Поэтому на первом этапе
инновационной модернизации предприятий
ОПК необходимо в максимальной степени
использовать меры государственной
поддержки их инновационной деятельности.
Государство должно оказывать им
свою поддержку в необходимых
объёмах (наличными ресурсами или
различными преференциями). В дальнейшем
необходимо создание полноценной и
действенной правовой среды взаимодействия
государственных научных организаций
и промышленных предприятий оборонно-промышленного
комплекса с негосударственным
предпринимательским сектором при
проведении исследований и разработок
и освоении их результатов.
Для активизации инновационного
развития российского ОПК требуется
в разумных пределах усилить регулирующую
функцию государства в управлении
им. Например, действенным регулирующим
инструментом может стать аккумуляция
и целевое направление части
доходов, получаемых государством от экспорта
энергоносителей и сырья, для
формирования финансовой базы и инфраструктуры
инновационной модернизации ОПК. Эта
мера не подразумевает передела собственности.
Речь идет об определённом кредите
ресурсопроизводящих отраслей государству
в результате пересмотра системы
их налогообложения. Реализация указанной
меры могла бы способствовать созданию
условий для активной инновационной
деятельности ОПК, как это осуществлялось
в советское время, когда функционировала
эффективная государственная система
создания научно-технических новшеств
с приоритетным финансированием
предприятий оборонно-промышленного
комплекса.
В рыночной экономике движущая
сила инновационного развития предприятий
ОПК — конкуренция, которая заставляет
их выбирать более совершенные способы
деятельности, гарантирующие им выгодную
позицию на рынке, ее удержание или
расширение. Каждое предприятие ОПК
как субъект хозяйствования определяет
стратегию своего развития, сообразуясь,
во-первых, с общими для всех предприятий
правилами хозяйственного поведения,
устанавливаемыми законодательно, во-вторых,
с собственными интересами, целями
и возможностями и, в-третьих, с
теми позициями на рынке, которые
предоставляет ему конкурентная
борьба.
Необходимость модернизации
предприятий ОПК в посткризисный
период путем перехода на инновационный
путь их развития требует создания
системы четкого взаимодействия
всех участников инновационной деятельности
в оборонном комплексе и механизмов
их функционирования, адекватных поставленным
целям инновационной модернизации.
Главное звено этой системы - государство,
основными задачами которого являются:
- определение научно-технических и технологических приоритетов в условиях ограниченности ресурсов;
- выработка инновационной и научно-промышленной политики, отражающей интересы научных организаций, промышленных предприятий и инвесторов;
- непосредственно бюджетное финансирование так называемых базисных инноваций с целью проведения крупномасштабных исследований и разработок и доведения их результатов до практического применения;
- создание условий для эффективного функционирования рынка высокотехнологичной продукции, создаваемой ОПК.
Проблема выбора приоритетов
инновационного развития ОПК является
комплексной, многокомпонентной. Одна
её составляющая является методологической
и касается формирования системы
критериев, правил, принципов, процедур
оценки и обоснования отбора наиболее
значимых и перспективных направлений
научно-производственного развития
предприятий ОПК. Другая составляющая
— обеспечивающая — заключается
в создании наиболее эффективных
механизмов достижения предприятиями
ОПК целей, определённых приоритетными
направлениями их деятельности, включая
механизмы адаптивного управления
и ресурсного обеспечения их инновационной
деятельности. Обратная связь между
указанными составляющими необходима
для постоянной и непрерывной
коррекции самих приоритетов
в процессе эволюции потребностей в
продукции, создаваемой оборонно-промышленным
комплексом и технологий её производства.
Третья компонента — реализационная
— заключается в непосредственном
воплощении способов достижения поставленных
целей в производстве и доведении
его результатов до потребителей
продукции военного и гражданского
назначения.
Важным является вопрос о
роли государства в его взаимоотношениях
с предприятиями ОПК при определении
приоритетов их развития. Понятно, что
диктат в отношении производителей
в рыночной экономике не возможен.
Государство должно иметь инструменты
доминирующего влияния на инновационное
развитие оборонно-промышленного комплекса
и эффективно их применять. В посткризисный
период государство не в состоянии выделять
значительные ресурсы на исследования
и разработки с целью превращения их в
инновационные продукты (изделия). Следовательно,
необходима чёткая фиксация границ и областей
государственных интересов и коммерческих
интересов предприятий ОПК с последующей
концентрацией ограниченных государственных
ресурсов на тех направлениях, где позиции
предприятий ОПК особенно сильны и существуют
реальные возможности их дальнейшего
развития, а также на тех новых направлениях,
развитие которых имеет для страны критическое
значение.
Эти приоритетные направления
развития ОПК не могут оставаться
неизменными в течение длительного
периода. Задача государственной научно-промышленной
политики состоит не столько в
составлении и утверждении перечней
приоритетов в области высоких
технологий, сколько в создании эффективной
системы регулирования и самоорганизации
деятельности высокотехнологичных
предприятий, входящих в ОПК. Общественные
потребности, трансформируемые в рыночный
спрос, должны и будут непосредственным
образом влиять на приоритеты стратегий
развития предприятий ОПК. Проблема
заключается в том, как совместить
законы рынка с долговременными
интересами общества и государства.
Для этого требуется действующая
система уточнения приоритетов
на каждом этапе инновационного развития
предприятий ОПК с учетом достигнутых
результатов и их потенциальных
возможностей . Формирование системы приоритетов
развития ОПК является комплексной задачей,
при решении которой должны быть учтены
многие факторы: внешнеполитическая ситуация,
национальная безопасность, состояние
российской и мировой экономики, региональные
проблемы, социальная стабильность и т.п.
Располагая ресурсами, государство
может регулировать приток и использование
инвестиций, обеспечивать формирование
механизмов многоканального финансирования
инновационного развития ОПК. Государственная
поддержка данного развития должна
осуществляться главным образом
в рамках реализации федеральных
целевых программ. Поддержка предприятий
оборонно-промышленного комплекса, направленная
на стимулирование их инновационной деятельности,
может осуществляться различными мерами
и их сочетаниями:
Льготное налогообложение
и кредитование:
- исключение из налогооблагаемой базы полностью или частично той части полученного предприятиями ОПК дохода, которая идет на инвестиции в их технологическое развитие, то есть на новые разработки и техническое перевооружение;
- предоставление потребителям продукции предприятий ОПК целевых инвестиционных налоговых кредитов, в том числе и синдицированных, на условиях их возврата;
- перечисление части доходов предприятий ОПК не в доходную часть федерального бюджета, а на специальные счета их развития;
- освобождение (полностью или частично, на определенное время) предприятий ОПК от уплаты налогов в федеральный или местный бюджеты в случае, если эта мера противодействует спаду производства особо важной для государства продукции, а также способствует сохранению и созданию новых рабочих мест;
- установление для предприятий ОПК, обладающих крупной научно-экспериментальной базой, такого порядка налогообложения основных фондов, землепользования и т.д., который позволял бы им направлять дополнительные финансовые ресурсы в инвестиции в основной капитал, поддерживая тем самым конкурентоспособность создаваемой ими продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Бюджетное дотирование:
- предоставление целевых бюджетных дотаций предприятиям ОПК, осуществляющим перспективные разработки и производство наукоёмкой продукции для государственных нужд.
Таможенное регулирование
(таможенные преференции):
- таможенная защита внутреннего рынка для тех предприятий ОПК, которые способны на качественно новой основе заполнить внутренний рынок высокотехнологичной продукцией своего производства;
- снижение таможенных пошлин (или освобождение от них) на ввозимое высокотехнологическое оборудование, не производимое в нашей стране, но необходимое для инновационной модернизации предприятий ОПК.
Эффективная амортизационная
политика:
- использование нелинейной (прогрессивной) шкалы амортизационных списаний, при которой большая часть стоимости приобретённых предприятиями ОПК основных средств списывается в начальный период их эксплуатации (не позднее срока их морального износа);
- отнесение ускоренных амортизационных списаний на финансовые результаты деятельности предприятий ОПК с соответствующим уменьшением налогооблагаемой прибыли;
- усиление контроля и ужесточение санкций за нецелевое использование амортизационных средств.
Совершенствование системы
ценообразования на продукцию, создаваемую
предприятиями ОПК:
- установление и применение правил полной капитализации затрат на НИОКР, включая затраты на приобретение лицензий, патентов и т.п. для поставок продукции вне рамок государственного заказа.
Законодательная защита предприятий
ОПК и их прав интеллектуальной собственности.
Поддержка различных форм производственно-финансовой
интеграции предприятий ОПК. Оказание
протекционистской поддержки продвижению
создаваемой ими конкурентоспособной
продукции на мировом рынке.
Нормативно-правовое регулирование
и администрирование:
- разрешение предприятиям ОПК, находящимся в государственной собственности, реализации в установленном порядке излишних ликвидных запасов технологического оборудования в целях собственного развития;
- предоставление предприятиям ОПК отсрочек по уплате налогов в случае задержки оплаты выполненного государственного заказа;
- создание на коммерческой основе государственной сети инновационно-внедренческих и информационных центров (с правом последующей их приватизации) для передачи разработок предприятий ОПК в области новых технологий в другие отрасли российской экономики;
- вытеснение устаревших технологий, используемых предприятиями ОПК, с помощью установления государством нормативных сроков их использования, исходя из целей ресурсосбережения, экологии и т.п.;
- изменение действующего порядка процедуры банкротства предприятий ОПК, поскольку это часто разрушает сложившуюся в оборонно-промышленном комплексе технологическую кооперацию;
- установление порядка, гарантирующего предприятиям ОПК, обладающим наиболее важными, так называемыми критическими и ключевыми технологиями, определённую долю прибыли от использования создаваемой на их базе продукции высоко прибыльными коммерческими организациями (например, операторами систем связи, навигации и т.п.);
- формирование и стимулирование платежеспособного спроса на товары и услуги, создаваемые предприятиями ОПК, как основы развития их финансового, кадрового и научно-производственного потенциала;
- предоставление негосударственным предприятиям ОПК прав на результаты исследований и разработок, полученных по финансируемым государством программам НИОКР или федеральным целевым программам;
- расширение области использования предприятиями ОПК различных финансовых технологий, таких, как лизинг, венчурные фонды и др.
Патентно-лицензионная деятельность
в целях распространения нововведений:
- передача некоторым предприятиям ОПК лицензий на новые разработки «в долг», на условиях возмещения затрат из их будущей прибыли или на других взаимно согласованных условиях;
- развитие сети организаций технологического лицензирования, обслуживающей предприятия ОПК с целью передачи результатов их исследований и разработок в различные отрасли экономики России;
- определение и указание в заданиях на новые исследования и разработки по оборонной тематике возможности «двойного» (военного и гражданского) применения полученных результатов.
Увеличение числа инновационных
проектов, результаты которых имеют
«двойное» применение:
- создание системы распространения научно-технических и технологических новшеств, стимулирование передачи более совершенных технологий «двойного» применения из оборонно-промышленного комплекса в гражданское производство.
Стимулирование закрепления
высококвалифицированных кадров на
предприятиях ОПК, их переподготовка,
обучение и привлечение молодых
специалистов для работы по новым
технологиям.
Страхование рисков инновационной
деятельности предприятий ОПК:
- включение в стоимость инновационных проектов, осуществляемых предприятиями ОПК, страховых взносов, как платы за риски при их реализации.
Стимулирование инновационной
деятельности предприятий ОПК:
- использование самых различных мер стимулирования инновационной деятельности предприятий ОПК на всех этапах жизненного цикла разработки и производства наукоемкой продукции, включая фундаментальные исследования;
- предоставление государственных гарантий предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность.
Таким образом, система стимулирования
инновационного развития предприятий
ОПК должна обеспечиваться комплексом
мер, включающим адресную поддержку
приоритетных направлений их инновационной
деятельности; создание благоприятного
экономического климата, усиливающего
заинтересованность во внедрении научно-технических
достижений и приток инвестиций в
основной капитал; законодательную
охрану прав интеллектуальной собственности
и др.
Фундаментальные и поисковые
исследования на ряде наиболее приоритетных
направлений, определяющих основы технологического
развития предприятий ОПК и уровень
обороноспособности страны, должны получать
прямую финансовую поддержку государства.
К государственным приоритетам
и объектам государственной поддержки
в научно-инновационной сфере
следует отнести следующие: