- содействие развитию научно-инновационной инфраструктуры предприятий ОПК – уникальных объектов научно-экспериментальной базы, информационного обеспечения исследований и разработок и сетей коммуникаций, обмена научно-технической информацией, гибких организационных структур, содействующих их инновационному развитию;
- участие государства в формировании крупных научно-производственных комплексов, инновационных сетей и кластеров, позволяющих концентрировать научный и производственный потенциал предприятий ОПК на всех стадиях инновационного цикла и обеспечивать их эффективное развитие;
- поддержка создания и использования двойных технологий, взаимная передача которых из одного сектора экономики в другой призвана обеспечить использование технологических заделов и возможностей предприятий ОПК в интересах всей российской экономики;
- участие в подготовке и переподготовке трудовых ресурсов, способных работать в инновационной экономике, воспринимать, генерировать, осваивать, создавать и эффективно продвигать инновации на рынок. Модернизация предприятий ОПК не произойдет, если не будут предприняты меры по привлечению и закреплению на них молодых ученых и специалистов;
- закрепление прав предприятий ОПК на результаты своей научно-производственной деятельности в интересах национальной безопасности, которые целесообразно доводить до промышленного применения в других отраслях российской экономики;
- оказание протекционистской поддержки при продвижении товаров и услуг предприятий ОПК на мировой рынок.
Научные работы фундаментального
характера, проводимые некоторыми организациями
ОПК, должны координироваться, с нашей
точки зрения, Российской академией
наук. Основными рычагами государственного
регулирования научно-производственной
деятельности предприятий ОПК должны
быть государственный бюджет и государственные
заказы на наукоёмкую продукцию и
услуги. При этом должен предусматриваться
строгий государственный контроль
эффективности и целевого характера
расходования средств, выделяемых на эти
цели.
Государственное регулирование
научно-технической деятельности ОПК
безусловно является необходимым, однако
центр тяжести в решении проблемы
соотношения государства и рынка
нужно перенести на аспекты их
взаимной дополняемости. В этом процессе
особое значение приобретает создание
системы финансирования научно-технической
деятельности предприятий ОПК, составные
элементы которой могут иметь
различное экономическое содержание.
В данную систему должны быть включены,
по нашему мнению, как обычные кредитные
инструменты, программно-целевые субсидии
и контракты, так и различные
венчурные фонды, которые могут
обеспечить весьма значительное финансирование
исследований. Следует исходить из
того, что взвешенная политика государства
в этой сфере увеличивает роль и эффективность
рыночных инструментов в экономике, способствует
развитию конкуренции и таким путём создает
новые возможности для дальнейшего развития
предприятий ОПК. Поэтому нужно стремиться
к более значительному вводу рыночных
механизмов в общий процесс экономического
регулирования инновационной деятельности
предприятий ОПК. Для этого необходимо
осуществлять прогнозирование затрат,
необходимых для достижения предприятиями
ОПК поставленных перед ними целей. При
этом роль государства должна быть существенной
в оценке возможных результатов осуществления
предлагаемых инновационных мероприятий.
Важными инструментами государственной
поддержки инновационной деятельности
предприятий ОПК в современных
условиях являются: государственная
аккредитация научных организаций
как метод организации их избирательного
финансирования, а также коммерческий
подход к внедрению научных достижений
путём расширения масштабов их патентования
и лицензирования. В качестве значительного
фактора в этом направлении является
увеличение масштабов венчурного предпринимательства.
Симптоматично, что США — мировой
инновационный лидер — является
лидером и в масштабах финансирования
высокотехнологичного производства путём
развития венчурных фондов. Выполнение
отдельных задач инновационного развития
предприятий ОПК сторонними организациями
позволяет уменьшать их производственные
издержки и повышать качество создаваемой
продукции. Для предприятий ОПК особую
важность представляет поддержание достаточно
высокого объёма государственных затрат
на проведение НИОКР. Государственные
средства на эти цели могут быть направлены
в форме субсидий, дотаций и кредитов предприятиям
ОПК в целях поддержки производства новой
продукции и разработки новых технологий.
Важную роль в стимулировании инновационной
деятельности предприятий ОПК играет
налоговая и кредитная политика, проводимая
государством. В частности, эффективным
способом повышения инновационной активности
предприятий ОПК является использование
методов экономического стимулирования
нововведений, основанных на сравнении
затрат и полезного эффекта от перехода
к новой технологии, использования новых
материалов и т.п. В качестве конкретных
мер налогового и кредитного стимулирования
инновационной деятельности предприятий
ОПК в современных условиях можно использовать:
- налоговые скидки на амортизационные отчисления для инновационных проектов, открывающих новые направления развития предприятий ОПК. Этот метод позволяет предприятиям ОПК снизить затраты в первые годы реализации данных проектов и повысить заинтересованность в их осуществлении;
- налоговые скидки в течение первой половины срока реализации инновационных проектов с последующим повышением базовой налоговой ставки во второй половине этого срока с тем, чтобы не изменить общую сумму выплачиваемых предприятиями ОПК налогов. Совместное применение метода ускоренной амортизации и стимулирующей налоговой политики способствует увеличению чистого дисконтированного дохода (ЧДД) предприятий на 10‒11% ;
- улучшение условий инвестирования инновационной деятельности предприятий ОПК путём снижения кредитных ставок и, в частности, ставки рефинансирования. Это делает капитал более доступным, а инвестирование менее рискованным, что, в свою очередь, сказывается на эффективности инновационных проектов, осуществляемых предприятиями ОПК.
Большое значение в инновационной
модернизации предприятий ОПК должны
играть, с нашей точки зрения,
страховые организации, которые
в данном процессе выполняют посредническую
роль, создавая его финансовую основу.
Дело в том, что многие инновационные
проекты характеризуются весьма
высоким уровнем риска и их
осуществление невозможно без надежной
страховой гарантии.
Таможенная политика как
часть внешнеторговой деятельности
государства, регламентирующая объём,
структуру и условия экспорта
и импорта товаров, является важнейшим
составным элементом механизма
государственной поддержки предприятий
ОПК. Высокие таможенные пошлины часто
используются для ограничения импорта
ряда изделий, которые могут конкурировать
с продукцией, производимой внутри страны.
Однако их слишком широкое применение
создает опасность для развития свободной
конкуренции, что особенно нежелательно
для разработки и внедрения прогрессивных
производственных технологий и новой
продукции. В связи с этим в настоящее
время применяются различные структуры
ставок таможенных тарифов. Простые (одноколонные)
тарифы предусматривают применение единой
ставки к товарам данного типа, независимо
от страны производства. Сложные (многоколонные)
тарифы включают несколько ставок на один
и тот же товар в зависимости от страны
его происхождения. При этом используется
разделение ставок на автономные, конвенционные
и автономно-конвенционные. Автономные
ставки устанавливаются государством
в одностороннем порядке, конвенционные
— в соответствии с договорами, заключёнными
между странами. Как правило, ставки конвенционного
тарифа оказываются ниже автономных ставок.
Применение автономно-конвенционных тарифов
позволяет государству гибко изменять
ставки на ввозимые товары в зависимости
от изменения содержания торговых соглашений
со странами-импортерами и характера импортируемых
товаров. Заключение подобных соглашений
и их неукоснительное выполнение может
существенно влиять на инновационную
деятельность предприятий ОПК.
Применение мер государственной
поддержки инновационного развития
предприятий ОПК зависит от многих
факторов:
- оборонной значимости создаваемой ими продукции;
- форм собственности предприятий;
- специфики производства продукции (мелкосерийное, многономенклатурное и т.д.);
- продолжительности производственного цикла создания продукции и др.
Поэтому в разных отраслях
ОПК применяются различные меры
государственной поддержки инновационного
развития предприятий в разных объёмах.
Заключение
Основные направления
технического прогресса в промышленности:
электрификация, комплексная механизация,
автоматизация, химизация, интенсификация
производственных процессов. Основные
формы организации промышленного
производства: концентрация, комбинирование,
специализация, кооперированные связи
между предприятиями (производственные,
технологические, экономические), стандартизация,
нормализация и унификация.
Для развития промышленности
необходима оптимальная отраслевая
структура промышленности, выражаемая
количественными соотношениями
между отраслями промышленности.
Для отраслевой структуры промышленности
нашей страны была характерна ведущая
роль тяжёлой промышленности и особенно
высокий удельный вес машиностроения,
энергетики, химической промышленности,
что было ориентировано на высокую
обороноспособность и экономическую
безопасность страны.
Согласно современным
научным представлениям, задача ускорения
инновационного развития предприятий
ОПК должна решаться путём сочетания
действий на двух основных направлениях
их экономического развития: организации
эффективного рынка (его инновационного
сегмента); осуществления структурной
трансформации ОПК. Проблема обеспечения
эффективности инновационного развития
предприятий ОПК в долгосрочном
периоде должна решаться путём комбинирования
рыночного и централизованного
регулирования данной деятельности.
Важнейшей формой указанного регулирования
должны быть, с нашей точки зрения,
меры государственной поддержки
инновационного развития предприятий
ОПК.
Список литературы
1. Караваев И.Е. Оценка
потенциальных возможностей ОПК
России и основные направления
его развития в современных
условиях. ‒ М.: Минпромторг России, 2010.
2. Караваев И.Е. Некоторые
аспекты организации инновационной
деятельности в ОПК РФ. Федеральный справочник
«ОПК России», т. 7. – М., 2011.
3. Газимагомедов Р. Особенности
современной промышленной политики: теория
и практика. - М.: Экономика, 2008.
Интернет ресурсы
1. http://www.creativeconomy.ru
2. http://www.strf.ru
3. http://www.scrf.gov.ru