Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:53, курсовая работа
Целью в данной работе будет произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.
Введение 3
1. Малый бизнес в развитых странах. 5
2. Развитие малого бизнеса в России. 7
2.1. Значение малого бизнеса в становлении рыночной экономики 7
2.2. Динамика развития малого бизнеса. 12
3. Методы поддержки предприятий малого бизнеса. 19
3.1. Меры государственной поддержки малого бизнеса. 19
3.2 Негосударственные структуры поддержки малого бизнеса. 23
3.3. Факторы, сдерживающие развитие малого бизнеса в России. 25
Заключение. 29
Список литературы. 31
Кроме
льгот по налогообложению, субъектам
малого предпринимательства
Законом
«О государственной поддержке
Информационное
обслуживание субъектов малого предпринимательства
осуществляется на льготных условиях,
предусмотренных действующим
Производственно-
Таким образом, государственная поддержка малого бизнеса является важным фактором развития предпринимательства.
За
последние годы созданы различные
негосударственные структуры
Российское
агентство поддержки малого и
среднего бизнеса было создано в
1992 г. В рамках соглашения между правительствами
РФ и Великобритании при непосредственном
участии британского
Основные функции агентства заключаются в следующем:
*
индивидуальное
*
помощь в регистрации
* правовое обслуживание;
*
рекламные и издательские
Проект поддерживают отечественные и зарубежные финансовые и деловые структуры, такие как Ассоциация российских банков, Европейский банк реконструкции и развития, Торгово-промышленная палата и др.
Быстрыми темпами развивается программа бизнес-консалтинга, которая предусматривает создание независимых аудиторских и консалтинговых фирм на местах.
Ассоциация «Технопарк», созданная в 1990 г., ставит перед собой следующие задачи:
*
содействие выделению и
*
реализация инновационных
*
решение социально-
Целей своих ассоциация рассчитывает достичь через создание общероссийской сети технопарков, инновационных центров и бизнес-инкубаторов.
Технопарки
представляют собой особую организационную
форму интеграции науки, образования
и производства, реализуемую на специально
отведенной (закрепленной, арендуемой
или приобретенной в
Формируются
технопарки, как правило, на базе вузов,
исследовательских центров, лабораторий,
опытных заводов или
Помимо
всего прочего, технопарки являются
эффективным механизмом генерации
предпринимательских структур в
научно-технической сфере, соединения
научной и инновационной
Регистрируются
технопарки в качестве юридического
лица. Они могут быть как коммерческими,
так и некоммерческими
Среди основных задач, которые решают технопарки, можно назвать:
*
экспертизу и отбор
*оценку
риска, сопряженного с
*
помощь в проведении научно-
*
предоставление малым
*
оказание юридической,
Подводя
итог сказанному, следует отметить,
что формирование системы негосударственных
структур поддержки малого бизнеса
наиболее активно идет а Воронежской,
Новгородской; Пензенской, Самарской,
Свердловской областях и в Москве.
Здесь активно задействуются
внутренние финансовые ресурсы. При
известных позитивных сдвигах обнаруживаются,
однако, и серьезные деформации.
Во многих регионах перечисленные выше
структуры отсутствуют или
Однако, с большим сожалением, приходится констатировать, что больше всего не повезло в ходе развернувшихся в России экономических преобразований именно малому бизнесу. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 млн. малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировалось, а значит, фактически не используется его потенциал.
Можно указать на четыре недостатка правительственной программы, сдерживающих сегодня развитие малого предпринимательства.
Первый
фундаментальный недостаток – это
сверхвысокие налоговые ставки с
предпринимателей и населения, которыми
правительство пытается обеспечить
финансовую сбалансированность и бездефицитность
бюджета. Малое предпринимательство
душат многочисленные налоги и поборы,
нередко оставляющие ему 5-10% прибыли.
В результате малые предприятия
становятся на грань банкротства, независимо
от их народохозяйственной
Второй
фундаментальный недостаток реформы
связан с логикой развертывания
преобразований. Основное противоречие
сегодняшней политики – попытка
обеспечить переход к рынку
Третий недостаток реформы – практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала для малого предпринимателя на старте. Существуют три источника капитала, необходимого для начала бизнеса: собственные сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки. Первый источник (400-500 млрд.руб.) был уничтожен гиперинфляцией, сократившей данный ресурс во многие десятки раз. Второй источник практически закрыт для малого предприятия гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник тоже пока не работает, кроме того, нужно учитывать их уровень – 10 тыс.руб. Выступать инвестиционным ресурсом они не могут, в лучшем случае это будет маленькое единовременное социальное пособие. Недостаток финансовых ресурсов и сложность их легального приобретения у государства могут подтолкнуть малые предприятия к контактам с теневой экономикой и мафиозными структурами и дать последним возможность постепенно внедряться в малые предприятия, постепенно подчиняя их себе.
Четвертый
фундаментальный недостаток – отсутствие
системы государственной и
Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, т.к. они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района.
Очень
часто малые предприятия
Сложившаяся экономическая обстановка подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество и процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.
Социальная
значимость малого бизнеса определяется
массовостью группы мелких собственников
- владельцев малых предприятий и
их наемных работников, общая численность
которых является одной из наиболее
существенных качественных характеристик
любой страны с развитой рыночной
экономикой. Именно эта группа деятельного
населения обслуживает основную
массу потребителей, производя комплекс
продуктов и услуг в
Информация о работе Значение и проблемы развития малого бизнеса