Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:53, курсовая работа
Целью в данной работе будет произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.
Введение 3
1. Малый бизнес в развитых странах. 5
2. Развитие малого бизнеса в России. 7
2.1. Значение малого бизнеса в становлении рыночной экономики 7
2.2. Динамика развития малого бизнеса. 12
3. Методы поддержки предприятий малого бизнеса. 19
3.1. Меры государственной поддержки малого бизнеса. 19
3.2 Негосударственные структуры поддержки малого бизнеса. 23
3.3. Факторы, сдерживающие развитие малого бизнеса в России. 25
Заключение. 29
Список литературы. 31
Кафедра коммерческой деятельности в торговле и общественном питании
на тему
«Значение и проблемы развития малого бизнеса в России»
Специальность
– 080301 «Коммерция (торговое дело)»
Исполнитель:Студент
группы 3-Т
______________________ РУКОВОДИТЕЛЬ: ст. препод. Третьякова Е.Ф. ________________________ |
Нижний Новгород
2012
Введение 3
1. Малый бизнес в развитых странах. 5
2. Развитие малого бизнеса в России. 7
2.1. Значение малого бизнеса в становлении рыночной экономики 7
2.2. Динамика развития малого бизнеса. 12
3. Методы поддержки предприятий малого бизнеса. 19
3.1. Меры государственной поддержки малого бизнеса. 19
3.2 Негосударственные структуры поддержки малого бизнеса. 23
3.3. Факторы, сдерживающие развитие малого бизнеса в России. 25
Заключение. 29
Список литературы. 31
Как известно, предприятие - это обособленный хозяйствующий субъект, использующий материальные и информационные ресурсы для производства пользующейся спросом продукции, выполнения работ и оказания услуг. Но, прежде всего, малое предприятие – это основное звено рыночной системы хозяйствования. Именно оно определяет деловую активность национального хозяйства, именно здесь происходит создание продукции, непосредственная связь работника с капиталом. Малое предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Таким образом, малое предприятие является самостоятельным товаропроизводителем. Здесь сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы экономного использования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. При этом малые предприятия, создавая рабочие места, обеспечивают занятость населения, путем выплаты налогов участвуют в реализации социальных программ. Именно поэтому надо поддерживать малое предпринимательство, стимулировать его деятельность.
В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом.
Целью
в данной работе будет произвести
характеристику малого и среднего бизнеса
в России, выделить специфические
особенности и обозначить основные
и наиболее острые проблемы, стоящие перед
малым и средним бизнесом в современных
рыночных отношениях.
Экономика большинства крупных развитых стран основывается на предприятиях малого бизнеса. Доля малого бизнеса в ВВП крупнейших стран составляет более 50 %. Во многих европейских и азиатских странах существует понятие «семейный бизнес». К такому бизнесу относятся небольшие ресторанчики, гостиницы или производства, которые сотни лет переходят по наследству от родителей к детям.
Малый бизнес в развитых странах в большей степени ориентирован на сферу обслуживания. Такие услуги очень востребованы населением, так как во многих странах не принято готовить дома, и большинство семей предпочитают питаться в ресторанах. Ремонт автомобилей многие европейцы также предпочитают доверять специалистам, а не проводить выходные со своим «четырехколесным другом»
Кроме сферы обслуживания, малый бизнес в развитых странах активно работает в финансовой, производственной и научной сфере. В настоящее время в Китае существуют тысячи небольших предприятий, которые производят промышленную продукцию, поставляемую в разные концы мира.
Малый бизнес в Японии также имеет свою специфику, большинство крупных корпораций размещают заказы на опытно-конструкторские разработки на небольших предприятиях, и, в случае успешной разработки, внедряют их в производство.
Практически в любой развитой стране есть множество малых предприятий, которые помогают людям составлять финансовую отчетность или оказывают подобные консультации.
Малый бизнес в развитых странах получает весомую помощь со стороны государства. Многие страны вводят налоговые льготы для определенных отраслей бизнеса, которые необходимы для развития экономики государства, для создания удобных для работы предпринимателей создаются специализированные технопарки, где имеются все условия для творчества.
В развитых странах малый бизнес также ориентирован на туристическую сферу. Во многих странах работает обилие магазинчиков, где можно приобрести различные сувениры, для туристов устраиваются различные шоу и другие развлекательные программы.
По мнению экспертов, малый бизнес в развитых странах также играет важную роль в снятии социальной напряженности, так как обеспечивает рабочие места для различных слоев населения. В свою очередь, доходы, которые государство получает от деятельности малых предприятий, направляются, в том числе, и на социальные проекты.
Малый
бизнес во многих развитых странах
органично соседствует с
2.1.
Значение малого бизнеса в становлении
рыночной экономики.
Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях пере хода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств поощряет деятельность малого бизнеса.
В
мировой экономике
Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.
Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.
Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.
Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики.
Чтобы глубже и подробнее разобраться и понять необходимость малого бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого бизнеса.
Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок ежегодно.
В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка малого бизнеса на государственном уровне.
В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.
Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства.
Суть налоговой политики заключается в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий. Например, в США действуют льготные ставки налога на доходы до 16 тыс. долларов, 15-процентный на лог на первые 50 тыс. долларов и 25-процентный на следующие 25 тыс. Сверх этой суммы действует максимальная ставка - 34 процента.
Малые
предприятия выполняют в
Среднее время жизни малых предприятий где-то 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся.
Все малые довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течение недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. В основном, это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и т.д. и т.п.
В общем, стоит еще раз отметить, что в развитых странах имен но малому бизнесу уделяются внимание в государственном масштабе. Государство поддерживает малый бизнес, как и деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики.
Информация о работе Значение и проблемы развития малого бизнеса