Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:52, дипломная работа
В настоящее время логистика распространена во всех сферах экономики. Она создает необходимые условия для жизнедеятельности предприятий и организаций. Результаты, достигнутые в логистике как направлении экономической деятельности, создают источники рационализации и оптимизации, которые можно использовать в любой другой сфере хозяйствования. Это свидетельствует о том, что логистика представляет собой позитивный фактор, влияющий на развитие хозяйственной деятельности, и является одним из существенных направлений развития научно-технического прогресса.
Введение….……………………………………………………………...………….3
1 Понятие и экономическая сущность товарных запасов …………..................6
1.1 Роль и сущность товарных запасов, цели и задачи управления ими на предприятии …………...………………………………………………………………….6
1.2 Классификация запасов. Системы и методы управления ими ……………17
1.3 Методика анализа управления товарными запасами на предприятии розничной торговли ………………………………………………….………………… 23
2 Анализ товарных запасов на предприятии (на примере магазина «Титаник»)…......................................................................................................................33
2.1 Технико-экономическая характеристика магазина «Титаник»…………….33
2.2 Анализ управления товарными запасами магазина «Титаник»…………………………………………………………………………….…..48
3 Рекомендации по совершенствованию управления товарными запасами магазина «Титаник»………………………………………………. ……………………57
Заключение……………………………………………………………………..…69
Библиографический список…………….………………………………………..71
В сложившейся на сегодня структуре предприятия работают:
а) директор - 1;
б) администратор торгового зала-1;
в) кладовщик - 2;
г) кассир - 2;
д) продавец - 7;
е) оператор - 1;
ж) менеджер по сервису - 1;
з) грузчик - 3;
и) уборщица – 2;
к) контролер – 1
Схематично структура магазина представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Структура управления магазина «Титаник» [52]
На данном предприятии используется линейная структура управления, основанная на вертикальном разделении труда: во главе магазина стоит директор, непосредственно ему подчиняется администратор, который решает все вопросы управления персоналом; низшие уровни управления последовательно подчинены высшим [52].
Преимущества данной структуры заключаются в следующем: единство и четкость распорядительства, согласованность действий исполнителей, четкая система взаимных связей между руководителем и сотрудниками предприятия, быстрая реакция на указания, личная ответственность руководителя за результаты действия магазина.
Недостатки: высокие требования к компетентности руководителя, предпосылки для злоупотребления властью.
На директоре магазина «Титаник», лежит решение огромного числа задач. Например, принятие ориентированных на выбранный сегмент рынка решений, направленных на удовлетворение потребностей клиентов, определение общих направлений политики предприятия в рамках поставленных целей и задач, в том числе проведение финансовой политики, к которой могут быть отнесены такие вопросы, как определение лимитов расходов на содержание персонала, предельные расходы на административные и хозяйственные нужды. И он же отвечает за планирование и контроль товарных запасов.
Управленцы среднего звена - администраторы, обеспечивают реализацию политики предприятия, разработанной высшим руководством, и несут ответственность за доведение приказов, указаний, инструкций, детальных заданий до подразделений, а также за их своевременное выполнение.
Администратор магазина осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, контролирует культуру обслуживания посетителей, состояние учета, контроля и сохранность материальных ценностей, подбор и расстановку кадров, соблюдение трудового законодательства, техники безопасности и правил санитарии и гигиены. Администратор руководит и организует работу продавцов торгового зала, уборщиков, грузчиков зала. Контролирует персонал в соблюдении правил обслуживания посетителей, внутреннего распорядка, личной гигиены, ношения фирменной одежды. Обеспечивает подготовку зала к открытию магазина и обеспечивает четкую связь складов и торгового зала.
Должностные инструкции каждому исполнителю разрабатывает руководитель предприятия. Эти инструкции отражают задачи, стоящие перед тем или иным отделом, четко определяют обязанности работников с учетом их взаимозаменяемости (на время отпуска, болезни и т.д.), обеспечивают правильное использование труда специалистов.
В магазине имеется широкий спектр дополнительных услуг для стимулирования продаж:
а) Подарочные сертификаты. В магазине можно приобрести подарочный сертификат на сумму от 500 рублей.
б) Доставка товара. Оформление доставки товара в любой район города, а также в пригород и близлежащие города. Стоимость услуги - от 250 рублей.
- Если сумма покупки составляет 15000 рублей и выше, а сумма доставки не превышает 350 рублей - доставка товара осуществляется бесплатно.
- Если сумма покупки составляет 15000 рублей и выше, а сумма доставки превышает 350 рублей - 350 рублей оплачивает организация, остальную часть стоимости доставки - покупатель.
в) При покупке товара в количестве 1 паллеты или более, действуют спеццены на товар.
г) Заказ товара по телефонному звонку.
д) Продажа товаров под заказ. Приобретение товара под заказ (срок исполнения заказа - 15 рабочих дней). Оплата за наличный расчет, первоначальная сумма взноса - не менее 50% от стоимости покупки.
е) Безналичный расчет. В магазине возможно приобретение товара по безналичному расчету с выделением или без выделения НДС.
ж) Подбор ремонтных бригад. При покупке товара покупатель может воспользоваться услугой подбора ремонтных бригад, как для осуществления отдельных работ, так и до сдачи квартиры (комнаты) “под ключ”.
Информацию можно получить в магазине “ Титаник ” по адресу Порхоменко 20 или по телефону 415776.
з) Колеровка. Осуществляется колеровка красок различных производителей на аппарате “Парад”, “Текс” и “Тикурилла”.
и) Приобретение товара в кредит.
к) Система скидок. Основанием для выдачи дисконтной карты в магазине является единовременная покупка на сумму 5000 рублей. Первоначальный размер скидки - 3%. Действует накопительная система.
Для того чтобы покупатели посещали магазин, применяется целый комплекс маркетинговых мероприятий: проведение дегустаций, семплингов (знакомство потребителя с новыми образцами товаров), акций, проведение творческих конкурсов, дисконтные карты. Также регулярно запускается реклама по телевидению, радио, рассылка листовок почтой, календарики и размещение в маршрутных такси, а также на кассовых чеках. На фасаде здания развешаны баннеры и плакаты о проведении акций. Прибыль магазина во многом зависит от рекламной деятельности предприятия.
В соответствии с товарной специализацией и размеров торговой площади осуществляется формирование ассортимента разных групп товаров, их видов и разновидностей.
В соответствии с действующими Правилами продажи отдельных видов товаров ассортимент предлагаемых к продаже товаров определяется самостоятельно предприятиями розничной торговли в соответствии с профилем и специализацией их деятельности.
Величина товарооборота зависит от ассортимента товаров, как показано на рисунке 3.
Экспертным путём выявлено, что в магазине «Титаник» сантехника занимает 22%, двери и панели 17%, обои 14%, кафель 11 %, вентиляция 8%, карнизы 6%, клеевые потолки 5%, жалюзи 5%, люстры и светильники 5%, хозяйственные товары 4% и лепнина всего 3% [расчеты автора].
Рисунок 3 - Реализация по различным группам товаров в % к товарообороту [расчеты автора. На основании оперативных данных].
Ассортиментный перечень товаров, реализуемых в магазине представлен в Приложение А. Ассортиментный перечень утвержден руководителем магазина «Титаник», зам. Главы Администрации; согласовано с Управлением торговли и услуг Администрации города Нижний Тагил [52].
Анализ конкурентов магазина «Титаник». Магазин «Титаник» для того чтобы выжить в конкурентной борьбе меняет стратегию и тактику своей работы, непрерывно работает над его их совершенствованием, следит за качеством продаваемого товара, освоением новых видов товаров, использует наиболее совершенные и гибкие методы ценообразования.
Основными конкурентами анализируемого предприятия являются:
- Супермаркет «Домострой»,
- Дом обоев «Лео»,
- «Галерея строительства»,
- «Фабрика света»,
- «Суперстрой»
Доли рынка конкурентов приведены на рисунке 4 .
Рисунок 4 - Доля рынка конкурентов магазина «Титаник» [расчеты автора].
Анализ исследования рынка г. Нижний Тагил на сегодняшний день показал о росте конкурентов. Так как внешняя и внутренняя среда постоянно изменяются под воздействием деятельности, как самого предприятия, так и других факторов, то необходимо выявить ограничения, возможности, сильные и слабые стороны предприятия в изменяющейся среде. И на основе полученных результатов предприятие должно внести изменения в выбранную стратегию. Выявить и соотнести между собой ограничения и возможности, слабые и сильные стороны предприятия поможет анализ, представленный в таблице 6.
Таблица 6 - SWOT анализ конкурентных позиций [анализ автора]
| Конкурент 1 «Суперстрой» | Конкурент 2 «Домострой» | Конкурент 3 «Лео» | Своя компания «Титаник» |
Сильные стороны | Возможность расширения специализации, эффективность менеджмента, эффективность сбытовой политики, компетентность работников. | Хорошая репутация у покупателей, высокое качество товара, компетентность работников, возможность расширения специализации. | Широкий ассортимент, хорошая репутация у покупателей, компетентность работников, эффективность менеджмента, эффективность сбытовой политики. | Хорошая репутация у покупателей, высокое качество товара и обслуживания покупателей компетентность работников, постоянные клиенты, удобное расположение, удобный режим работы (9.00 -20.00), возможность расширения специализации |
Слабые стороны | Низкая рентабельность, недостаточная мотивация труда работников, режим работы (9.00 – 19.00), неудобное расположение магазина. | Среднее качество продукции, сильная зависимость от поставщиков, плохая реклама, отсутствие индивидуального подхода к клиенту, высокие цены, режим работы (10.00 – 19.00) | Отсутствие индивидуального подхода к клиенту, плохая реклама, высокие цены, режим работы (10.00 – 19.00)
| Сильная зависимость от Расширение специализации, выход на новые рынки, обучение персонала, постоянные поставщики.поставщиков |
Угрозы | Возможность появления новых конкурентов, изменение потребительских предпочтений, снижение общего уровня покупательской способности, неблагоприятная политика правительства. | Снижение процентных ставок по кредиту, переход к более эффективным стратегиям. | Расширение специализации, выход на новые рынки, технологий и оборудования, привлечение инвесторов. |
|
Возможности | Расширение специализации, появление новых технологий и оборудования, привлечение инвесторов. | Возрастающее конкурентное давление, снижение общего уровня покупательской способности, неудовлетворенность клиентов качеством продукции. | Рост инфляции, неблагоприятная политика правительства. | Рост инфляции, ужесточение конкуренции, возможность появления новых конкурентов. |
Проанализировав рынок конкуренции, можно сделать вывод, что магазин «Титаник» конкурентоспособен. Наиболее сильными сторонами являются: высокое качество товара и обслуживания покупателей, что приводит к хорошей репутации магазина, также наиболее важным фактором является удобное расположение предприятия - магазин расположен в центре города, вблизи остановок общественного транспорта и имеет удобную парковочную площадку, прилегающую к территории магазина; удобный режим работы позволяет увеличить покупательский поток.
Основной проблемой, стоящей перед предприятием в условиях конкурентной среды является сильная зависимость от поставщиков, так как не систематические поставки приводят к потере клиентов, тем самым к потере денежных средств.
Анализ методов конкурентоспособной борьбы представлен в Приложении Б.
Проведем анализ основных экономических показателей. Степень адаптации магазина «Титаник» к условиям рынка может охарактеризовать система следующих экономических показателей: товарооборот, издержки обращения, прибыль. Полученная информация позволит более детально проанализировать влияние рыночных процессов на основные направления деятельности магазина. Основные показатели деятельности магазина представлены в Приложении В.
Анализируя основные экономические показатели магазина «Титаник», можно сделать вывод о том, что в отчетном году по сравнению с 2008 годом наблюдается рост чистой прибыли на 20,10%. Это связано с увеличением цен на сырье и материалы, а как следствие удорожание продукции, с высоким качеством товаров, предлагаемых потребителям, с увеличением покупательского спроса.
На увеличение прибыли повлияли следующие факторы: товарооборот в 2009 году составил 44000 тысяч рублей, а в 2008 году – 42000, что на 2000 или на 4,76% больше. Такое небольшое изменение связано с началом мирового финансового кризиса, что привело к снижению выручки магазина. К 2011 году ситуация на рынке нормализовалась и товарооборот в 2011 году составил 48500 тысяч рублей, что на 10,23% больше по сравнению с 2009 годом.
Валовой доход в 2010 году составил 12800 тысяч рублей, что на 25,8% больше, чем в 2008 году, который составил 10175 тысяч рублей.
Увеличение прибыли произошло, в том числе за счет балансовой прибыли, которая за три года выросла на 14,18%. На увеличение балансовой прибыли положительное влияние оказали два фактора: повышение прибыли от реализации товара на 11,01% и заметное влияние оказали финансовые результаты от внереализационной деятельности, которые в 2010 году составили 3690 тысяч рублей, а в 2008 году – 3000, что на 23% меньше. Отрицательным фактором на величину балансовой прибыли являются прочие расходы, которые выросли на 28,33% по сравнению с 2008 годом.
Информация о работе Управление товарными запасами на предприятии розничной торговли