Значение и проблемы развития малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Целью в данной работе будет произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.

Содержание

Введение 3
1. Малый бизнес в развитых странах. 5
2. Развитие малого бизнеса в России. 7
2.1. Значение малого бизнеса в становлении рыночной экономики 7
2.2. Динамика развития малого бизнеса. 12
3. Методы поддержки предприятий малого бизнеса. 19
3.1. Меры государственной поддержки малого бизнеса. 19
3.2 Негосударственные структуры поддержки малого бизнеса. 23
3.3. Факторы, сдерживающие развитие малого бизнеса в России. 25
Заключение. 29
Список литературы. 31

Работа содержит 1 файл

Значение и проблемы развития малого бизнеса в России(Архипов В.В. 3Т)курс.docx

— 52.81 Кб (Скачать)

     Однако, с большим сожалением, приходится констатировать, что именно больше всего не повезло в ходе развернувшихся в Республике Беларусь экономических  преобразований малому бизнесу. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как и нет хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. Современная структура рыночной экономики в масштабах Республике Беларусь предполагает 1-2 миллиона малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал. 

     К малым предприятиям, по закону "О предприятиях" относятся вновь создаваемые и действующие предприятия:

    • в промышленности и строительстве - с численностью работающих до 200 человек
    • в науке и научном обслуживании - с численностью работающих до 100 человек
    • в других областях производственной сферы - с численностью работающих до 50 человек
    • в отраслях непроизводственной сферы - с численностью работающих до 25 человек
    • в розничной торговле - с численностью работающих до 15 человек

     Других  документов, определяющих категорию "малое  предприятие" и регулирующих их деятельность, пока нет.

     По  закону, малые предприятия могут  создаваться на основе любых форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом. Можно указать на четыре недостатка правительственной программы, тормозящих сегодня развитие малого бизнеса.

     Первый  фундаментальный недостаток - это сверхвысокие налоговые ставки с предпринимателей и населения, которыми правительство пытается обеспечить финансовую сбалансированность и бездифицитность бюджета. Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 5-10% прибыли. В результате малые предприятия становятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости.

     Второй  фундаментальный недостаток реформы  связан с логикой развертывания  преобразований. Основное противоречие сегодняшней политики - попытка обеспечить переход к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы - интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения "снизу вверх" - от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржи и т.д.) обслуживающей и реализующей этот интерес.

     Третий  недостаток реформы - практическая ликвидация источников формирования первоначального  капитала для малого предпринимателя на старте. Существует три источника капитала, необходимого для начала бизнеса: собственные сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки. Первый источник (400-500 млрд. рублей) был уничтожен гиперинфляцией, сократившей данный ресурс во многие десятки раз. Второй источник практически закрыт для малого предпринимательства гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков, вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник, тоже по ка не работает, кроме того, нужно учитывать их уровень - 10 тыс. рублей. Выступить инвестиционным ресурсом они не могут, в лучшем случае это будет маленькое единовременное социальное пособие. Недостаток финансовых ресурсов и сложность их легального приобретения у государства - могут подтолкнуть малые предприятия к контактам с теневой экономикой и мафиозными структурами, и дать последним возможность постепенно внедряться в малые предприятия, постепенно подчиняя их себе.

     Четвертый фундаментальный недостаток - отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса. С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса.

     Обращает  на себя внимание и некоторая неопределенность в ориентации деятельности данного комитета. Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только малого бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно, опирается не на малый лишь, но и на средний и крупный бизнес. Такая задача не по плечу никакому комитету. Ее в состоянии ре шить лишь целенаправленная политика правительства в целом, и притом за весьма продолжительное время.

     Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района.

     Очень часто МП предприятия создаются на базе старых государственных предприятий. Например, в Минске 40% промышленных малых предприятий преобразовано вместо государственных предприятий промышленности. В итоге, количество не увеличилось, а цены поднялись достаточно высоко. Такая форма кооперации приводит не к ослаблению государственной монополии, а к новым формам его проявления. Государственные научно-исследовательские и проектные учреждения - монополисты в своей области. Сотрудники этих организаций, объединившись в предприятия, сами решают какие заказы делать как государственной предприятие, а какие как фирма, по более высоким ценам.

     Эти основные недостатки, да и многие другие сдерживают развитие малого бизнеса в нашей стране. Достаточно сказать, что процесс образования малых предприятий в производственной сфере, начавший набирать силу в 1991 году, в 1992 году фактически прекратился. По данным за 2007 год в Республике Беларусь практически не возникло ни единого малого негосударственного предприятия в производственной сфере. Для сравнения, в развитой рыночной экономике процесс образования новых фирм идет нарастающим потоком. Если в США в 1970 году возникло 264 тыс. новых предприятий, то в 1980 году - 532 тыс., а в 1988 году - 682 тысячи. Всего же, по оценке, в американской экономике в 2000 году действовало около 26 млн. деловых предприятий, прежде всего в малом бизнесе.

     Сложившаяся экономическая обстановка подрывает  стимулы к предпринимательской  деятельности, которые только и могут  при вести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней  экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом. 

2.2. Динамика развития  малого бизнеса.

 

     На 1 октября 2010 года количество зарегистрированных малых предприятий в целом  по России уменьшилось по сравнению  с 1 октября предыдущего года на 3,5%, среднесписочная численность занятых  на МП снизилась на 3,0%, доля занятых  на МП в общей численности занятых  сократилась на 0,11%, объем инвестиций в основной капитал сократился на 2,8%. Единственным положительным показателем  стал рост объема оборота малых предприятий, который за 3 квартала 2010 года оказался на 14,3% выше показателя за аналогичный  период прошлого года. Таковы итоги  исследования "Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-сентябре 2010 года", подготовленного Национальным институтом системных исследований проблем  предпринимательства (НИСИПП).

        По состоянию на 1 октября 2010 года  в России было зарегистрировано 219,7 тыс. малых предприятий, что  на 3,5% меньше, чем по состоянию на 1 октября 2009 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 единиц и составило 154,8 единиц.

        Рост количества малых предприятий  в расчете на 100 тыс. населения  зафиксирован в двух федеральных  округах, среди них Дальневосточный  федеральный округ (прирост на 4,0%, или 5,9 малых предприятий на  каждые 100 тыс. жителей округа) и  Приволжский федеральный округ  (прирост около 0,9%, или 1,5 малых  предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа).

        В остальных федеральных округах  количество малых предприятий  в расчете на 100 тыс. населения  сократилось. Наибольшее сокращение  наблюдается в Южном федеральном  округе (на 16,7%, или на 26,1 малых предприятий  на каждые 100 тыс. жителей округа), Уральском федеральном округе (на 9,8%, или 12,7 малых предприятий на  каждые 100 тыс. жителей округа) и  Центральном федеральном округе (на 6,6%, или 12,9 малых предприятий  на каждые 100 тыс. жителей округа).

        В Северо-Кавказском федеральном  округе общее количество малых  предприятий в расчете на 100 тыс.  жителей сократилось на 4,7%, в Сибирском  федеральном округе – на 2,3%, в  Северо-Западном федеральном округе  численность субъектов малого  предпринимательства сократилась незначительно – лишь на 0,4%.

        Количество малых предприятий  в расчете на 100 тыс. человек  населения выросло в 46 регионах.

        Наиболее значительный рост показателя  отмечен в Чукотском автономном  округе (на 189,8 ед.), а также в Рязанской  (на 46,2 ед.), Владимирской (на 31,0 ед.), Ульяновской  (на 29,1 ед.) и Ленинградской (на 27,0 ед.) областях, Хабаровском крае (на 21,0 ед.), Псковской области (на 20,6 ед.) и Республике Мордовия (на 20,3 ед.).

        Заметно количество малых предприятий  в расчете на 100 тыс. жителей  выросло в Самарской (на 19,3 ед.), Тверской (на 19,2 ед.) и Курганской (на 17,9 ед.) областях, Ямало-Ненецком автономном  округе (на 17,6 ед.), Тюменской области  (на 16,2 ед.), Республике Татарстан  (на 14,6 ед.), Ханты-Мансийском автономном  округе (на 13,5 ед.), Иркутской (на 13,3 ед.) и Магаданской области (на 13,2 ед.), Чувашской Республике (на 11,7 ед.), Курской  области (на 11,6 ед.) и Республике  Северная Осетия-Алания (на 11,2 ед.).

        В 37 регионах количество малых  предприятий в расчете на 100 тыс.  жителей снизилось. Максимальное  сокращение показателя зафиксировано  в Волгоградской области (на 79,9 ед.).

        Среднее сокращение показателя (от 30 до 100 ед.) характерно для Мурманской (на 67,3 ед.), Московской (на 53,8 ед.), Калининградской  (на 36,9 ед.) и Ивановской (на 32,3 ед.) областей, а также Красноярского края (на 31,3 ед.).

        Среднесписочная численность работников  малых предприятий по итогам  января-сентября 2010 года (без учета  внешних совместителей и работающих  по договорам гражданско-правового  характера) в целом по стране  сократилась на 3,0% по сравнению  с аналогичным показателем прошлого  года и составила 5 575,2 тыс. человек.

        Удельный вес работников МП  в общей среднесписочной численности  занятых за этот период уменьшился на 0,11 п.п. и составил 12,0%.

        Количество занятых на малых  предприятиях выросло в двух  федеральных округах, в том  числе в Северо-Западном федеральном  округе и Дальневосточном федеральном  округе. В обоих округах показатель  за год вырос на 2%. При этом  доля работников МП в общей  среднесписочной численности занятых  в рассматриваемых округах выросла  на 0,48 п.п. и 0,35 п.п. соответственно.

        В остальных федеральных округах  среднесписочная численность занятых  на малых предприятиях сократилась.  Наибольшее сокращение произошло  в Уральском федеральном округе (на 14,1%) и Южном федеральном округе (на 11,5%).

        В Северо-Кавказском федеральном  округе показатель снизился на 6,5%, в Центральном федеральном  округе – на 5,2%, в Приволжском  федеральном округе – на 1,5%, в  Сибирском федеральном округе  – на 1,2 %.

        В январе-сентябре 2010 года среднесписочная  численность занятых на МП выросла в 44 регионах.

        Лидером по росту числа занятых  на малых предприятиях является  Ленинградская область (показатель  вырос на 36,2%).

        Среднее увеличение показателя (10-30%) зафиксировано в Костромской  (на 23,2%), Владимирской (на 14,9%), Омской (на 10,7%), Саратовской (на 10,4%) и Липецкой (на 10,3%) областях.

        Рост численности занятых на  МП в пределах от 5% до 10% процентов  отмечен в Рязанской (на 9,7%) и  Вологодской (на 9,7%) областях, Ямало-Ненецком  автономном округе (на 8,9%), Магаданской  области (на 8,8%), Чувашской (на 8,7%) и Кабардино-Балкарской (на 7,8%) республиках,  Калининградской (на 7,1%) и Ульяновской  (на 7,0%) областях, Приморском крае (на 6,5%) и Тульской области (на 5,1%).

        Наиболее значительное снижение  числа занятых на малых предприятиях  отмечено в Чеченской Республике (на 37,0%) и Волгоградской области  (на 33,7%).

        Среднее сокращение показателя (10-30%) отмечено в Московской области  (на 22,7%), Чукотском автономном округе (на 22,1%), Республике Мордовия (на 15,0%), Ивановской области (на 13,1%) и Пермском крае (на 12,0%).

        Снижение количества занятых  на МП в интервале от 5% до 10% произошло в Ставропольском крае (на 9,7%), Республике Алтай (на 9,7%), Удмуртской Республике (на 9,6%), Курской  (на 9,4%), Брянской (на 8,6%) и Ярославской  (на 8,5%) областях, республиках Марий  Эл (на 8,5%) и Хакасия (на 8,0%), Ростовской (на 7,6%), Мурманской (на 7,6%) и Оренбургской (на 7,0%) областях, Республике Саха (Якутия) (на 6,1%), Архангельской (на 5,9%), Челябинской  (на 5,6%), Кемеровской (на 5,5%) и Томской  (на 5,5%) областях, Республике Коми (на 5,3%) и Еврейской автономной области  (на 5,1%).

Информация о работе Значение и проблемы развития малого бизнеса