Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 08:36, курсовая работа
Цель исследования заключается в анализе концернов, их становления, организации и функционирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выделить подходы к определению и правовое регулирование образования концернов;
обозначить сущность и виды концернов, особенности их функционирования;
Введение 3
Глава 1. Сущность, организация и становления концернов 5
1.1. Подходы к определению и правовое регулирование образования концернов 5
1.2. Сущность и виды концернов, особенности их функционирования 8
1.3. Реструктуризация концерна 11
Глава 2. Становление концернов в Российской Федерации 21
2.1. Правовая база создания и функционирования концерна 21
2.2. Проблемы и перспективы развития концерна в РФ 25
Заключение 31
Список литературы 32
Несмотря на преимущества специализации, крупные российские компании пока редко прибегают к стратегии развития одного продукта на рынке. Происходит это вследствие отсутствия конкурентных отношений на отдельных стадиях производства продукции, из-за высоких административных барьеров и из-за географических особенностей расположения предприятий, построенных еще во времена СССР.
Тем не менее, если компания решилась на проведение реструктуризации, то на начальном этапе определения целей, ей необходимо четко определить для себя: в каких бизнесах она будет продолжать свою деятельность, в каких сворачивать производство, а в какие только внедряться? В конечном счете, именно это поможет ей определить, каким способом лучше осуществлять структурные преобразования, чтобы достигнуть максимальной эффективности и минимизировать возможные риски.
В ходе реализации проекта по реструктуризации никто не застрахован от отрицательных результатов. Существует несколько наиболее важных для компаний рисков, которые могут негативно повлиять на проведение реструктуризационных программ.
Таким образом, концерн – это многоотраслевое акционерное общество, контролирующее предприятия через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними. В свою очередь дочерние компании также могут владеть контрольными пакетами акций других акционерных компаний, нередко расположенных в других странах.
В настоящее время правовые основы создания, деятельности и ликвидации концерна в России установлены Федеральным Законом Российской Федерации «О финансово-промышленных группах», принятого 27 октября 1995 года, а также другими нормативными актами.
Федеральный Закон
дает следующее определение
Законом вводится разграничение между транснациональными и межгосударственными концернами. Группы, объединяющие юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств-участников СНГ, имеющие обособленные подразделения на территории разных государств либо осуществляющие капитальные вложения в странах СНГ, регистрируются как транснациональные. При создании на их основе межправительственного соглашения им присваивается статус межгосударственных. Особенности их организационного оформления, деятельности и ликвидации устанавливаются уже данным соглашением. Им оговариваются меры поддержки и кредитования.
На транснациональные концерны не распространяются никакие межгосударственные гарантии. Они считаются рядовыми хозяйствующими субъектами рыночной экономики стран СНГ, и не только не имеют преимуществ, но и попадают в условия дискриминации по отношению к предприятиям, участвующим в межгосударственной кооперации.
В интересах общего дела уравнять их статус при регистрации. В международной практике крупнейшие концерны как западных, так и восточных стран являются транснациональными, осуществляющими производственно-финансовую деятельность независимо от местоположения (регистрации) головной компании.
Далее законом
устанавливается порядок
Учредители концерна обязаны представить в полномочный государственный орган пакет документов, содержащий сведения целях и задачах, инвестиционных проектах и программах, предполагаемых финансовых и других результатах создания концерна. Организационный проект представляет собой, по сути, Бизнес-план. Таким образом, сущестует необходимость научного обоснования экономической целесообразности создания концерна.
Согласно закону, мерами
государственной поддержки
В условиях инфляционной экономики
амортизация, как экономический
инструмент замены основных средств, теряет
смысл, поскольку, во-первых, действующий
механизм переоценки ОФ обеспечивает,
по различным оценкам, формирование
42-54% средств, необходимых производителю
для осуществления его
Таким образом, положение, закреплённое в статье 15 Закона, значительно облегчает участникам ФПГ обновление капитала.
До принятия настоящего Федерального Закона Правительство РФ неоднократно получало обращения учредителей крупнейших ФПГ с просьбой внести пакет акций, временно закреплённых за государством, в качестве вклада в уставной фонд ФПГ. Однако в каждом случае просители получали отказ, поскольку государственные органы не имеют права участвовать в коммерческих организациях без специального разрешения. Таким образом, абзац 3 статьи 15 представляет собой компромисс между интересами участников ФПГ и российским законодательством.
Порядок предоставления мер
поддержки финансово-
В развитие статьи 15 Федерального закона «О финансово-промышленных группах» был принят Указ Президента РФ № 443 «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп». Президент постановил, в частности, предусматривать в проектах федеральных бюджетов начиная с 1997 года средства на финансирование государственной поддержки ФПГ, а в 1996 году оказывать поддержку в пределах расходов, предусмотренных в федеральном бюджете на 1996 год. Но, сыграла ли свою роль дата принятия документа (Указ был принят 1 апреля 1996 года) либо по другим причинам, его действие было приостановлено до 1 января 1998 года Указом Президента РФ от 28 декабря 1996 года.
Бесспорно, набор мер и механизмов, заложенных в Законе о ФПГ, Указах президента и актах Правительства РФ, оказывают поддерживают процесс образования функционирование ФПГ в русле общей экономической стратегии и приоритетных национальных целей страны, но это – формально. Позитивное влияние ФПГ на отечественную экономику могло бы быть более действенным, если бы Правительство активизировало свою деятельность в проведении общей промышленной политики и конкретной поддержки таких объединений, предусмотренной Федеральным законом «О финансово-промышленных группах».
В то время как в стране продолжается обвальное падение производства, нельзя не заметить, что концерны становятся всё более заметным явлением российской экономики. Первая из них – «Уральские заводы» (Ижевск) была зарегистрирована в 1994 году. К началу 1997 года число их, внесённых в государственный реестр, достигло 60. Они объединили свыше 500 предприятий, более 90 финансово-кредитных учреждений. Из 18 миллионов человек, работающих в промышленности, 3 миллиона – или каждый шестой – заняты в концернах. Наряду с официальными группами существуют неофициальные, не прошедшие регистрации, и эти новые для России организационные образования показывают совсем не плохую динамику развития.14
В 1995 году концерны дали прирост производства в 5 процентов. Предварительные оценки итогов первого полугодия 1997 года позволяют утверждать, что уже есть положительная динамика работы. Убедительным свидетельством объективной жизненной потребности в формировании таких интеграционных структур является увеличение числа зарегистрированных групп. В 1994 году их было 7, в 1995 году – 27, а прирост за 1996 год – 19 новых образований. Только в последнем квартале 1996 года были созданы Концерн «Русский текстиль», «Транснациональная алюминиевая компания «ТАНАКО», «Русская меховая корпорация», «Тяжэнергомаш», группы «Точность» и «Специальное транспортное машиностроение». В лесной и деревообрабатывающей промышленности создан концерн «Вятка-Лес-Инвест», в химической – «Интерхимпром», в текстильной – холдинг «Ярославский», в добыче и переработке нефти – «Волжская компания». Группы охватили самые разнообразные отрасли и будут содействовать их выживаемости и оживлению российской экономики.
В январе 1996 года назрела
необходимость создания Ассоциации
финансово-промышленных групп России
(АФПГ). Эта организация учреждалась
прежде всего как инструмент для
защиты корпоративных интересов, продвижения,
пробивания трудных, специфических
финансово-правовых вопросов в парламентско-
Готовятся также предложения по вопросам налоговых платежей, учёта затрат на НИОКР, углублению делового партнёрства с отечественными финансовыми институтами, привлечению иностранного капитала. В перспективе будут расширяться международные контакты концернов, укрепляться связи с влиятельными предпринимательскими ближнего и дальнего зарубежья.
Предметом наиболее активного обсуждения является финансирование деятельности концерна. В печати, наряду с позитивными оценками, встречается и агрессивное неприятие концерна. Они характеризуются как «заповедники для промышленных динозавров», «основные формы существования российского криминального капитализма». Приходится слышать и такое мнение, что концерны являются искусственными образованьями, созданными в расчёте на бюджетную поддержку. Действительно, практически все группы связаны с федеральными целевыми программами, поскольку способны решать задачи народнохозяйственного масштаба. И, как участники таких программ, могут рассчитывать на государственную поддержку. Кстати сказать, пока только одна группа – «Приморье» получила какие-то бюджетные средства для мероприятий по защите районов Дальнего Востока от последствий наводнений и тайфунов.15
В большинстве своём концерны ориентируются на собственные источники финансирования, кредиты, иностранные инвестиции. Идёт активный поиск путей выживания и развития, поскольку группы создаются инициативными предпринимателями новой формации, умеющими объединять для достижения общих целей усилия своих деловых партнёров.
В ряде групп есть первоклассные «ноу-хау», патенты, интересные научно-технические разработки. Нужны лишь средства и общая благоприятная экономическая обстановка, чтобы в полную меру использовать потенциал.
Информация о работе Концерны: становление, организация, функционирование