Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:56, курсовая работа
Цель: формирование представления о венчурном бизнесе, изучение его современного состояния, выявление проблем и перспективных форм развития.
В соответствии с целью сформулированы следующие основные задачи исследования:
а) теоретическое обобщение отечественного и зарубежного опыта исследования венчурного бизнеса как экономической категории, видов венчурных компании, их особенностей и стадий развития;
б) систематизация и структурирование условий развития российского венчурного бизнеса;
в) комплексный анализ состояния венчурного бизнеса в России, формирование венчурного капитала и поиск инвесторов;
г) освещение основных проблем, возникающих при формировании венчурного капитала;
д) выявление основные тенденций и перспектив развития венчурного бизнеса.
Именно
на начальной стадии развития инновационной
деятельности возникает острая необходимость
в финансировании. Но очевидно только
одно, что интерес венчурных фондов
к молодым компаниям невелик, поскольку
венчурные деньги – одни из самых дорогих
видов финансирования5.
Глава
2. Анализ современного
состояния венчурного
бизнеса
2.1.
Финансовое обеспечение
рискового бизнеса и
источники венчурного
капитала
Процесс формирования венчурного фонда носит название «сбор средств». Специализация на рынке капитала потребовала появления профессионалов, специализирующихся на управлении деньгами, им не принадлежащими. Для принятия инвесторами решения об инвестиции в какой-либо венчурный фонд они хотели бы получить ответ на следующий вопрос: почему имеет смысл вкладывать деньги именно в данный фонд?
Существует всего два способа проводить финансирование деятельности предприятия:
а) прямое финансирование - инвестор вносит деньги или иное имущество в уставный капитал предприятия или покупает акции этого предприятия и, таким образом, получает право на долю в будущих прибылях (дивиденды). Величина доли определяется величиной вклада в уставный капитал или числом приобретенных акций;
б) долговое финансирование - кредиты
банков, выпуск облигаций.
Привлечение средств для венчурного инвестирования из российских источников даже теоретически весьма затруднено. Рассматривая традиционные источники, мы видим либо очень слабое развитие этого сектора экономики, либо неблагоприятное законодательство и отсутствие коммерческого интереса на фоне высокого риска.
К основным источникам формирования венчурного капитала относят: банки, пенсионные фонды и страховые компании.
Инвестиционная политика российских банков в значительно мере предопределялась высокой инфляцией, нестабильностью курса обмена рубля и иностранной валюты и очень высокой доходностью государственных ценных бумаг. Теперь мы понимаем, насколько губительны могут быть последствия такой недальновидной банковской стратегии. В настоящее время, с изменением реальности, банки оказались неподготовлены для долгосрочных инвестиций. Дорогие, краткосрочные, мало рискованные займы, которые предлагаются российскими банками их клиентам и на которые российские предприниматели вынуждены соглашаться в сложившейся ситуации, не вдохновляют банки инвестировать в венчурные фонды.
В соответствии с российским законодательством, пенсионным фондам разрешено инвестировать в некоторые очень ограниченные финансовые инструменты: государственные ценные бумаги, банковские депозиты, недвижимость, акции квотируемых компаний. До сих пор понятие "венчурный капитал" не входит в России в словарь официально признанных терминов.
Что же касается рынка страхования, то он начал развиваться в результате реформ бывшего премьер-министра Е.Гайдара. До того времени существовали две государственные страховые компании - РОСГОССТРАХ и ИНГОССТРАХ. Общий акционерный капитал всех российских страховых компаний сравним с акционерным капиталом одной респектабельной страховой компании в какой-нибудь западной стране. Структура страхового рынка весьма негармонична. С другой стороны, этот рынок, кажется, находится на грани подъема, и не следует забывать, что в странах с развитой рыночной экономикой, страховой бизнес по размеру сопоставим с банковским бизнесом6.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) скорее всего, является основным инвестором в венчурные фонды, действующие в России.
Прежде всего, существуют Региональные венчурные фонды (RVF) и Фонды прямого инвестирования малых предприятий (SEEF), где ЕБРР является почти 100% инвестором, и некоторые другие фонды прямого финансирования, где ЕБРР действует как соинвестор. ЕБРР играет очень существенную роль в развитии индустрии венчурного капитала в России. ЕБРР своей деятельностью способствует приходу частных инвесторов на российский рынок и формированию российских профессионалов венчурной индустрии.
Вторым важным инвестором венчурных фондов являются зарубежные государственные структуры. Большинство фондов, получивших инвестиции из этих источников имеют цели, относительно которых договорились российское и иностранные правительства, такие как Defence Fund, ориентированный на конверсию российской оборонной промышленности, TUSRIF, AGRIBUSINESS и другие. Российское правительство пытается привлечь других инвесторов, заявив, что оно собирается инвестировать от 30 до 50% в венчурные фонды, инвестирующие в технологически ориентированные компании.
С венчурным капиталом российские предприниматели получают не только западные деньги, но и передовой управленческий опыт и обширные деловые контакты, необходимые для полномасштабной международной коммерциализации своих технологических разработок, постоянно сохраняя при этом контроль над компанией в своих руках.
Работу по привлечению финансирования и складывания так называемого венчурного капитала можно представить поэтапно.
1 этап « Определение потенциальных инвесторов / кредиторов » является логическим началом работы по привлечению финансирования. Необходимо обладать информацией об игроках в мире финансов. Также как существуют хорошие и плохие врачи, на рынке присутствуют финансовые институты с хорошей и с не очень хорошей историей финансирования компаний. На основе данного опыта можно найти действительно серьезных потенциальных инвесторов / кредиторов.
На 2 этапе проводится подготовка Финансового Меморандума, что также является важнейшей ступенью в привлечении финансирования. Опыт показывает, что финансирование напрямую зависит от тщательности и ответственности при подготовке Финансового Меморандума, который отличается, в первую очередь, тем, что для финансового инвестора / кредитора вопросы возврата средств и финансовой доходности имеют большее значение, чем стратегические аспекты, которые важны для покупателей целого бизнеса.
Основными преимущества профессионально подготовленного Финансового Меморандума будут:
а ) представление клиента большему числу потенциальных инвесторов;
б) экономия времени — вместо того, чтобы каждый раз отвлекаться на подготовку информации для очередного потенциального инвестора / кредитора, достаточно разработать единый финансовый документ;
в) возможность для финансового института быстро ответить на предложение о венчурном инвестировании (финансовые институты охотнее рассматривают проекты, для которых предварительная работа уже проведена).
На 3 этапе осуществляется анализ финансово-хозяйственной деятельности, который является прерогативой не столько клиента, сколько потенциального инвестора. Специалисты венчурной компании имеют достаточный опыт работы и владеют всеми аспектами приобретения и продаж компаний, реструктуризации, проектного финансирования, ценообразования, финансовых прогнозов, оценки и анализа финансово-хозяйственной деятельности.
4 этап заключается в определении Стратегии Финансирования, ведь никто не может быть точно уверен в успешности того или иного бизнеса. Специалисты должны работать совместно с клиентом для того, чтобы вместе разработать эффективную стратегию финансирования.
На 5 заключительном этапе проводятся встречи и контакты с и перспективными кредиторами и/или инвесторами. Немаловажность заключается в необходимости поиска инвестора / кредитора, реально способного удовлетворить финансовым потребностям компании. Кредиторами могут стать местные, региональные и государственные банки, финансовые группы, лизинговые компании и частные лица. Прямые инвесторы также делятся на частных инвесторов, инвестиционные компании и венчурные фонды. При выборе инвестора / кредитора необходимо учитывать отрасль, в которой работает компания, и объем предполагаемого финансирования.
В результате основными источниками для венчурного капитала в России являются институционные инвесторы и зарубежные бюджетные источники. Частные инвесторы незначительно представлены в России. Потенциальные частные инвесторы очень внимательно наблюдают за результатами деятельности фондов, уже действующих на рынке. Успех Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) будет решающим аргументом для появления частных инвесторов в России.
Подводя итоги вышесказанному о возможных российских источниках создания фондов для венчурного капитала, думаю, что в обозримом будущем пропорция российских денег в венчурном капитале будет неуклонно расти. Банки наиболее подготовлены для этих структур, а изменения в законодательстве позволят пенсионным фондам действовать в качестве инвесторов венчурного капитала. Рост страховых компаний и их слияние друг с другом может привести к созданию еще одного источника для венчурного капитала.
Таким
образом, в России финансовые источники
для индустрии венчурного капитала,
как представляется, весьма отличны от
того, что мы видим на рынке европейского
венчурного капитала.
2.2.
Государственная поддержка
малого инновационного
бизнеса
Развитие малого бизнеса способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней. Путем создания новых предприятий и рабочих мест малый бизнес снижает остроту безработицы, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами. При снижении инновационной восприимчивости крупных предприятий к высоким технологиям возрастает роль малых и средних предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию. Государство обязано всяческими методами оказывать поддержку малому инновационному бизнесу7.
Действующая
система государственной
а) Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства;
б) Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, федеральные исполнительные органы;
в) Торгово-промышленную палату России, общественные объединения предпринимателей.
Специализированные органы исполнительной власти, осуществляющие поддержку малого предпринимательства, действуют уже более чем в 70 субъектах Российской Федерации. В 74 регионах Российской Федерации организованы фонды поддержки малого предпринимательства, приняты и реализуются региональные программы. Продолжает создаваться сеть объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса - бизнес-центры, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, технопарки и др. В создании объектов инфраструктуры участвуют Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Академия менеджмента и рынка, межрегиональные ассоциации, научные центры8.
Особую роль в государственной поддержке развития инновационной деятельности в научно-технической сфере играет Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В своей деятельности Фонд руководствуется Конституцией Российской Федерации, другими законодательными актами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации9.
Основными задачами Фонда являются:
а) содействие проведению государственной политики формирования рыночных отношений в научно-технической сфере путем поддержки создания и развития инфраструктуры малого инновационного предпринимательства, поощрения конкуренции через привлечение финансовых ресурсов и их целевое и эффективное использование для реализации программ и проектов по созданию производства наукоемких продуктов;
б) участие в разработке, проведении экспертизы, конкурсном отборе и реализации федеральных, отраслевых, региональных программ и проектов, обеспечивающих демонополизацию процесса создания и освоения новых технологий, насыщение рынка произведенными на их основе конкурентоспособными товарами;
в) помощь в создании новых рабочих мест для эффективного использования имеющегося в Российской Федерации научно - технического потенциала;
поддержка освоения и внедрения новых технологий и "ноу-хау" с использованием патентов и лицензий;
г) привлечение на конкурентной основе субъектов малого предпринимательства, отечественных и иностранных инвесторов к реализации государственных научно-технических программ и заказов.
На данный момент предусмотрена специальная Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства и венчурного инвестирования, действующая по трем основным направлениям.
Первое направление включает в себя формирование пакета нормативно-законодательных актов, поддержка отечественных производителей; обеспечение качества, безопасности и конкурентоспособности товаров и услуг, преодоление административных барьеров.
В основе второго направления лежит формирование региональных центров поддержки предпринимательства.
Третье направление базируется на создании действенных финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, основанных на оптимальном сочетании средств государственной поддержки, инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего для самоинвестирования. Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых технологий, взаимного кредитования и венчурного финансирования, разработка документов нормативного и методического характера (на федеральном уровне), а также организация в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтов поддержки малого предпринимательства.
Информация о работе Венчурный бизнес как вид предпринимательства в России