Внешнеэкономическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ теоретических и практических аспектов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенного регулирования в Республике Беларусь, как её составной части, также определяются основные формы участия государства в процессе управления внешнеэкономической деятельностью Республики Беларусь. Подробно исследуются системы тарифного и нетарифного регулирования.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Понятие, виды и принципы внешнеэкономической деятельности. 4
Глава 2. Субьекты внешнеэкономической деятельности. 6
Глава 3. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. 8
Раздел3.1. Понятие и система мер государственного регулирования. 8
Раздел 3.2. Таможенно-тарифное регулирование. 9
Раздел 3.3. Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.12
3.3.1. Количественные ограничения экспорта и импорта. 12
3.3.2. Экспортный контроль. 13
3.3.3. Государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров,услуг, работ. 15 3.3.4.Защитные меры в отношении импорта товара (товаров).15 3.3.5. Запреты и ограничения экспорта и (или) импорта исходя из национальныхинтересов. 16 3.3.6. Ответные меры в области внешнеторговой деятельности по защите экономических интересов и резидентов Республики Беларусь. 17
3.3.7. Технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования в отношении ввозимых товаров. Контроль за качеством ввозимых товаров. 17
3.3.8. Другие меры. 17
Глава 4. Ответственность за нарушение законодательства о внешнеэкономической деятельности. 19
Заключение. 21
Список использованных источников. 22

Работа содержит 1 файл

КурсоваяВЭД.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

Беларусь. При этом   под   тарифной   льготой   (тарифной   преференцией)

понимается   предоставляемая   на   условиях   взаимности   или    в

одностороннем  порядке  при  реализации торговой политики Республики

Беларусь льгота в отношении товара,  перемещаемого через  таможенную

границу  Республики  Беларусь,  в  виде  возврата  ранее  уплаченной

таможенной пошлины,  освобождения от обложения таможенной  пошлиной,

снижения  ставки  таможенной пошлины,  установления тарифных квот на

преференциальный ввоз (вывоз) товара.[1;ст.34]

 

 

 

 

Раздел 3.3. Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.

 

Нетарифное регулирование - форма государственного регулирования внешнеторговой деятельности, с помощью которой государство реализует свое исключительное право на установление ограничений на ввоз в Республику Беларусь и вывоз из Республики Беларусь товаров, работ, услуг, включающих в себя квотирование и лицензирование экспорта и (или) импорта товаров, работ, услуг, установление минимальных и максимальных цен на экспортируемые и (или) импортируемые товары, в интересах экономической политики Республики Беларусь.[3;ч.9ст.1]

В систему нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности включены следующие положения:

 

3.3.1. Количественные ограничения экспорта и импорта.

 

Эти меры осуществляются через квотирование и лицензирование. Квотирование - временное количественное ограничение экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, работ, услуг, устанавливаемое уполномоченными государственными органами.[3;ч.4ст.1]

Экспорт и (или) импорт товаров, работ, услуг осуществляются без количественных ограничений, за исключением случаев, когда такие ограничения вводятся Президентом или Правительством Республики Беларусь в целях:

1) обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь;

2) защиты внутреннего рынка Республики Беларусь;

3) выполнения международных обязательств Республики Беларусь.

Под ним лицензированием понимается - выдача уполномоченными республиканскими органами государственного управления разрешений (лицензий) на ввоз и (или) вывоз определенных видов товаров, работ, услуг. Правовую основу лицензирования составляет Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 2002г. «О мерах по регулированию экспорта и импорта товаров». Белорусским законодательством установлена единая система квотирования и лицензирования. Это означает, что она распространяется на всех хозяйствующих субъектов, ведущих ВЭД, на экспортно-импортные операции со всеми государствами.

Отгрузка товаров, подлежащих лицензированию, до получения лицензии запрещена. Лицензии выдаются Министерством торговли.

Лицензии могут быть разовыми, генеральными и специальными. Генеральные лицензии выдаются для осуществления экспортно-импортных поставок для государственных нужд сроком на один год. По общему правилу генеральная лицензия, как и разовая, оформляется на один вид товара, если товары входят в единую группу, возможна выдача генеральной лицензии на несколько видов товара. Экспортные или импортные операции по генеральной лицензии могут осуществляться по одной или нескольким сделкам.

Разовая лицензия оформляется на один вид товара, на совершение одной сделки сроком до 12 месяцев, а для квотируемых товаров - в пределах 1 календарного года.

В действующем правовом режиме лицензирования существует изъятие в отношении экспорта продукции, поставляемой предприятиями с иностранными инвестициями. Предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, и предприятия, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30% , вправе экспортировать продукцию собственного производства без лицензий за исключением экспорта текстильных товаров в рамках Соглашения между Европейским экономическим сообщества и Республикой Беларусь.

Специальная лицензия выдаётся заявителю на экспорт текстильных изделий в страны Европейского Союза и Турцию. Порядок оформления указанных лицензий, заявлений на их выдачу, форму данного документа, а также порядок внесения изменений и дополнений в лицензии определён Инструкцией о порядке заполнения заявлений-лицензий на экспорт и импорт товаров, утверждённой Постановлением Министерства Торговли Республики Беларусь от 18 мая 2002г.

Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурсов или аукционов республиканским органом государственного управления, определяемым Правительством Республики Беларусь. Порядок проведения таких конкурсов или аукционов устанавливается Правительством Республики Беларусь.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О совершенствовании внешнеэкономической  деятельности» от 19 марта 1996 г. в редакции от 28.08.2002 N 462 отменено квотирование экспорта нефти и нефтепродуктов (коды по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь 2709 00, 2710, 2712 10, 2713). Вывоз за пределы Республики Беларусь указанных нефти и нефтепродуктов осуществляется:

субъектами хозяйствования Республики Беларусь - производителями этой продукции - по лицензиям, выдаваемым Министерством иностранных дел по согласованию с Белорусским государственным концерном по нефти и химии, без регистрации контрактов;

иными субъектами хозяйствования Республики Беларусь - без лицензий с регистрацией контрактов в Министерстве иностранных дел.[8;п.1]

 

3.3.2. Экспортный контроль.

 

Правовые основы деятельности государственных органов, юридических и физических лиц Республики Беларусь в области экспортного контроля регулируются законодательством Республики Беларусь об экспортном контроле.

Под экспортным контролем понимается установление и осуществление разрешительного порядка ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь, использования, транзита и вывоза за ее пределы объектов экспортного контроля.

Регулируется Законом Республики Беларусь от 6 января 1998 г. N 130-3 "Об экспортном контроле", изменения и дополнения от 24 июля 2002 г.  № 134-З

Экспортный контроль в Республике Беларусь осуществляется в целях:

обеспечения национальной безопасности и защиты экономических интересов Республики Беларусь;

выполнения обязательств Республики Беларусь по международным договорам и поддержания международных усилий по нераспространению оружия массового поражения и обычных средств вооружений.[6;ст.2]

Под объектами экспортного контроля (специфическими товарами) понимаются:

товары, технологии и услуги, предусмотренные международными договорами и обязательствами Республики Беларусь, касающиеся международной и национальной безопасности;

химические субстанции (токсины), микроорганизмы (вирусы, бактерии), устройства, технологии и услуги, которые могут быть использованы для создания и производства химического и бактериологического (биологического) оружия;

товары, технологии и услуги, связанные с ядерным топливным циклом и производством ядерных материалов, которые могут быть использованы для создания ядерного оружия и ядерных взрывных устройств;

товары, технологии и услуги, которые могут быть использованы при создании средств доставки оружия массового поражения;

оружие массового поражения и средства его доставки;

товары, технологии и услуги военного назначения;

товары двойного применения;

результаты научно-технической деятельности, включая информацию, документацию, средства программного обеспечения, материализованные любым способом, которые могут быть использованы при создании и производстве вооружения, военной техники и боеприпасов.[6;ст.3]

Введен единый порядок лицензирования экспорта (импорта) специфических товаров (работ, услуг).

Под системой   экспортного   контроля  понимается  совокупность

правил и средств,  направленных на установление и реализацию порядка осуществления внешнеэкономических операций, связанных с перемещением через  таможенную  границу  Республики  Беларусь  и   использованием объектов  экспортного контроля,  а также совокупность уполномоченных государственных  органов,   обеспечивающих   реализацию   указанного порядка. Система экспортного контроля включает в себя:

-определение перечней объектов  экспортного  контроля  с  учетом

международных подходов в этой области;

-определение режимов экспорта объектов  экспортного  контроля  в

отдельные страны;

-лицензирование ввоза и вывоза  объектов  экспортного  контроля;

-предоставление государственных гарантий использования ввезенных

   на  таможенную  территорию  Республики  Беларусь  товаров       двойного  применения  в  заявленных целях и возможность их реэкспорта     только с       разрешения  уполномоченных  органов  страны  происхождения  товаров;  

-проведение до-  и  послелицензионных проверок при осуществлении

внешнеэкономических операций с объектами экспортного контроля;

обмен информацией   и   иное  взаимодействие  с  международными

организациями   и   органами   экспортного   контроля    иностранных

государств.[6;ст.8]

 

3.3.3. Государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров услуг, работ,

 

Государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, работ, услуг устанавливается в форме исключительного права государства на осуществление деятельности по экспорту и (или) импорту этих видов товаров, работ, услуг.

Перечни отдельных видов товаров, работ, услуг, на экспорт и (или) импорт которых устанавливается государственная монополия, определяются Президентом Республики Беларусь или Правительством Республики Беларусь.

Деятельность по экспорту и (или) импорту товаров, работ, услуг, на которую установлена государственная монополия, осуществляется государственными органами, государственными предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь.

Совершение сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, работ, услуг в нарушение порядка государственной монополии влечет признание такой сделки недействительной и соответствующие последствия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.[3;ст.11]

 

3.3.4.Защитные меры в отношении импорта товара (товаров).

 

В случае, если какой-либо товар (товары) импортируется в количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза его причинения производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории Республики Беларусь либо экономике Республики Беларусь в целом, Президент или Правительство Республики Беларусь вправе принять защитные меры, необходимые для устранения ущерба или предотвращения его наступления, в форме количественных ограничений или введения особых видов таможенных пошлин.

Под существенным ущербом понимается общее ухудшение состояния отечественного производства в целом либо в отдельной отрасли, отражаемое в показателях сокращения производства соответствующих товаров или снижения его рентабельности, а под угрозой причинения существенного ущерба - очевидная непредотвратимость такого ущерба, подтвержденная фактическими доказательствами.

Меры по защите экономических интересов - меры по ограничению импорта товара посредством применения антидемпинговых, компенсационных, специальных защитных мер, импортной квоты, а также меры по ограничению экспорта товара посредством введения экспортной квоты. Антидемпинговые меры - меры по ограничению демпингового импорта, применяемые посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе временной антидемпинговой пошлины. Компенсационные меры - меры по ограничению импорта товара, производимого и (или) экспортируемого с использованием субсидий (специфических субсидий) иностранного государства (объединения иностранных государств), посредством введения компенсационной пошлины, в том числе временной компенсационной пошлины. Специальные защитные меры - меры по ограничению импорта товара, применяемые посредством введения импортной квоты и (или) специальной пошлины, в том числе временной специальной пошлины.[5;ст.3]

Решение о применении мер по защите экономических интересов Республики Беларусь принимается Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Решение о применении временных мер по защите экономических интересов Республики Беларусь принимается Правительством Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Проведение расследований в целях защиты экономических интересов Республики Беларусь осуществляет республиканский орган государственного управления (далее - орган, проводящий расследование), определяемый Правительством Республики Беларусь.

Основные задачи, функции и полномочия органа, проводящего расследование, определяются настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры применяются на основании заключения органа, проводящего расследование. [5; ст.4]

Процедура введения защитных мер в отношении импорта товара (товаров) является гласной.[3;ст.13]

 

3.3.5. Запреты и ограничения экспорта и (или) импорта исходя из национальных интересов.

 

Запреты и ограничения на экспорт и (или) импорт товаров, работ, услуг, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе на исключительные права на них, могут устанавливаться Президентом и Правительством Республики Беларусь исходя из национальных интересов, включающих:

1) соблюдение общественной морали и правопорядка;

2) охрану жизни и здоровья людей, животного и растительного мира и окружающей среды в целом;

3) защиту культурных ценностей от незаконных вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них;

4) необходимость предотвращения нерационального использования невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления;

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность