Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 18:55, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть модели и типы коммуникаций на примере современной организации, ОАО СМК «Югория-Мед». Так же выявить проблемы коммуникаций в данной компании, и после разработать рекомендации и предложения по совершенствованию коммуникаций на основе проведенного анализа.
Введение 3
Глава 1. Коммуникации в современных организациях 6
1.1. Общее понятие и элементы коммуникаций в современных организациях 6
1.2. Модели коммуникаций 7
1.3. Типы коммуникаций 13
1.3.1. Классификация коммуникаций 13
1.3.2. Особенности типов коммуникаций 15
1.4. Роль коммуникаций в современных организациях 17
1.5. Коммуникативные барьеры 19
Глава 2. Анализ коммуникаций в ОАО СМК «Югория-Мед» 23
2.1. Характеристика компании «Югория-Мед» 23
2.2. Модели и типы коммуникаций, используемые в данной компании 24
2.3. Проблемы коммуникаций и меры по их устранению в ОАО СМК «Югория-Мед» 28
Глава 3. Рекомендации по усовершенствованию коммуникаций в современных организациях 31
Заключение 35
Список литературы 37
Приложение 1. 38
С
28 февраля 2005 года ОАО СМК «Югория-Мед»
является членом «Межрегионального
Союза Медицинских
Основными элементами коммуникаций в «Югория-Мед» являются: отправитель, сообщение, канал и получатель. Однако на каждом этапе коммуникационного процесса в отдельно взятой организации есть свои особенности.
Особенностью
исследуемой организации
Коммуникационный процесс начинается с идеи сообщения (приказа, постановления, решения). Какое сообщение следует сделать предметом обмена, решает отправитель. Отправителем будем считать руководителя. На этом этапе отправитель решает, какую точку зрения следует передать получателю. Но чтобы обмен информацией прошел эффективно, необходимо учесть множество ситуационных факторов характеризующих обстановку в целом, воспринимающую сторону и возможные последствия коммуникационного процесса. Так, например, если руководитель хочет обменяться информацией о результатах работы подчиненного, то он четко понимает, что речь идет о сильных и слабых сторонах личности работника. В таких случаях он не говорит только хорошо или только плохо, а придерживается дипломатической линии.
На втором этапе руководителю необходимо превратить идею в сообщение, т.е. закодировать ее с помощью символов – слов, интонации, жестов. Типу символов соответствует канал передачи информации. Характерными каналами является передача речи, письменных материалов, электронные средства связи, электронная почта, реже всего - видеоконференции. Нужно заметить, что в «Югория-Мед» , независимо от канала передачи сообщения, самым распространенными являются официальные коммуникации (прямые разговоры, письменные приказы), а также неформальные коммуникации, происходящие непосредственно через общение между сотрудниками отделов.
Для того чтобы быть уверенным в том, что информация поступила к получателю, нередко в организации «Югория-Мед» пользуются двумя - тремя каналами передачи. Так, напримep, переданное по телефону сообщение подтверждается письменным приказом. Без крайней необходимости многоканальные связи не употребляются, чтобы не увеличивать потоки бумаг. Они предназначены, прежде всего, для усиления контроля над выполнением работы, акцентированием важности предлагаемого задания, правильной интерпретации сообщения получателем. Нередко канал передачи сообщения зависит от самой информации, содержащейся в нем.
Информация,
которая используется в организации
для коммуникационного
Текущая информация, в свою очередь, подразделяется на:
По
аспектам коммуникационного управления
информация может быть экономическая,
организационная, социальная, техническая.
Кроме того, информация, заложенная
в сообщении, может содержать
разную степень срочности и
Коммуникационные процессы в «Югория-Мед» можно охарактеризовать следующим образом:
1.
По субъекту и средствам
2.
По форме общения,
3.
По каналам общения, наряду
с формальными коммуникациями
присутствуют и неформальные, которые
можно определить как «
4. По пространственному расположению каналов или организационному признаку коммуникации в «Югория-Мед» происходят по горизонтальному признаку из-за малого количества структурных единиц, но периодически возникают и вертикальные коммуникации.
Каждый месяц начальники отделов в письменном виде докладывают о проделанной работе руководителю. Также в этом докладе возможны предложения, пожелания, просьбы как самих докладчиков, так и рядовых работников, которые находятся у них в подчинении. Предварительно их просьбы и пожелания обсуждаются с их начальниками. Таким образом, в организации организованы восходящие вертикальные коммуникации.
Руководитель, рассмотрев, доклады менеджеров, в первых числах следующего месяца организовывает с помощью секретаря собрание, на котором по каждому пункту докладов дает указания на дальнейшую работу, а также распоряжается и передает информацию, поступившую к нему из внешней среды. На этом же собрании присутствует главный бухгалтер фонда для получения информации о произведённых расходах или предстоящих расходах, доходах и т.п. Таким образом налажены вертикальные нисходящие коммуникации.
Также нисходящие и восходящие коммуникации осуществляются на ежегодных собраниях всего коллектива «Югория-Мед», где обсуждаются достижения, неудачи и перспективы организации, и сотрудников.
Горизонтальные
коммуникации в основном протекают
неформальным образом, непосредственно
через общение между
Запрос – ответ
Рис. 4. Горизонтальные коммуникации
Не смотря на то, что компания хорошо функционирует и развивается, у неё имеются некоторые проблемы, касающиеся внешней коммуникации, особенно остро стоит вопрос о взаимодействие компании «Югория-Мед» со средствами массовой информации. У компании «Югория-Мед» конечно же имеется достаточно обширный контактный лист, в котором указаны наименования СМИ, телефоны и адреса электронной почты. В свою очередь, и СМИ, взаимодействующие с «Югория-Мед», знают номера телефонов, адреса сайтов и электронной почты информационной службы, хотя их совместная деятельность зачастую бессмысленна. СМИ просто не заинтересованы рекламировать, или печатать статьи касающиеся «Югория-Мед», так как считают, что они достаточно самостоятельны и эффективны без участия СМИ.
На много более важные проблемы возникают во внутренней коммуникации. С одной стороны, описываемая компания является очень большой организацией, по сути, государство в государстве и взаимодействие между подразделениями часто бывает затруднено. В межгрупповой коммуникации можно выделить следующие проблемы:
Проблемы межличностной коммуникации:
В связи с этим нужно учесть некоторые способы профилактики негативных явлений в коммуникационном процессе организации [4, с. 105 –106]:
1.
Регулирование информационных
2.
Управленческие действия. Дополнительные
действия: обсуждение и прояснение
новых планов, вариантов стратегии,
целей и назначений, необходимых
для более эффективной
3.
Системы обратной связи.
4.
Системы сбора предложений.
5.
Информационные бюллетени и
6.
Современная информационная
Подводя
итог анализа исследуемой
Совершенствование коммуникационного процесса приводит к ликвидации промежуточных, звеньев внутри организации и между ними. Это происходит потому, что информация является основным продуктом обмена при взаимоотношениях внутри предприятия, а так же между предприятием и поставщиком или потребителем. Она является основным продуктом договора, сделки или усилий по координации действий отдельных звеньев. В этом случае ликвидация промежуточных звеньев является следствием внедрения информационных технологий, поскольку становятся ненужными посредники между источником и получателем информации. Это в свою очередь приводит к изменению "организационной структуры предприятия, организации, ликвидируются целые звенья, связанные с дополнительными затратами. Появляются более простые иерархические связи и более широкие системы контроля.