Теории прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Прибыль является источником материального благосостояния членов трудового коллектива, социального и производственного развития. Поэтому каждый предприниматель, каждый трудовой коллектив будет стремиться к тому, чтобы всячески ее увеличить.
Каждое предприятие должно стремиться к тому, чтобы суметь построить такую систему хозяйствования, которая бы отвечала его внутренним возможностям производить высококачественную продукцию в соответствии с требованиями рынка, реализовывать ее, получая требуемую прибыль, и создавать производственные запасы, необходимые для выпуска продукции в оптимальном размере.
Таким образом, целью данной работы является определить само понятие предпринимательства, его виды, функции предпринимателя в экономической системе, а также исследовать концепции предпринимательского дохода на основе теории прибавочной стоимости и маржинальной концепции.
Основой теории прибавочной стоимости является труд А. Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов". Он утверждал: "Стоимость, которую рабочие прибавляют к стоимости материалов, распадается сама... на две части, из которых одна идет на оплату их заработной платы, а другая - на оплату прибыли их предпринимателя на весь капитал, который он авансировал в виде материалов и заработной платы". При этом важно, что прибыль не является заработной платой за особый вид труда по надзору и управлению предприятием, тем более что на крупных предприятиях такой деятельностью занимается управляющий. Прибыль определяется на совершенно иных началах: она зависит от величины стоимости употребленного капитала, который предприниматель рискнул пустить в дело.
Таким образом, новую стоимость своим трудом создают наемные работники. Эта стоимость частично достается ее создателям в виде заработной платы, а остальную часть в форме прибыли получает собственник капитала.
Возникновение же маржинальной теории, берущей за основу ценности не затраты труда, а полезность, трактуется как «маржиналистская революция». Маржинализм в качестве самостоятельного течения экономической мысли оформился во 2-й половине XIX в., что было вызвано объективными факторами. Конец XIX в. стал временем бурного экономического развития стран Западной Европы и США, что явилось следствием завершившегося промышленного переворота. Наиболее развитые державы вошли в период промышленного капитализма и свободной конкуренции. Мощное развитие рыночных отношений как внутри стран, так и между ними, обусловленное углублением процесса разделения труда, обострило внимание современников к ценообразованию, роли денег, законам поведения субъектов рынка и т.п.

Как показало время, и тот, и другой подход имеет право на существование, отражая различные аспекты современной экономики, что и показывается в данной работе.

Работа содержит 1 файл

Основная часть.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

    – Коллективное предпринимательство – инициативным делом занят какой-то коллектив, оно включает: мелкий и средний  бизнес, крупный бизнес. 

      2. По своему характеру предпринимательская  деятельность включает несколько  форм:

    – Некоммерческое предпринимательство – не связанное с продажей продукции ради обогащения. Такая филантропическая деятельность ведется разными благотворительными и культурно-просветительными организациями;

    – Коммерческая деятельность, или бизнес – дело, приносящее доход. В нее входят:

      • непроизводственный бизнес – профессиональный спорт, концертная деятельность и т.п.;
      • торговый бизнес – на предприятиях торговли;
      • бизнес в сфере услуг, например, туристический сервис, юридическая контора;
      • производственный бизнес – доходная деятельность на предприятиях в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и др.
 
 

      Предпринимательство может проявляться в любой  хозяйственной системе. Оно может  быть и на государственном предприятии. Однако здесь инициатива руководителя хозяйства подавлена рамками жестких приказов и инструкций вышестоящих органов. В условиях рынка успех приносит совершенно иной тип предпринимательства. Как для жизни каждого человека нужен кислород, так для предпринимателя-бизнесмена важна свобода его хозяйственной деятельности. Это свобода использовать принадлежащее ему, арендуемое или переданное в пользование имущество, это свобода определять, что и как производить, выбирать поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов, и решать иные производственные вопросы.

      Самым свободным является мелкий предприниматель, не зависящий ни от кого. Однако в  условиях современной экономики, где  ведущие позиции принадлежат  крупным предприятиям, это, скорее всего  иллюзия.

      Расширение  и совершенствование предпринимательской деятельности прямо связано с возрастанием значения функций, выполняемых организаторами бизнеса.  
 

     Два слова "предпринимательство" и "рынок" связаны  неразрывными узами. Самое  краткое и емкое определение рыночной экономики звучит просто: "Экономика свободного предпринимательства". Рыночная, капиталистическая  экономика всегда характеризовались как мир бизнеса, а бизнес и предпринимательство – по сути одно и то же.         

Предпринимательская  деятельность – это, прежде всего интеллектуальная деятельность энергичного и инициативного человека, который, владея какими-либо материальными ценностями, использует их для организации бизнеса. Извлекая пользу для самого себя, предприниматель действует на благо общества.

     Предпринимательство в разных экономических областях различается по форме и, особенно по содержанию операций и способам их осуществления. Характер бизнеса накладывает значительный отпечаток на вид товаров и услуг, которые предприниматель  производит или оказывает. Предприниматель может сам производить товары и услуги, приобретая только факторы производства. Он также может приобретать готовые товары и перепродавать его потребителю. Наконец, предприниматель может только соединять производителей и потребителей, продавцов и покупателей. Отдельные виды бизнеса различаются также формами собственности на используемые факторы предпринимательства.

     В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения  конкретных результатов, связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса, различают следующие виды предпринимательства:

     – производственное;

     – коммерческо-торговое;

     – финансово-кредитное;

     – посредническое;

     – страховое.  
 
 
 

1. Производственное предпринимательство

     Предпринимательство называется производственным, если сам  предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей реализации (продажи) потребителям, покупателям, торговым организациям.

     Производственное  предпринимательство включает выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров, строительных работ, перевозки грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет. В широком смысле слова производственное предпринимательство есть создание любого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего способностью быть проданным или обмененным на другие товары.

     В России производственное предпринимательство  является наиболее рисковым занятием, так как структурная перестройка  экономики не обеспечила необходимых условий для развития производственного предпринимательства. Существующий риск не реализации произведенной продукции, хронические неплатежи, многочисленные налоги, сборы и пошлины являются тормозом в развитии производственного предпринимательства. Также  развитие производственного бизнеса в России сдерживается труднодоступностью некоторых ресурсов, отсутствием внутренних побудителей и слабым уровнем квалификации начинающих бизнесменов, боязнью сложностей, наличием более доступных и легких источников дохода. 

2.  Коммерческое (торговое) предпринимательство.

     Производственный  бизнес тесно связан с бизнесом в  сфере обращения. Ведь произведённые  товары надо продавать или обменивать на другие товары. Высокими темпами  развивается коммерческо-торговое предпринимательство, как основной второй вид российского предпринимательства.

     Принцип организации торгового предпринимательства  несколько отличается от производственного, так как  предприниматель выступает непосредственно в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю (покупателю). Особенностью торгового предпринимательства является непосредственные экономические связи с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ, услуг.

     Коммерческое  предпринимательство охватывает все виды деятельности, которые непосредственным образом относятся к обмену товара на деньги, денег на товар или товар на товар. Хотя основу коммерческого предпринимательства составляют товарно-денежные операции купли-продажи, в нем оказываются задействованными практически те же факторы и ресурсы, что и в производственном предпринимательстве, но в меньших масштабах.

     Коммерческое  предпринимательство привлекает видимой  возможностью продать товар по цене намного более высокой, чем он был куплен, и положить тем самым в карман весомую прибыль. Такая возможность действительно существует, однако на практике ее реализовать значительно сложнее, чем кажется. В условиях разницы внутренних и мировых цен, а также цен в разных регионах России при медлительности умирающей государственной торговли удачливым коммерсантам, удается "купить подешевле - продать подороже", но за этой видимой легкостью скрывается не всеми видимый труд коммерсантов-предпринимателей, затраченный для достижения успеха.

     Сфера официального коммерческого предпринимательства – магазины, рынки, биржи, выставки-продажи, аукционы, торговые дома, торговые базы и другие учреждения торговли. В связи с приватизацией государственных торговых предприятий значительно возросла материальная база личного и коммерческого предпринимательства. Возникли обширные возможности начать свое коммерческое дело, выкупив или построив магазин, организовав свою торговую точку.

     Для успешного занятия торговым предпринимательством необходимо досконально знать неудовлетворенный  спрос потребителей, быстро реагировать, предлагая соответствующие товары или их аналоги. Торговое предпринимательство более мобильно, изменчиво, так как непосредственно связано с конкретными потребителями. Считается, что для развития торгового предпринимательства должны быть как минимум два основных условия:

     – относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому необходимо хорошее знание рынка);

     – более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль.

     Торговое  предпринимательство связано с  относительно высоким уровнем риска, особенно при организации торговли промышленными товарами длительного  пользования. 
 

3.      Финансово-кредитное предпринимательство.

     Финансовое  предпринимательство – это особая форма коммерческого предпринимательства, в котором  в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит.

     Суть  финансовой предпринимательской операции состоит в том, что предприниматель  приобретает основной фактор предпринимательства  в виде различных денежных средств (денег, иностранной валюты, ценных бумаг) за определенную денежную сумму  у обладателя денежных средств. Приобретенные денежные средства продаются затем покупателям за плату, превышающую денежную сумму, затраченную первоначально на покупку этих денежных средств, в результате чего образуется предпринимательская прибыль.

     В случае кредитного предпринимательства предприниматель привлекает денежные вклады, выплачивая обладателям вкладов вознаграждение в виде депозитного процента вместе с последующим возвратом вклада. Привлеченные деньги выдаются затем в долг покупателям кредитов под кредитный процент вместе с последующим возвратом вклада. Привлеченные деньги выдаются затем в долг покупателям кредитов под очередной процент, превышающий депозитный. Разница между депозитным и кредитным процентом служит источником прибыли предпринимателей-кредиторов.

     Финансово-кредитное предпринимательство относится к числу самых сложных. Оно имеет глубокие исторические корни в ростовщичестве, известном со времен Древней Греции. 

4.  Посредническое предпринимательство

     Посредничеством  называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях.

     Посредник – это лицо (юридическое или  физическое), представляющее интересы производителя или потребителя, но сам таковым не являющийся. Посредники могут вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или выступать на рынке от имени (по поручению) производителей или потребителей. В качестве посреднических предпринимательских организаций на рынке выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, биржи, в какой-то мере коммерческие банки и другие кредитные организации. Посредническая предпринимательская деятельность является в значительной мере рисковой, поэтому предприниматель-посредник устанавливает в договоре уровень цен, учитывая степень риска при осуществлении посреднических операций. Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника – соединить две  заинтересованные во взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход, прибыль. 
 
 
 
 

5.  Страховое предпринимательство.

     Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель в соответствии с законодательством и договором гарантирует страхователю возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов потерь за определенную плату при заключении договора страхования. Страхование заключается в том, что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения  таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

     Страховое предпринимательство является одной  из наиболее рисковых видов деятельности. В то же время организация страховой  предпринимательской деятельности дает определенную гарантию страхователям (организациям, предприятиям, физическим лицам) получить определенную компенсацию при наступлении риска в их деятельности, что являются одним из условий развития в стране цивилизованного предпринимательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Теории прибыли