Концерны: становление, организация, функционирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 08:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в анализе концернов, их становления, организации и функционирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 выделить подходы к определению и правовое регулирование образования концернов;
 обозначить сущность и виды концернов, особенности их функционирования;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность, организация и становления концернов 5
1.1. Подходы к определению и правовое регулирование образования концернов 5
1.2. Сущность и виды концернов, особенности их функционирования 8
1.3. Реструктуризация концерна 11
Глава 2. Становление концернов в Российской Федерации 21
2.1. Правовая база создания и функционирования концерна 21
2.2. Проблемы и перспективы развития концерна в РФ 25
Заключение 31
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

Концерны становление, организация, функционирование.docx

— 113.35 Кб (Скачать)

Несмотря на преимущества специализации, крупные российские компании пока редко прибегают к  стратегии развития одного продукта на рынке. Происходит это вследствие отсутствия конкурентных отношений  на отдельных стадиях производства продукции, из-за высоких административных барьеров и из-за географических особенностей расположения предприятий, построенных еще во времена СССР.

Тем не менее, если компания решилась на проведение реструктуризации, то на начальном этапе определения целей, ей необходимо четко определить для себя: в каких бизнесах она будет продолжать свою деятельность, в каких сворачивать производство, а в какие только внедряться? В конечном счете, именно это поможет ей определить, каким способом лучше осуществлять структурные преобразования, чтобы достигнуть максимальной эффективности и минимизировать возможные риски.

В ходе реализации проекта  по реструктуризации никто не застрахован  от отрицательных результатов. Существует несколько наиболее важных для компаний рисков, которые могут негативно  повлиять на проведение реструктуризационных программ.

  1. Риск неправильного выбора метода реструктуризации.
  2. Риск преждевременной оценки результатов реструктуризации.
  3. Риск недостаточной квалификации представителей органов управления компании.
  4. Риск неправильной оценки необходимых для реструктуризации ресурсов.
  5. Риск низкой мотивации лиц, участвующих в процессе реструктуризации.
  6. Риск появления негативных социальных последствий.
  7. Риск некачественного юридического сопровождения проекта.

Таким образом, концерн – это многоотраслевое акционерное общество, контролирующее предприятия через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними. В свою очередь дочерние компании также могут владеть контрольными пакетами акций других акционерных компаний, нередко расположенных в других странах.

 

 

Глава 2. Становление  концернов в Российской Федерации

2.1. Правовая  база создания и функционирования  концерна

 

В настоящее время  правовые основы создания, деятельности и ликвидации концерна в России установлены Федеральным Законом Российской Федерации «О финансово-промышленных группах», принятого 27 октября 1995 года, а также другими нормативными актами.

Федеральный Закон  дает следующее определение концерна: «Финансово-промышленная группа – это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест». Таким образом, уже в самом определении концерна раскрывается экономическая сущность этого образования: концентрация финансового и производственного капитала с целью развития экономического потенциала того или иного сектора народного хозяйства. Поэтому среди учредителей обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или других кредитных учреждений.11

Законом вводится разграничение  между транснациональными и межгосударственными  концернами. Группы, объединяющие юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств-участников СНГ, имеющие обособленные подразделения на территории разных государств либо осуществляющие капитальные вложения в странах СНГ, регистрируются как транснациональные. При создании на их основе межправительственного соглашения им присваивается статус межгосударственных. Особенности их организационного оформления, деятельности и ликвидации устанавливаются уже данным соглашением. Им оговариваются меры поддержки и кредитования.

На транснациональные  концерны не распространяются никакие межгосударственные гарантии. Они считаются рядовыми хозяйствующими субъектами рыночной экономики стран СНГ, и не только не имеют преимуществ, но и попадают в условия дискриминации по отношению к предприятиям, участвующим в межгосударственной кооперации.

В интересах общего дела уравнять их статус при регистрации. В международной практике крупнейшие концерны как западных, так и восточных стран являются транснациональными, осуществляющими производственно-финансовую деятельность независимо от местоположения (регистрации) головной компании.

Далее законом  устанавливается порядок регистрации  концерна, структура управления, порядок ведения учёта, контроля и отчётности. Хотелось бы выделить два момента. Первое, наложен запрет на участие предприятий и банков в более чем одного концерна. Это можно объяснить стремлением ограничить монополизм, развитие которого вполне обосновано связывают с активным формированием концерна. Второе, центральная компания может быть образована только как открытое акционерное общество, что препятствует созданию концерна в оборонной промышленности. Между тем именно в «оборонке», где уровень развития фундаментальной и прикладной науки достаточно высок, деятельность концерна была бы весьма эффективна.

Учредители концерна обязаны представить в полномочный государственный орган пакет документов, содержащий сведения целях и задачах, инвестиционных проектах и программах, предполагаемых финансовых и других результатах создания концерна. Организационный проект представляет собой, по сути, Бизнес-план. Таким образом, сущестует необходимость научного обоснования экономической целесообразности создания концерна.

Согласно закону, мерами государственной поддержки деятельности концерна, устанавливаемыми по решению Правительства РФ, являются:

  • зачёт задолжности участника концерна, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах, в объём предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов инвестиций для покупателя – центральной компании того же концерна;
  • предоставление участникам концерна права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений.12

В условиях инфляционной экономики  амортизация, как экономический  инструмент замены основных средств, теряет смысл, поскольку, во-первых, действующий  механизм переоценки ОФ обеспечивает, по различным оценкам, формирование 42-54% средств, необходимых производителю  для осуществления его инвестиционных проектов, и то только в целях  простой замены оборудования. Во-вторых, предприятие планирует замену оборудования произвести, естественно, не впрок, а в конце планового срока его эксплуатации. Следовательно, в период эксплуатации действующего оборудования закупок основных средств не предвидится, значит, льгота не будет использована. Но тогда из оборотных средств предприятия путём налогообложения в течении всего срока эксплуатации основных средств будет постоянно изыматься их часть, представляющая собой часть амортизационных отчислений, пропорциональную ставке налога на прибыль.

Таким образом, положение, закреплённое в статье 15 Закона, значительно облегчает участникам ФПГ обновление капитала.

  • передача в доверительное управление центральной компании ФПГ временно закреплённых за государством пакетов акций участников этой ФПГ;

До принятия настоящего Федерального Закона Правительство РФ неоднократно получало обращения учредителей крупнейших ФПГ с просьбой внести пакет акций, временно закреплённых за государством, в качестве вклада в уставной фонд ФПГ. Однако в каждом случае просители получали отказ, поскольку государственные органы не имеют права участвовать в коммерческих организациях без специального разрешения. Таким образом,  абзац 3 статьи 15 представляет собой компромисс между интересами участников ФПГ и российским законодательством.

  • предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций;
  • предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов ФПГ.13

Порядок предоставления мер  поддержки финансово-промышленых групп разрабатывает Правительство и заявляется одновременно с предоставлением проекта бюджета, то есть законом предусмотрен не только «шаблон» государственной поддержки ФПГ, но и целевое выделение средств.

В развитие статьи 15 Федерального закона «О финансово-промышленных группах» был принят Указ Президента РФ № 443 «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп». Президент постановил, в частности, предусматривать в проектах федеральных бюджетов начиная с 1997 года средства на финансирование государственной поддержки ФПГ, а в 1996 году оказывать поддержку в пределах расходов, предусмотренных в федеральном бюджете на 1996 год. Но, сыграла ли свою роль дата принятия документа (Указ был принят 1 апреля 1996 года) либо по другим причинам, его действие было приостановлено до 1 января 1998 года Указом Президента РФ от 28 декабря 1996 года.

Бесспорно, набор мер и  механизмов, заложенных в Законе о  ФПГ, Указах президента и актах Правительства  РФ, оказывают поддерживают процесс  образования функционирование ФПГ  в русле общей экономической  стратегии и приоритетных национальных целей страны, но это – формально. Позитивное влияние ФПГ на отечественную экономику могло бы быть более действенным, если бы Правительство активизировало свою деятельность в проведении общей промышленной политики и конкретной поддержки таких объединений, предусмотренной Федеральным законом «О финансово-промышленных группах».

2.2. Проблемы и перспективы развития концерна в РФ

 

В то время как в стране продолжается обвальное падение  производства, нельзя не заметить, что  концерны становятся всё более заметным явлением российской экономики. Первая из них – «Уральские заводы» (Ижевск) была зарегистрирована в 1994 году. К началу 1997 года число их, внесённых в государственный реестр, достигло 60. Они объединили свыше 500 предприятий, более 90 финансово-кредитных учреждений. Из 18 миллионов человек, работающих в промышленности, 3 миллиона – или каждый шестой – заняты в концернах. Наряду с официальными группами существуют неофициальные, не прошедшие регистрации, и эти новые для России организационные образования показывают совсем не плохую динамику развития.14

В 1995 году концерны дали прирост производства в 5 процентов. Предварительные оценки итогов первого полугодия 1997 года позволяют утверждать, что уже есть положительная динамика работы. Убедительным свидетельством объективной жизненной потребности в формировании таких интеграционных структур является увеличение числа зарегистрированных групп. В 1994 году их было 7, в 1995 году – 27, а прирост за 1996 год – 19 новых образований. Только в последнем квартале 1996 года были созданы Концерн «Русский текстиль», «Транснациональная алюминиевая компания «ТАНАКО», «Русская меховая корпорация», «Тяжэнергомаш», группы «Точность» и «Специальное транспортное машиностроение».  В лесной и деревообрабатывающей промышленности создан концерн «Вятка-Лес-Инвест», в химической  – «Интерхимпром», в текстильной – холдинг «Ярославский», в добыче и переработке нефти – «Волжская компания». Группы охватили самые разнообразные отрасли и будут содействовать их выживаемости и оживлению российской экономики.

В январе 1996 года назрела  необходимость создания Ассоциации финансово-промышленных групп России (АФПГ). Эта организация учреждалась  прежде всего как инструмент для  защиты корпоративных интересов, продвижения, пробивания трудных, специфических  финансово-правовых вопросов в парламентско-представительских  кругах. В состав её учредителей  вошли 24 объединения, более 40 концернов, представляющих практически все отрасли российской экономики. Ассоциация призвана решать серьёзные стратегические задачи, всячески содействовать подготовке и реализации масштабных инвестиционных проектов. При этом она отнюдь не делает ставку на поступления из бюджета. Например, есть намерение разработать положение об инвестиционных фондах, создаваемых при центральных компаниях, что даст возможность аккумулировать денежные средства для реализации инвестиционных проектов.

Готовятся также предложения  по вопросам налоговых платежей, учёта  затрат на НИОКР, углублению делового партнёрства с отечественными финансовыми институтами, привлечению иностранного капитала. В перспективе будут расширяться международные контакты концернов, укрепляться связи с влиятельными предпринимательскими ближнего и дальнего зарубежья.

Предметом наиболее активного  обсуждения является финансирование деятельности концерна. В печати, наряду с позитивными оценками, встречается и агрессивное неприятие концерна. Они характеризуются как «заповедники для промышленных динозавров», «основные формы существования российского криминального капитализма». Приходится слышать и такое мнение, что концерны являются искусственными образованьями, созданными в расчёте на бюджетную поддержку. Действительно, практически все группы связаны с федеральными целевыми программами, поскольку способны решать задачи народнохозяйственного масштаба. И, как участники таких программ, могут рассчитывать на государственную поддержку. Кстати сказать, пока только одна группа – «Приморье» получила какие-то бюджетные средства для мероприятий по защите районов Дальнего Востока от последствий наводнений и тайфунов.15

В большинстве  своём концерны ориентируются на собственные источники финансирования, кредиты, иностранные инвестиции. Идёт активный поиск путей выживания и развития, поскольку группы создаются инициативными предпринимателями новой формации, умеющими объединять для достижения общих целей усилия своих деловых партнёров.

В ряде групп есть первоклассные  «ноу-хау», патенты, интересные научно-технические разработки. Нужны лишь средства и общая благоприятная экономическая обстановка, чтобы в полную меру использовать потенциал.

Информация о работе Концерны: становление, организация, функционирование