Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:52, дипломная работа
В настоящее время логистика распространена во всех сферах экономики. Она создает необходимые условия для жизнедеятельности предприятий и организаций. Результаты, достигнутые в логистике как направлении экономической деятельности, создают источники рационализации и оптимизации, которые можно использовать в любой другой сфере хозяйствования. Это свидетельствует о том, что логистика представляет собой позитивный фактор, влияющий на развитие хозяйственной деятельности, и является одним из существенных направлений развития научно-технического прогресса.
Введение….……………………………………………………………...………….3
1 Понятие и экономическая сущность товарных запасов …………..................6
1.1 Роль и сущность товарных запасов, цели и задачи управления ими на предприятии …………...………………………………………………………………….6
1.2 Классификация запасов. Системы и методы управления ими ……………17
1.3 Методика анализа управления товарными запасами на предприятии розничной торговли ………………………………………………….………………… 23
2 Анализ товарных запасов на предприятии (на примере магазина «Титаник»)…......................................................................................................................33
2.1 Технико-экономическая характеристика магазина «Титаник»…………….33
2.2 Анализ управления товарными запасами магазина «Титаник»…………………………………………………………………………….…..48
3 Рекомендации по совершенствованию управления товарными запасами магазина «Титаник»………………………………………………. ……………………57
Заключение……………………………………………………………………..…69
Библиографический список…………….………………………………………..71
Таблица 3 - Матрица угроз [57].
Вероятность использования возможностей | Влияние | |||
Разрушение | Критическое состояние | Тяжелое состояние | Лёгкие ушибы | |
высокая | ВР | ВК | ВТ | ВЛ |
средняя | СР | СК | СТ | СЛ |
низкая | НР | НК | НТ | НЛ |
Таблица 4 - Составление профиля среды [57].
Фактор среды | Важность для отрасли A | Влияние на организацию B | Направление влияния C | Степень важности D=A*B*C |
1 2 3 … |
|
|
|
|
Благодаря своей концептуальной простоте SWOT стал легко применимым для менеджеров и столь же подверженным неправильному применению. Для его проведения не требуются ни обширные базы данных, ни формальная подготовка. Любой, кто хоть немного знаком с компанией и имеет представление о рынке, может составить простой SWOT. С другой стороны, присущая анализу простота может привести к поспешным и бессмысленным выводам, полным таких неопределенных и двусмысленных понятий, как « эксплуатационная характеристика продукта», «современное оборудование», «цены». Вдобавок, пользователи иногда забывают об объективности и полагаются на устаревшую или ненадежную информацию.
Для избежания указанных ошибок и извлечения максимум пользы из SWOT-анализа, необходимо выполнять следующие несложные правила:
Правило 1. Необходимо тщательно определить сферу каждого SWOT-анализа. Компании часто проводят общий анализ, охватывающий весь их бизнес. Скорее всего, он будет слишком обобщенным и бесполезным для менеджеров, которых интересуют возможности на конкретных рынках или сегментах. Фокусирование SWOT-анализа, например, на конкретном сегменте, обеспечивает выявление наиболее важных для него сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.
Правило 2. Следует понять различия между элементами SWOT: силами, слабостями, возможностями и угрозами. Сильные и слабые стороны — это внутренние черты компании, следовательно, ей подконтрольные. Возможности и угрозы связаны с характеристиками рыночной среды и неподвластны влиянию организации.
Правило 3. Сильные и слабые стороны могут считаться таковыми лишь в том случае, если так их воспринимают покупатели. Нужно включать в анализ только наиболее относящиеся к делу преимущества и слабости. Помните, что они должны определяться в свете предложений конкурентов. Сильная сторона будет сильной только тогда, когда таковой ее видит рынок. Например, качество продукта будет силой, только если он работает лучше, чем продукты конкурентов. И наконец, таких сильных и слабых сторон может набраться очень много, так что и не поймешь, какие из них главные. Во избежание этого преимущества и слабости должны быть проранжированы в соответствии с их важностью в глазах покупателей.
Правило 4. Необходимо быть объективным и использовать разностороннюю входную информацию. Конечно, не всегда удается проводить анализ по результатам обширных маркетинговых исследований, но, с другой стороны, нельзя поручать его одному человеку, поскольку он не будет столь точен и глубок, как анализ, проведенный в виде групповой дискуссии и обмена идеями. Важно понимать, что SWOT-анализ - это не просто перечисление подозрений менеджеров. Он должен в как можно большей степени основываться на объективных фактах и данных исследований.
Правило 5. Следует избегать пространных и двусмысленных заявлений. Слишком часто SWOT-анализ ослабляется именно из-за того, что в него включают подобные утверждения, которые, скорее всего, ничего не значат для большинства покупателей. Чем точнее формулировки, тем полезнее будет анализ.
В таблице 5 приводятся категории, наиболее часто включаемые в SWOT-анализ.
Таблица 5 - Показатели, необходимые для проведения SWOT-анализа [57].
Показатели внешней среды | Показатели непосредственного окружения | Показатели внутренней среды компании |
Экономические факторы - величины ВНП, темпов инфляции, уровня безработицы, процентной ставки, производительности труда, норм налогообложения, платежного баланса, норм накопления и т.п. Политические факторы - ясное представление о намерении органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Рыночные факторы - многочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие на успехи и провалы организации. Технологические факторы - возможности, которые наука открывает для производства новой продукции. Международные факторы - угрозы и возможности могут возникнуть в результате легкости доступа к сырьевым материалам, деятельности иностранных картелей (например, ОПЕК), изменений валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков. Правовые факторы - изучение законов и других нормативных актов, действенность правовой системы. Социальные факторы - отношение людей к работе и качеству жизни, обычаи и верования, демографическая структура, разделение ценностей, рост населения, уровень образования и т.д. | Покупатели - географическое положение, демографические характеристики, социально-психологические характеристики, отношение покупателей к продукту. Поставщики - стоимость поставляемого товара, гарантия качества, временной график поставок, пунктуальность и обязательность выполнения условий поставщиком. Конкуренты - выявление слабых и сильных сторон. | Кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы. Организация управления Финансы фирмы. Маркетинг. |
Каждый SWOT уникален и может включать одну или две из этих категорий, а то и все сразу. Каждый элемент в зависимости от восприятия покупателей может оказаться как силой, так и слабостью (при анализе внутренней составляющей), а также, соответственно, как возможностью, так и угрозой (при анализе внешней составляющей).
Для каждого из рассматриваемых рынков или сегментов нужно перечислить наиболее важные (имеющие наибольшее отношение/влияющие на бизнес) элементы по всем четырем категориям: силы, слабости, возможности и угрозы. В каждой из них формулировки должны быть упорядочены по значимости: сначала идет угроза номер один и так далее. SWOT должен быть как можно более сфокусированным: например, если нужно, то для каждого нового рынка или группы покупателей строится отдельная таблица. Нет смысла перечислять все возможное и невозможное.
На практике SWOT-анализ часто составляется для каждого ведущего конкурента и для отдельных рынков. Это раскрывает относительные силы и слабости компании, ее способности по борьбе с угрозами и использованию возможностей.
2 Анализ и технико-экономическая оценка магазина «Титаник»
2.1 Технико-экономическая характеристика магазина «Титаник»
Магазин «Титаник» ИП Бородина, расположен по адресу: г. Нижний Тагил, улица Порхоменко 20. Фирма зарегистрирована Инспекцией МНС России по г. Нижнему Тагилу Свердловской области 11 октября 1999 года. Общество является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации.
Магазин специализируется на товарах, которые предназначены для большого круга потребителей и занимается обеспечением населения строительными и отделочными материалами. Магазин находится в спальном районе города – вблизи крупных торговых предприятий, банков, жилого района. Поэтому покупательский поток всегда велик, так как его обслуживаемым контингентом являются не только жители, но и гости города Нижний Тагил. Магазин расположен вблизи остановок общественного транспорта и имеет удобную парковочную площадку, прилегающую к территории магазина.
Метод продажи товаров - самообслуживание, такая форма осуществляет продажу товара в розницу. Самообслуживание занимает основное место среди современных методов продажи, оно в набольшей степени способствует решению ряда социально-экономических задач: экономит время покупателей, увеличивает скорость торгового обслуживания. Снижение затрат времени на приобретение товаров в магазинах самообслуживания объясняется тем, что у покупателя нет необходимости обращаться к помощи продавца, чтобы получить информацию о товаре. Он имеет свободный доступ к товару, может его рассмотреть, ознакомиться с интересующими сведениями, содержащимися на упаковке и ценнике товара.
С учетом товарной специализации магазин относится к комбинированной группе, которая осуществляет торговлю товарами нескольких групп, родственных по своему потребительскому назначению (сантехника – хозяйственные товары – обои – вентиляция и так далее).
Магазин расположен в отдельно стоящем здании, преимущества этого вида в том, что есть возможность создать современный, хорошо оборудованный, торговый зал, крытую разгрузочную площадку и стоянку для автотранспорта покупателей. При определении торговой территории – зоны обслуживания, необходимо учитывать потоки уличного движения, так как, чем лучше доступность магазина,– тем обширнее его торговая территория. Основной поток покупателей – это люди с разным уровнем дохода.
Общая площадь здания магазина – 680,3 кв. м, из которых основная площадь торгового зала занимает 659,5 кв. м, а остальную часть занимают служебные помещения – 20,8 кв. м.
Режим работы магазина: Будние дни - с 9.00 до 20.00, Суббота – с 9.00 до 19.00, Воскресенье с 10.00 до 17.00, без перерыва и выходных.
Миссия компании:
а) Магазин «Титаник» - это его сотрудники, объединившиеся для того, чтобы помочь людям в их стремлении сделать свою жизнь более комфортной и достойной.
б) Магазин обеспечивает клиентов товарами и материалами строительно-хозяйственного назначения по доступным ценам и высокого качества.
в) Главная цель - стать большой и успешной сетью строительных магазинов в городе, являясь эталоном ведения бизнеса.
Цели магазина «Титаник»:
Удовлетворение потребностей клиентов;
Стать большой и успешной сетью строительных магазинов в городе являясь эталоном ведения бизнеса;
Развитие и укрепление имиджа магазина;
Создание плодотворной рабочей среды и привлекательных условий труда;
Постоянное развитие и сохранение стабильности;
Готовность реагировать на любые изменения рынка с целью успешного развития [52].
Действительно, директор магазина заботится об имидже магазина, а имидж - это в первую очередь компетентный персонал.
Структура управления торговым предприятием должна удовлетворять таким требованиям: соответствовать функциональному содержанию процесса управления предприятием; обеспечить планомерное развитие управляемой системы; обладать возможностями для внедрения в практику достижений науки и передового опыта. На структуру управления оказывают влияние численность сотрудников, подчиненных одному руководителю, объем товарооборота, специализация, количество подведомственных торговых единиц (структурных подразделений) [52].
Информация о работе Управление товарными запасами на предприятии розничной торговли