Внешнеэкономическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ теоретических и практических аспектов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенного регулирования в Республике Беларусь, как её составной части, также определяются основные формы участия государства в процессе управления внешнеэкономической деятельностью Республики Беларусь. Подробно исследуются системы тарифного и нетарифного регулирования.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Понятие, виды и принципы внешнеэкономической деятельности. 4
Глава 2. Субьекты внешнеэкономической деятельности. 6
Глава 3. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. 8
Раздел3.1. Понятие и система мер государственного регулирования. 8
Раздел 3.2. Таможенно-тарифное регулирование. 9
Раздел 3.3. Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.12
3.3.1. Количественные ограничения экспорта и импорта. 12
3.3.2. Экспортный контроль. 13
3.3.3. Государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров,услуг, работ. 15 3.3.4.Защитные меры в отношении импорта товара (товаров).15 3.3.5. Запреты и ограничения экспорта и (или) импорта исходя из национальныхинтересов. 16 3.3.6. Ответные меры в области внешнеторговой деятельности по защите экономических интересов и резидентов Республики Беларусь. 17
3.3.7. Технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования в отношении ввозимых товаров. Контроль за качеством ввозимых товаров. 17
3.3.8. Другие меры. 17
Глава 4. Ответственность за нарушение законодательства о внешнеэкономической деятельности. 19
Заключение. 21
Список использованных источников. 22

Работа содержит 1 файл

КурсоваяВЭД.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

Не отменяя этого, законодательство о внешнеторговой деятельности   вводит такое понятие как «участники внешнеторговой деятельности». Поскольку внешняя торговля является основным видом внешнеэкономической деятельности, то это понятие можно считать тождественным понятию «субъекты внешнеэкономической деятельности».

Правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все резиденты Республики Беларусь, если иное не предусмотрено актами законодательства Республики Беларусь, с момента их Государственной регистрации в качестве юридического лица или предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.

Нерезиденты Республики Беларусь осуществляют внешнеторговую деятельность в Республике Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Государственные органы Республики Беларусь, выступающие в качестве стороны сделки, осуществляют внешнеторговую деятельность в порядке и на условиях, предусмотренных для юридических лиц Республики Беларусь.

[3;ст.5]

Резиденты это:

1) физические лица, имеющие постоянное местожительство в Республике Беларусь, в том числе временно находящиеся за пределами Республики Беларусь;

2) юридические лица с местонахождением в Республике Беларусь, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

  Нерезиденты:

1) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Республики Беларусь, в том числе временно находящиеся в Республике Беларусь;

2) юридические лица с местонахождением за пределами Республики Беларусь, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;

3) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, с местонахождением за пределами Республики Беларусь, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств.[3;ст.1]

Участники внешнеторговой деятельности могут на добровольной основе образовывать на территории Республики Беларусь объединения по отраслевому, территориальному или иным принципам в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Они создаются для обеспечения защиты интересов членов объединения, представления их общих интересов, повышения эффективности и упорядочения экспорта и импорта товаров, работ, услуг, избежания недобросовестной конкуренции, развития и укрепления внешнеторговых связей с нерезидентами Республики Беларусь и их объединениями.[3;ст.23]

Глава 3. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности.

 

Раздел 3.1. Понятие и система мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

 

Согласно законодательства, общее руководство внешнеэкономической деятельностью осуществляет Совет Министров Республики Беларусь.

Координацию работы министерств, ведомств, объединений, предприятий и организаций в части осуществления ими внешнеэкономических связей осуществляет Министерство иностранных дел Республики Беларусь.[3;ст.5]

Внешнеторговая деятельность, как основной вид внешнеэкономической деятельности, регулируется специальным законодательством, в частности Законом Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 29 декабря 1998 года N 223-З. В дальнейшем, при рассмотрении вопроса правовом регулировании внешне – экономической деятельности будет исследоваться именно регулирование внешнеторговой деятельности.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему мер, устанавливаемых государством в целях осуществления внешнеторговой политики, основанных на использовании экономических и административных методов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.[3;ст.1]

Регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется Президентом и Правительством Республики Беларусь.

Координация работы государственных органов по разработке предложений по формированию государственной внешнеторговой политики Республики Беларусь, регулированию внешнеторговой деятельности ее участников, заключению международных договоров Республики Беларусь в области внешнеторговых связей осуществляется Правительством Республики Беларусь и уполномоченным республиканским органом государственного управления, в качестве которого выступает Министерство иностранных дел Республики Беларусь. [3;ст.6]

В зависимости от целей регулирования меры подразделяются на стимулирующие и защитные. С учётом такого критерия, как способ госу – дарственного воздействия включают меры тарифного и нетарифного регулирования, а также путём установления исключительного права государства на осуществление отдельных видов внешнеторговой деятельности. Но мы остановимся на последней классификации более подробно.

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3.2. Таможенно-тарифное регулирование.

 

Тарифное регулирование - форма государственного регулирования внешнеторговой деятельности, с помощью которой государство реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины на товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь. В целях регулирования импорта и (или) экспорта товаров, в том числе для защиты внутреннего рынка Республики Беларусь, в соответствии с законодательством Республики Беларусь устанавливаются импортные и (или) экспортные таможенные пошлины.[3;ст.1, 6]

        Данная форма регулирования внешнеторговой деятельности регламентируется Законом Республики Беларусь «О таможенном тарифе» от 3 февраля 1993 г. N 2151-XІІ в редакции Закона от 17 января 2000  г. N 366-З. Закон устанавливает порядок формирования и применения таможенного  тарифа  Республики  Беларусь  Таможенный тариф  Республики  Беларусь - свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа),  применяемых  к  товарам,  перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь,  систематизированный в соответствии   с    Товарной    номенклатурой    внешнеэкономической деятельности СНГ. Таможенная пошлина - обязательный взнос,  взимаемый таможенными органами   Республики   Беларусь  при  ввозе  товара  на  таможенную территорию Республики Беларусь или вывозе товара с этой территории и являющийся  неотъемлемым  условием  такого  ввоза или вывоза,  кроме случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.  Применяются   следующие  виды  ставок таможенных пошлин:

     адвалорные, начисляемые  в  процентах  к  таможенной  стоимости

облагаемых товаров;

     специфические, начисляемые  в  установленном размере за единицу

измерения облагаемых товаров;

     комбинированные, сочетающие   оба  названных  вида  таможенного

обложения.[4;ст.ст.2,4,5]

       Ставки таможенных  пошлин  являются  едиными  и   не   подлежат

изменению   в   зависимости   от   физических   и  юридических  лиц,

перемещающих товары через таможенную  границу  Республики  Беларусь,

видов   сделок   и   других   факторов,   за   исключением  случаев,

предусмотренных настоящим Законом.

     Ставки ввозных  таможенных  пошлин  в  пределах,  установленных

настоящим  Законом,  определяются   Советом   Министров   Республики

Беларусь.

     В отношении      товаров,      происходящих      из      стран,

торгово-политические  отношения  с которыми не предусматривают режим

наибольшего благоприятствования,  либо страна происхождения  которых

не  установлена,  ставки ввозных таможенных пошлин,  определенные на

основании настоящего Закона,  увеличиваются  вдвое,  за  исключением

случаев предоставления Республикой Беларусь тарифных льгот (тарифных

преференций)  на  основании  соответствующих  положений   настоящего

Закона.

     Ставки вывозных  таможенных  пошлин  и  перечень   товаров,   в

отношении   которых   они   применяются,  а  также  нетарифные  меры

внешнеэкономического регулирования устанавливаются Советом Министров

Республики  Беларусь  и  являются  исключительно мерами оперативного

регулирования   внешнеэкономической   деятельности   на   территории

Республики Беларусь.

С 1 июля 2002 г. действуют ставки, предусмотренные Постановлениями Советом Министров Республики  Беларусь от 28 июня 2002 г. № 864 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин» и № 865 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин».

Ввозные таможенные пошлины взимаются с учётом экономических и политических связей и уровня экономического развития страны-экспортёра. В приложении к постановлению № 865  перечислены страны, в отношении которых Республика Беларусь применяет режим свободной торговли. Товары, происходящие из этих стран и ввозимые на территорию Республики Беларусь из этих стран, таможенными пошлинами не облагаются (за исключением сахара белого, который облагается по базовым ставкам).

В случае ввоза товаров белорусского происхождения из стран, в отношении которых применяется режим свободной торговли, то они таможенными пошлинами не облагаются.

Базовые ставки таможенных пошлин применяются в отношении товаров, в торгово-экономических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим наибольшего благоприятствования.

     Начисление, уплата  и  взимание  таможенной  пошлины  на  товар

производятся  на  основе  его  таможенной стоимости в соответствии с

законодательством Республики Беларусь. Она вносится в республиканский бюджет Республики Беларусь,  если иное не предусмотрено  законодательством  Республики Беларусь или международными договорами Республики Беларусь.[4;ст.17]

       Для оперативного  регулирования  ввоза и вывоза товаров Советом

Министров  Республики  Беларусь   могут   устанавливаться   сезонные

пошлины.   При   этом   ставки  таможенных  пошлин,  предусмотренные

Таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не

может превышать шести месяцев в году.

        В целях  защиты  экономических  интересов Республики Беларусь к

ввозимым товарам могут временно применяться особые  виды  таможенных

пошлин:

      специальные пошлины;

      антидемпинговые пошлины;

      компенсационные пошлины.

     Специальные пошлины применяются как:

- защитная мера,  если  товары  ввозятся на таможенную территорию публики Беларусь в  количествах  и  на  условиях,  наносящих  или

угрожающих  нанести  ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;           

- ответная мера на дискриминационные и иные действия,  ущемляющие

интересы Республики Беларусь,  со стороны других государств  или  их

союзов.

     Антидемпинговые пошлины   применяются   в   случаях   ввоза  на

таможенную территорию Республики  Беларусь  товаров  по  цене  более

низкой,  чем  их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого

ввоза,  если такой ввоз наносит или  угрожает  нанести  материальный

ущерб    отечественным    производителям   подобных   товаров   либо

препятствует  организации  или  расширению   производства   подобных

товаров в Республике Беларусь.

      Компенсационные пошлины   применяются   в   случаях   ввоза  на

таможенную территорию Республики Беларусь товаров,  при производстве

или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии,  если

такой  ввоз  наносит  или  угрожает   нанести   материальный   ущерб

отечественным  производителям  подобных  товаров  либо  препятствует

организации  или  расширению   производства   подобных   товаров   в

Республике Беларусь.[4;ст.ст.7-10]

     Применению особых   видов   таможенных   пошлин   (специальных,

антидемпинговых  и  компенсационных)   предшествует   расследование,

проводимое в соответствии с законодательством Республики Беларусь по

инициативе органов государственного управления Республики Беларусь.

        Ставки соответствующих пошлин устанавливаются Советом Министров

Республики Беларусь по итогам проведенного расследования для каждого

отдельного  случая,  и  их  размер должен быть соотносим с величиной

установленного расследованием демпингового занижения цены,  субсидий

и выявленного ущерба.

        Тарифные  льготы  (тарифные  преференции)  в отношении товаров,

перемещаемых   через   таможенную   границу   Республики   Беларусь,

устанавливаются Президентом Республики Беларусь и законом.

Индивидуально  тарифные  льготы  юридическим  и   физическим   лицам

Республики    Беларусь    предоставляются   Президентом   Республики

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность