Значение и проблемы развития малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Целью в данной работе будет произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.

Содержание

Введение 3
1. Малый бизнес в развитых странах. 5
2. Развитие малого бизнеса в России. 7
2.1. Значение малого бизнеса в становлении рыночной экономики 7
2.2. Динамика развития малого бизнеса. 12
3. Методы поддержки предприятий малого бизнеса. 19
3.1. Меры государственной поддержки малого бизнеса. 19
3.2 Негосударственные структуры поддержки малого бизнеса. 23
3.3. Факторы, сдерживающие развитие малого бизнеса в России. 25
Заключение. 29
Список литературы. 31

Работа содержит 1 файл

Значение и проблемы развития малого бизнеса в России(Архипов В.В. 3Т)курс.docx

— 52.81 Кб (Скачать)

        Общий объем оборота МП в  Российской Федерации в январе-сентябре 2010 года составил 7 111,5 млрд рублей, что на 14,3% выше аналогичного показателя 2009 года (с учетом индекса потребительских цент рост составил 6,9%).

        Рост оборота малых предприятий  с учетом индексов потребительских  цен наблюдается в 6 федеральных  округах. Наиболее значительный  рост показателя отмечен в  Дальневосточном федеральном округе (на 15,1%) и Центральном федеральном  округе (на 14,4%). В Приволжском федеральном  округе рост показателя составил 9,5%, в Сибирском федеральном округе  – 6,0%, в Северо-Западном федеральном  округе – 5,5%, в Северо-Кавказском  федеральном округе – 1,6%.

        Снижение показателя зафиксировано  в Уральском федеральном округе (на 20,3%) и в Южном федеральном округе (на 15,4%).

        В январе-сентябре 2010 года объем  оборота МП с учетом ИПЦ  по сравнению с аналогичным  показателем прошлого года вырос  в 62 регионах.

        Лидерами по росту показателя  стали Чукотский автономный округ  (показатель вырос в 2,1 раза) и  Костромская область (на 55,2%).

        Рост показателя свыше 30% также  отмечен в Республике Тыва (на 47,8%), Тверской области (на 45,3%), г.  Москве (на 40,6%), Псковской области  (на 39,5%), Республике Ингушетия (на 39,0%), Ленинградской (на 35,4%) и Белгородской (на 34,4%) областях и Республике Башкортостан (на 32,0%).

        От 15% до 30% объем оборота МП с  учетом ИПЦ вырос в Магаданской  (на 29,5%) и Новосибирской (на 27,4%) областях, Еврейской автономной области  (на 25,2%), Владимирской области (на 24,2%), Приморском крае (на 21,7%), Ямало-Ненецком  автономном округе (на 20,8%), Калужской  (на 20,2%), Томской (на 19,9%) и Пензенской (на 19,5%) областях, Республике Адыгея (на 19,0%), Рязанской (на 18,8%), Саратовской  (на 18,7%) и Нижегородской (на 18,5%) областях, Забайкальском крае (на 17,9%), Калининградской  области (на 17,8%), Кабардино-Балкарской (на 17,6%) и Чувашской (на 16,6%) Республиках,  а также Вологодской области  (на 15,4%).

        Максимальное сокращение объема  оборота на МП произошло в  Республике Дагестан, где объем  оборота малых предприятий с учетом ИПЦ снизился на 32,9%.

        Среднее сокращение показателя (10-30%) отмечено в Ненецком автономном  округе (на 24,9%), Краснодарском крае (на 24,7%), Волгоградской (на 24,6%), Мурманской (на 21,8%), Свердловской (на 15,9%), Ульяновской  (на 15,6%) и Московской (на 12,9%) областях, Республике Северная Осетия-Алания (на 11,8%), Чеченской Республике (на 11,0%) и Курской области (на 10,6%).

        Объем инвестиций в основной  капитал на МП за 3 квартала 2010 года в целом по РФ составил 163 079,0 млн рублей, что на 2,8% ниже  показателя за аналогичный период  прошлого года (с учетом индекса  потребительских цен показатель сократился на 9,1%).

        Положительная динамика объема  инвестиций в основной капитал  на малых предприятиях с учетом  индекса потребительских цен  отмечена в Северо-Западном федеральном округе (показатель вырос на 39,1%) и в Дальневосточный федеральный округ (рост показателя составил 16,4%).

        В остальных федеральных округах  наблюдается отрицательная динамика  показателя. Наиболее сильное сокращение  зафиксировано в Уральском федеральном  округе – на 43,4%.

        В Южном федеральном округе  показатель снизился на 22,9%, в  Северо-Кавказском федеральном округе  – 15,9%, Сибирском федеральном  округе – на 5,9%, в Центральном  федеральном округе – на 5,8%, в  Приволжском федеральном округе  – на 5,7%.

        В отдельных регионах инвестиции  в рассматриваемых периодах не  осуществлялись либо их объемы  оказывались малы, в связи с  чем Федеральная служба государственной  статистики не включала их  в статистические сводки. К таким  регионам относятся Чеченская  Республика и Республика Ингушетия.

        По итогам января-сентября 2010 года  в 34 регионах отмечена положительная  динамика объема инвестиций в  основной капитал на малых  предприятиях с учетом индекса потребительских цен.

        К лидерам по темпам роста  относятся Ямало-Ненецкий автономный  округ (показатель вырос в 12,7 раза), Ленинградская область (в  6,1 раза), Забайкальский край (в 5,6 раза), Чукотский автономный округ  (в 5,3 раза) и Магаданская область  (в 2,0 раза).

        Сильное увеличение показателя  отмечается также в Костромской  области (на 74,9%), Еврейской автономной  области (на 63,2%), Республике Калмыкия (на 60,7%), Белгородской области (на 60,2%), Удмуртской Республике (на 54,8%), Хабаровском крае (на 52,1%) и Ярославской  области (на 51,2%).

        Наибольшее сокращение объема  инвестиций в основной капитал  на МП с учетом ИПЦ наблюдается  в Новгородской области (на 87,3%), Республике Северная Осетия-Алания (на 74,7%), Курской области (на 74,0%) и  Кабардино-Балкарской Республике (на 71,5%).

        Более чем на 50% показатель сократился  в Пермском крае (на 66,2%), Тюменской  (на 63,8%), Волгоградской (на 63,5%), Владимирской (на 60,2%), Курганской (на 53,7%), Омской (на 50,3%) и Тульской (на 50,2%) областях.

        «Итоги деятельности малых предприятий  в январе-сентябре 2010 года в региональном  разрезе можно рассматривать  как умеренно позитивные, - делают  вывод аналитики НИСИПП. - В 46 регионах  увеличилось количество зарегистрированных  МП; увеличение среднесписочной  численности занятых на МП  отмечено в 44 регионах, объемов  оборота МП – в 62 регионах; инвестиций в основной капитал  на МП – в 34 регионах». 

 

3. Методы поддержки  предприятий малого  бизнеса.

3.1. Меры государственной  поддержки малого  бизнеса.

 

     На  протяжении всего периода развития предпринимательства государство  предпринимает меры по поддержке  малого бизнеса, совершенствуя законодательную  базу и создавая условия для экономического роста .

     Одним из значимых законов является Федеральный  закон «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 г . № 88-ФЗ .

     В данный Закон включены изменения  по результатам анализа отечественной  практики малого бизнеса:

     Изменены  количественные ограничения по работникам в малом бизнесе:

     • промышленность, строительство, транспорт - 100 чел. (ранее - 200 чел.);

     • сельское хозяйство, научно-техническая сфера - 60 чел. (ранее 100 чел.);

     • оптовая торговля - 50 чел.;

     • розничная торговля и бытовое  обслуживание - 30 чел.;

     • остальные отрасли и другие виды деятельности - 50 чел.

     Физические  лица - предприниматели без образования  юридического лица также являются субъектами малого бизнеса.

       Доля в уставном капитале малого  предприятия, принадлежащая одному  или нескольким юридическим лицам,  не являющимся субъектами малого  предпринимательства, не может  превышать 25 % . Это положение в  определенной форме защитит бизнес от влияния учредителей с крупной долей уставного капитала и повысит финансовую устойчивость предпринимателей .

     Государственная поддержка малого предпринимательства  по данному Закону предусматривает:

     • формирование инфраструктуры поддержки  и развития малого предпринимательства;

     • создание льготных условий использования  субъектами малого предпринимательства  государственных финансовых, материально-технических  и информационных ресурсов, а также  на учно-технических разработок и  технологий;

     • установление упрощенного порядка  регистрации, лицензирования, сертификации их продукции, представления государственной  статистической и бухгалтерской  отчетности;

     • поддержку внешнеэкономической деятельности

     • организацию подготовки и повышения  квалификации кадров для малых предприятий .

     Ежегодно  на всех уровнях власти разрабатываются  государственные программы поддержки малого бизнеса .

     В соответствии с Законом, государственные  программы поддержки разрабатываются  в порядке, установленном действующим  законодательством, и должны быть соотнесены с государственными программами  содействия занятости населения, реализации миграционной политики, решению экономических  вопросов и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций .

     Финансовое  обеспечение государственных и  муниципальных программ поддержки  малого бизнеса осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета (отдельной строки бюджета), бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и других источников .

     С целью аккумулирования бюджетных  средств от приватизации госимущества и оказания на этой основе целенаправленной поддержки малого бизнеса создаются  государственные, муниципальные, специализированные фонды .

     Внесены изменения в законодательство по налогообра-зованию субъектов малого бизнеса (Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"» от 31.12.1995 г . № 227-ФЗ) .

     К наиболее важным изменениям можно отнести  следующие:

     • расширен круг видов деятельности, имеющих право первые два года не уплачивать налог на прибыль - это  производство продовольственных товаров, медицинской техники, лекарственных трав и изделий медицинского назначения, а также жилищное, производственное, социальное и природоохранное строительство;

     • установлены нормы, освобождающие  малые предприятия от авансовых  взносов налога на прибыль;

     • стала более жесткой процедура  при прекращении деятельности малых  предприятий, имевших налоговые  льготы . Теперь фирмы могут прекращать свою деятельность только после 5 лет функционирования .

       Принят Федеральный закон «Об  упрощенной системе налогообложения,  учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 г . № 222-ФЗ, положения  которого распространяются на  индивидуальных предпринимателей  и организации с определенной  численностью работающих - до 15 человек  ( в том числе работники филиалов) .

     Упрощенной  системой налогообложения не могут  пользоваться малые предприятия, производящие подакцизную продукцию, а также  кредитные, инвестиционные, страховые  фирмы, фондовые биржи, развлекательный бизнес, т. е. те организации, для которых Министерством финансов РФ установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности .

     Единым  налогом облагается совокупный доход (за отчетный период), или валовая  выручка . Совокупный доход исчисляется  как разница между валовой  выручкой и всеми видами затрат на производство продукции (услуг) и функционирование фирмы, а также сумм налога на добавленную  стоимость, уплаченного поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные  социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, госпошлин и  лицензионных сборов .

     Валовая выручка от реализации исчисляется  как сумма выручки от реализации товаров (услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и  внереализационных денежных поступлений.

     Выбор объекта упрощенного налогообложения  осуществляется органом государственной  власти субъекта РФ . Интернет магазин электроинструмента  купить стабилизатор напряжения культиваторы.

     Ставка  единого налога на совокупный доход  составляет 30 %, причем 10 % из них направляется в федеральный бюджет, а 20 % - в  бюджет субъекта РФ и местный бюджет .

     Ставка  единого налога на валовую выручку  составляет 10%, из которых 3,33 % направляется в федеральный бюджет, а 6,37 % - в  бюджет субъекта РФ и местный бюджет .

     Право пользования упрощенной системой налогообложения, учета и отчетности дает патент, который выдается налоговыми органами по месту постановки на налоговый  учет сроком на один календарный год . Оплата стоимости патента засчитывается  в счет обязательства по уплате единого  налога .

     Для индивидуальных предпринимателей уплачиваемая годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период .

Информация о работе Значение и проблемы развития малого бизнеса