Значение и проблемы развития малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Целью в данной работе будет произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.

Содержание

Введение 3
1. Малый бизнес в развитых странах. 5
2. Развитие малого бизнеса в России. 7
2.1. Значение малого бизнеса в становлении рыночной экономики 7
2.2. Динамика развития малого бизнеса. 12
3. Методы поддержки предприятий малого бизнеса. 19
3.1. Меры государственной поддержки малого бизнеса. 19
3.2 Негосударственные структуры поддержки малого бизнеса. 23
3.3. Факторы, сдерживающие развитие малого бизнеса в России. 25
Заключение. 29
Список литературы. 31

Работа содержит 1 файл

Значение и проблемы развития малого бизнеса в России(Архипов В.В. 3Т)курс.docx

— 52.81 Кб (Скачать)

     Кроме льгот по налогообложению, субъектам  малого предпринимательства государством предоставляется право применять  ускоренную амортизацию основных производственных фондов в размере, в два раза превышающем  нормы, а также право списывать  как амортизационные отчисления до 50 % первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет .

     Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» предусматриваются также  льготные кредитование и страхование  с компенсацией соответствующей  разницы кредитным и страховым  организациям за счет фондов поддержки  малого бизнеса .

     Информационное  обслуживание субъектов малого предпринимательства  осуществляется на льготных условиях, предусмотренных действующим законодательством . Фонды поддержки малого бизнеса вправе компенсировать полностью или частично расходы, связанные с обслуживанием субъектов малого предпринимательства .

     Производственно-технологическая  поддержка субъектов малого бизнеса  может осуществляться на льготных условиях . При этом организации, оказывающие  такую поддержку, пользуются льготами в порядке, установленном действующим  законодательством .

     Таким образом, государственная поддержка  малого бизнеса является важным фактором развития предпринимательства.

3.2 Негосударственные  структуры поддержки  малого бизнеса.

 

     За  последние годы созданы различные  негосударственные структуры поддержки  малого бизнеса, которые оказывают  все более заметное влияние на развитие малых предприятий. К негосударственной  инфраструктуре малых предприятий  относятся: банки, страховые и лизинговые компании, факторинговые компании, консалтинговые фирмы, венчурные фонды, холдинговые компании, аудиторские  фирмы, арбитражные суды. В западных странах к ним относят также  технопарки, бизнес-инкубаторы, производственно-технологические  и учебные центры.

     Российское  агентство поддержки малого и  среднего бизнеса было создано в 1992 г. В рамках соглашения между правительствами  РФ и Великобритании при непосредственном участии британского государственного фонда «Ноу-Хау» и Госкомитета  по антимонопольной политике РФ.

     Основные  функции агентства заключаются  в следующем:

     * индивидуальное консультирование  предпринимателей по вопросам  экономической, финансовой, инвестиционной, налоговой, внешнеэкономической,  таможенной политики и ведению  собственного бизнеса;

     * помощь в регистрации предприятия,  лицензировании деятельности, разработке  и оформлении учредительных документов  и т. П.;

     * правовое обслуживание;

     * рекламные и издательские услуги.

     Проект  поддерживают отечественные и зарубежные финансовые и деловые структуры, такие как Ассоциация российских банков, Европейский банк реконструкции  и развития, Торгово-промышленная палата и др.

     Быстрыми  темпами развивается программа  бизнес-консалтинга, которая предусматривает  создание независимых аудиторских  и консалтинговых фирм на местах.

     Ассоциация  «Технопарк», созданная в 1990 г., ставит перед собой следующие задачи:

     * содействие выделению и формированию  приоритетных направлений инновационной  деятельности;

     * реализация инновационных проектов  и программ в различных областях  науки и техники;

     * решение социально-экономических  проблем регионов путем создания  малых наукоемких и высокотехнологичных  производств.

     Целей своих ассоциация рассчитывает достичь  через создание общероссийской сети технопарков, инновационных центров  и бизнес-инкубаторов.

     Технопарки  представляют собой особую организационную  форму интеграции науки, образования  и производства, реализуемую на специально отведенной (закрепленной, арендуемой или приобретенной в собственность  парка) территории, где работникам предоставляется  жилье, возможность учиться, условия  для отдыха и ряд социальных льгот.

     Формируются технопарки, как правило, на базе вузов, исследовательских центров, лабораторий, опытных заводов или инновационных  малых предприятий. По роду деятельности и конечному ее результату различают  научные (фундаментальные исследования), научно-исследовательские (НИОКР, мелкосерийное  производство наукоемких изделий), научно-технические  и технологические (прикладные исследования и разработки, серийное производство наукоемкой продукции с использованием высоких технологий) технопарки. Конечно, это деление условно, поскольку  на практике зачастую наблюдается комбинация перечисленных выше признаков.

     Помимо  всего прочего, технопарки являются эффективным механизмом генерации  предпринимательских структур в  научно-технической сфере, соединения научной и инновационной деятельности, соединения потенциалов науки, производства, финансовых структур и органов власти (особенно местной).

     Регистрируются  технопарки в качестве юридического лица. Они могут быть как коммерческими, так и некоммерческими организациями  и создаются в любой разрешенной  законом организационно-правовой форме.

     Среди основных задач, которые решают технопарки, можно назвать:

     * экспертизу и отбор инновационных  проектов и программ, направленных  на создание и внедрение новой  техники и наукоемких технологий;

     *оценку  риска, сопряженного с реализацией  проекта;

     * помощь в проведении научно-исследовательских  работ и внедрении их результатов  в сфере производства;

     * предоставление малым инновационным  фирмам производственных мощностей;

     * оказание юридической, организационной,  маркетинговой, финансовой и другой  поддержки.

     Подводя итог сказанному, следует отметить, что формирование системы негосударственных  структур поддержки малого бизнеса  наиболее активно идет а Воронежской, Новгородской; Пензенской, Самарской, Свердловской областях и в Москве. Здесь активно задействуются  внутренние финансовые ресурсы. При  известных позитивных сдвигах обнаруживаются, однако, и серьезные деформации. Во многих регионах перечисленные выше структуры отсутствуют или существуют лишь на бумаге. 

3.3. Факторы, сдерживающие развитие малого бизнеса в России.

 

     Однако, с большим сожалением, приходится констатировать, что  больше всего  не повезло в ходе развернувшихся в России экономических преобразований именно малому бизнесу. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 млн. малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировалось, а значит, фактически не используется его потенциал.

     Можно указать на четыре недостатка правительственной  программы, сдерживающих сегодня развитие малого предпринимательства.

     Первый  фундаментальный недостаток – это  сверхвысокие налоговые ставки с  предпринимателей и населения, которыми правительство пытается обеспечить финансовую сбалансированность и бездефицитность  бюджета. Малое предпринимательство  душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 5-10% прибыли. В результате малые предприятия  становятся на грань банкротства, независимо от их народохозяйственной значимости.

     Второй  фундаментальный недостаток реформы  связан с логикой развертывания  преобразований. Основное противоречие сегодняшней политики – попытка  обеспечить переход к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы – интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики  требует движения «снизу вверх» –  от интереса предпринимателя к централизованному  созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, биржы и т.д.), обслуживающей и реализующей  этот интерес.

     Третий  недостаток реформы – практическая ликвидация источников формирования первоначального  капитала для малого предпринимателя  на старте. Существуют три источника  капитала, необходимого для начала бизнеса: собственные сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки. Первый источник (400-500 млрд.руб.) был уничтожен  гиперинфляцией, сократившей данный ресурс во многие десятки раз. Второй источник практически закрыт для  малого предприятия гигантским процентом  за кредит и нежеланием коммерческих банков вкладывать деньги в малый  бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник тоже пока не работает, кроме того, нужно учитывать их уровень – 10 тыс.руб. Выступать инвестиционным ресурсом они не могут, в лучшем случае это будет маленькое единовременное социальное пособие. Недостаток финансовых ресурсов и сложность их легального приобретения у государства могут подтолкнуть малые предприятия к контактам с теневой экономикой и мафиозными структурами и дать последним возможность постепенно внедряться в малые предприятия, постепенно подчиняя их себе.

     Четвертый фундаментальный недостаток – отсутствие системы государственной и общественной поддержки малого бизнеса. С большим  запозданием создан государственный  орган, призванный содействовать становлению  и развитию малого бизнеса – Комитет  поддержки малых предприятий  и предпринимательства при Госкомимуществе  РФ. Статус этого комитета, его подчиненность  одному из российских министерств, скудность  его финансовых ресурсов свидетельствует  о крайней ограниченности возможностей, предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая  неопределенность в ориентации деятельности данного комитета. Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность  поддержка не только малого бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно, опирается  не на малый бизнес, но и на средний  и крупный бизнес. Такая задача не по плечу никакому комитету. Ее в  состоянии решить лишь целенаправленная политика правительства в целом  и притом за весьма продолжительное  время.

     Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы  снизить уровень отчислений малых  предприятий в местные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы  развития собственного района с малым  бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, т.к. они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве  района.

     Очень часто малые предприятия создаются  на базе старых государственных предприятий. Например, в Москве 60% кооперативных  кафе преобразовано вместо государственных  предприятий общепита. В итоге, количество кафе не увеличилось, а цены поднялись  достаточно высоко. Такая форма кооперации приводит не к ослаблению государственной  монополии, а к новым формам его  проявления. Государственные научно-исследовательские  и проектные учреждения  - монополисты  в своей области. Сотрудники этих организаций, объединившись в предприятия, сами решают какие заказы делать как государственное предприятие, а какие как фирма, по более высоким ценам.

     Сложившаяся экономическая обстановка подрывает  стимулы к предпринимательской  деятельности, которые только и могут  привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней  экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная  поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических  реформ могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к  развитию рыночной экономики в целом. Поэтому необходимо дать свободу  для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую  насыщенность рынка, тенденцию к  устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным  монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество и процесс внедрения  новых технологий всегда был заторможен.

 

Заключение.

 

     Социальная  значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и  их наемных работников, общая численность  которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик  любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного  населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать  следующие важнейшие социальные факторы:

Информация о работе Значение и проблемы развития малого бизнеса