Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 12:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ транспортных расходов торговой организации, разработка путей оптимизации общих расходов и транспортных расходов, основанная на комплексном анализе его финансово-экономического состояния, на данных показателей расходов и изучение теоретических аспектов выбранной темы.
Сельхозугодия занимают 42329га, в том числе пашни 21774га, под зерновыми занято — 13946га, под картофелем -1297га, под овощами — 250 га, под садами и ягодниками -648 га. За 2007 год валовой сбор зерна составил 29602 тонн, в т.ч. в сельхозпредприятиях -26319 тн, урожайность зерновых и зернобобовых составило 20,6 цн с га, валовое производство картофеля — 25995 тонн, в том числе в сельхозпредприятиях — 4026тн, урожайность- 200 цн с га, в том числе в сельхозпредприятиях — 143 цн с га.
Промышленный потенциал района представлен двумя предприятиями: «Агротехсервис» и комбинат строительных материалов.
Социальную сферу района представляют: 23 клубных учреждений, 27 библиотек, в том числе в сельской местности — 25, 1 музей, детская спортивная школа, З музыкальных школы, в т.ч. на селе 2, имеется стадион.
В систему образования входят учреждения:
- педагогический колледж;
- 1 гимназия;
- 14 общеобразовательных школ.
Система здравоохранения включает: 1 центральная районная больница, 1 сельская врачебная амбулатория, 3 амбулатории врача общей практики ,12 ФАПов, 3 аптеки.
Торговое обслуживание населения района осуществляют 59 магазинов и 26 предприятий общественного питания потребительской кооперации, РУП «Белпочта», фирменный магазин «Речицахлебпрома», магазин ОАО «Гарант», фирменный магазин «Гомельского мясокомбината» частные предприниматели, имеющие 19 стационарных магазинов, 4 ларька, а также предприниматели, торгующие на рынке г.п. Лоев и мини-рынках в сельской местности.
Основным видом деятельности Лоевского райпо является торговля.
Кроме того, райпо занимается общественным питанием, заготовительной и производственной деятельностью.
В райпо имеется 59 магазинов с торговой площадью 5620 м2 из них в
сельской местности 40, с торговой площадью 2941м2. Продовольственных
магазинов - 16 с торговой площадью 1167 м2, в том числе в сельской
местности - 5 с торговой площадью - 272 м2 . Непродовольственных - 10
с торговой площадью - 1894 м2, в т.ч. в сельской местности - 2 с
торговой площадью — 110 м2 . Смешанные - 33 с торговой площадью -
2559 м2 , в том числе сельской местности 33 с торговой площадью — 2559
м2.
В райпо имеется 2 автомагазина, которые обслуживают 37 населенных пунктов, для распределения продовольственных промышленных товаров имеется 11 складов.
Своевременную доставку товаров в торговые предприятия осуществляет собственный транспорт в количестве 39 единицы.
Наличие сети общественного питания характеризуется следующими данными. Всего предприятий 26, число посадочных мест 1446, из них - ресторан 1 (137 посадочных мест); столовые - 17 (1043 посадочных мест); бары - 2 (100 посадочных мест); закусочные - 1 (30 посадочных мест); мини-кафе - 2 (72 посадочных мест); прочая сеть - 3 (64 посадочных мест), кроме того, магазины кулинарии - 3, ларьки - 1, имеется кондитерский цех и цех полуфабрикатов.
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности Лоевского райпо представлены в таблице 2.1. согласно приложениям 3-7.
Таблица 2.1.
Основные показатели финансово – хозяйственной деятельности Лоевского райпо за 2005 – 2007 гг.
/п | Наименование показателей | Ед изм. | года | ||
2005 | 2006 | 2007 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Среднесписочная численность работающих, всего в том числе (по отраслям): заготовки промышленность транспорт прочие | человек
человек человек человек человек человек человек | 395
185 13 51 | 396
195 16 50 | 396
195 16 48 |
2. | Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и иных платежей) | Млн. руб. | 15 248 | 17 841 | 23884 |
3. | Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг | Млн. руб. | 12 054 | 13 993 | 16621 |
4. | Расходы на реализацию | Млн. руб. | 2 960 | 3 590 | 4357 |
5. | Прибыль/убыток от реализации | Млн. руб. | 234 | 258 | 271 |
6. | Сальдо операционных доходов/расходов в том числе: Операционные доходы (за минусом НДС, иных аналогичных обязательных платежей) Операционные расходы |
Млн. руб.
Млн. руб.
Млн. руб. |
34
44
10 |
60
65
105 |
24
61
37 |
7. | Сальдо внереализацвонных доходов/расходов в том числе: Внереализационные доходы (за минусом НДС, иных аналогичных обязательных платежей) Внереализационные расходы |
Млн. руб.
Млн. руб.
Млн. руб.
| 103
179
76 | 15
92
77 |
-1
81
82
|
8. | Прибыль/убыток до налогообложения (с учетом операционных, внереализационных доходов/расходов) | Млн. руб.
| 371 | 333 | 294 |
9. | Налоги и сборы, производимые из прибыли | Млн. руб.
| 129 | 153 | 112 |
10. | Расходы и платежи из прибыли | Млн. руб.
| 2 |
|
|
Продолжение таблицы 2.1 | |||||
11. | Сумма льготы по налогу на прибыль | Млн. руб.
|
|
|
|
12. | Прибыль/убыток после налогообложения (к распределению) | Млн. руб.
| 240 | 180 | 182 |
13.
| Удельный вес реализованной продукции по рынкам сбыта: внутренний рынок внешний рынок | % % % | 100 98,46 1,54 | 100 98,31 1,69 | 100 98,57 1,43 |
14. | Налоги и другие платежи (без подоходного налога) | Млн.руб. | 2 566 | 29 | 2890 |
15. | Рентабельность продаж: | % |
|
|
|
15.1. | по прибыли от реализации (по отраслям деятельности) торговля общественное питание заготовки промышленность транспорт прочие | % % % % % % % | 0,70 0,64 4,94 4,34 6,20 1,00 | 1,30 0,32 1,45 2,24 1,50 0,43 | 1,17 0,11 0,73 1,66 6,9 17,07 |
15.2.
| по чистой прибыли (по отраслям деятельности) торговля общественное питание заготовки промышленность транспорт прочие | % % % % % % % | 1,18 0,15 3,41 2,51 55,56 24,50 | 0,87 0,41 1,01 1,33 9,59 18,47 | 0,73 0,14 099 1,66 6,9 17,07 |
Из таблицы 2.1 так же видно, что в течение 2005-2007 гг. основные финансово-экономические показатели возросли. Райпо имеет положительную динамику развития. Прибыль от реализации возрастает.
2.2 Анализ общих тенденций в развитии расходов по торговле
по Лоевскому райпо
Уровень издержек обращения находится в обратной зависимости от изменения цен на товары.
Для определения влияния изменения цен на уровень издержек обращения проводится перерасчет издержек обращения к обороту, выраженному в сопоставимых ценах. При этом следует иметь в виду, что по затратам, сумма которых зависит от стоимостной оценки товарооборота (нормируемые потери, расходы по оплате кредита, часть транспортных расходов, отчисления на подготовку кадров и др.), их уровень при изменении цен остается неизменным. Уровень других издержек изменяется в обратной зависимости от изменения уровня цен/9/.
Абсолютная сумма издержек обращения зависит от уровня цен на канцелярские товары, упаковочные и другие материалы, которые используются в торговле, цен и тарифов на услуги других отраслей народного хозяйства (транспорта, связи, коммунальных предприятий). Снижение или повышение издержек обращения за счет этих факторов не характеризует достижений или недостатков торговли в борьбе за экономное использование средств.
Расчет влияния структуры товарооборота на издержки обращения можно произвести и путем определения разности издержкосвязанных с качеством обслуживания населения. Полученная экономия должна направляться на дальнейшее совершенствование культуры торговли, повышение заработной платы и уровня квалификации кадров, осуществление мероприятий по улучшению условий труда и отдыха работников.
Рассмотрим кратко расчет затрат по каждой из статей издержек обращения.
Расходы по заработной плате занимают преобладающее место в издержках розничной торговли и общественного питания и составляют соответственно 40—45% и 58—60%. В план издержек обращения включается фонд заработной платы в сумме и в процентах к товарообороту, исчисленный по работникам, состоящим в штате. Заработная плата лиц, привлекаемых на временные работы (переборка или консервирование овощей, текущий ремонт помещений, протирка стекол и др.), отражается на соответствующих статьях издержек обращения/12/.
Транспортные расходы исчисляются отдельно по видам перевозок: железнодорожным, водным и воздушным, а также автомобильным транспортом. Расходы на железнодорожные и водные перевозки в плане розничных и оптовых организаций предусматриваются в том случае, если товары завозятся от иногородних поставщиков с оплатой франко-вагон станция (пристань) отправления. В этом случае оплачивается стоимость доставки грузов по тарифам, а также налоги, сборы и расходы, связанные с подачей и оборудованием вагонов, взвешиванием и хранением грузов, погрузочно-разгрузочными работами, и др. Для исчисления плановой величины расходов исчисляется объем перевозок товаров, среднее тарифное (оплачиваемое) расстояние, используются результаты анализа.
Для снижения расходов по железнодорожному и водному транспорту изучаются возможности устранения нерациональных перевозок, увеличения закупок товаров местного производства, расширения контейнерных перевозок/10/.
В отличие от указанной группы издержек расходы на автомобильные перевозки рассчитываются на весь грузооборот с учетом объема завоза товаров в розничную сеть, а также на склады и базы. Расчеты производятся отдельно по товарам, доставляемым централизованно и перевозимым самостоятельно наемным или собственным транспортом торговых организаций.
Расходы по централизованной доставке исчисляются в зависимости от суммы планового поступления по каждой группе товаров и действующих норм (тарифов) оплаты, установленных за единицу перевозимого товара или в процентах к розничной цене и отчисляемых на возмещение расходов поставщика.
Для обоснования расходов по доставке товаров транспортом, привлеченным со стороны, необходимо знать объем грузооборота в тоннах, класс, к которому относятся грузы, среднее расстояние перевозки и установленные тарифы.
Объем перевозок товаров в тоннах определяется делением плановой суммы поступления по данной товарной группе на среднюю цену одной тонны. Общий вес перевозимых товаров и тары называется физическим грузооборотом, а с учетом коэффициента повторных перевозок—транспортным грузооборотом/3/.
Для исчисления среднего расстояния перевозки составляются карты движения грузов от поставщика и складов торга к торговым предприятиям. С учетом того, что тарифы установлены в зависимости от класса грузов, предварительно целесообразно сгруппировать товары. К первому классу относятся наиболее тяжелые грузы, обеспечивающие максимальный коэффициент использования грузоподъемности. Более высокие тарифы применяются при перевозке грузов четвертого и пятого классов.
Сумма транспортных расходов определяется умножением размера тарифа за перевозку 1 т данного класса груза при установленном среднем расстоянии на общий вес перевозимых товаров (транспортный грузооборот). И Оплата погрузочно-разгрузочных работ в стоимость перевозки включается лишь в том случае, если они выполняются работниками, не состоящими в штате торговой организации.
При планировании транспортных расходов необходимо предусматривать их снижение за счет более рационального прикрепления покупателей к поставщикам, развития более экономичных способов доставки товаров, своевременной подачи и разгрузки транспортных средств, предварительной подготовки к погрузке товаров и тары.
Расходы по аренде и содержанию зданий, помещений и инвентаря определяются исходя из размера площади арендуемых помещений, ставок арендной платы, норм потребления электроэнергии, топлива, действующих цен и тарифов на топливо и услуги.
Расходы по амортизации собственных основных- средств определяются путем умножения среднегодовой стоимости основных фондов на нормы отчислений в процентах, дифференцируемые по различным видам основных средств отдельно на полное и частичное их восстановление.
Расходы на капитальный ремонт арендованных основных фондов предусматриваются в тех случаях, когда в договоре оговорено его проведение за счет арендатора. Затраты определяются на основе планов капитальных ремонтов и сметно-финансовых расчетов/8/.
Расходы на текущий ремонт предусматриваются в плане в соответствии с потребностями в ремонте отдельных помещений, оборудования и инвентаря; К ним относятся стоимость материалов и заработная плата лиц, привлекаемых для выполнения ремонтных работ. При расчете расходов пользуются нормами расхода материалов на 1 м2 площади, ценами на строительные материалы и расценками оплаты ремонтных работ.
Экономия затрат по эксплуатации основных фондов достигается за счет эффективного использования площадей и оборудования, увеличения товарооборота на каждый метр торговой площади, соблюдения плановых сроков и выполнения ремонтных работ на высококачественном уровне при бережном отношении к материальным ресурсам/3/.
- Износ санспецодежды, столового белья и малоценных предметов списывается на издержки торговли и общественного питания ежемесячно по нормам, установленным по видам предметов, в зависимости от сроков их службы. Малоценные (стоимостью ниже 100 руб. за единицу) и быстроизнашивающиеся предметы (срок службы которых менее одного года) могут списываться отнесением на издержки 50% стоимости при передаче их со складов в эксплуатацию и остальных 50 % — при выбытии за непригодностью.
Износ санспецодежды зависит от плановой численности работников, норм потребления для отдельных их категорий, стоимости и сроков износа санспецодежды. Расходы по стирке и починке белья зависят от норм и стоимости материалов, а также от ставок за услуги прачечных или ремонтных мастерских.
Издержки по износу производственного инвентаря, столовой посуды и приборов планируются в общественном питании на основе нормативов списания эксплуатационных потерь, установленных по видам оснащения в процентах к товарообороту или обороту по реализации продукции собственного производства/13/.
Расходы на топливо, пар, электроэнергию для производственных целей планируются на предприятиях общественного питания по видам топлива с учетом плана выпуска обеденной и другой продукции и норм расхода условного топлива или времени эксплуатации механического, теплового и других видов торгового оборудования и установленных тарифов.