Формирование корпоративной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:31, контрольная работа

Описание работы

Культура может быть представлена как достаточно сложная система, ядром которой являются базовые ценности лидеров и персонала. Эти ценности, как правило, не осознаются, но именно они являются стержнем человеческой составляющей любой организации. Ценности не только могут проявляться в поведении и языке, они определяют выборы, которые делает организация, решения, которые принимаются.
Другой слой культуры — это также не осознаваемые мифы, утверждения, правила, которые принимаются без доказательств и которые являются следствием опыта организации, ее истории.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………… 3
Специфика корпоративной культуры корпораций ……………………………… 5

Модели и типы корпоративной культуры ……………………………………….. 9

Формирование корпоративной культуры ……………………………………….. 11

Общие понятия …………………………………………………………………… 11

Механизм формирования корпоративной культуры …………………………... 14

Влияние внутренних и внешних факторов на формирование корпоративной культуры ………………………………………………………………………………... 18

Западная корпоративная культура: сходства и различия ………………………. 21

Заключение ...…………………………………………………………………………… 25
Список использованной литературы …………………………………………………. 26

Работа содержит 1 файл

Формирование корпоративной культуры.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Государственное образовательное учреждение

 высшего  профессионального образования

«Санкт-Петербургский  Государственный Университет 

 Экономики  и Финансов» 
 
 
 

Кафедра Экономики и управления качеством 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по курсу 

«Корпоративная  культура и защита прав потребителей» 
 

Тема: «Формирование корпоративной  культуры» 
 
 
 
 
 

Выполнил  студент  
 
 
 
 
 

Санкт Петербург

2008

 

Содержание 

Введение ………………………………………………………………………………… 3 

    1. Специфика корпоративной культуры корпораций ……………………………… 5
 
    1. Модели  и типы корпоративной культуры ……………………………………….. 9
 
    1. Формирование корпоративной культуры ……………………………………….. 11
 
    1. Общие понятия  …………………………………………………………………… 11
 
    1. Механизм  формирования корпоративной культуры …………………………... 14
 
    1. Влияние внутренних и внешних факторов на формирование корпоративной культуры ………………………………………………………………………………... 18
 
    1. Западная  корпоративная культура: сходства и  различия ………………………. 21
 

Заключение ...…………………………………………………………………………… 25 

Список  использованной литературы …………………………………………………. 26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

 

     Культура  может быть представлена как достаточно сложная система, ядром которой  являются базовые ценности лидеров  и персонала. Эти ценности, как  правило, не осознаются, но именно они  являются стержнем человеческой составляющей любой организации. Ценности не только могут проявляться в поведении и языке, они определяют выборы, которые делает организация, решения, которые принимаются.

     Другой  слой культуры — это также не осознаваемые мифы, утверждения, правила, которые принимаются без доказательств и которые являются следствием опыта организации, ее истории.

     Люди  испытывают воздействие той культурной среды, в которой они живут. Например, человек, выросший в семье, принадлежащей  к среднему классу, усваивает ее ценности, убеждения и поведенческие модели. То же происходит и в организации. Люди, работающие в какой-либо компании с давно сложившейся культурой, будут усваивать ценности, убеждения и модели поведения, характерные для этой организации.

     Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обуславливающей существование менеджмента. Некая группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией. К ним относятся:                                                                                              

     1. Наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы.                                                                                                                                                             

     2. Наличие, по крайней мере, одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы.                                                                          

     3. Наличие членов группы, которые  намеренно работают вместе, чтобы  достичь значимой для всех  цели.                                                                                                                                                     

     Соединив в одну эти существенные характеристики, мы получаем важное определение:         

     Организация - это группа людей, деятельность которых  сознательно координируется для достижения общей  цели или целей.                                                                                              

     Приведенное выше определение справедливо не просто для организации, а для  формальной организации. Существуют также  неформальные организации, группы, которые  возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением, быть может, очень маленьких. И хотя у них нет руководителей, неформальные организации очень  важны. Таким образом, когда употребляется слово  организация, имеется в виду формальная организация.                                                                                                                                      Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих общее понимание своих целей, значения и места, своих ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие организационной культуры.

     Организационная культура — это "философские  и идеологические представления, ценности, убеждения, верования, ожидания, аттитюды и нормы, которые связывают организацию в единое целое и разделяются её членами".  
           Организационная культура представляет собой приобретенные смысловые системы, передаваемые посредством естественного языка и других символических средств, которые выполняют репрезентативные, директивные и аффективные функции и способны создавать культурное пространство и особое ощущение реальности.
 
 
 
 

 

1. Специфика корпоративной культуры корпораций 

     В отечественной науке культура – это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Также понятие «культура» применяется для характеристики определенных исторических эпох (например, античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (например, культура майя), а также специфических сфер деятельности, или жизни людей (например, культура труда, быта, художественная культура). Культура в широком смысле включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и этического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). В более узком смысле – сфера духовной жизни людей. Такое определение приводится в энциклопедическом словаре и принято в социологии. В конце XX века этим понятием стали пользоваться менеджеры и исследователи организаций, обозначающие этим понятием общий климат организации и характерные методы работы с людьми, а также провозглашаемые ею ценности и ее кредо. Для того, чтобы понять как культура может влиять на эффективность корпорации, необходимо определить концепцию культуры. Этот вопрос был предметом академических споров в течение длительного периода времени, при этом подходы к определению концепции культуры были самыми разнообразными. 

  Организационная культура – это совокупность основных побуждений, сформированных самостоятельно, усвоенных или разработанных определенной группой  по мере того, как она учится разрешать проблемы адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, - которые оказались достаточно эффективными, чтобы считаться ценными, а потому передаваться новым членам в качестве правильного образа восприятия, мышления и отношения к конкретным проблемам.1

В дальнейшем «организационная культура» и «корпоративная культура» будут рассматриваться  как синонимы.

     Для того, чтобы определить специфику КК корпораций, необходимо понять структуру взаимоотношений между основными участниками корпоративных отношений: топ-менеджерами (директоратом), наемными работниками (менеджерами), акционерами и инвесторами.

     Когда действия менеджеров идут вразрез с интересами акционеров, что чаще всего и случается, можно говорить о существовании агентского конфликта. Дело в том, что главной целью менеджеров  является не максимизация благосостояния акционеров, а увеличение размеров управляемого бизнеса, что позволяет им увеличить собственную власть, претендовать на более крупные оклады, обеспечить спокойную комфортную жизнь, удержать собственное положение в рамках данной корпорации и т.д. Если говорить об акционерах, то они в первую очередь стремятся к максимизации дохода на вложенный капитал. Менеджеры же стремятся минимизировать риски, а это мешает оптимизации структуры капитала (т.к. доля заемных средств при контроле менеджеров очень низка), не растет стоимость акций и т.п.

     Существование подобного конфликта говорит о низкой КК, а это в свою очередь отрицательно влияет на инвестиционную привлекательность корпорации. А, следовательно, и тормозит ее развитие, ведет к невозможности достижения ее целей.

     В Западных странах и, в частности, США, различают несколько типов культуры корпорации:

  1. Феодальная культура корпорации. Она основана на подчеркивании разницы между высшим руководством и остальным персоналом предприятия. Участие наемного персонала в собственности предприятия рассматривается как аналог традиционной системы заработной платы. Администрация в данном случае строго контролирует активность работников-собственников, предоставление доли собственности является своеобразным средством платежа. К характерным чертам, присущим «феодальному» типу КК можно отнести следующие:
  • размер доли собственности наемного персонала определяется интересами руководства предприятия;
  • неразвитость партнерских отношений между персоналом и администрацией;
  • отсутствие юридической защиты прав работников-акционеров.
  1. «Инвесторская» культура корпорации. Суть данной культуры заключается в том, что руководство предприятия стремится ощутимую долю зарплаты персоналу выдавать в виде акций и провозглашает философию «рискового» вознаграждения, т.е. когда размер зарплаты устанавливается в зависимости от экономических результатов деятельности компаний.

Вместе  с тем следует отметить, что  «инвесторская» культура корпорации рассматривает  работника-акционера лишь в статусе  держателя акций и, тем самым, ограничивает его инвесторскую активность.

  1. «Культура участия». Данная корпоративная культура построена на активном вовлечении наемного персонала в управлении персоналом с одновременным участием работников в собственности. При этом имеют место две особенности:
  • акционерные права работников отождествляются с их служебными обязанностями;
  • участие работников в инвестиционной деятельности компании является логичным и практическим способом признания их акционерных прав.

      Основной  недостаток данной культуры заключается  в том, что в ней игнорируется юридическая защита прав работников-акционеров, хотя реальное участие в управлении способствует росту информированности и ответственности персонала и отвечает его интересам как акционеров.

  1. «Акционерная» корпоративная культура. Основной особенностью и главным принципом ее считается признание работников-акционеров компании в качестве крупного коллективного собственника, способного и имеющего право существенно влиять на руководство предприятия. Следует при этом отметить, что данный факт, в свою очередь, предполагает возможность иметь своих представителей в Совете директоров и через них принимать участие в решении важнейших вопросов жизнедеятельности акционерных обществ.
  2. «Предпринимательская» культура.  Данный тип КК присущ крайне ограниченному кругу фирм, которые рассматривают культуру как часть общего процесса превращения компании в самую конкурентоспособную в данной отрасли и привлекательную для инвесторов. Для данной культуры характерно то, что в корпорациях, использующих такую культуру, собственность персонала рассматривается как особая инвестиция, которая позволяет сформировать менталитет работника как экономически активного сотрудника и заинтересованного, требовательного акционера. В данной культуре главный упор делается не на то, чтобы работники получили доход как акционеры, а на то, чтобы от них как от акционеров было больше ответственности и готовности пойти на риск.

Информация о работе Формирование корпоративной культуры