Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение учета труда и заработной платы организации (на примере ОАО «Слава»).
Для реализации поставленной задачи необходимо решение следующих задач:
-дать понятие и сущность учета и оплаты труда;
-охарактеризовать формы и системы оплаты труда;
Введение
6
1 Теоретические основы изучения учета труда и заработной платы
8
1.1 Понятие и сущность учета оплаты труда
8
1.2 Виды, формы и системы оплаты труда
11
1.3 Нормативная база начисления заработной платы
19
2 Анализ учета труда и заработной платы в ОАО «Слава»
24
2.1 Краткая характеристика организации
24
2.2 Организация аналитического и синтетического учета труда и заработной платы
28
2.3 Предложения по совершенствованию бухгалтерского учета труда и заработной платы
40
Заключение
44
Список литературы
Оплата труда в особых условиях. Законодательством предусмотрены различные стимулирующие доплаты и надбавки. Доплаты устанавливаются за отступления от нормальных условий труда. К таким доплатам относятся доплаты за работу в ночное и сверхурочное время, выходные и праздничные дни, совмещение, руководство бригадой, за выполнение работ требующих более высокой квалификации, работа во вредных и в тяжелых условиях, в тяжелых климатических условиях. Также существуют особенности при оплате: времени простоя, бракованной продукции и вынужденного прогула. Надбавки, предусмотренные законодательно: за подвижной и разъездной характер работы, за работу в условиях Крайнего Севера, за классность, за специальные звания и т.д., выплачиваются в обязательном порядке. Надбавки, такие как за выслугу лет, могут начисляться по инициативе работодателя. Порядок расчета различных доплат и надбавок различен. Размеры и условия выплат определяются организациям самостоятельно в коллективном договоре, при этом они не могут быть ниже размеров, установленных законодательством.
Договоры гражданско-правового характера (подряда) заключаются с работниками, не входящими в штат организации, но привлекаемые со стороны для выполнения конкретных работ, которые организация не может выполнить самостоятельно. Эти работники не подчиняются внутреннему распорядку организации, и выполняют работу в удобное для себя время, и их отношения регулируются ГК РФ. На основании договора подряда составляется смета, в которой указывается стоимость принимаемых к исполнению работ. После завершения работ составляется акт приемки работ. На основании этих документов бухгалтерия производит необходимые расчеты.
Система премирования-это способ материального стимулирования труда работников предприятия. Работодатель самостоятельно устанавливает различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок (ст.144 ТК РФ), отражая их в коллективном договоре [6,с.445].
1.3 Нормативная база начисления заработной платы
Учет труда, заработной платы и расчетов с работниками организации ведется согласно ст.129 ТК РФ на основе федеральных, региональных и отраслевых законодательных норм регулирования трудовых отношений работников и администрации организаций. Системы оплаты труда, общие уровни заработной платы и отдельных выплат, устанавливаются следующими нормативными документами [2,с.69]:
- в отношении работников организаций, финансируемых из бюджета, - соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами;
- в отношении работников организации со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) – законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций;
- в отношении работников других организаций - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.
При этом условия оплаты труда, предусматриваемые трудовым или коллективным договором, не могут быть ухудшены по сравнению с положениями ТК РФ и требованиями нормативных актов в области оплаты труда.
Государство, как участник трудовых отношений, в их рамках согласно статье 130 ТК РФ устанавливает и гарантирует [21]:
- величину минимального размера оплаты труда в РФ;
- величину минимального размера тарифной ставки работников организаций бюджетной сферы РФ;
- меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
- ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя (регулируется ст. 138 ТК РФ), а так же размеров налогооблажения доходов от заработной платы (регулируется главой 23 части второй НК РФ);
- ограничение оплаты труда в натуральной форме (только до 20% от фактически причитающихся к получению сумм заработной платы);
- обеспечение получения работников заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
- государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;
- ответственность работодателей за нарушение требований ТК РФ, законов, иных нормативных правовых актов, коллективных договоров, соглашений;
- сроки и очередность выплаты заработной платы.
Все остальные условия оплаты труда принимаются по согласованию сторон трудовых отношений, но с соблюдением требований законодательных актов.
Как и ранее, за основу исчисления заработной платы принимается размер минимальной заработной платы, устанавливаемый федеральным законом. Ниже этого уровня не может оплачиваться труд работников, отработавших за месяц норму рабочего времени и выполнивших нормы труда. Соответственно, если отчетный месяц отработан неполностью, то и минимально допустимый уровень заработной платы должен рассчитываться пропорционально количеству отработанного времени (выполненных норм труда).
При определении уровня минимальной заработной платы, которая может быть начислена в пользу работника, по-прежнему не должны включаться доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а так же выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.
В бюджетных учреждениях, и прочих организациях, использующих тарифную систему, размер тарифной сетки первого разряда ЕТС также не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Во всех случаях принимаемый федеральным законом размер минимальной заработной платы не должен быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека (ст. 133 ТК РФ). При этом следует обратить внимание, что ТК РФ установлен специальный порядок перехода к минимальной заработной плате в размере не ниже прожиточного минимума (см. статью 421 ТК РФ), который устанавливается специальным федеральным законом (на день написания курсовой работы такой законодательный акт принят не был).
В связи с привязкой минимальной заработной платы к прожиточному минимуму, ТК РФ невольно установил механизм проведения индексации заработной платы работающих лиц. Но, несмотря на это, статья 134 ТК РФ предусматривает так же возможность работодателя проводить индексацию заработной платы в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом организации [21].
Определенные недостатки ТК РФ могут сказаться в вопросе проведения индексации заработной платы относительно бюджетных учреждений, так как согласно статье 134 ТК РФ в таких организациях индексация заработной платы должна производиться в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами. Учитывая же, что на практике любые действия органов власти по увеличению уровня заработной платы работников бюджетных учреждений являются запоздалыми и явно недостаточными, то можно считать, что ТК РФ до конца не предусмотрел обязательную индексацию заработной платы данной категории работников.
Впервые ТК РФ предусматривает собой возможность использования натуральной оплаты труда (ранее такая форма заработной платы применялась только на основании принятых сторонами условий коллективных и трудовых договоров).
Такая форма может предусматриваться коллективным и трудовым договором, и используется только с письменного согласия работника. При этом в соответствии со статьей 131 ТК РФ доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от общей суммы заработной платы.
Достаточно подробно ТК РФ определены обязанности работодателей по реализации прав работающих граждан по месту и срокам получения заработной платы, а так же прав на полную информацию о составе заработной платы, выплачиваемых и удерживаемых суммах.
Так, статьей 136 ТК РФ установлена обязанность работодателя в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающихся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а так же об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
В выполнение своих обязанностей работодатель обязан выдавать каждому из работников расчетный листок с содержанием вышеприведенной информации. Форма такого листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников [21].
Несмотря на ожидаемые изменения периодичности выплаты заработной платы, они не изменены – по-прежнему, работники должны получать заработную плату не реже чем каждые полмесяца.
Для реализации таких требований работодатели вправе использовать авансовый и безавансовый способы. В первом случае, за первую половину месяца работнику выдается аванс, засчитываемый при начислении и выплаты заработной платы за вторую половину месяца. Во втором случае, как за первую, так и за вторую половину месяца производится расчет заработной платы согласно используемых форм и систем оплаты труда, отработанном времени и выполненных норм труда [13, с. 47].
Конкретные сроки выплаты заработной платы в соответствии со статьей 136 ТК РФ устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным или трудовым договором. При совпадении же установленного дня выплаты с выходными или нерабочим днем, выплата заработной платы должна производиться накануне этого дня.
Статьей 136 ТК РФ изменены сроки выплаты среднего заработка за отпуск работника. Если согласно статье 96 КЗоТ РФ ранее они должны были выплачивать не позднее, чем за один день до начала отпуска, то после 1 февраля 2002 года средний заработок за предстоящий отпуск должен выплачиваться не позднее чем за 3-и дня до его начала.
Увольняемым работникам заработная плата выплачивается в сроки, установленные статьей 140 ТК РФ, а именно не позднее дня их увольнения.
За нарушение установленных сроков производства расчетов Трудовым Кодексом установлена ответственность работодателей. Согласно статьям 142 и 236 ТК РФ за задержку выплаты заработной платы против установленных сроков работодатель обязан уплатить проценты в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центробанка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
2 АНАЛИЗ УЧЕТА ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В ОАО «СЛАВА»
2.1 Краткая характеристика организации
Открытое акционерное общество «Слава» является юридическим лицом по законодательству РФ и приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации.
Место нахождения Общества: 658707, Алтайский край, г. Камень-на-Оби, ул. Каменская, 148.
Целью деятельности общества является извлечение прибыли.
Общество осуществляет следующие виды работ:
-строительство гидротехнических сооружений;
-проектирование, связанное со строительством инженерных сооружений, включая гидротехнические; Проектирование движения транспортных потоков;
-монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений;
-монтаж прочего инженерного оборудования;
-Эксплуатация мелиоративных систем в сельском хозяйстве;
-Оптовая торговля топливом;
-Прочая оптовая торговля;
-Оптовая торговля металлами и металлическими рудами;
-Строительство фундаментов и бурение водяных скважин;
-Аренда строительных машин с операторами.
Общество вправе осуществлять иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации, направленные на достижение уставной цели.
Право Общества осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Высшим органом управления Общества является Общее собрание акционеров, состоящее из акционеров или их представителей, действующих на основании надлежаще составленной и удостоверенной доверенности.
Основные экономические показатели деятельности ОАО «Слава» за период с 2006-2007г. таблица 2.1
Наименование Показателя | Ед. Измерения | Период (год) | Отклонения абсолют. (%) | |||||
2007-2006 | 2008-2007 | |||||||
2006 | 2007 | 2008 | Абс. | % | Абс. | % | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. Выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг (за минусом налогов) | Тыс. руб. | 99288 | 70538 | 73757 | -28950 | 0,709 | 3219 | 1,025 |
2. Себестоимость проданных товаров, услуг. | Тыс. руб. | 93268 | 56285 | 628331 | -36983 | 0,603 | 8526 | 1,151 |
3. Прибыль от продаж | Тыс.руб | 6220 | 12253 | 8926,3 | 8033 | 2,291 | -5326,7 | 0,626 |
4. Чистая прибыль | Тыс.руб | 215 | 8060,6 | 626,5 | 7825,6 | 37,29 | -7232,1 | 0,077 |
5. Затраты на 1 руб. товарной продукции | Коп. | 101,77 | 87,79 | 92,26 | -13,98 | 0,862 | 2,27 | 1,050 |
6. Дебиторская задолженность | Тыс. руб. | 2265 | 2167 | 3203 | -2098 | 0,508 | 1236 | 1,570 |
7. Кредиторская задолженность | Тыс. руб. | 8532 | 2812 | 9726 | -3720 | 0,562 | 2912 | 2,021 |
8. Рентабельность | Коп. | 0,2 | 11,2 | 0,9 | 11,2 | 57 | -10,5 | 0,078 |