Значение лизинговых операций в финансировании деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 13:51, контрольная работа

Описание работы

Преобразование под воздействием научно-технического прогресса сферы производства и обращения, глубокие изменения экономических условий хозяйствования вызывают необходимость поиска и внедрения нетрадиционных для хозяйства нашей страны методов обновления материально-технической базы и модификации основных фондов субъектов различных форм собственности. Одним из таких методов является лизинг.

Содержание

Введение….………………………………………………………………………..3
1 Значение лизинговых операций в финансировании деятельности
предприятия……………………………………………………………………..6
2 Значение, задачи и источники информации для анализа лизинговых
операций……………………………………………………………….……….10
3 Анализ эффективности лизинговых операций у лизингодателя….………..15
4. Анализ лизинговых операций и их эффективность у лизингополучателя..19
5 Обобщение резервов повышения эффективности использования основных
фондов, приобретенных в лизинг…………………………………………….23

Заключение………………………………………………………………………25

Список использованных источников…………………………………………..30

Приложения……………………………………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

лизинг.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

     - Риск устаревания оборудования целиком ложится на арендодателя. Арендатор имеет возможность постепенного обновления своего парка оборудования.

     - Достаточно простой учет арендуемого имущества.

     - Сумма платежей по лизингу фиксируется при подписании договора и не зависит от колебаний валютного курса и изменений банковского процента по долгосрочному кредитованию.

     - При международных лизинговых операциях арендатор получает налоговые льготы страны арендодателя, что проявляется в снижении выплат, а также дополнительные услуги (в основном при оперативном лизинге) арендодателя или его представителей (техническое обслуживание и ремонт арендуемого оборудования, консультации по его эксплуатации,  передача ноу-хау, поставка запчастей и пр.).

     При наличии у организации альтернативы  - взять кредит на покупку оборудования или приобрести это оборудование на определенное время по договору лизинга – ее выбор необходимо осуществлять на основе результатов финансового анализа. Во всяком случае лизинг становиться практически безальтернативным вариантом, когда:

     - организация поставщик испытывает трудности со сбытом своей продукции, а организация – будущий Лизингополучатель не имеет в достаточном объеме собственных средств и не может взять кредит для приобретения нужного ему оборудования;

     - предприниматель только начинает собственное дело.

     Для государства лизинг важен как  средство:

     - для ускорения процесса воспроизводства,  внедрения достижений научно - технического прогресса;

     - создания новых рабочих мест;

     - привлечения инвестиций в страну;

     - увеличения налоговых поступлений в бюджет за счет активизации производства и предпринимательства.

     Вместе  с тем лизингу присущ и ряд  негативных сторон. В частности, на лизингодателя ложиться риск морального старения оборудования, а для лизингополучателя стоимость лизинга выходит более высокой, чем цена покупки оборудования. Еще одним недостатком финансового лизинга является то, что в случае выхода оборудования из строя, платежи производятся в установленные сроки независимо от состояния оборудования.

     Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности отечественных производителей, нужно создавать условия, при которых они стремились бы развивать лизинговые отношения. Для этого в первую очередь следует добиваться  появления лизинговых сделок  с достаточно длительными сроками действия   (не менее трех лет), так как именно такие договоры будут нести реальные инвестиции в экономику. Необходимо если не освободить, то хотя бы снизить налог на прибыль, полученную лизингодателями от реализации договоров по лизингу со сроком действия три и более лет. Также следует стимулировать банки предоставлять кредиты лизинговым компаниям, которые заключают лизинговые договоры. Кроме этого, необходимо рассмотреть снижение таможенных пошлин и налогов по товарам, ввозимым на территорию Республики Беларусь и являющимися объектами международного финансового лизинга.

     Безусловно, вышеперечисленные меры должны способствовать развитию лизинговых компаний и операций, производимых ими.

     Практика показывает, что каковы бы ни были законодательные и экономические условия, лизинг сохраняет и укрепляет свои позиции на рынке. Это объясняется тем, что эта форма осуществления предпринимательской деятельности оказывается гибкой и имеющей возможность приспособиться к конкретной экономической и правовой ситуации.

     В заключение стоит еще раз подчеркнуть, что лизинг не является дешевой заменой кредита. Существуют определенные преимущества финансирования оборудования основных средств, но навыки кредитования и оценка финансовых потоков оказывается настолько же критичными, как при необеспеченном кредите. Другими словами пропадает основной привлекательный момент для лизингополучателей (в частности для малого бизнеса), заключающийся в том чтобы начать дело без достаточных средств, но с высокоэффективным  проектом, так как и при лизинге банки требуют предоставления залога (объект лизинговой сделки может представлять ценность для проекта, но не обладать ликвидностью в той мере, чтобы покрыть издержки банка).

     Таким образом, лизинг стал эффективным инструментом обслуживания инвестиционных проектов «своих» клиентов банка.

     При анализе дохода лизингодателя в  подавляющем количестве лет лизингового  договора – ярко выражен темп прироста дохода, в среднем за 4 года ежегодное увеличение дохода составило 27 391 тыс.руб, или 45,2%.Итоговые данные анализа показывают, что средний доход, полученный лизингодателем от переданного им имущества в лизинг за анализируемый период (срок лизингового соглашения – 4 года) составляет 1 285 429 тыс.руб.

     Так же при анализе  лизинговой операции у лизингодателя по конкретному договору мы видим, что лизингодателем получена прибыль остающаяся в распоряжении организации  в размере 1 282 218 руб.

     Для анализа эффективности лизинга  у лизингополучателя делался сравнительный анализ приобретения основного средства за счет различных средств.

     При приобретении основного средства за счет различных источников сумма  чистой прибыли у лизингополучателя  составила:

     - при приобретении основного средства  за счет банковского кредита – 43 632 руб.

     - при приобретении основного средства  за счет лизинга – 4 770 572 руб.

     Так же была рассчитана сумма денежных средств, необходимых организации  для расчетов с банком и бюджетом:

     - при варианте покупки основных  средств за счет банковского кредита: погашение банку кредита (59 000 000) и процентов (21 240 000) + уплата налогов в бюджет: налог на прибыль (7 219 200), целевой сбор (914 432), налог на недвижимость по приобретенному основному средству (750 000) – налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщику (9 000 000) = 80 123 632 руб.

     - при варианте лизинга: лизинговый  и выкупной платежи (50 000 000 + 23 010 000)*1,18=86 151 800 + налоги к уплате в  бюджет: налог на прибыль (1 816 800), целевой сбор (230 128), налог на недвижимость по объекту лизинга (752 500) – налог на добавленную стоимость, начисленный на лизинговые и выкупной платежи и уплаченные лизингодателю (13 141 800) = 75 809 428 руб.

     Отраслями, наиболее привлекательными для развития белорусского лизинга, эксперты считают сельское хозяйство, строительство, тяжелое машиностроение, транспорт (авиа- и судоперевозки), а также малое предпринимательство. Именно здесь, по их мнению, следует ожидать активизации лизинговой деятельности.

     Сейчас  Республика Беларусь остро нуждается в капитале для инвестирования во все отрасли хозяйства. И, как уже это было рассмотрено выше, одним из наиболее эффективных способов привлечения необходимого инвестиционного капитала является лизинг, как внутренний, так и международный.

     На  мой взгляд, нашей стране не хватает комплексной программы в рамках которой был бы из следующих элементов:

     - была бы продуманна и создана  более развитая инфраструктура  рынка лизинговых услуг, которая  включала бы: подготовку квалифицированных  кадров, информационное освещение предоставляемых услуг;

     -  развитие системы гарантий, чтобы  избежать 100 % залога при лизинге (например страхование).

     -  наряду с уже принятыми мерами (отсутствие валютного контроля  при контрактах международного  лизинга), усилить комплекс мер  по привлечению иностранных инвестиций в рамках лизинга.

     Такая программа смогла бы подтолкнуть  коммерческие банки вместо получения  сомнительных, рисковых прибылей в  краткосрочном периоде переориентироваться на долгосрочное инвестирование средств в белорусскую экономику для получения уверенной прибыли.

     Можно с полной уверенностью сказать, что  лизинг в нашей республике постепенно все будет наращивать свои обороты  и играть все более весомую роль в экономике Республики Беларусь.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

     1. Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге: принята странами участниками УНИДРУА 28 мая 1988г. Оттава // Национальный реестр правовых актов Республики  Беларусь. – 1988. - №3/46.

     2. Конвенция о межгосударственном  лизинге: принята странами участниками СНГ 25 ноября 1998г., Москва//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1998г. - №3/39.

     3. Гражданский Кодекс Республики  Беларусь от 7 декабря 1998г. №  218-3 // Национальный реестр правовых  актов  Республики Беларусь. - 1998. - №218/3.

     4. О  дорожном движении. Закон Республики Беларусь от  17  июля 2002г. № 132-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2002. - №2/881.

     5. О валютном регулировании и  валютном контроле. Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003г. №226-3 // Национальный реестр правовых актов  Республики Беларусь. - 2003. - №2/978.

     6. О порядке проведения переоценки  имущества и обязательств в  иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц. Декрет Президента Республики Беларусь от 30 июня 2000г. №15 // Национальный реестр правовых актов  Республики Беларусь. - 2000. - №1/1401.

     7. О лизинге. Указ Президента  Республики Беларусь от 13 ноября 1997г. № 587 // Национальный реестр  правовых актов  Республики Беларусь.- 1997.- №5/706.

     8. Об оказании финансовой поддержки  субъектам малого предпринимательства. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 июля 1998г. № 1178 // Национальный реестр правовых актов  Республики Беларусь. - 1998. - №5/981.

     9. Об  утверждении Перечня организаций,  реализующих юридическим лицам  и индивидуальным  предпринимателям  Республики Беларусь автомобильные транспортные средства отечественного производства  по договорам финансовой аренды (лизинга). Постановление  Совета Министров Республики Беларусь от 27 сентября  2002г. № 1340 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2002. - №5/11252.

     10. Об утверждении Инструкции о  порядке исчисления, сроках уплаты  и предоставления налоговым органам  налоговых деклараций о суммах исчисленных сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды в 2005г. Постановление Министерства по налогам и сборам  Республики Беларусь от 29.03.2005г. №48 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2005г. - №8/10887.

     11. О порядке осуществления валютного  контроля таможенными органами. Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь  от 7 июля 2001г. № 32 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2001г.- №8/6369.

     12. Об утверждении правил бухгалтерского  учета лизинговых операций в  банках Республики Беларусь. Постановление  Правления Национального банка Республики Беларусь от 27 ноября 2001г. № 309 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2001г. - №8/7539.

     13. Основное положение по составу  затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Утверждено Министерством статистики и анализа Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 01-21/8, Министерством труда Республики Беларусь30 января1998 г. № 03-02-07/300, Министерством финансов Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 3, Министерством экономики Республики Беларусь 26 января 1998 г. № 19-12/397 с изменениями и дополнениями // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1998г. - №8/3896.

     14. О лизинге на территории Республики  Беларусь. Постановление Совета Министров от 31 декабря 1997г. № 1769 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1997г. - №1042.

     15. О порядке начисления амортизации   основных средств и нематериальных активов. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23 ноября 2001г. № 187/110/96/18 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2001г. - №8/7500.

Информация о работе Значение лизинговых операций в финансировании деятельности предприятия