Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 12:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ транспортных расходов торговой организации, разработка путей оптимизации общих расходов и транспортных расходов, основанная на комплексном анализе его финансово-экономического состояния, на данных показателей расходов и изучение теоретических аспектов выбранной темы.
Издержки по подработке, подсортировке, упаковке и хранению товаров, по закупке льда и содержанию холодильных установок планируются по элементам затрат.
Расходы на упаковочные материалы (бумага, шпагат, пакеты и т. д.) определяются на основе плана продажи товаров, требующих упаковки, и норм расхода упаковочных материалов.
Расходы, связанные с содержанием холодильных установок, включают стоимость технического обслуживания, силовой электроэнергии и воды. Их величина определяется по примерным нормативам, исчисленным с учетом количества, видов и продолжительности работы холодильных установок, сроков хранения продуктов, стоимости электроэнергии, воды, смазочных материалов, а также размера оплаты за услуги сторонних организаций.
В расчетах предусматривается сокращение расходов на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров за счет увеличения поставки фасованных товаров, расширения механизации и автоматизации процессов упаковки и подсортировки, улучшения использования средств механизации и материалов, повышения производительности труда на этих операциях.
Проценты за кредит взимаются банком за предоставление ссуд для оплаты товаров по текущему товарообороту, накопления сезонных запасов товаров, на временные и другие нужды торговых организаций.
Величина расходов по этой статье зависит от среднего планового размера кредита и установленных Госбанком процентных ставок, дифференцированных по их видам/10/.
Более низкие процентные ставки установлены за те виды кредитов, которые соответствуют плановой потребности торговых организаций в заемных оборотных средствах (обычно 1—2% годовых). При невыполнении планов или других нарушениях финансово-хозяйственной деятельности ставки Госбанка по ссудам повышаются до 4—5%. В связи с отсутствием у торговых организаций годового кредитного плана задолженность Госбанку (сумма ссуды) определяется с учетом планируемого на год среднего запаса товаров и установленного долевого участия собственных средств организаций в их оплате. Во внимание должны также приниматься размеры запаса товаров досрочного завоза и сезонного накопления, а также запаса других кредитуемых банком товарно-материальных ценностей.
Методика планирования отдельных статей издержек по заготовкам аналогична методике, применяемой в торговле. Научно обоснованному планированию издержек и изысканию резервов их снижения служат данные отчетных калькуляций по заготовкам сельскохозяйственных продуктов и сырья. Сравнение плановых и отчетных калькуляций позволяет определить отклонения фактических затрат от плановых и таким образом определить экономию или перерасход на единицу продукции/11/.
Важнейшей задачей заготовительных организаций является изыскание резервов сокращения издержек путем всемерного увеличения объема заготовок, улучшения качества продукции и условий ее хранения, механизации погрузочно-разгрузочных работ, внедрения тары многократного пользования.
В организациях, осуществляющих завоз, хранение и оптовую реализацию картофеля, овощей и фруктов, планирование издержек обращения также основывается на нормах накладных расходов на 1 т отдельных видов продукции, объеме и структуре завозимой продукции по источникам поступления, анализе расходов за предплановый период.
При планировании определяются расходы по завозу и хранению продукции в овощехранилищах, а затем по реализации ее предприятиям торговли и общественного питания. Проблема снижения издержек в оптовой плодоовощной торговле приобретает все большее народнохозяйственное значение.
Планирование издержек обращения включает в качестве неотъемлемой составной части разработку системы мер по организации действенного контроля за ходом выполнения плана. В процессе, контроля необходимо систематически оценивать целесообразность затрат, вносить коррективы в план издержек обращения в случаях ввода в действие или передачи торговых предприятий, изменений ставок заработной платы и других объективных причин.
Приведем анализ общих расходов Лоевского райпо в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Анализ общих расходов Лоевского райпо за 2005-2007гг, млн р.
Наименование статей | 2005г. | 2006г. | 2007г. | Отношение 2006г к 2005г., % | Отношение 2007г к 2006г.,% |
Материальные затраты |
|
|
|
|
|
В том числе |
|
|
|
|
|
1.Транспортные расходы. | 330 | 312 | 408 | 94 | 130 |
2.Расходы на аренду и содержание зданий. | 175 | 186 | 259 | 106 | 139 |
3.Расходы на хранение. | 12 | 23 | 14 | 191 | 60 |
4.Нормируемые потери товаров и продуктов при перевозке. | 13 | 31 | 15 | 238 | 48 |
5.Расходы на топливо. | - | - | - | - | - |
6.Расходы на ремонт основных средств. | 143 | 151 | 196 | 105 | 129 |
7.Расходы на оплату труда. | 655 | 823 | 965 | 125 | 117 |
Анализ таблицы 2.2 оказывает, что наблюдается существенный прирост транспортных расходов (36% в 2007 к 2006г.), расходов на аренду и содержание зданий, расходов на ремонт основных средств и на оплату труда. Однако наблюдается так же значительное снижение расходов на хранение.
2.3 Экономический анализ транспортных расходов и факторов их определяющих
Экономический анализ позволяет найти отклонение фактических данных от плановых, выявить и измерить влияние наиболее важных факторов, вызвавших эти отклонения, обнаружить внутренние резервы и возможности для дальнейшего развития хозяйства, разработать мероприятия по устранению недостатков, с тем, чтобы добиться наилучших результатов при наименьших затратах труда и средств. В ходе проведения экономического анализа выявляются обоснованность и реальность плановых заданий, степень использования внутренних резервов и возможностей при составлении и выполнении этих заданий/10/.
Систематический и всесторонний экономический анализ играет важную роль в осуществлении оперативного руководства и контроля за выполнением плана поставок, плана товарооборота, использования денежных средств, состоянием расчётов и кредитных отношений, сохранность товарно-материальных ценностей, выполнения плана по труду, зарплате, прибыли и рентабельности. Он призван также способствовать проведению строжайшего режима экономии, снижению материальных, трудовых и денежных затрат, выявлению внутренних резервов и возможностей, внедрению и осуществлению принципов хозрасчёта в каждой торговой организации.
Значительный удельный вес в издержках обращения торговых предприятий занимают транспортные расходы, которые планируют и учитывают по двум статьям: «Транспортные расходы, связанные с доставкой товаров в организации торговли и общественного питания» и «Транспортные расходы на доставку товаров покупателям». На первую статью относят издержки на доставку товаров на предприятия торговли; на вторую – транспортные расходы по оптовой реализации товаров, обусловленные договором.
Если организация занимается торговлей, немалую часть ее затрат составляют транспортные расходы. Порядок их признания в налоговом и бухгалтерском учете может сильно различаться.
Действующими нормативными документами по бухгалтерскому учету и налогообложению конкретный состав транспортных расходов при осуществлении торговых операций не определен/8/.
Однако работать с этим перечнем надо осторожно. В первую очередь он предназначен для производственных организаций, закупающих материалы и сырье. К тому же состав транспортных расходов, приведенный в Методических указаниях, описан скупо, а порой вызывает недоумение. Так, к транспортно-заготовительным расходам почему-то отнесены таможенные платежи и недостача и порча при транспортировке в пределах норм естественной убыли.
Состав транспортных расходов |
Согласно пункту 2.2 Методических рекомендаций в бухгалтерском учете в состав транспортных расходов включаются следующие виды затрат:
— оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров и продуктов (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т. п.);
— оплата услуг организаций по погрузке товаров и продуктов в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие аналогичные услуги;
— стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств (щиты, люки, стойки, стеллажи и т. п.) и их утепление (солома, опилки, мешковина и т. п.);
— плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза грузов в соответствии с заключенными договорами;
— плата за обслуживание подъездных путей и складов необщего пользования, включая плату железным дорогам согласно заключенным с ними договорам.
Налоговым кодексом предусмотрен единственно возможный порядок списания транспортных расходов в уменьшение прибыли. Независимо от принятого в бухгалтерском учете способа отражения транспортных расходов в целях налогообложения расходы на доставку товаров подлежат распределению на остаток товаров на складе.
Сумма прямых транспортных расходов, относящаяся к остаткам товаров на складе, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в таком порядке:
1) складываем сумму прямых транспортных расходов, приходящуюся на остаток товаров на складе на начало месяца, и сумму прямых транспортных расходов, осуществленных в текущем месяце;
2) складываем стоимость реализованных товаров в текущем месяце и стоимость остатка товаров на складе на конец месяца;
3) рассчитываем средний процент транспортных расходов как отношение показателя, рассчитанного по пункту 1, к показателю, подсчитанному по пункту 2;
Таблица 2.3.
Налоговый учет транспортных расходов по доставке товаров в зависимости от условий заключенного договора
Условия договора | В учете поставщика | В учете покупателя |
Поставщик обязан доставить товар на склад покупателя. Транспортные расходы поставщика включены в цену товара. Обязанность покупателя оплатить транспортные расходы отдельно не оговорена. Право собственности на товар переходит после его доставки на склад покупателя | Доход от оказания транспортных услуг отдельно не отражается | Прямые расходы по доставке товара не формируются, даже если продавец отразил сумму транспортных расходов в первичных документах отдельной строкой |
Поставщик обязан доставить товар на склад покупателя, а покупатель — оплатить стоимость товара и доставки (стоимость доставки в договоре не указана). Переход права собственности на товар происходит в момент его отгрузки со склада поставщика | Отдельно отражается доход от оказания транспортных услуг, так как право собственности на товар перешло к покупателю в момент отгрузки товара со склада поставщика. Продавец обязательно выделяет сумму транспортных расходов в первичных документах отдельной строкой или в отдельном документе | Формируются прямые расходы по доставке товара. Сумма транспортных расходов текущего периода, связанных с приобретением товара, распределяется на остаток товара на складе |
По условиям договора поставщик обязуется доставить товар, а покупатель — возместить поставщику фактически транспортные расходы осуществленные сверх цены на товар. Переход права собственности происходит в момент поступления товаров на склад покупателя | Поставщик в данном случае помимо продажи товара оказывает покупателю услуги по транспортировке. Отдельно отражается доход от оказания транспортных услуг | Транспортные расходы по условиям договора оплачиваются сверх цены товара. Соответственно сумма транспортных расходов у покупателя формирует прямые расходы по доставке товара |
3. Пути оптимизации общих расходов и транспортных расходов по торговле в Лоевском райпо
Расходы, связанные с деятельностью Лоевского райпоа, нельзя рассматривать как твердо фиксированные величины или сферу, не допускающую воздействия.Расходы могут быть и должны стать объектом управления. Если удастся уменьшить их путем эффективного управления без снижения объема реализации, валовых доходов, качества торгового обслуживания, то создается возможность увеличения прибыли/13/.
Часто в подходе к управлению расходами организации самой распространенной является устаревшая точка зрения, согласно которой расходы должны быть снижены любой ценой до самого низкого, ниже минимально допустимого их уровня. И каждое предложение повысить расходы на рекламу, увеличить численность торгово-оперативного персонала, повысить квалификацию работников рассматривается как расточительство. И как результат отказа от таких предложений — сужение возможностей для расширения предприятия (фирмы, магазина), замедление темпов реализации товаров и прибыли.
В последнее время, как свидетельствует зарубежный опыт, все большее и большее распространение получила вторая точка зрения на оптимальный размер общих расходов. Можно и необходимо идти на дополнительные затраты в целях увеличения оборота, привлечения новых поставщиков и покупателей, повышения качества торгового обслуживания, создания привлекательного имиджа предприятия.
Эффективное управление общими расходами ведет к уменьшению и устранению таких расходов, которые не являются целесообразными для Лоевского райпо, так как они не содействуют росту оборота и не обеспечивают достижения других целей, т. е. сокращения затрат, не дающих соответствующей отдачи/7/.
Успех предпринимательства зависит от двух условий: объемов и качества выполнения функций и задач, решаемых торговой организацией (объем реализации, создание потребительских благ, оказание реальных торговых услуг), и рационального использования ресурсов. Таким образом, управление общими расходами означает совершенствование управления всей деятельностью организаци (фирмы).
Эффективным считается такое управление, которое обеспечивает:
надлежащий учет и отчетность;
логичную классификацию общих расходов и возможность их глубокого и полного анализа;