Внешнеэкономическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ теоретических и практических аспектов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенного регулирования в Республике Беларусь, как её составной части, также определяются основные формы участия государства в процессе управления внешнеэкономической деятельностью Республики Беларусь. Подробно исследуются системы тарифного и нетарифного регулирования.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Понятие, виды и принципы внешнеэкономической деятельности. 4
Глава 2. Субьекты внешнеэкономической деятельности. 6
Глава 3. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. 8
Раздел3.1. Понятие и система мер государственного регулирования. 8
Раздел 3.2. Таможенно-тарифное регулирование. 9
Раздел 3.3. Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.12
3.3.1. Количественные ограничения экспорта и импорта. 12
3.3.2. Экспортный контроль. 13
3.3.3. Государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров,услуг, работ. 15 3.3.4.Защитные меры в отношении импорта товара (товаров).15 3.3.5. Запреты и ограничения экспорта и (или) импорта исходя из национальныхинтересов. 16 3.3.6. Ответные меры в области внешнеторговой деятельности по защите экономических интересов и резидентов Республики Беларусь. 17
3.3.7. Технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования в отношении ввозимых товаров. Контроль за качеством ввозимых товаров. 17
3.3.8. Другие меры. 17
Глава 4. Ответственность за нарушение законодательства о внешнеэкономической деятельности. 19
Заключение. 21
Список использованных источников. 22

Работа содержит 1 файл

КурсоваяВЭД.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

5) обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь;

6) выполнение международных обязательств Республики Беларусь. [3;ст.12]

 

3.3.6. Ответные меры в области внешнеторговой деятельности по защите экономических интересов Республики Беларусь и резидентов Республики Беларусь.

 

В случае принятия иностранным государством мер, затрагивающих экономические интересы Республики Беларусь или ее резидентов, невыполнения этим государством принятых им по международным договорам обязательств перед Республикой Беларусь Президент Республики Беларусь или по его поручению Правительство Республики Беларусь может ввести ответные меры в области внешнеторговой деятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь, нормами международного права и в пределах, необходимых для эффективной защиты экономических интересов Республики Беларусь и ее резидентов.[3;ст.13]

 

3.3.7. Технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования в отношении ввозимых товаров. Контроль за качеством ввозимых товаров.

 

Ввоз товаров на таможенную территорию Республики Беларусь допускается только при условии их соответствия установленным актами законодательства и международными договорами Республики Беларусь требованиям безопасности для жизни и здоровья людей, имущества юридических и физических лиц, охраны окружающей среды, а также иным требованиям, стандартам, нормам и правилам.

Подтверждение соответствия ввозимых товаров указанным требованиям осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.[3;ст.12]

 

3.3.8. Другие меры.

 

К таковым можно отнести предусмотренную Положением о порядке контроля за проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внешнеторговых операций, утверждённым Указом Президента от 04.01.2000г. №7, регистрацию паспорта сделки.  По каждому внешнеторговому договору, предусматривающему экспорт (импорт) товаров, общая стоимость которых превышает в эквиваленте 1500 евро, экспортер (импортер) обязан до начала исполнения договора (отгрузки или поступления товаров, проведения или поступления платежей) зарегистрировать паспорт сделки в соответствующем таможенном органе в установленном порядке. Порядок заполнения и регистрации паспорта сделки определяется Государственным таможенным комитетом по согласованию с Комитетом государственного контроля.

Два экземпляра паспорта сделки остаются в таможенных органах для осуществления валютного контроля внешнеторговых операций. При осуществлении внешнеторговых операций, по которым предусматривается проведение платежей со счета или на счет резидента Республики Беларусь в белорусском банке, паспорт сделки до представления в таможенные органы должен быть завизирован в соответствующем банке в установленном порядке.[7;п.п.1,2]

Наряду с вышеназванными мерами, С.С.Вабищевич выделяет и другие. Например, регистрация внешнеторговых контрактов, установленная Положением о порядке регистрации внешнеторговых контрактов, утверждённым Постановлением Министерства торговли от 18 мая 2002г. № 25/29 и Положением о регистрации внешнеторговых контрактов на экспорт и импорт товаров, утверждённым Приказом Министерства иностранных дел от 30 июля 1999г. №87. Также сюда можно отнести и установление особых режимов осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности – приграничная торговля, свободные экономические зоны.[3;гл.3,ст.ст.17,18]

Сюда также можно отнести валютный контроль, но это уже является предметом отдельного исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Ответственность за нарушение законодательства о внешнеэкономической деятельности.

 

Законом «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь» от 25 октября 1990 г. N 354-XII установлено, что за нарушение требований данного Закона и других актов законодательства участники внешнеэкономической деятельности несут экономическую, административную и уголовную ответственностью.[2;ст.11]

Указом Президента Республики Беларусь от 01.04.2000г. «О совершенствовании внешнеэкономической деятельности» установлено, что к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Республики Беларусь применяются экономические санкции за:

несанкционированное превышение сроков проведения внешнеторговых операций - в размере до 2 процентов не полученных в установленный срок денежных средств (стоимости не полученных в установленный срок товаров, не выполненных работ, не оказанных услуг) за каждый день превышения срока, но не более суммы не полученных в установленный срок указанных денежных средств (стоимости не полученных в установленный срок товаров, не выполненных работ, не оказанных услуг);

продажу (реализацию) нерезиденту Республики Беларусь товаров по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь, оплаченных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем иностранной валютой, купленной на внутреннем валютном рынке, - в размере до 100 процентов стоимости проданных (реализованных) товаров;

превышение суммы перечисленных денежных средств по импорту (стоимости отгруженного товара, выполненных работ, оказанных услуг по экспорту) в сравнении с договорной стоимостью полученного товара, выполненных работ, оказанных услуг (суммой полученных денежных средств) - в размере разницы между ними;

экспорт товаров (работ, услуг), оплаченных белорусскими рублями за нерезидента, - в размере до 100 процентов суммы этих средств;

несанкционированное распоряжение денежными средствами от экспорта товаров (работ, услуг) без зачисления на свой счет - в размере суммы средств, не полученных на свой счет;

несанкционированное перечисление денежных средств со своего счета для оплаты за товары (работы, услуги) по импорту, если импортером является иное лицо, - в размере суммы перечисленных средств;

несанкционированное получение резидентом Республики Беларусь (при неденежной форме прекращения обязательств) товаров (работ, услуг) в нарушение требований части третьей подпункта 2.2 настоящего пункта - в размере до 100 процентов стоимости поставленных на экспорт товаров (работ, услуг);

представление недостоверных сведений при оформлении лицензии либо других разрешительных документов на ввоз (вывоз) товаров, паспорта сделки, статистической декларации или периодической статистической декларации либо внесение изменений и (или) дополнений в договор в ходе его исполнения без отражения в установленные сроки этих изменений в паспорте сделки - в размере до 20 процентов контрактной стоимости экспортированных (импортированных) товаров;

нарушение установленного порядка проведения внешнеторговых операций: отсутствие лицензии либо других разрешительных документов, паспорта сделки, статистической декларации или периодической статистической декларации, оформляемых в установленных законодательством случаях, - в размере до 100 процентов стоимости экспортированных (импортированных) товаров, выполненных работ, оказанных услуг. [7;п.2.11]

Применение экономических санкций, установленных подпунктом 2.11 настоящего пункта, осуществляется уполномоченными должностными лицами Комитета государственного контроля и его территориальных органов, а за непредставление в установленный срок статистической декларации или периодической статистической декларации - также уполномоченными должностными лицами таможенных органов.[7;п.2.13]

В случае совершения по внешнеторговому договору нескольких предусмотренных настоящим Указом нарушений экономические санкции применяются за каждое нарушение, но в совокупности не могут превышать стоимости экспортированного либо импортированного товара, выполненных работ, оказанных услуг.

Уплата экономических санкций производится юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в течение 15 календарных дней со дня получения им решения о применении экономических санкций в иностранной валюте, предусмотренной условиями договора, либо в белорусских рублях по официальному курсу Национального банка на день уплаты.[7;п.2.16]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       Как мы видим, в Республике Беларусь существует развитый механизм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования, как резидентов, так и нерезидентов. Следует отметить, что законодательство сужает понятие внешнеэкономической деятельности, подразумевая под ним обычно внешнюю торговлю, при этом не касается вопросов социально-культурных отношений. Исходя из вышеизложенного, мы видим, что законодательство тяготеет к подзаконному характеру регулирования внешнеэкономической деятельности, наделяя различные государственные органы полномочиями определять те или иные моменты..  Республика способна занять достойное место в мировом сообществе. Однако для этого Республике Беларусь необходимо осуществлять поэтапное преобразование всех механизмов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

В первую очередь реорганизация должна затронуть институты государственного управления внешнеэкономической деятельности посредством создания органов, способных реагировать на изменения, происходящие в мировой экономике.

К числу важных элементов тарифного регулирования можно отнести необходимость создания методик защиты отечественного рынка, что усилит приток иностранных инвестиций.

В области нетарифного регулирования Республике Беларусь целесообразно использовать систему количественных ограничений и лицензирования импорта продукции, что позволит Беларуси отказаться от применения ряда таможенных пошлин при обсуждении вопроса о вступлении республики в Всемирную торговую организацию и тем самым будет содействовать использованию Республикой Беларусь гибкой системы нетарифного регулирования, отвечающего интересам и потребностям государства и субъектов хозяйствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность