Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 08:36, курсовая работа
Цель исследования заключается в анализе концернов, их становления, организации и функционирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выделить подходы к определению и правовое регулирование образования концернов;
обозначить сущность и виды концернов, особенности их функционирования;
Введение 3
Глава 1. Сущность, организация и становления концернов 5
1.1. Подходы к определению и правовое регулирование образования концернов 5
1.2. Сущность и виды концернов, особенности их функционирования 8
1.3. Реструктуризация концерна 11
Глава 2. Становление концернов в Российской Федерации 21
2.1. Правовая база создания и функционирования концерна 21
2.2. Проблемы и перспективы развития концерна в РФ 25
Заключение 31
Список литературы 32
Содержание
Введение 3
Глава 1. Сущность,
организация и становления
1.1. Подходы
к определению и правовое
1.2. Сущность и виды концернов, особенности их функционирования 8
1.3. Реструктуризация концерна 11
Глава 2. Становление концернов в Российской Федерации 21
2.1. Правовая
база создания и
2.2. Проблемы
и перспективы развития
Заключение 31
Список литературы 32
Актуальность избранной для исследования темы в современных условиях не вызывает сомнения.
Как отмечается в специальной литературе, «на стыках различных отраслей часто возникают сложные процессы экономики. Для их эффективного развития и управления необходимы концентрация ресурсов и объединение усилий предприятий и организаций различной отраслевой принадлежности, вследствие чего возникла необходимость создания специальных организационных форм управления межотраслевого характера.
В мировой практике концерны прочно заняли свое место в производственной, коммерческой и финансовой деятельности.
В целях координации
Основой для создания союзов обычно становятся сходный характер технологических процессов; взаимозависимое развитие хозяйства; синхронный рост технико-экономического уровня связанных производств; необходимость комплексного использования сырья и других ресурсов, диверсификация и т.д.
Одной из форм такого ассоциативного ведения бизнеса в современной экономике является концерн, исследованию экономической сущности и организации которого и посвящена настоящая работа.
Объект исследования – концерны.
Предметом исследования являются особенности концернов, их становление, организации, функционирования.
Цель исследования заключается в анализе концернов, их становления, организации и функционирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
В процессе исследования был применен метод теоретического исследования:
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Как показывает мировой опыт, процесс концентрации производства и тем более капитала не тождествен процессу монополизации, хотя между ними существует тесная связь. В конце ХIХ – начале ХХ веков эти процессы почти совпадали, а монополии носили, как правило, отраслевой характер. Чем крупнее был трест, синдикат, тем сильнее возрастала его доля в соответствующей отрасли и тем в большей мере он становился монополистом.
Однако начиная с 60-х годов нашего столетия этот процесс существенно видоизменился и усложнился. Монополистические гиганты, господствовавшие в той или иной отрасли, чувствовали себя не слишком комфортно в условиях резко меняющейся коньюктуры на рынке, в особенности перед конкурентами, стремящимися внедриться в данную отрасль, и, наконец, перед лицом монополий-смежников: по линии сырья и сбыта готовой продукции.
На смену одноотраслевой экспансии пришли процессы вертикальной интеграции и, что ещё важнее, – многоотраслевой диверсификации производства. Бывшие отраслевые тресты превратились в многоотраслевые концерны. В результате каждый из них стал иметь свои производства во многих, как правило, десятках отраслей. Да и число крупных предприятий в каждой из отраслей тоже увеличилось. Рельефнее всего это проявилось в США. Так, в автомобильной промышленности, кроме «Форда», возникли ещё два гиганта – «Дженерал Моторз» и «Крайслер». В нефтяной вместо двух-трёх мировых монополистов образовались более двух десятков мощнейших компаний.
Утверждение крупных многоотраслевых
концернов создало реальные каналы
межотраслевого движения монополистического
капитала. Научно-техническая революция
не только обеспечила ему дополнительные
сферы приложения, но и подготовила
необходимые предпосылки для
дальнейшей жизнедеятельности. А происшедшая
в послевоенный период модификация финансово-кредитной
системы расширила монополию рынка капиталов.
Массовому переходу капиталистических
концернов к многоотраслевому устройству способствовало
и государствено-
По мере интернационализации производства и капитала, увеличения степени открытости экономик развитых стран число конкурентов значительно пополнилось иностранными транснациональными корпорациями. В результате вместо одной, существовавшей в начале века монополии только на автомобильном рынке Америки, появилось около двух с половиной десятков компаний Западной Европы, Японии и Южной Кореи, некоторые из них имели по несколько заводов в США. Такую ситуацию стали называть монополистической конкуренцией.
Следовательно, тенденция к усилению монополизации не подавила конкуренции. Напротив, с помощью многоотраслевой (а затем и международной) экспансии, поддерживаемой государством, породила новые формы, а также подняла её на качественно новый уровень и колоссально ускорила научно-технический прогресс, не дав гигантским концернам «задохнуться» в сфере одноотраслевого монополизма. И, безусловно, это стало одним из определяющих явлений развития экономики во второй половине ХХ столетия.
Деятельность концерна основана исключительно на взаимовыгодных отношениях. Во главу угла ставятся основные постулаты: деньги не могут возникать из денег; доход инвестора должен быть связан с производством либо торговлей, носить сугубо конкретный характер; взаимоотношения строятся на основе партнёрства; каждый участник концерна преследует собственные, специфические цели, но традиционно они сводятся к следующему:
В сфере поставок основных производственных материалов основной причиной создания концерна считается стабильное предложение. Возможно, это происходит из-за консервативного менеджмента в крупных компаниях. У западных предпринимателей всё ещё живы воспоминания о нехватке материалов во время и сразу после войны, а также в период энергетического кризиса 70-х годов. Они нацелены на стабильность поставок из-за страха перед нехваткой материалов.
В сфере производства капиталоёмких товаров хорошее качество было отмечено как наиболее важная причина для установления долговременных деловых отношений. Здесь «хорошее качество» не означает высокое, а качество, соответствующее потребностям. Оно может быть достигнуто через поддержание тесной обратной связи между поставщиком и покупателем, что возможно только при долгосрочных отношениях.
В сфере основных производственных материалов определяющую роль играют конкурентные цены и хорошее качество. Система скидок и централизованных льгот делают корпоративные связи высокоэффективным финансовым инструментом. Общие усилия участников направлены к тому, чтобы создать замкнутую технологическую цепочку, что позволяет снять проблему оборотных ресурсов, оптимизировать расчёты. В частности, появляется реальная возможность для введения корпоративных средств платежа: как для взаиморасчётов внутри группы, так и для фирменных магазинов, оптовых и розничных.1
Обмен информацией о производственных планах и программе инвестиций на будущее повышает эффективность бизнеса как поставщика, так и покупателя. Конечно, существует риск злоупотребления информацией, но если одна из сторон воспользуется этим, будет нарушено взаимное доверие, на котором базируются долгосрочные деловые взаимоотношения.
Таким образом, концентрация производства и капитала обеспечивает два основных преимущества участникам концерна – экономию на издержках и стабильность. В сочетании с грамотным управлением и своевременным внедрением достижений НИОКР концерна становятся двигателем прогресса отдельных отраслей и экономики страны в целом. Кроме того, коллективный орган мощнейших корпораций в силах воздействовать на такие механизмы хозяйствования, как налогообложение, инвестирование, ценообразование, активно влиять на разработку и принятие методов защиты внутреннего рынка и отечественных производителей, политику сертификации продукции, что имеет место, например, в Японии.
Концерн – объединение предприятий, при котором они сохраняют свою юридическую самостоятельность, но финансовый контроль и определенные функции по снабжению, производству, маркетингу предприятий взяты под единое управление. Участники концерна не могут одновременно входить в состав других концернов. Типичные современные концерны сочетают вертикальную интеграцию производства с диверсификацией, т.е. располагают полным технологическим циклом одновременно в нескольких отраслях и сферах экономики.2
Различают вертикальные концерны, горизонтальные концерны, и смешанные концерны (также называемые конгломераты).
Под вертикальными понимаются объединения фирм, охватывающие весь цикл от закупки материалов через производство до сбыта одного определённого вида продукции, например концерн Мустерман, занимающийся всеми аспектами издательского дела и продажи книг и другой продукции.
Горизонтальные концерны обычно объединяют похожие фирмы с различной клиентурой, например объединение пивоварен с различными сортами пива. Большую роль в становлении современных концернов сыграла динамика финансовых рынков 60-х, с типично перемежающимися спадами и подъёмами. Это позволило конгломератам скупать компании по заниженным ценам на заёмы в банках, показывать хороший возврат с инвестиций, получать ещё большие кредиты и использовать финансовые рычаги, таким образам создавая цепную реакцию. Так возникли или получили сильное развитие американский Дженерал Электрик, немецкий Сименс, японская Мицубиси.
В русском языке слово концерн чаще всего применяется по отношению к мультинациональным финансово-промышленным группам Европы, например Сименс, ThyssenKrupp, Фольксваген, Drager. Тогда как по отношению к американским образованиям обычно употребляется термин «группа корпораций», «финансовая группа» или ФПГ.
Деятельность концерна может
распространяться на одну подотрасль
или отрасль экономики. В него
могут входить предприятия
С точки зрения системы участия в капитале можно выделить два вида концернов:
Особенности концернов:
Информация о работе Концерны: становление, организация, функционирование