Коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть модели и типы коммуникаций на примере современной организации, ОАО СМК «Югория-Мед». Так же выявить проблемы коммуникаций в данной компании, и после разработать рекомендации и предложения по совершенствованию коммуникаций на основе проведенного анализа.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Коммуникации в современных организациях 6

1.1. Общее понятие и элементы коммуникаций в современных организациях 6

1.2. Модели коммуникаций 7

1.3. Типы коммуникаций 13

1.3.1. Классификация коммуникаций 13

1.3.2. Особенности типов коммуникаций 15

1.4. Роль коммуникаций в современных организациях 17

1.5. Коммуникативные барьеры 19

Глава 2. Анализ коммуникаций в ОАО СМК «Югория-Мед» 23

2.1. Характеристика компании «Югория-Мед» 23

2.2. Модели и типы коммуникаций, используемые в данной компании 24

2.3. Проблемы коммуникаций и меры по их устранению в ОАО СМК «Югория-Мед» 28

Глава 3. Рекомендации по усовершенствованию коммуникаций в современных организациях 31

Заключение 35

Список литературы 37

Приложение 1. 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Модели и типы коммуникаций в современных организациях.docx

— 82.44 Кб (Скачать)

     Кто ? (коммуникатор передает сообщение)

     Что? (передается сообщение)

     Как? (осуществляется передача)

     Кому? (направлено сообщение)

     С каким эффектом? (сообщение доставлено)

     Итак, в этой модели выделяются следующие  компоненты коммуникационного процесса:

     1) источник коммуникации (коммуникатор);

     2) содержание;

     3) канал коммуникации;

     4) мишень (приемник);

     5) эффект.

     При этом Г. Лассуэл выделил три основные функции процесса коммуникации как  процесса по своей сути управленческого:

  • наблюдение за окружающей средой, для выявления угрозы представляемому обществу и определения возможностей оказания влияния на ценностные ориентации этого общества и/или его составных частей;
  • корреляция соотношения составных частей этого общества при его реагировании на "поведение" окружающей среды;
  • передача социального наследия от поколения к поколению.

     Однако  модель Лассуэла не отражает всей сложности  и полноты коммуникативной функции  культуры. В ней акцент делается на активность коммуникатора, а реципиент  оказывается только объектом коммуникационного  воздействия. Дело в том, что результат коммуникации - не просто изменение сознания, чувств, установок или поведения слушателя, это еще и достижение определенной степени согласия или несогласия реципиента с тем, что, как и почему сообщается коммуникатором. Поэтому в дополнение к бихевиористической по существу модели Лассуэла в середине 50-х годов XX века появилась интеракционистская модель коммуникации, предложенная Т. Ньюкомбом.

     2. Интеракционистская модель коммуникации. Интеракционистская модель исходит из того, что субъекты коммуникации - и коммуникатор и реципиент - равноправны, связаны как взаимными ожиданиями и установками, так и общим интересом к предмету общения. Сама же коммуникация выступает как реализация такого интереса с помощью передаваемых сообщений. Эффект же коммуникационного взаимодействия проявляется в сближении или отдалении точек зрения коммуникатора и реципиента на общий предмет, что фактически означает расширение либо, напротив, сужение возможностей их взаимопонимания и сотрудничества.

     Именно  такой подход выдвигает на первый план достижение согласия между партнерами по коммуникации. А само согласие, с  точки зрения последователей интеракционизма, есть установление общей картины  мира. Поэтому коммуникация представляет собой такой обмен идеями, символами, ценностями, благодаря которому согласие поддерживается, развивается или  разрушается.

     3. Модель коммуникации Маклуэна. Значительное влияние имеет общая теория коммуникаций, разработанная канадским социологом Г. Маклуэном. Он считает, что развитие коммуникативных средств определяет как общий характер культуры, так и смену исторических эпох. Он выделяет следующие этапы:

     1 этап. общение людей было ограничено рамками устной речи и мифологическим мышлением, характеризовалось локальностью и замкнутостью.

     2 этап. связан с появлением письменности, коммуникации стали более надежными,  иметь единство значений и знаний, устраняли разногласия в отношении к нормам и ценностям, письменность помогла надежному сохранению прошлого опыта, значений, знаний и представлений, обеспечила интенсивную работу по развитию художественной литературы и научных знаний.

     3 этап. усложнения и обогащения коммуникационных взаимодействий, начался изобретением И. Гутенбергом в XV в. печатного станка, что привело к торжеству визуального восприятия, формированию национальных языков и государств, а это сопровождалось распространением рационализма.

     4 этап. стало широкое распространение современных аудиовизуальных средств коммуникации. Телевидение и другие аудиовизуальные средства радикально преобразуют саму среду, в которой живет и общается современное человечество, резко расширяют масштабы и интенсивность его коммуникационных связей со всем миром.

     Если  созданные Г. Лассуэлом и Т. Ньюкомбом  модели коммуникационных взаимодействий носили социальный и социально-психологический  характер, выделяя на приоритетное место социальные процессы общения  и взаимодействия участников коммуникации, то Г. Маклуэн в духе его концепции делал упор на технические средства исследуемого процесса.

     4. Аутопотетическая модель. Немецкий социолог Никлас Луман разработал аутопотетическую коммуникационную модель. В его понимании аутопотетическая система - это система, отличающаяся оперативной закрытостью, а каждое коммуникативное событие закрывает и открывает систему. Именно вследствие интегрирования информации, сообщения и понимания социальная система приобретает свои специфические свойства:

  • самоограничения, т. е. к различению самой себя и окружающей среды;
  • возможность самовоспроизводства;
  • самоорганизации;
  • само референции (само представления).

     Если  психическая система (например личность) самоорганизует себя, т. е. приходит к  самопониманию посредством сознания, то социальная система (общество) согласно Н. Луману осуществляет этот процесс  посредством коммуникации.

     Каждая  из охарактеризованных моделей коммуникации способна выполнить свою специфическую  роль в осуществлении коммуникационного  процесса. Чтобы сам этот процесс  был эффективным с точки зрения подготовки, принятия и реализации управленческих решений, руководителю полезно знать основные черты  каждой из описанных моделей и  уметь применять их в соответствующих ситуациях и на соответствующем уровне управления.

     Знание  этих моделей снижает вероятность  возникновения неэффективных коммуникаций и тем самым создает необходимые  предпосылки и условия для  осуществления эффективных коммуникаций, приводящих к успеху управленческой деятельности.

1.3. Типы коммуникаций

1.3.1. Классификация коммуникаций

 

     Коммуникации  можно классифицировать по типу объектов и по       степени  формализации [11, с. 98 – 100].

     По  типу объектов:

           -организация –  внешняя среда;

           -межуровневая (восходящая);

           -межуровневая (нисходящая);

           -горизонтальная;

           -руководитель –  подчиненный;

               -руководитель – рабочая группа.

     По  степени формализации:

           -формальные коммуникации;

           -неформальные коммуникации.

     Формальная  коммуникация стандартизирует взаимоотношения  между коммуникатором (передающим информацию) и реципиентом (принимающим информацию) в организации, строго регламентируемые организационными нормами, правилами, основными ценностями. Эти связи обладают высокой устойчивостью и надежностью и направлены на достижение                         организационных целей.

     Неформальная  коммуникация возникает в том  случае когда              формальные связи не могут удовлетворять  потребности членов социальных групп в организации. Данные связи обладают меньшей устойчивостью и направлены в основном на достижение целей малых социальных групп и отдельных личностей. Так, неформальные связи используются для              информационного обеспечения взаимодействия между подразделениями   (горизонтальные деловые связи), для удовлетворения потребностей членов организации в общении, взаимодействия с лидерами, комфортности по       отношению к групповым нормам. Неформальные связи не носят               иерархического характера, но могут быть как горизонтальными (в               подавляющем большинстве), так и вертикальными (например, дружеское    общение между лидером и рядовым членом группы). Один из каналов        неформальной коммуникации — распространение слухов. Таким образом ,информация передается намного быстрее, чем по каналам формального     сообщения.

     Помимо  перечисленных видов в организации  выделяют вербальную (письменную и  устную) и невербальную (визуальную) коммуникацию.

     Коммуникация  организации с внешней средой в современных           российских условиях направлена на рыночный и институциональный уровни. Основной целью такого рода коммуникации является создание баланса   между входом и выходом организации как системы и информационное   обеспечение этого баланса. Такая коммуникация, как правило,                   ориентирована на различные адресные аудитории (рядовых потребителей, поставщиков, конкурентов, общественные организации или группы           давления, государственные органы исполнительной и законодательной     власти и т. д.). Помимо обеспечения баланса решаются также следующие    задачи: создание имиджа организации на местном, государственном и     международном уровнях; обеспечение связи с имеющимися и                      потенциальными потребителями (например, с помощью рекламы);             воздействие на разработку законов, постановлений, касающихся                  деятельности данной организации (например, используя лоббирование).

     Эффективность коммуникационных процессов в организации  зависит от многих факторов: уровня и масштабности поставленных задач,                организационной структуры, организационной  культуры, квалификации     менеджеров, стиля лидерства и др.

1.3.2. Особенности типов  коммуникаций

 

     Межличностная коммуникация осуществляется в тех видах общения, которые предполагают прагматические цели и конструктивность решений, и  готовность каждого партнера к адекватному  поведению. [9, с. 124 –126] Панфилова А.П.  различает пять типов коммуникации: познавательную, убеждающую,        экспрессивная, суггестивную, ритуальную. Для каждого из них характерны свои цели и ожидаемый результат, условия организации, а также  коммуникативные формы и средства [Приложение 1] .

     Основным  различием системы межличностных  отношений и массовой коммуникации является то, что в рамках межличностной коммуникации устанавливается непосредственный контакт между индивидами с помощью межличностных средств общения, в то время как в массовой коммуникации обмен информацией опосредуется техническими средствами коммуникации.

     Среди различных типов коммуникаций, помимо личностной,           межличностной, массовой и специализированной (деловой,                         профессиональной, политической и т.д.), особого внимания заслуживают   визуальная, мифологическая и перформансная  коммуникации   [6, с. 367 – 368]. Это объясняется тем, что специалист по связям с общественностью работает в особо организованной среде.

     Визуальная  коммуникация – это передача информации посредством жестов, мимики, телодвижений. По данным специалистов, невербальными  средствами передается около 65% информации. Часто, чтобы дать понять   человеку наше отношение к нему, мы ничего не говорим, а только смотрим на него с определенным выражением лица. Преимущество визуальной     коммуникации в том, что она понятна большинству.

     Мифологическая  коммуникация основывается на мифах.                    Миф, представляет определенную грамматику      поведения и несет свою эстетическую направленность. Он является моделью и до некоторой степени оправданием всех человеческих поступков. Миф  разворачивается в каком-то нетрадиционном пространстве, где есть опасность. Миф актуален и      сегодня. Современные средства коммуникации, в особенности телевидение и интернет, конструируя реальность, формируют свое мифологическое           пространство. Появляются новые мифы и герои, под воздействием которых происходит трансформация современной культуры. Реальные или               мифические герои продолжают оказывать влияние на юношеское сознание. Они являются образцами для подражания и указателями приоритетного направления развития социума.

Информация о работе Коммуникации