Исследование системы управления Центрального районного суда г. Омска

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Исследование систем управления – это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями. В условиях динамичности современно производства и общественного устройства управление должно находится в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала, в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Необходимость в исследовании систем управления продиктовано достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех работы этих организаций. Исследования систем управления могут быть различными как по целям, так и по методологии их проведения.
Цель - анализ системы управления на примере Центрального районного суда г. Омска.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ 5

1.1 Сущность и содержание теории управления 5
1.2 Управленческий процесс 8
1.3 Методологические основы исследования систем управления 11

2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОННОГО СУДА г. ОМСКА 15

2.1 Краткая характеристика и основные направления деятельности 15
2.2 Миссия и ключевые цели объекта управления 16
2.3 Анализ внутренней и внешней среды 20
2.3.1. Экономическое состояние страны 20
2.3.2Политико-правовой аспект 22
2.3.3 Социальные факторы 24
2.3.4 Структура организации 25
2.3.5 Анализ функций управления 27
2.4 Разработка и постановка целей Центрального районного суда г. Омска 34
2.5 Использование матричных схем при определении причинных зависимостей между выявленными проблемами 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Работа содержит 1 файл

суд.docx

— 45.38 Кб (Скачать)

       В зависимости от количества  поступающих в суд дел, числа  судей их квалификации и накопленного  опыта по рассмотрению отдельных  категорий дел, обязанности могут  распределяться с учетом таких  принципов как:

  территориальный, когда определенный судья рассматривает гражданские, уголовные, административные и другие дела, возникшие на определенной территории;

  функциональный, когда один судья рассматривает гражданские, другой – уголовные, третий – административные дела и т.д.;

  территориально – функциональный, когда каждый судья рассматривает или гражданские, или уголовные, или административные дела, возникающие на определенной территории;

  персональный, когда каждый судья рассматривает гражданские дела по заявлениям или жалобам, поступившим во время личного приема населения и представителей организаций, а уголовные и административные дела – по поручению председателя суда.

       Организационная работа районного  суда не ограничивается слаженной  работой судей по рассмотрению  поступивших в суд дел, хотя  это очень важно. Существенное  влияние на деятельность районного  суда оказывает аппарат суда, который включает помощников  судей, секретарей судебного заседания,  секретарей суда, главного специалиста  (заведующей канцелярией), делопроизводителей, вспомогательный технический персонал.

       Организация работы аппарата  районного суда лежит, прежде  всего, на председателе этого  суда. Он принимает на работу  в суд сотрудников. Подбор сотрудников  – квалифицированных, добросовестных, культурных и вежливых – во  многом определяет уровень работы  суда в целом, его «лицо»  в представлении граждан, которые  обращаются в суд.

       Существенную роль в работе  ЦР суда г. Омска играет организация  приема граждан председателем  суда, судьями, секретарями канцелярии. Прием организуется как в утренние, так и в вечерние часы, удобные  для посещения суда различными  группами населения. На доске объявлений доведены до сведения граждан приемные дни и часы, а также сообщена другая необходимая для них информация, имеются в виду образцы наиболее распространенных заявлений по различным вопросам, с которыми обращаются граждане; перечень документов по различным, чаще всего встречающимся в данной местности искам; размер и порядок оплаты различных государственных пошлин; адреса: юридической консультации, прокуратуры, нотариальной конторы, сберегательного банка, почты, данного районного суда, вышестоящего суда; номера телефонов приемной, канцелярии и др. Такие продуманные объявления освобождают персонал суда от множества возникающих у граждан вопросов и позволяют сосредоточиться на выполнении других служебных обязанностей.

       В объекте исследования организуется  справочная работа по законодательству  и судебной практике. Для этого  создается библиотека юридической  литературы и ведется картотека  по судебной практике, опубликованной  в «Бюллетене Верховного Суда  Российской Федерации», а также  берутся на учет решения, определения  и постановления вышестоящего  суда по категориям дел.

       Председатель суда организует  служебную подготовку судей, профессиональную  подготовку других работников, связанных  с рассмотрением и подготовкой  к рассмотрению дел. Для этого  организуются лекции, семинарские  занятия, проводятся обсуждения  результатов обобщения судебной  практики, сообщения о принятии  новых законодательных актов  и т.п.

       В канцелярии суда ведутся  книги учета поступающих в  суд уголовных дел, дел об  административных правонарушениях,  заявлений  по гражданским  делам, иных документов, подлежащих  рассмотрению в суде. По каждой  категории названных дел отдельно  ведется общая для суда нумерация  (уголовные дела регистрируются  под нумерацией 1 , например: уголовное  дело № 1-345), гражданские дела  под нумерацией 2, например: гражданское  дело № 2-235)., административные  дела под нумерацией 5 например: административное дело № 5-78 и т. д., на которые заводится статистическая карточка, отдельно по уголовным, гражданским, административным делам и регистрируется в алфавитном указателе. Здесь же организуется статистический учет рассмотренных дел. В канцелярии ведется делопроизводство по гражданским, уголовным и иным делам, организуется их хранение. За определенным работником канцелярии суда (обычно это секретарь суда по уголовным делам) согласно приказа председателя суда возложена обязанность по учету и хранению вещественных доказательств.

       Основная обязанность секретарей  судебного заседания – вести  протоколы по рассматриваемым  делам во время судебного разбирательства.  Кроме того, они обеспечивают  вызов гражданских истцов, ответчиков, обвиняемых свидетелей, потерпевших,  экспертов и других лиц, подлежащих  вызову в суд. Эту работу  выполняет тот секретарь, которому  предстоит вести протокол по  данному делу в судебном заседании.

       В соответствии со ст. 17 Федерального  закона « О судебном департаменте  при Верховном Суде Российской  Федерации» в судах введена  должность администратора суда, обязанного организационно обеспечивать  работу данного суда.

2.3 Анализ внутренней  и внешней среды 

2.3.1. Экономическое  состояние страны 

       Изучение экономической компоненты  макроокружения позволяет понять  то, как формируются и распределяются  ресурсы.

       В целом влияние экономического  фактора на деятельность ЦР  суда г. Омска не однозначно. Особое значение имеет финансирование  судов Российской Федерации. В  абсолютном большинстве случаев  вопросы финансирования деятельности  государственных органов можно  отнести к числу вопросов "технических", практическое решение которых  не нуждается в каком-либо особом  теоретическом осмыслении. Однако  в силу особого положения судебной  власти в правовом государстве, применительно к финансированию судов складывается иная ситуация, поскольку проблемы финансирования судов непосредственно связаны с обеспечением самостоятельности судебной власти, независимости судей и права граждан на судебную защиту.

       Реальная независимость суда  является необходимым условием  надлежащего осуществления. Российский  законодатель (ст. 5 ФКЗ "О судебной  системе") выделяет две составляющие  такой независимости: самостоятельность  суда (как государственного органа, осуществляющего судебную власть) и независимость судей и участвующих  в осуществлении правосудия присяжных,  народных и арбитражных заседателей  (как носителей судебной власти). Среди установленной современным  российским законодательством системы  гарантий независимости судебных  органов надлежащее финансирование  судов занимает особое место,  поскольку создает материальную  основу реального осуществления  всех иных гарантий.

       Необходимость особого внимания  к вопросам финансирования судов  определяется также рядом международных  документов. В Процедурах эффективного  осуществления Основных принципов  независимости судебных органов,  в частности, указывается: "... государства уделяют особое внимание необходимости выделения соответствующих ресурсов для функционирования судебной системы". В российском национальном законодательстве значимость этих вопросов выражается, в первую очередь, в том, что принципы финансирования судов устанавливаются непосредственно Конституцией РФ.

       Статья 124 Конституции устанавливает: "Финансирование судов производится  только из федерального бюджета  и должно обеспечивать возможность  полного и независимого отправления  правосудия в соответствии с  федеральным законом". Таким образом,  на уровне конституционных норм  получили закрепление три существенных  момента, определяющих организацию  финансирования судов: источник  финансирования, объем финансирования  и способ финансирования.

       Согласно Конституции РФ, финансирование  судов осуществляется "только  из федерального бюджета". Важно  отметить, что федеральный бюджет  назван не просто источником  финансирования судов, но единственным  источником. Это означает не только  обязанность Российской Федерации  осуществлять финансирование судов  (отражая соответствующие расходы  в законе о бюджете), но и  прямой запрет на финансирование  судебных органов из каких-либо  иных источников (бюджетов субъектов  федерации или органов местного  самоуправления, различных общественных  и государственных фондов, благотворительных  организаций, средств частных  лиц и т.д.). Между тем этот  аспект ст. 124 Конституции еще  не до конца осознан в России. Общеизвестно, что в г. Москве  в 1995-98 годах суды регулярно  получали дополнительное финансирование  из городского бюджета. Время  от времени в печати выдвигаются  предложения по созданию особых  фондов, которые бы частично финансировали  судебные органы. Следует иметь  в виду, что финансирование судов  из указанных источников не  просто приводит к обоснованным  сомнениям в независимости таких  судов, но прямо противоречит  Конституции РФ.

       Поскольку в системе судов общей юрисдикции кроме федеральных судов предусматривается создание также и судов субъектов федерации (мировых судей), необходимо уяснить, распространяются ли нормы ст. 124 Конституции РФ только на финансирование федеральных Отсутствие необходимых денежных средств на самые необходимые нужды судов является тем фоном, на котором проходит судебная реформа в современной России. Печально, но факт: в последнее десятилетие на принятие практически всех принципиальных решений, касающихся организации судебной системы или изменения порядка судопроизводства, определяющее влияние оказывает отнюдь не степень научной разработки тех или иных проблем, а банальное отсутствие средств. Вероятно, сейчас наша страна подошла к тому рубежу, когда само по себе совершенствование законодательства уже не сможет оказать серьезного влияния на сложившуюся в судебной системе ситуацию, и в первую очередь — в судах общей юрисдикции.

       Ситуация с финансированием судов  лучше любых слов показывает  реальное место судебной власти  в системе ценностей людей,  находящихся у власти в России. Невозможность реального воплощения  в жизнь принципов и положений  Конституции РФ, международных договоров  России и федеральных законов,  определяющих положение судебной  власти в государстве, позволяет  говорить об отсутствии политической  воли законодательной и исполнительной  власти по созданию действительно  независимой власти судебной. 

2.3.2Политико-правовой  аспект 

       Правовые акты играют особую  роль в механизме правового  регулирования, системе средств правового воздействия на общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование и развитие социальных связей. Именно с помощью юридических актов осуществляется политика государства, реализуются функции его органов, проявляется само существо права.

       Одним из направлений правовой  политики современного Российского  государства является упорядочение  правовых актов в единую систему.  Она призвана обеспечить эффективное  действие каждого из них и  согласованное воздействие на  регулируемые общественные отношения.

       Среди множества правовых актов  особое место занимают акты  судебных органов. Это связано,  прежде всего, с конституционным  закреплением самостоятельного  места суда в механизме Российского  государства и возрастающей его  роли в обществе. Вследствие этого  в России ежегодно увеличивается  количество обращений граждан  за судебной защитой и, соответственно, принимаемых судами актов. Если  в начале судебной реформы,  в 1991 году, судами общей юрисдикции  рассматривался 1 млн. гражданских  дел [8], то в 2007 году - 8 млн. 981 тыс.[7]

       Процесс построения в России  правового государства еще не  завершен. Этому препятствует ряд  факторов: недостаточная развитость  юридических институтов правового  государства, низкий уровень правовой  культуры общества, незавершенность  судебной реформы и другие. Если  наша страна сумеет преодолеть  вышеобозначенные факторы, то это будет значительным шагом по пути формирования правового государства в России. А для этого необходимы конкретные действия.

       При этом правосознание судей  выступает в качестве специального  условия эффективности судебных  актов. Что касается правосознания  обычных граждан, то, к сожалению,  пока для него характерно нигилистическое  отношение к актам суда, и это  не создает и не может создать  благоприятных условий для повышения  их эффективности.

       Достижение высокого уровня правосознания,  в свою очередь, является необходимым  условием для повышения правовой  культуры общества. Ведь, как известно, правовая культура общества выражается  в уровне правосознания и правовой  активности общества, степени прогрессивности  юридических норм и юридической  деятельности.

Информация о работе Исследование системы управления Центрального районного суда г. Омска