Управление товарными запасами на предприятии розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:52, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время логистика распространена во всех сферах экономики. Она создает необходимые условия для жизнедеятельности предприятий и организаций. Результаты, достигнутые в логистике как направлении экономической деятельности, создают источники рационализации и оптимизации, которые можно использовать в любой другой сфере хозяйствования. Это свидетельствует о том, что логистика представляет собой позитивный фактор, влияющий на развитие хозяйственной деятельности, и является одним из существенных направлений развития научно-технического прогресса.

Содержание

Введение….……………………………………………………………...………….3
1 Понятие и экономическая сущность товарных запасов …………..................6
1.1 Роль и сущность товарных запасов, цели и задачи управления ими на предприятии …………...………………………………………………………………….6
1.2 Классификация запасов. Системы и методы управления ими ……………17
1.3 Методика анализа управления товарными запасами на предприятии розничной торговли ………………………………………………….………………… 23
2 Анализ товарных запасов на предприятии (на примере магазина «Титаник»)…......................................................................................................................33
2.1 Технико-экономическая характеристика магазина «Титаник»…………….33
2.2 Анализ управления товарными запасами магазина «Титаник»…………………………………………………………………………….…..48
3 Рекомендации по совершенствованию управления товарными запасами магазина «Титаник»………………………………………………. ……………………57
Заключение……………………………………………………………………..…69
Библиографический список…………….………………………………………..71

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 633.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО Уральский государственный экономический университет

Институт непрерывного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Тема: Управление товарными запасами на предприятии розничной торговли

 

 

 

ИНО ФСП

Специальность: Коммерция

(торговое дело)

Кафедра: Коммерции, логистики и экономики торговли

Дата защиты: ______________

Оценка: ___________________

 

Исполнитель: Курдеев А.В.

Группа 4 КД – 1 НТ

Руководитель: Богданов С. И.

к.э.н., профессор

Нормоконтролер: Богданов С.И.   

к.э.н., профессор

Рецензент: Бородина Е.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение….……………………………………………………………...………….3

1        Понятие и экономическая сущность товарных запасов …………..................6

1.1 Роль и сущность товарных запасов, цели и задачи управления ими на предприятии …………...………………………………………………………………….6

1.2 Классификация запасов. Системы и методы управления ими ……………17

1.3 Методика анализа управления товарными запасами на предприятии розничной торговли ………………………………………………….………………… 23

2        Анализ товарных запасов на предприятии (на примере магазина «Титаник»)…......................................................................................................................33

2.1 Технико-экономическая характеристика магазина «Титаник»…………….33

2.2 Анализ управления товарными запасами магазина «Титаник»…………………………………………………………………………….…..48

3        Рекомендации по совершенствованию управления товарными запасами магазина «Титаник»………………………………………………. ……………………57

Заключение……………………………………………………………………..…69

Библиографический список…………….………………………………………..71

Приложение А ……………………………………………………………………75

Приложение Б …………………………………………………………………… 76

Приложение В …………………………………………………………………….77

Приложение Г …………………………………………………………………….78

Приложение Д …………………………………………………………………….79

Приложение Е …………………………………………………………..………...81

Приложение Ж ……………………………………………………………………82

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время логистика распространена во всех сферах экономики. Она создает необходимые условия для жизнедеятельности предприятий и организаций. Результаты, достигнутые в логистике как направлении экономической деятельности, создают источники рационализации и оптимизации, которые можно использовать в любой другой сфере хозяйствования. Это свидетельствует о том, что логистика представляет собой позитивный фактор, влияющий на развитие хозяйственной деятельности, и является одним из существенных направлений развития научно-технического прогресса.

Очень важно знать способы и методы применения концепции логистики для достижения конкурентного преимущества предприятия.

Логистика охватывает все виды деятельности по перемещению продукции и информации между участниками цепи поставок. Цепь поставок  представляет собой единую структуру, в рамках которой предприятие объединяет усилия со своими поставщиками, чтобы эффективно довести продукцию до своих потребителей.

Структуру бизнеса определяет характер потребительского спроса, который нужно удовлетворять.

Глобализация бизнеса принесет российским предприятиям новые проблемы и испытания. Потребители, вступая в деловое сотрудничество с партнерами, требуют высокого уровня обслуживания. Уже сейчас предприятия, формирующие тесные отношения с потребителями и поставщиками, вынуждены существенно повысить качество обслуживания.

Торговля распространяет свои функции не на всю величину совокупного общественного продукта, а лишь на одну его часть - предметы потребления. Только предметы потребления, призваны удовлетворить многочисленные потребности людей, формируют понятие товарного обращения.

Запасы в торговле образуются на всех стадиях движения товаров от производства к потребителю. В процессе движения товаров торговые предприятия занимают особое место, выступая заключительным звеном, опосредующим отношения между производителями и потребителями продукции.

До момента продажи любой товар относится к категории товарного запаса. Существование товарных запасов как категории обусловлено необходимостью обеспечение нормального процесса обращения товаров. Товарные запасы меняют свой размер - они постепенно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запасами.

С ростом объема реализации, как правило, увеличивается абсолютная сумма товарных запасов. Недостаточный размер товарных запасов ведет к перебоям в торговле, негативные последствия: экономические - в виде потери товарооборота и социальные - в форме неудовлетворенного спроса на товары. Излишние запасы приводят к замораживанию оборотных средств, росту товарных потерь.

В связи с новизной и актуальностью поставленных вопросов тема анализа товарных запасов взята для исследования в рамках дипломной работы.

В качестве объекта исследования в работе выступает магазин «Титаник».

Предметом исследования в работе выступают товарные запасы предприятия.

Целью данной работы является анализ товарных запасов на примере магазина «Титаник». Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

      изучить теоретический материал по управлению товарными запасами;

      проанализировать технико-экономическое состояние  магазина «Титаник»;

      провести анализ деятельности исследуемого предприятия;

      дать рекомендации по совершенствованию управления товарными запасами и  коммерческой деятельности магазина «Титаник».

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

В первой главе работы рассмотрены теоретические основы управления товарными запасами на предприятии розничной торговли.

Вторая глава посвящена анализу товарных запасов магазина «Титаник», выявлению достоинств и недостатков коммерческой деятельности фирмы.

В третьей главе, разработаны меры, направленные на совершенствование организации коммерческой деятельности предприятия и проведено планирование товарных запасов магазина «Титаник».

Отдельные аспекты управления товарными запасами экономическими методами отражены в работах: Бережной Е. В., Лукинского В. С., Миротина Л. Б., Степанова В. И., Радионова А. Р., Аникина Б. А., Ялуниной Е. Н. и других ученых.

Работа выполнена на  82  страницах машинописного текста и содержит 7 рисунков, 16 таблиц, библиографический список и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие и экономическая сущность товарных запасов

 

1.1 Роль и сущность товарных запасов, цели и задачи управления ими на предприятии

 

Прежде чем готовая продукция попадет конечному потребителю, она проходит производственный цикл, начиная от сырья (полуфабриката) и заканчивая готовой продукцией. Учитывая, что ситуация на рынке носит непредсказуемый характер это отражается на производственном процессе. Назвать точную цифру, сколько будет продано готовой продукции в следующем месяце, не берется ни один специалист.

Чтобы не остановился процесс продаж из-за отсутствия запасов товаров, по причине увеличения резкого спроса или перебоев в снабжении, на торговых предприятиях создаются запасы.

Создание запасов всегда сопряжено с дополнительными финансовыми расходами. Расчёт товарного обеспечения товарооборота содержит определение потребности в товарах и источников их поступления.

Товарные запасы – это часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения её из сферы производства к конечному потребителю.

Товарные запасы выполняют определённые функции:

-    обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходят их систематическое образование и расходование;

-    удовлетворяют платежеспособный спрос населения, поскольку являются формой товарного предложения;

-    характеризуют соотношение между объёмом и структурой спроса и товарного предложения.

Абсолютная величина товарных запасов непостоянна. Она всё время изменяется в зависимости от поступления и продажи товаров. Поэтому при анализе и планировании важное значение имеет соизмерение товарных запасов с товарооборотом. С этой целью товарные запасы выражаются в днях. Этот показатель – относительный, он характеризует величину товарного запаса, находящегося на предприятии торговли на определённую дату, и показывает, на сколько дней торговли хватит товарных запасов.

Товарные запасы в днях оборота исчисляются делением абсолютной величины запасов (на определённую дату) на среднедневной товарооборот соответствующего периода:

Уз =  (З *Д) / Р    (1), где

Уз - уровень товарных запасов, дни оборота;

              З - сумма товарных запасов;

              Р - объём розничного товарооборота;

Д - число дней в периоде [14, с. 132].

Управление запасами – это рационализация запасов произведенных товаров, незавершенного производства, сырья и других объектов деятельности предприятиями с целью уменьшения затрат хранения при обеспечении уровня обслуживания и бесперебойной работы предприятия [54].

В настоящее время использование концепции логистики в управлении запасами рассматривается предприятиями в качестве одного из резервов по достижению конкурентного преимущества. Это объясняется усилением конкурентной борьбы, как между товаропроизводителями, так и между посредниками, усложнением технологий производства и распределения продукции, появлением большого количества новых видов продукции и их модификаций, которые предназначены для разнообразных и зачастую весьма специфических требований потребителя. Соответственно увеличивается количество не только готовых изделий, но и материальных ресурсов, требуемых для их изготовления.

Процессы управления производством товаров и их распределением чрезвычайно усложняются по всей логистической цепи, следовательно, усложняются процедуры управления и контроля прохождения материальных потоков по звеньям логистической цепочки. Это требует повышения эффективности распределения ресурсов всех видов, в том числе пребывающих в форме товарно-материальных запасов.

Ни одно современное производство не может обойтись без функций хранения сырья и материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, инструментов и инвентаря.

Многие результирующие показатели хозяйственной деятельности предприятия в значительной степени зависят от того, как решаются проблемы, связанные с хранением товарно-материальных запасов и поддержанием определенного их уровня, оптимизация которого может быть осуществлена за счет использования логистики [5, с. 28].

Возникновение запасов обусловлено естественными природными и экономико-технологическими условиями. Необходимость образования запасов связана также с разделением труда, условиями производства и потребления товаров, которые разобщены как во времени, так и в пространстве.

Современное предприятие, чтобы выпускать определенную продукцию, вынуждено получать различные материальные ресурсы от многих других предприятий и организаций, в том числе территориально отдаленных от него.

Так как поставка сырья и материалов от поставщика к потребителю в большинстве случаев осуществляется периодически, а их потребление происходит, как правило, непрерывно и поэтому не совпадает по времени с поступлением, то для обеспечения бесперебойной работы предприятие вынуждено создавать определенные запасы нужных ему материалов, сырья полуфабрикатов, топлива и др. ресурсов.

Информация о работе Управление товарными запасами на предприятии розничной торговли