Венчурный бизнес как вид предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Цель: формирование представления о венчурном бизнесе, изучение его современного состояния, выявление проблем и перспективных форм развития.
В соответствии с целью сформулированы следующие основные задачи исследования:
а) теоретическое обобщение отечественного и зарубежного опыта исследования венчурного бизнеса как экономической категории, видов венчурных компании, их особенностей и стадий развития;
б) систематизация и структурирование условий развития российского венчурного бизнеса;
в) комплексный анализ состояния венчурного бизнеса в России, формирование венчурного капитала и поиск инвесторов;
г) освещение основных проблем, возникающих при формировании венчурного капитала;
д) выявление основные тенденций и перспектив развития венчурного бизнеса.

Работа содержит 1 файл

Теоретическая,аналитическая и рекомендательные главы.doc

— 264.50 Кб (Скачать)

     Реализация  мероприятий Программы позволит увеличить численность занятых в малом предпринимательстве до 13,5-14,5 млн. человек, число малых предприятий до 900-950 тысяч; создать новые рабочие места (прежде всего в производственной и инновационной сферах).

      Таким образом можно сказать, что излишнее бюрократическое давление ощущает  на себе весь российский бизнес. Однако, если такие экономические «гиганты» как Газпром или Лукойл его выдерживают, то малое предприятие просто погибает под напором 32 организаций, которые на основании своих внутриведомственных инструкций могут закрыть любое малое предпринимательство. Зарегистрировать предприятие тоже проблема, особенно, если в нем есть иностранные инвестиции. В странах ЕС это занимает дни, в России - месяцы.

      Рисунок 1

      Сроки регистрации компаний

     При этом срок регистрации зависит не от российского законодательства, а только от произвола чиновников (в основном на местах). Налогообложение - ключевой вопрос регулирования предпринимательской активности общества государством. В конце 20-х годов Советское правительство побороло НЭП очень просто и почти одними экономическими методами - налоги были увеличены до 34 % дохода. Зарубежный опыт показывает, что налог, составляющий 40 % дохода компании, тормозит развитие бизнеса. Также общеизвестно, что налоговые ставки в 50 % и выше приводят к "эффекту Лаффера" - резкому сокращению налоговых поступлений в бюджет. Поэтому налоговых ставок, превышающих 30 %, нигде в мире нет. У нас законопослушные предприниматели платят более 60 %.

     Необходим также пересмотр налогового режима для технологических компаний. В частности, необходимо устранить механизм двойного налогооблажения для венчурных инвестиционных фондов. Пока что ситуация такова:

     Схема двойного налогообложения: 1- инвестиции в денежном эквиваленте; 2- доход фонда и инвестора венчурного инвестирования после продажи доли в компании и уплаты налога на прибыль; 3- реализация фондом пакета венчурного инвестора на рынке10.

     Рисунок 2

     Схема двойного налогообложения

     

     Еще один аспект негативного вмешательства государства в дела компаний - это ряд положений Постановления Правительства РФ от 5.08.92 №552 "Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении". Три основополагающих вида затрат компании, которые в итоге приводят к улучшению продукции и способствуют широкому внедрению на рынке: НИОКР, закупка нового оборудования, расходы по продвижению товара на рынок - не могут быть отнесены на себестоимость продукции.

     Более того, до сих пор действует положение "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР" от 22.10.90, в соответствии с которым персональный компьютер, например, может быть полностью самортизирован за 8 (!) лет.

     Мною  неслучайно приведены нормативно-правовые акты, характеризующие положение дел в современном малом предпринимательстве. Это дает ясное представление и осознание того, что складывание венчурного  бизнеса, как разновидности предпринимательства в России, процесс очень длительный, требующей значительных затрат со стороны не только инвесторов- кредиторов, но и самого Правительства РФ. 

     Венчурные инвесторы преимущественно инвестируют  в молодые быстрорастущие малые и средние компании. При этом каждое инвестирование сопряжено с получением разрешения от Антимонопольного комитета.

     Отсутствие  равных условий конкуренции - еще один внешний тормоз для развития венчурной индустрии в России. Более того, Россия могла бы увеличить производительность труда более, чем в 3 раза только за счет устранения неравных условий конкуренции.

     Итак, очевидна необходимость изменения формального определения малого предприятия в РФ. Государственные органы должны оказывать поддержку не только и не столько микрокомпаниям, сколько тем предприятиям, которые продемонстрировали потенциал роста, могут обеспечить дополнительную занятость, внедрение результатов НИОКР и увеличить налоговые поступления в бюджет.

     Меры  государственной поддержки должны содержать действия, направленные на:

     а) ограничение бюрократического вмешательства в работу компаний (в том числе и в учетную политику);

     б) снижение налогового бремени;

     в) ориентировку фискальной политики на стимулирование и развитие бизнеса;

     г) предоставление равных прав с крупными предприятиями в борьбе за государственные заказы (в том числе и в области НИОКР);

     д) принципиальное ограничение государственных дотаций предприятиям, которые не в состоянии приспособиться к требованиям рыночных условий.

     Наконец, о проблеме ликвидности инвестиций. Любое дело должно иметь начало, продолжение и быть завершено. Для венчурной индустрии завершение дела - это реализация инвестиции, т.е. продажа акций, принадлежащих фонду, последующему инвестору. 
 

2.3. Проблемы венчурного бизнеса и способы их решения 
 

     Венчурные фонды, действующие России, работают, как правило, со средствами крупных международных финансовых структур, таких, как Европейский Банк Реконструкции и Развития, что накладывает дополнительные ограничения на их деятельность и отчасти диктует выбор финансируемых отраслей.

     В отличие от банка, фонд претендует на часть собственности в предприятии, поэтому вполне логично полагать, что юридическое состояние фирмы будет весьма интересовать инвестора.

     Инвестор  приходит в компанию “всерьез и надолго”, готов нести большие риски, поэтому фондам требуется гораздо больше времени для принятия решений, как правило, не меньше 4 - 6 месяцев.

     Достоверность в обмен на конфиденциальность - это основной подход к подаче информации. Занизив или завысив какие-то показатели, исказив картину реальной жизни фирмы, можно оттолкнуть инвестора или существенно затруднить дальнейшее развитие взаимоотношений.

     Проекты, рассматриваемые венчурными предприятиями, относятся, как правило, к числу  высокорисковых со средним периодом окупаемости 7-8 лет. На фирме создается специальный венчурный фонд для финансирования таких подразделений, причем руководители венчурных фирм наделены полномочиями по планированию периодичности пользования фондом и сами устанавливают объем выделяемых средств.

     В России первые шаги по использованию  принципов венчурного бизнеса были предприняты Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и другими международными финансовыми институтами. Правда не в области финансирования инициативных предпринимательских проектов, а в целях вывода из кризиса и повышения эффективности работы приватизированных предприятий. Впрочем, это тоже одно из традиционных направлений венчурного бизнеса.

     Уже в 1997 г. появились сообщения о  создании венчурного фонда, опирающегося на средства крупных российских банков. В декабре 1997 г. стало известно о создании в России первого венчурного фонда с государственным участием для поддержки научно-технических проектов и привлечения частного капитала в развитие высоких технологий под государственные гарантии. Хотя активная роль и непосредственное участие государства в этом проекте порождает немало вопросов и критических суждений, важен сам факт движения вперед в том направлении, которым двигаются другие индустриально развитые страны.

     Теперь  многое будет зависеть от первых результатов  деятельности российских инвесторов рискового капитала. А так же от того, насколько эта деятельность найдет понимание и получит поддержку в органах государственной власти, поскольку для успешного развития венчурного бизнеса требуются особые экономические условия, в частности, благоприятный налоговый климат.

     Это хорошо понимали пионеры венчурного бизнеса в России, которые объединились в марте 1997 года в Российскую ассоциацию венчурного финансирования (РАВИ). В качестве главной ее задачи провозглашалось лоббирование интересов венчурного капитала в Думе и Правительстве, в том числе, - подготовка проекта закона "О венчурном инвестировании".

     О том, насколько развитие венчурного бизнеса выгодно экономике, свидетельствует хотя бы тот факт, что в США только за период с 1990 по 1995 гг. частные инвесторы вложили около 130 млрд. долл. в развитие новых перспективных фирм, впервые предложивших свои акции на фондовом рынке. Эти средства инвестируются, как правило, в расчете на рост курсовой стоимости в течение длительного периода. Они не будут лежать в "чулке" или давить на бюджет через рынок государственных облигаций, а станут работать на развитие производства.

     Ликвидность инвестиций в России - очень болезненный вопрос для венчурного капитала. Ликвидность инвестиций венчурного капитала в России является еще более неопределенной в силу отсутствия:

       а)  рынка IPO;

       б)   доверия к российским компаниям на мировых рынках;

       в)   опыта приобретения компаний крупными российскими предприятиями.

     Эта ситуация хорошо отражается в структурах сделок, когда инвестирование в акционерный капитал часто в большой степени заменяется на негарантированные займы или, когда мы наблюдаем отклонение от классического приобретения неконтрольного пакета акций к покупке контрольного в расчете на будущего потенциального стратегического партнера, как правило заинтересованного в полном контроле над компанией.

     Другой  подход, вызванный неуверенностью в  отношении к ликвидности российских инвестиций, состоит в том, что с самого начала имеет место соинвестирование с будущим потенциальным стратегическим партнером или поиск технологий для инвестирования по рекомендации партнеров, которые могут стать стратегическими, если технология будет успешной. Думаю, что главной целью является поиск хорошего бизнеса и его развитие до хорошо организованной компании. Это главный подход к венчурному капиталу в России и главный источник удовлетворения для профессионалов, работающих в венчурном бизнесе.

     Основной проблемой венчурного бизнеса является высокая степень риска при осуществлении венчурного проекта. Перед осуществлением проекта необходимо оценить возможные инновационные потери.

     Финансовые  затраты на проведение технических  мероприятий, временной разрыв между внедрением новшеств и получением полезного результата, а также вероятность потерь от нововведений требуют оценки риска инновационных решений. При этом возникает необходимость четкого разграничения ожидаемых убытков, чему в экономической практике не уделяется должного внимания. Если возникновение убытков от инноваций не вызывает сомнений и предусмотрено заранее, то потери от риска имеют определенную степень вероятности, что связано с факторами неопределенности. Поэтому при оценке экономического риска следует рассчитывать не только заранее предусмотренные убытки, но и неожиданно возникающие вероятные потери:

      

                                                  (1)

где       коэффициент риска инноваций;

             вероятные потери;

             полезный результат;

             предусмотренные убытки. 

     Таким образом, коэффициент экономического риска определяет величину вероятных потерь в составе ожидаемых доходов от инноваций и, следовательно, своим повышением предупреждает об опасности намеченных инвестиций.

     Предлагаемый  механизм исчисления коэффициента риска  используется как при расчете  вероятных инновационных потерь от всей системы учитываемых факторов, так и от отдельных ее составляющих. Следовательно, появляется возможность для оценки влияния на формирование риска каждого элиминированного фактора, что в свою очередь создает условия для выявления и исключения из инновационных программ рискованных с экономической точки зрения мероприятий.

     Например, обособленное представление потерь от внешнего и внутреннего рисков рассчитывается по формуле:  

                                                (2)                                        

где       коэффициент риска инноваций;

           потери от внешнего риска;

         потери от внутреннего риска;

Информация о работе Венчурный бизнес как вид предпринимательства в России