Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 00:55, курсовая работа
Создавшаяся сейчас в нашей стране ситуация вносит значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого предприятия. Формирование и развитие кадрового потенциала предприятий в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации человека к внешним и внутренним условиям.
Введение…………………………………………….…………………………....3
1. Система управления персоналом, его содержание, методы управления персоналом …………………………..………………………………………....4
1.1. Понятие «система управления персоналом предприятия» ………………….………………………………………………………………….4
1.2. Методы управления персоналом ………………………….…………….7
1.2.1. Административные методы управления персоналом………………8
1.2.2. Экономические методы управления персоналом……………………8
1.2.3. Социально-психологические методы управления персоналом……9
2. Технико-экономическая характеристика предприятия, расчет потребности в персонале и планирование его численности ……………………………………………………………………………….…...10
3. Наем, отбор и профессиональная подготовка персонала организации (предприятия)……………………………………………………………….…14
4. Анализ использования персонала предприятия ООО «Сладкая жизнь»…………………………………………………………………………...21
4.1. Краткая характеристика ООО «Сладкая жизнь»……………….….21
4.2. Расчет потребности в персонале и планирование его численности на примере ООО «Сладкая жизнь»……………………………………………..23
4.3. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов ООО «Сладкая жизнь»……………………………………………………………....24
4. Предложения по эффективности использования персонала предприятия……………………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………..30
Список литературы……………..…………………….……………………....31
а) хорошее знание кандидатов и уменьшение риска ошибок;
б) усиление мотивации работников к эффективному добросовестному труду;
в) повышение стабильности трудового коллектива и укрепление авторитета руководства в глазах сотрудников;
г) не требует значительных финансовых затрат.
К
числу недостатков следует
а) отсутствие притока новых сотрудников из других компаний, с другими стилями и методами работы;
б) невозможность, как правило, сделать быструю карьеру, что может отпугивать молодых, талантливых и энергичных специалистов;
в)
возможные ухудшения
- Подбор с помощью сотрудников. Персонал организации оказывает помощь в неформальном поиске кандидатов среди своих родственников и знакомых.
- Самопроявившиеся
кандидаты. Поддержание базы
- Объявления в средствах массовой информации – на телевидении, радио, в прессе. Большой плюс данного метода заключается в широком охвате населения, но в тоже время это может привести к огромному наплыву кандидатов, большинство из которых не обладают требуемыми характеристиками.
- Выезд
в институты и другие учебные
заведения. Хороший метод для
привлечения молодых
- Государственные
агентства занятости. Дают
- Частные агентства по подбору персонала. Они обеспечивают достаточно высокое качество кандидатов, но при этом их услуги дороги.
- Интернет.
- Временный наем. Временный работник, обладающий необходимыми для данной должности навыками, может выполнять особые задания. Преимущество, которое дает использование временных работников, состоит в том, что организации не приходится выплачивать им премии, обучать их, обеспечивать компенсациями и заботиться о последующем продвижении по службе. Временного работника можно как принять, так и уволить в любое время в зависимости от требований выполняемой им работы. Недостатком временных работников является то, что они обычно не знают специфики работы организации, что мешает ее эффективной работе.
Альтернативой найму новых работников может быть сверхурочная работа, когда организации необходимо увеличить объем выпускаемой продукции. При этом отпадает необходимость в дополнительных затратах на наем и прием на работу новых работников. А сама сверхурочная работа может обеспечить имеющихся работников дополнительным доходом, хотя здесь возникают проблемы усталости, увеличения производственного травматизма. Длительные или частые сверхурочные работы приводят к росту затрат на персонал и снижению производительности труда.
Управление
персоналом организации должно владеть
всем набором приемов для
Отбор кадров – это система мероприятий, обеспечивающая формирование необходимого для данной организации (предприятия) состава кадров в целом и по отдельным подразделениям, включая как количественные, так и качественные параметры.
В проведении отбора участвуют линейные руководители и функциональные службы. Эти службы укомплектованы профессиональными психологами, используют самые современные методы отбора.
При отборе кандидатов на вакантную должность менеджеры по управлению персоналом используют специальные методы (см. табл. 1.)
Конечное решение при отборе обычно формируется на нескольких этапах, которые следует пройти претендентам. На каждом этапе отсеивается часть претендентов или же они отказываются от процедуры, принимая другие предложения.
Типичный
процесс принятия решений по отбору
обычно содержит семь ступеней и представлен
на рис.1:
Таблица 1. Методы оценки и отбора персонала
Наименование оцениваемых качеств | Анализ анкетных данных | Психологическое тестиро-вание | Оценоч-ные деловые игры | Квалификационное тестирование | Проверка отзывов | Собе-седование |
1. Интеллект | ++ | ++ | + | |||
2.Эрудиция (общая, экономическая и правовая) | + | ++ | + | |||
3. Профессиональные знания и навыки | + | + | ++ | + | + | |
4. Организаторские способности и навыки | + | ++ | + | + | + | |
5.Коммуникативные способности и навыки | + | ++ | ++ | |||
6. Личностные способности (психологический портрет) | ++ | + | + | ++ | ||
7.Здоровье и работоспособность | + | + | + | + | ||
8. Внешний вид и манеры | + | ++ | ||||
9.Мотивация (готовность и заинтересованность выполнять предлагаемую работу в данной организации) | ++ |
Условные обозначения: ++
- наиболее эффективный метод; +
- часто применяемый метод.
Рис. 1. Процедура отбора персонала
В системе отбора персонала важную роль играет деловая оценка кадров, которая представляет собой установление соответствия качественных характеристик персонала требованиям рабочего места или должности. Эта оценка помогает определить, во-первых, какие работники требуют большей подготовки и, во-вторых, результаты программ подготовки персонала.
Завершающим этапом процесса отбора является собеседование с линейным руководителем, который на основе сопоставления различных кандидатов выбирает наиболее подходящего из них. При согласии сторон происходят заключение трудового договора и назначение на должность.
Одно из основных направлений эффективности системы управления персоналом – профессиональная подготовка работников предприятия. Существует несколько видов обучения:
- без отрыва от производства в специализированных учреждениях;
- с отрывом от производства в специализированных учреждениях;
- через экстернат с аттестацией в специализированных учреждениях;
- самообразование без аттестации;
- на рабочем месте.
Процесс внутрипроизводственного обучения является непосредственной задачей линейного руководства и неотъемлемой частью стратегии развития потенциала кадров, что требуют создания эффективной системы подготовки и переподготовки персонала. Для каждой категории работников необходимо разработать собственную систему подготовки и переподготовки. Существуют различные организационные формы обучения.
Для организации процесса обучения специалиста используют модель обучения (см. рис. 2).
Определение
потребности в обучении может
проводиться на различных уровнях
(предприятия, подразделения, рабочие
места). Они зависят от результатов освоения
новой работы, перевода на новую работу,
продвижения по службе, внесения изменений
в законодательство, при реорганизации,
аттестации т.п. Заключительный этап состоит
в оценке результатов обучения, которая
включает итоги обучения, определение
степени подготовки, экономическую эффективность
обучения, сроки окупаемости затрат.
Оценка процесса обучения
Обоснование обучения
Реализация учебной программы
Рис. 2. Модель
систематического обучения
Весьма важными являются знание существующих методов, приемов обучения и умение рационально их использовать в управленческой деятельности (рабочие инструкции, курсы с использованием тренажеров, ролевые игры, фильмы или телепередачи, лекции, дискуссии, использование персонала для работы в других отраслях промышленности, дистанционное обучение).
Переподготовка персонала – это обучение новым профессиям или специальностям работников, высвобождающихся в связи с техническим прогрессом. При переподготовке используются те же формы и виды обучения, что и при подготовке кадров, однако особенностью при переподготовке является то, что продолжительность обучения варьируется с учетом требований производства и фактических профессиональных знаний учащихся. Здесь рабочий имеет уже определенную квалификацию, знаком с общими правилами производственной деятельности, обладает соответствующими навыками и опытом.
Сущность повышения квалификации состоит в расширении и углублении теоретических и практических знаний по той же профессии или специальности. Потребность в повышении квалификации – закономерный и объективный процесс, связанный с развитием производительных сил. Квалификационный уровень работника должен соответствовать или даже быть выше требований, предъявляемых производством.
Основными формами повышения квалификации являются: производственно-технические курсы, школы по изучению передовых методов труда, курсы по овладению вторыми и совмещаемыми профессиями и специальностями, курсы целевого назначения на предприятиях, институты и факультеты повышения квалификации инженерно-технических работников и др.
Курсы по обучению вторым и смежным профессиям и специальностям создаются с целью расширения производственного профиля рабочих, которые получают дополнительные знания и навыки по смежным работам или овладевают специальностью рабочих, занятых с ними в одной бригаде.
Наиболее массовая форма повышения квалификации специалистов – институты повышения квалификации, где ИТР и служащие предприятий, организаций проводят краткосрочное обучение.
Присвоение рабочим разрядов, повышение в должности специалистов осуществляется с учетом их подготовки, которая становится необходимой составной частью подготовки и повышения квалификации.
Таким
образом, при приеме на работу работник
должен пройти все или почти все этапы
отбора в расчете на то, что недостатки
по одним признакам (критериям) могут быть
восполнены преимуществами по другим.
Например, отсутствие производственного
опыта может быть компенсировано хорошей
профессиональной подготовкой и наоборот.
Полезность этого действия заключается
в том, что процедуры оценки и отбора выполняют
задачу не только найма, но и выявления
путей дальнейшего совершенствования
работника: подготовки, повышения квалификации,
развития тех или иных качеств. Кроме того,
из хорошо зарекомендовавших себя претендентов
формируется резерв, к которому предприятие
может обращаться по мере необходимости,
не затрачивая средств на процедуру отбора.
4.
Предложения по эффективности
использования персонала
предприятия
От
обеспеченности предприятия трудовыми
ресурсами и эффективности их
использования зависят объем
и своевременность выполнения всех
работ, степень использования
В
связи с экономической
Для роста производительности труда и снижения себестоимости выпускаемой продукции на предприятии необходимо разработать конкретные мероприятия по обеспечению механизации и автоматизации производства, совершенствования организации труда.