Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:22, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основе результатов исследования и анализа дать рекомендации по оптимизации точки безубыточности и повышению запаса финансовой прочности, исследовать методы построения и расчета точки безубыточности и запаса финансовой прочности, используя отчетные данные предприятия ОАО «НК «Роснефть»-Кубаньнефтепродукт». Задачи – на основе данных анализируемого предприятия рассчитать точку безубыточности за 2008-2010 гг., и оценить запас финансовой прочности, а также определить, какие факторы оказывают влияние на анализируемые показатели.
Как только порог
рентабельности преодолен, график выручки
оказывается выше графика совокупных
затрат. В этой ситуации постоянные
затраты полностью
Наряду с графическим методом для определения точки безубыточности используют метод уравнений, который отличается большим удобством, поскольку его применение предполагает ограниченное количество задаваемых начальных параметров: общей величины постоянных затрат, цены за единицу продукции и удельных переменных затрат на единицу продукции. Основа метода уравнений – формализованное описание точки безубыточности и ее моделирование. Обратимся к формуле 3:
или запишем это выражение, используя формулу 4:
qкр. × p = qкр.
× S1пер.кр.
+ Sпост. ,
откуда следует формула 5:
где Nкр. – выручка от продаж в точке безубыточности;
Sпост. – постоянные затраты;
Sпер.кр. – переменные затраты в точке безубыточности;
S1пер.кр. – удельные переменные затраты на единицу продукции;
qкр. – объем продукции в точке безубыточности в количественном выражении;
p – цена единицы продукции.
Умножив величину критического объема продукции в количественном выражении на цену, получим выручку от продаж в точке безубыточности (Nкр.). Расчитаем ее с использованием формулы 6:
Nкр.
= qкр. × p =
Sпост. × p = Sпост. = Sпост.
. = Sпост.
. , (6)
p – S1пер. p – S1пер. P1марж. dPмарж
где P1марж. – удельная маржинальная прибыль на единицу продукции;
dPмарж. – доля маржинальной прибыли в выручке (или доля маржинальной прибыли в цене единицы продукции);
S1пер. – удельные переменные затраты на единицу продукции.
В зависимости от
имеющейся исходной информации для
определения точки
Критический объем
продаж = Общая сумма
постоянных затрат ,
(в количественном выражении) Сумма маржинальной прибыли
в расчете на единицу продукции
Критический объем продаж = Общая сумма постоянных затрат =
(в стоимостном выражении) Уровень (доля) маржинальной прибыли
Общая сумма постоянных затрат
Общая сумма переменных затрат Сумма переменных затрат на единицу продукции
Общая сумма выручки от продаж
Разницу между общим объемом проданной продукции и ее критическим объемом (в точке безубыточности) принято называть запасом финансовой прочности (ЗФП), который рассчитывается и в стоимостном, и в процентном выражении (DЗФП). ЗФП рассчитаем по формуле 9:
ЗФП = Общая
величина - Величина
выручки от продаж ,
выручки от продаж
отсюда формула 10:
ЗФП = Общая
величина - Общая сумма
постоянных затрат
.
выручки от продаж Уровень (доля) маржинальной прибыли
Вновь выведенная формула (10) подвергается факторному анализу. Запас финансовой прочности в процентах рассчитывается следующим образом, по формуле 11:
DЗФП
=
ЗФП
. × 100
Общая величина выручки от продаж
Оптимальное значение данного показателя DЗФП должно быть в пределах 60% - 70%, если меньше – возможно банкротство предприятия.
Важный момент в маржинальном анализе – изучение влияния факторов (постоянных и переменных расходов и цен) на критический объем продаж, для расчета которого воспользуемся формулой 7 для определения точки безубыточности в количественном выражении. Влияние каждого фактора на критический объем продукции в отчетном периоде по сравнению с базовым (или плановыми показателями) можно определить с помощью метода цепных подстановок[15,445].
Еще одним очень важным показателем является сила (эффект) операционного рычага, которая показывает, на сколько измениться прибыль предприятия, если выручку увеличить на 1%. Он рассчитывается по формуле 12:
ЭОР =
Мп ,
где ЭОР – эффект операционного рычага;
Мп – маржинальная прибыль;
П – прибыль.
Эффект операционного
(производственного) рычага заключается
в том, что любое изменение
выручки от реализации всегда порождает
более сильное изменение
Также необходимо отметить что, сила воздействия операционного рычага:
- зависит от относительной величины постоянных затрат;
- прямо связана с ростом объема реализации;
- тем выше, чем предприятие ближе к порогу рентабельности;
- зависит от уровня фондоемкости;
- тем сильнее, чем меньше прибыль и больше постоянные расходы.
2 Организационно-экономическая
характеристика ОАО «НК «
2.1 Общие сведения об организации
ОАО «НК «Роснефть»-
Полное фирменное
наименование: Открытое акционерное общество "НК
"Роснефть"-Кубаньнефтепродукт"
В настоящее время ОАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» - одно из крупнейших сбытовых предприятий Юга России. Основные виды деятельности – реализация и хранение нефтепродуктов. Для агропромышленного комплекса Кубани Общество – основной поставщик горюче-смазочных материалов. Розничная сеть охватывает 95% территории Краснодарского края.
В состав Общества входят 20 нефтебаз и 1 газонаполнительная станция, общей вместимостью 157,5 тыс. куб.м. и 188 автозаправочных станций, из них 57 АЗК нового формата с расширенным спектром сопутствующих услуг.
Передвижной автопарк насчитывает порядка 84 бензовозов общей грузоподъемностью более 1 725 куб.м., 6 газовозов 216 куб.м.
Общество осуществляет деятельность на рынке нефтепродуктов Краснодарского края.
Основные виды деятельности – реализация и хранение нефтепродуктов.
Доля рынка с 2009 г. по 2010г. выросла с 30% до 32%.
Основные направления развития Общества в 2010 году:
- безусловное выполнение показателей бизнес-плана;
- совершенствование имеющейся розничной сети;
- повышение доходности
розничного направления за
- дальнейшее развитие системы пластиковых карт;
- проведение оптимизации нефтебазового хозяйства;
- проведение
оптимизации транспортного
- дальнейшее повышение уровня квалификации персонала;
- реализация инвестиционной
программы по развитию
Здесь будет рис.2
2.2 Характеристика основных финансово-экономических показателей организации
Проанализируем основные экономические показатели деятельности ОАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» за период 2008-2010 гг.
Таблица 1 – Основные экономические показатели деятельности ОАО «НК«Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» за 2008-2010 гг.
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Абсолютное отклонение |
Темпы роста, % | ||
2010 г. от 2008 г. |
2010 г. от 2009 г. |
2010 г. от 2008 г. |
2010 г. от 2009 г. | ||||
Выручка от продажи продукции, тыс. руб. |
20493340 |
16267126 |
19572013 |
-921327 |
3304887 |
95,50 |
120,32 |
Себестоимость проданной продукции, тыс. руб. |
18125210 |
13473609 |
16501841 |
-1623369 |
3028232 |
91,04 |
122,48 |
Прибыль от продажи, тыс. руб. |
751966 |
821009 |
652093 |
-99873 |
-168916 |
86,72 |
79,43 |
Прибыль до налогообложения, тыс.руб. |
620260 |
658968 |
420502 |
-199758 |
-238466 |
67,79 |
63,81 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
441028 |
501530 |
315242 |
-125786 |
-186288 |
71,48 |
62,86 |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. |
1446973 |
2021865 |
2851775,5 |
1404802 |
829910,5 |
197,09 |
141,05 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. |
1528584,5 |
1392749 |
1808423,5 |
279839 |
415674,5 |
118,31 |
129,85 |
Информация о работе Точка безубыточности и оценка запаса финансовой прочности предприятия