Аспекты организационной структуры холдинговых компаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить все аспекты организационной структуры холдинговых компаний.
Задача курсовой работы:
Рассмотреть особенности организованной структуры холдингов;
Выделить сильные стороны холдингов;
Рассмотреть целесообразность формирования таких компаний;
Дать оценку эффективности холдингам.

Содержание

Введение 2 1. Теоретические аспекты холдинговых структур
1.1 Понятие и сущность холдинговых структур 4
1.2 Классификация холдинговых структур 7
1.3 Принципы формирования холдинговых структур 12
2. Особенности функционирования холдинговых компаний
2.1 Способы создания холдинговых структур в РФ 19
2.2 Технология управление холдинговыми структурами 24
3. Оценка эффективности и управления холдингом ОАО «Мотовилихинские
заводы»
3.1 Характеристика ОАО «Мотовилихинские заводы» 29
3.2 Оценка эффективности управления ОАО «Мотовилихинские заводы» 33
Заключение 36
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 75.18 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение                                                                                                                       2                                   1. Теоретические аспекты холдинговых структур  
1.1 Понятие и сущность холдинговых структур                                                    4 
1.2 Классификация холдинговых структур                                                               7

1.3 Принципы формирования холдинговых структур                                         12 
2. Особенности функционирования холдинговых компаний  
2.1 Способы создания холдинговых структур в РФ                                               19 
2.2 Технология управление холдинговыми структурами                                      24

3. Оценка эффективности и управления холдингом ОАО «Мотовилихинские  
 заводы»   
3.1 Характеристика ОАО «Мотовилихинские заводы»                                         29             
3.2 Оценка эффективности управления ОАО «Мотовилихинские заводы»       33 
Заключение                                                                                                                36

Список использованной литературы                                                                      38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 
 

     «Для  современной капиталистической  экономики, - писал М.И. Кулагин, - характерными являются отношения власти и подчинения, разнообразные формы зависимости  между участниками хозяйственного оборота. Концентрация и централизация  капитала и производства приводят не только к образованию монополий, но и к появлению в хозяйственной  жизни иных структур, образно говоря, молекулярного уровня. Это различного рода объединения юридически самостоятельных  субъектов (обычно юридических лиц), связанных отношениями экономической  зависимости. Такие объединения  в современном буржуазном законодательстве и в юридической доктрине называются по-разному: «связанные предприятия», «системы компаний», «организации организаций», «товарищества товариществ», «товарищества  второй ступени», а также «группы  компаний» или просто «группы». [4]

     Предприниматели могут объединяться в различных  правовых формах: ассоциации (союзы), некоммерческие партнерства, простые товарищества, холдинговые и инвестиционные компании, финансовые холдинговые компании, банковские и финансово-промышленные группы, холдинги и банковские холдинги. Именно объединения  холдингового типа нуждаются в подробном  изучении и правовой регламентации  в национальном законодательстве, так  как: во-первых, количество подобных объединений  неуклонно растет, а, во-вторых, практически  отсутствует законодательное регулирование  отношений возникающих в связи  с их образованием и функционированием.

     В настоящее время в связи с  повышением конкурентности многих российских рынков для холдингов остро встает вопрос эффективного управления деятельностью  входящих в него предприятий. Для  того чтобы разобраться в этих проблемах, рассмотрим различные подходы  к построению структуры и оценке эффективности в рамках холдинга.

     Объектом  исследования являются холдинговые  компании.

     Предметом исследования является организационная  структура холдингов и ее эффективность.

     Цель  курсовой работы – изучить все  аспекты организационной структуры  холдинговых компаний.

     Задача  курсовой работы:

  1. Рассмотреть особенности организованной структуры холдингов;
  2. Выделить  сильные стороны холдингов;
  3. Рассмотреть целесообразность формирования таких компаний;
  4. Дать оценку эффективности холдингам.

     В данной курсовой работе дана характеристика холдингов: понятие, типы, роль в формировании рыночной экономики, оценка эффективности.

     Актуальность  этой темы проявляется в том, что  развитие холдингов в России набирает обороты и современному обществу необходимо понимать, что есть «холдинг».

     Для выполнения нашей работы были использованы следующие научно-педагогические методы исследования:

  1. Анализ научно-теоретической литературы;
  2. Анализ учебно-методической литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХОЛДИНГОВЫХ СТРУКТУР
 
 
     
    1. ПОНЯТИЕ И  СУЩНОСТЬ ХОЛДИНГОВЫХ СТРУКТУР
 
 

     Холдинги  имеют огромное значение в экономике  западных стран, многолетнюю историю  и в большинстве из них находят  четкое законодательное закрепление.

     Прежде  всего, необходимо разобраться в  терминологии, выяснить, что следует  понимать под холдингом и чем  он отличается от всех остальных форм объединений.

     По  мнению многих правоведов, первые холдинговые  компании (холдинговая или держательская - от англ. «hold» - держать) появились  в США в конце XIX в. как особый тип финансовой компании, которая  создавалась для владения контрольными пакетами акций других компаний с  целью контроля и управления их деятельностью. Правовая основа организации холдинговых  компаний была создана в 1889 г., когда  в штате Нью-Джерси, одном из наиболее свободных для предпринимательства, с целью расширения корпоративной  системы были разрешены к созданию холдинговые компании в вышеуказанном  смысле данного термина.[17]

     Однако  другие родиной холдинга называют континентальную  Европу или Великобританию. Даты основания  первых холдинговых компаний здесь  попадают на период между 1822 и 1890 г.г. Так, в 1822 г. была основана компания «Societe Generale de Belgique», в 1886 г. в Лондоне была создана  «The Nobel Dynamit Trust Company», a в 1879 и 1890 гг. в  Швейцарии были учреждены холдинговые  компании «Банк восточных железных дорог» и «Швейцарский железнодорожный  банк».

     Отметим, что сформировались два подхода  к трактовке холдинга. 
Согласно первому холдинг рассматривается как особый тип компании, активы которой формируются главным образом из акций (долей в уставном капитале) других компаний с целью установления контроля над их деятельностью.

     Российский  энциклопедический словарь дает трактовку этого термина следующим  образом: холдинг-компания (от англ. «holding» - владеющий) – это акционерная  компания, использующая свой капитал  для приобретения контрольных пакетов  акций других компаний с целью  установления контроля над ними.

     Согласно  второму подходу, холдингом признается совокупность юридических лиц, определенным образом связанных между собой. Под холдингом понимается структурированная организация юридических лиц, одно из которых (холдинговая компания) имеет возможность оказывать влияние на решения остальных участников холдинга (дочерних компаний). Сторонники этой точки зрения предполагают, что термин «холдинг» означает группу юридических лиц, предпринимательское объединение, а «холдинговая компания» - головная компания в холдинге.

     Холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, далее именуются «дочерними».

     Следует также различать понятия управляющей  компании и головной компании. Головная компания осуществляет функции по управлению холдингом, однако она может для  исполнения этих функций создать  управляющую компанию.

     Как правило, холдинги создаются в форме  объединения хозяйственных обществ, одно из которых владеет акциями (долями) другого. К таким структурам применимы положения ГК РФ о дочерних обществах. Так, согласно пункту 1 статьи 105 ГК РФ, хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) общество или товарищество может определять решения дочернего. [6] Такая возможность может вытекать, например, из преобладающего участия в уставном капитале «дочки» или из заключенного между материнской и дочерней компаниями договора. Управляемые компании в свою очередь могут иметь свои дочерние общества, «внучки» основного, а те - своих «дочек» и т.д. Таким образом, холдинговая структура похожа на пирамиду, на вершине которой находится головная компания. Но при этом холдинг всегда характеризуется наличием единого центра принятия решений.

     В последних российских законопроектах прослеживается тенденция определения  холдинга как совокупности юридических  лиц.

     Итак, под холдингом мы будем понимать группу лиц, которая включает головную компанию (холдинговую компанию) и  другие хозяйственные общества, в  отношении которых головная компания имеет возможность определять решения, принимаемые ими.

     Проект  Федерального закона «О холдингах», не содержит термина «холдинговая компания», однако употребляет понятие «головная  компания». Само понятие «головная  компания» в проекте Федерального закона не раскрывается, но из анализа  п. 2 ст. 2 проекта можно сделать вывод, что головной компанией считается хозяйственное общество или хозяйственное товарищество с преобладающим участием в капитале других юридических лиц (участников холдинга), также являющихся хозяйственными обществами или хозяйственными товариществами, т.е. владеющее акциями (долями) в размере, позволяющем в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом общества предопределять любые решения, принимаемые указанными хозяйственными обществами (товариществами).

     Холдинг образуется тогда, когда одна компания (дочерняя) зависит от другой (основной), которая выполняет по отношению  к ней контрольные и управленческие функции, что сложилось либо в  силу участия одной компании в  уставном капитале другой (удержания  контрольного пакета акций или долей), либо в силу особых контрактных положений  между компаниями, вне зависимости  от того, называют ли компании себя холдингами или нет.  

    1. КЛАССИФИКАЦИЯ ХОЛДИНГОВЫХ СТРУКТУР
 
 

     Внедрение холдинговых систем в экономику  России для повышения эффективности  управления и лучшего использования  капитала в экономике России делает необходимым их классификацию на основе опыта передовых стран  Запада. Такой подход целесообразен  еще и потому, что законодательная  база по холдинговым структурам в  России находится лишь на стадии своего становления.

     Сложность классификации холдинговых систем состоит в большом многообразии типологических признаков, позволяющих  дифференцировать или объединять холдинги в зависимости от тех или иных качеств, входящих в них компаний, определяющих мотивацию их поведения  на рынке ценных бумаг. При этом следует  учитывать тот факт, что любая  классификация холдингов всегда является условной.

     Холдинговые компании можно классифицировать по многим признакам.

     По  функциям, выполняемым материнской  компанией:

  1. Чистые холдинговые компании

     Основной  вид деятельности: участие в капитале и управлении деятельностью других компаний (согласно учредительным документам они не имеют права осуществлять другие виды деятельности, кроме как  иметь капитал). Функция: контрольно-управленческая;

  1. Смешанные холдинговые компании

     Основной  вид деятельности: кроме участия  в капитале и управлении деятельностью  других компаний имеют возможность  осуществлять любую предпринимательскую  деятельность (торговую, производственную и т.д.). Функции — контрольно-управленческая и предпринимательская.

     По  юридическим формам организации:

  1. Акционерные общества;
  2. Государственные организации;
  3. Общества с ограниченной ответственностью;
  4. Единоличные компании.

Информация о работе Аспекты организационной структуры холдинговых компаний