Инновации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 22:49, реферат

Описание работы

Технология в современном производстве оказывает значительное влияние на будущие экономические показатели еще в процессе конструирования изделия или разработки нового продукта или материала, создавая высокотехнологичные конструкции и разработки. В настоящее время технологическая наука и практика располагают количественными методами оценки технологичности конструкций и уровня технологии. Если раньше, сравнивая технологичность двух изделий, для выбора оптимального производственного варианта можно было дать недостаточно точную качественную

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2
Сущность промышленной политики……………………………………………..4
Конкурс русских инноваций…………………………………………………………....5
Основные меры государственной поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса………………………………………………………..7
Заключение…………………………………………………………………………21
Список литературы……………………

Работа содержит 1 файл

инноваии.docx

— 43.99 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2

Сущность промышленной политики……………………………………………..4

Конкурс русских  инноваций…………………………………………………………....5

Основные меры государственной  поддержки  предприятий оборонно-промышленного комплекса………………………………………………………..7

Заключение…………………………………………………………………………21

Список литературы…………………………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Технология в современном  производстве оказывает значительное влияние на будущие экономические показатели еще в процессе конструирования изделия или разработки нового продукта или материала, создавая высокотехнологичные конструкции и разработки. В настоящее время технологическая наука и практика располагают количественными методами оценки технологичности конструкций и уровня технологии. Если раньше, сравнивая технологичность двух изделий, для выбора оптимального производственного варианта можно было дать недостаточно точную качественную характеристику, то в настоящее время делается точная количественная оценка, позволяющая объективно сравнивать и рекомендовать запуск в производство новой и только оптимальной конструкции. При максимальной технологичности изделий и материалов, умелом использовании унификации, стандартизации, четкой организации подготовки производства оказывается возможным резко сократить продолжительность периода времени, который лежит между моментом получения первых результатов исследований или возникновения идеи и промышленным производством.

В последнее время все  более актуальной, и это подтверждается дискурсом, в котором участвуют  промышленная, научная, политическая общественность, федеральные промышленные министерства, становится проблема разработки осмысленной  промышленной политики в Российской Федерации. С чем связано обострение внимания к этому вопросу? Десятилетний период экономических реформ в стране осуществлялся по модели примата  финансовых инструментов. Ставилась  практически единственная задача финансовой стабилизации, как условия массированного притока в экономику России иностранного и частного капитала. Одновременно решались задачи институциональных  преобразований форм собственности, либерализации  внешнеэкономической деятельности. Задач экономического роста, активной промышленной политики как таковых  не ставилось. По крайней мере они  являлись даже не второстепенными. В  значительной степени перечисленные  проблемы в той или иной мере за прошедшее время решены. Однако ни Президент страны в своих официальных  выступлениях, ни бизнес, ни население не могут быть удовлетворены темпами и перспективами экономического роста.

Ограничивая предмет анализа  и последующих предложений промышленностью, промышленным развитием, промышленной политикой, необходимо иметь в виду, что речь идет о сфере национального  производства материальных благ, материального  продукта. Это ограничение не противоречит проблеме исторической стадии постиндустриальной модернизации страны, поскольку информатизация промышленности, нарастание доли интеллектуальноемкого  продукта (интеллектуальной собственности) в структуре производства, модернизация промышленности входят в систему  целей и ценностей в предлагаемых подходах. Нет противоречия и с  миссией государственного управления т.к. в неразрывном контексте предлагаемого  рассмотрения находятся вопросы  социальной и гуманитарной ответственности  государства, вопросы национальной безопасности, логика политического  выбора страны последнего десятилетия - рыночной экономики, вхождения страны в мировую экономику.

Развитие рыночных отношений  в России и ее регионах актуализировало  проблему разработки и реализации обоснованной и тщательно продуманной промышленной политики.

В современных условиях региональная политика в сфере промышленности требует двухуровневого структурирования. С одной стороны, это должна быть политика региональных властей, стержнем которой является деятельность, направленная на воспроизводство путем обеспечения  оптимального взаимодействия факторов - ресурсов в сфере промышленности на территории каждого конкретного  региона и на институциональное  обеспечение его преимуществ  по развитию приоритетных отраслей промышленности. Эффективная организация такой  деятельности способна относительно быстро стабилизировать ситуацию в промышленности по стране в целом.

С другой стороны, это должна быть политика федерального Центра. Его  роль состоит в создании таких  общероссийских макроэкономических институциональных  условий, которые бы способствовали развитию региональной инициативы по наращиванию промышленного потенциала. Другая задача федерального Центра в этом плане - стимулирование развития наиболее значимых для экономики страны сфер промышленности, в т. ч. за счет эффективного использования финансовых трансфертов.

Вместе с тем, существует ряд проблем промышленного развития, которые не могут быть эффективно решены только федеральным Центром  или самими субъектами Федерации. К  ним относятся перестройка структуры  промышленного производства, инновационные "прорывы", развитие комплекса  производственной и рыночной инфраструктуры страны с учетом особенностей территорий и т.д. Такие проблемы определяют необходимость проведения интегрированной  согласованной промышленной политики федерального Центра и регионов.

Сущность промышленной политики

Что же такое промышленная политика? Здесь сталкиваются два  подхода.

Один - радикально-либеральный  заключается в том, что никакой  промышленной политики как таковой  в национальной экономике быть не должно. Отраслевые пропорции, проблемы перелива капитала межсекторального, межрегионального, многие другие проблемы должны решаться на стыке спроса и  предложения в процедурах саморегуляции  рынка. Это крайняя позиция. Она  вряд ли выглядит убедительно, хотя бы потому, что сами механизмы и институты  рыночной экономики в российском случае далеко еще не являются зрелыми  и в полной мере функционирующими и сами должны быть предметом активного  регулирования и поддержки.

Второй подход тяготеет к  традициям огосударствленной экономики, ведомственного администрирования, исключительно  бюджетного дотационного механизмов. Очевидно, что такой подход также  далек от требований жизни. Более взвешенной, хотя также не оптимальной позицией является узкое понимание промышленной политики как структурного маневра, т.е. определенных усилий, направленных на перелив капитала из одной отрасли в другую.

Промышленную политику иногда сводят к внутриотраслевому подходу  в регулировании отдельных секторов промышленного производства. Это  характерно в частности для отраслевых министерств. Так разработаны программы  и стратегии развития автопрома, металлургической промышленности, лесопромышленного  комплекса, медицинской промышленности, инновационного развития. Но этот подход также не выглядит эффективным. Причина  в том, что он даже не ставит проблемы универсального управленческого характера, имеющей отношение в равной степени  к разным отраслям промышленности. Именно той основной проблемы, которая  является самой острой в российской промышленной повестке дня.

Тут важно упомянуть один принцип. Промышленная политика, как  набор мер и действий, должна отвечать на проблемы и вызовы реального промышленного  состояния и развития. Проблема номер один функционирования промышленности в России - это неотлаженность в новых условиях механизма воспроизводства. Межсекторальный перелив капитала из банковского в промышленный сектор неэффективен и не работает. Недостаточно так называемых длинных денег, учетные ставки кредитования на финансовом рынке существенно выше, чем реальная рентабельность в промышленности. Не вовлекаются накопления населения. Не решая вопрос о механизме воспроизводства, невозможно говорить о дальнейшем управляемом развитии отраслевых пропорций и промышленности в целом. Это и есть задача номер один.

Конкурс русских инноваций

Привлечь внимание инвесторов, общественности и власти к новейшим технологическим разработкам  – такова задача Конкурса русских  инноваций, который ежегодно проводит медиахолдинг «Эксперт». Получается ли её решить? Нынешний, девятый, конкурс собрал рекордное количество заявок – 539, пришедших из 63 регионов страны. Большинство из них (306) были поданы в номинации «Перспективный проект», к которой традиционно относятся опытно-конструкторские разработки. В этом году среди отраслей, где могут применяться новейшие продукты, лидируют транспортные и двигателестроительные технологии – 75 заявок; медицина, биотехнологии и агропромышленный комплекс – 72, а также информационные и телекоммуникационные технологии – 65.

Но в большинстве случаев  промышленное использование инновационных  разработок в нашей стране по-прежнему проблематично.

Даже у опытных организаторов  конкурса, которые годами отрабатывают  технологии поддержки инноваций, организуют коммуникации инвесторов и  инноваторов, далеко не всё получается. «Попытки внедрить конкурсные инновации на крупных российских предприятиях закончились ничем», – констатировал заместитель главного редактора журнала «Эксперт», руководитель Инновационного бюро «Эксперт» Дан Медовников. Зато десятки победителей и номинантов конкурса смогли привлечь инвестиции на международном рынке и добились успеха за рубежом.

Есть, конечно, позитивные примеры  партнёрства инноваторов и инвесторов.  Так, по признанию председателя правления ОАО «ФСК ЕЭС» Олега Бударгина, благодаря Конкурсу русских инноваций и номинации «Умные сети будущего» компании удалось найти новых партнёров, с которыми она «намерена развивать сотрудничество». Речь, в частности, идёт о победителе нынешнего года – ОАО НПО «Стример» из Санкт-Петербурга, разработавшего изолятор-разрядник для защиты воздушных линий электропередачи (напряжением 10-500 кВ) от грозовых воздействий и их последствий. Другой пример – ООО «ТЕСИС» из Москвы, победитель в номинации «История успеха». Компании, разработавшей программный комплекс FlowVision для математического моделирования движения жидкости и газа, удалось вывести свой продукт не только на российский, но и зарубежный рынок. Так, американский производитель шин Goodyear оптимизировал свою продукцию для мокрой погоды – траекторию движения воды по профилю шины рассчитывал FlowVision. А вот японцы с помощью этого комплекса смогли оптимизировать форму рыболовных блёсен.

Чтобы таких примеров было больше, чтобы инноваторы быстрее  находили дорогу к  заказчику, необходимо достаточное количество специалистов по доведению инновационных разработок до стадии коммерциализации.

Чтобы стимулировать интерес  молодых к этой сфере, в рамках данного мероприятия с 2005 года проводится студенческий конкурс «Лучший бизнес-план инновационного проекта». В нём участвуют  студенты экономических специальностей 3-5 курсов, а также магистранты. Их задача состоит в разработке бизнес-планов, поданных на «большой» конкурс проектов. В этом году заявки на студенческий конкурс представили 117 команд из 55 вузов (в прошлом году – 84 команды  из 33 вузов).

Основные  меры государственной поддержки  предприятий оборонно-промышленного комплекса

 

 Решение проблем, с которыми столкнулись в настоящее время  многие предприятия оборонно-промышленного  комплекса (ОПК), требует перехода от восстановительного роста объемов  производства военной и гражданской  продукции к их устойчивому инновационному развитию. На формирование механизма  инновационного развития ОПК России существенное влияние оказывают  экономические, политические и социальные условия, складывающиеся в государстве. Изучение опыта создания и функционирования аналогичных механизмов в развитых странах позволяет утверждать, что  роль государства в решении данной задачи чрезвычайно велика. Она заключается, в первую очередь, в формировании эффективной научно-промышленной политики в высокотехнологичном секторе  экономики и в правильном определении  её приоритетов, а также стратегии  развития ОПК, которые должны быть ориентированы  на технологическое обновление производственного  аппарата предприятий ОПК, удовлетворение потребностей государства и рынка  в продукции высокого научно-технического уровня. Переход предприятий ОПК на траекторию устойчивого инновационного развития настоятельно требует, чтобы обоснованная научно-промышленная политика стала основой их долгосрочного социально-экономического развития. Данная политика должна обеспечивать инновационную модернизацию предприятий ОПК, развитие их научно-технического потенциала. Основой указанной политики должна стать система мер, обеспечивающая прогрессивные структурно-технологические сдвиги на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.

Для реализации этих целей  необходимо:

  • формирование стратегий развития предприятий ОПК, предусматривающих усиление их инновационной активности;
  • концентрация ресурсов на ключевых направлениях научно-технического прогресса;
  • создание научно-производственных структур, способных конкурировать на внутреннем и внешнем рынке;
  • внедрение организационно-экономических механизмов создания и распространения нововведений, включая  стимулирование инновационной деятельности .

Информация о работе Инновации