база создания и функционирования концерна 21
2.2. Проблемы и перспективы развития концерна в РФ 25
Заключение 31
Список литературы 32
Существенно, что в ряде групп можно оптимизировать финансовые потоки, проводить единую ценовую политику. Такое напряжённое «поле» внутрифирменного взаимодействия обеспечивает долгосрочное сотрудничество, устойчивость к внешним неблагоприятным факторам.
Объединение технологически
и экономически взаимосвязанных
производственных, торговых и финансовых
предприятий позволяет
Можно назвать ряд факторов, сдерживающих развитие концерна. Среди них экономическая и политическая нестабильность, неблагоприятный инвестиционный климат, низкий жизненный уровень и покупательная способность населения, в общем, ничего нового. Но есть ещё один фактор – общая социальная ситуация в стране и соответствующим образом сформированное общественное мнение. Экономическая реформа проводится с колоссальными экономическими и социальными затратами, что порождает отношение к организациям типа концерна как к инструменту упрочения отечественными монополиями своего положения, блокирования рыночных преобразований и выколачивания льгот и бюджетных средств.
Рис. 2. Организационно-экономическая схема функционирования ФПГ, концерна
Конечно, формирование концернов ведёт к концентрации производства и капитала и в немалой степени содействует усилению монополизации рынков и экономики страны. Но может и не способствовать, ведь концерны вполне способны стать инструментом не ликвидации, а развития конкуренции и ограничения монополизма.
В нашей стране реальный уровень концентрации производства был в целом ниже, чем в развитых странах, а уровень монополизации значительно выше, так как конкуренции фактически не существовало. Отечественные монополии складывались не благодаря научно-техническому превосходству и победам в конкурентной борьбе, а в силу организуемого государством разделения труда. Монополистами могли стать даже самые захудалые, технически отсталые предприятия, если они работали на дефицитный рынок, где спрос намного превышал предложение. В результате искусственного монополизма ряд предприятий, с приходом рыночных отношений, «вылетели в трубу».
Теперь властные структуры государства тревожат вопросы: не усилят ли отечественные концерны позиции монополизма в российской экономике? Всё ещё не преодолено упрощённое представление о самой монополии, сводящее её к определённой концентрации производства. Между тем это определённое рыночное поведение, для которого высокая концентрация производства может служить (а может и не служить) лишь одной из предпосылок. Соответственно, антимонопольное законодательство должно быть направлено против монопольного поведения, а не против концентрации производства как таковой.
Таким образом, стремление отожествить концентрацию производства и капитала с монополизацией, к сожалению, присуще специалистам, составляющим российские программы развития, что имеет явно пагубные последствия для отечественной экономики. В проекте среднесрочной программы развития российской экономики на 2000-2010 годы ФПГ ни разу не упоминаются в позитивном контексте, зато трижды – в плане борьбы против монополизма. Намечается дальнейшее противодействие созданию новых монопольных структур, в том числе при приватизации государственных предприятий и осуществлении имущественных сделок. Причём в целях профилактики возможных проявлений монополизма предусматривается осуществление соответствующими органами государственной власти предварительного контроля за ними в процессе слияния, присоединения коммерческих организаций, в том числе концерны.
В нашей работе мы рассмотрели понятие концерна с точки зрения и подробно рассмотрели понятие концерна в России. Концерн – это многоотраслевое акционерное общество, контролирующее предприятия через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними. В свою очередь дочерние компании также могут владеть контрольными пакетами акций других акционерных компаний, нередко расположенных в других странах. Дочерним же признаётся хозяйственное общество, действия которого определяются другим (основным) хозяйственным обществом или товариществом либо в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключённым между ними договором, либо иным образом.
В последнее время корпоративный
мир захлестнула волна
В соответствии с законодательством управление концерном, как и любым акционерным обществом, осуществляется через собрания акционеров, советы директоров, исполнительную дирекцию. Однако для концернов основные акционеры четко определены и именно они осуществляют (через аппарат управления) управление всей группой. На самом верхнем уровне концерна (как и на всех уровнях сложных концернов) объем управляющих функций может значительно меняться в зависимости от правовых возможностей и предпочтений собственников каждого уровня.
Понимание понятия «концерн» и
применение своих знаний на практике
является неотъемлемой частью успешного
ведения экономической
1 Дадашев, А.З. Теория организаций / А.З. Дадашев. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 111.
2 Куполова, К.Д. Теория организации / К.Д. Куполова. – М.: Финансы и статистика, 2009. – С. 169.
3 Баликоев, В.В. Теория организаций / В.В. Баликоев. – Новосибирск: ЮКЗА, 2008. – С. 418.
4 Любушин, Н. П. Теория организации / Н.П. Любушин. – М: Экономистъ, 2008. – С. 81.
5 Грузинов, В.П. Теория организации / В.П. Грузинов. – М.: Софист, 2008. – С. 288.
6 Кричевский, Р.Л. Теория организации / Р.Л. Кричевский. – М.: Дело, 2008. – С. 69.
7 Акимова, Т.А. Теория организации / Т.А. Акимова. – М.: ЮНИТИ, 2009. – С. 158.
8 Камаева, В.Д. Экономическая теория / В.Д. Камаева. – М.: Аспект Пресс, 2009. – С. 97.
9 Жукова, Е.Ф. Теория организаций / Е.Ф.Жукова. – М.: ЮНИТИ, 2008. – С. 177.
10 Бункина, М.К. Теория организации / М.К. Бункина. – М.: Экономика, 2008. – С. 169.
11 Соболев, А.В. Экономическая теория / А.В. Соболев. – М.: Инфра-М, 2008. – С. 257.
12 Кисилева, Е.Н. Теория организации / Е.Н. Киселева. – Киров: АСА, 2008. – С. 87.
13 Кузьмин, С.А. Теория организации / С.А. Кузьмин. – М.: Наука, 2008. – С. 91.
14 Заславский, И.Е. Теория организации / И.Е. Заславский. – М.: Наука, 2008. – С. 117.
15 Купряков, Е.М. Теория организации / Е.М. Купряков. – М.: ЮНИТИ, 2008. – С. 211.
Информация о работе Концерны: становление, организация, функционирование