Теории прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Прибыль является источником материального благосостояния членов трудового коллектива, социального и производственного развития. Поэтому каждый предприниматель, каждый трудовой коллектив будет стремиться к тому, чтобы всячески ее увеличить.
Каждое предприятие должно стремиться к тому, чтобы суметь построить такую систему хозяйствования, которая бы отвечала его внутренним возможностям производить высококачественную продукцию в соответствии с требованиями рынка, реализовывать ее, получая требуемую прибыль, и создавать производственные запасы, необходимые для выпуска продукции в оптимальном размере.
Таким образом, целью данной работы является определить само понятие предпринимательства, его виды, функции предпринимателя в экономической системе, а также исследовать концепции предпринимательского дохода на основе теории прибавочной стоимости и маржинальной концепции.
Основой теории прибавочной стоимости является труд А. Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов". Он утверждал: "Стоимость, которую рабочие прибавляют к стоимости материалов, распадается сама... на две части, из которых одна идет на оплату их заработной платы, а другая - на оплату прибыли их предпринимателя на весь капитал, который он авансировал в виде материалов и заработной платы". При этом важно, что прибыль не является заработной платой за особый вид труда по надзору и управлению предприятием, тем более что на крупных предприятиях такой деятельностью занимается управляющий. Прибыль определяется на совершенно иных началах: она зависит от величины стоимости употребленного капитала, который предприниматель рискнул пустить в дело.
Таким образом, новую стоимость своим трудом создают наемные работники. Эта стоимость частично достается ее создателям в виде заработной платы, а остальную часть в форме прибыли получает собственник капитала.
Возникновение же маржинальной теории, берущей за основу ценности не затраты труда, а полезность, трактуется как «маржиналистская революция». Маржинализм в качестве самостоятельного течения экономической мысли оформился во 2-й половине XIX в., что было вызвано объективными факторами. Конец XIX в. стал временем бурного экономического развития стран Западной Европы и США, что явилось следствием завершившегося промышленного переворота. Наиболее развитые державы вошли в период промышленного капитализма и свободной конкуренции. Мощное развитие рыночных отношений как внутри стран, так и между ними, обусловленное углублением процесса разделения труда, обострило внимание современников к ценообразованию, роли денег, законам поведения субъектов рынка и т.п.

Как показало время, и тот, и другой подход имеет право на существование, отражая различные аспекты современной экономики, что и показывается в данной работе.

Работа содержит 1 файл

Основная часть.doc

— 160.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Прибыль является источником материального  благосостояния членов трудового коллектива, социального и производственного  развития. Поэтому каждый предприниматель, каждый трудовой коллектив будет  стремиться к тому, чтобы всячески ее увеличить.

     Каждое  предприятие должно стремиться к  тому, чтобы суметь построить такую  систему хозяйствования, которая  бы отвечала его внутренним возможностям производить высококачественную продукцию  в соответствии с требованиями рынка, реализовывать ее, получая требуемую прибыль, и создавать производственные запасы, необходимые для выпуска продукции в оптимальном размере.

      Таким образом, целью данной работы является определить само понятие предпринимательства, его виды, функции предпринимателя в экономической системе, а также исследовать концепции предпринимательского дохода на основе теории прибавочной стоимости и маржинальной концепции.

      Основой теории прибавочной стоимости является труд А. Смита  "Исследование о природе и причинах богатства народов". Он утверждал: "Стоимость, которую рабочие прибавляют к стоимости материалов, распадается сама... на две части, из которых одна идет на оплату их заработной платы, а другая - на оплату прибыли их предпринимателя на весь капитал, который он авансировал в виде материалов и заработной платы". При этом важно, что прибыль не является заработной платой за особый вид труда по надзору и управлению предприятием, тем более что на крупных предприятиях такой деятельностью занимается управляющий. Прибыль определяется на совершенно иных началах: она зависит от величины стоимости употребленного капитала, который предприниматель рискнул пустить в дело.

      Таким образом, новую стоимость своим трудом создают наемные работники. Эта стоимость частично достается ее создателям в виде заработной платы, а остальную часть в форме прибыли получает собственник капитала.

      Возникновение же маржинальной теории, берущей за основу ценности не затраты труда, а полезность, трактуется как «маржиналистская революция». Маржинализм в качестве самостоятельного течения экономической мысли оформился во 2-й половине XIX в., что было вызвано объективными факторами. Конец XIX в. стал временем бурного экономического развития стран Западной Европы и США, что явилось следствием завершившегося промышленного переворота. Наиболее развитые державы вошли в период промышленного капитализма и свободной конкуренции. Мощное развитие рыночных отношений как внутри стран, так и между ними, обусловленное углублением процесса разделения труда, обострило внимание современников к ценообразованию, роли денег, законам поведения субъектов рынка и т.п.

 

      Как показало время, и тот, и другой подход имеет право на существование, отражая  различные аспекты современной  экономики, что и показывается в  данной работе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Предпринимательство как экономический феномен 

1.1 Понятие предпринимательство  и его виды

       

     В настоящее время существует довольно значительное количество научных работ, специальной литературы, посвященной проблемам предпринимательства. Его изучением занимается экономика и правоведение, социология и психология, история и философия, этика и культурология, а также ряд других научных дисциплин.

     В связи с развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений, в нашей стране значительно вырос интерес к изучению предпринимательства. Палитра определений понятия "предпринимательства" довольна широка: от обиходного обозначения, где предпринимателем может считаться любой, работающий в негосударственном секторе экономики, до "возвышенного", где предпринимательство определяется как "такой вид деятельности, в котором удачно сочетаются наука, искусство, поэзия, взлет творческой мысли, степень умеренного риска, спорт и образ жизни делового человека"[5].

     "Предприниматель  – пионер формирования гражданского  общества, важный фактор социального  прогресса". Это "революционер в экономике, ломающий сложившиеся традиции". "Предпринимательство – это системная целостность, элемент рыночной экономики"[14].

     "Предпринимательство – особый род хозяйственно-организационной деятельности", "мощный фактор преобразования сознания людей, раскрепощения личности творчеством"[13].

     "Предпринимательство  – это порождение многовековой, обдуманной, целенаправленной практики приспособления человека и человечества к окружающему миру", "социальный институт", "рычаг цивилизованного регулирования изначально данных от природы человеку потребностей в осмыслении и удовлетворении своих интересов и потребностей"[16].

     Многообразие  определений предпринимательства обусловлено особенностями этого феномена, состоящего в высокой динамике изменчивости его содержания и форм. Наше представление о нем изменяется в соответствии с развитием самого этого явления.

     Все эти определения, так или иначе, демонстрируют отличительные особенности самого явления предпринимательства, предпринимательского поведения, являются характеристиками социального портрета предпринимателя и мотиваций его деятельности.

     Предпринимательство – явление, развивающееся и в нем также происходит разделение труда и образование соответствующих специфических "групп предпринимательства", которые "столь не схожи между собой, что вскоре им станет тесно в рамках одного объясняющего понятия, а значит, понадобятся более тонкие аналитические инструменты".

     Одну  из первых концепций предпринимательства  разработал английский экономист –  Ричард Кантильон. В его понимании предприниматель – это, прежде всего "человек, действующий в условиях риска", так как все категории работников, относимые им к предпринимателям: торговцы, фермеры, ремесленники, так или иначе, действуют в условиях риска – они покупают по известной цене, а продают по неизвестной заранее.

     Здесь отмечается, что понятие "посредник" (антрепренер) можно рассматривать  как предшествующее появлению термина предприниматель, а далее развитие данного термина происходит в соответствии с разделением собственно предпринимательских функций:

       – вложение денег с целью  получения прибыли (появляются "венчурные капиталисты" – собственники капитала);

     – заставлять капитала работать на удовлетворение общественных потребностей (так появляются дельцы - работодатели).

     Причиной  такого разделения послужила так называемая индустриальная революция, произошедшая в XIII веке и сумевшая выявить и размежевать эти две основные функции.

     Конец XIX – начало XX веков могут характеризоваться тем, что понятие предпринимателя, в сущности, было еще тождественно понятию менеджера. Предпринимателем считался тот, кто организует и управляет предприятием в целях личной выгоды, и одновременно несет ответственность за любые потери. И только к середине ХХ века происходит разграничение этих понятий. "Предприниматель работает в неструктурированном окружении", для которого характерны быстрые изменения, а "менеджер действует в рамках налаженной управленческой иерархии"[13].

     Наиболее  полно разграничение двух понятий "предприниматель" и "менеджер" было сделано Марченко В.В., который отметил, что сегодня на Западе это две разные профессии, принципиально отличимые:

     – в типе стратегической ориентации и в подходе к осуществлению замысла;

     – в форме приобретения или привлечения ресурсов и методах их задействования.

     Если  предприниматель ориентируется  на поиск новых возможностей для развития предприятия, то менеджер – на выполнение плана и эффективность использования имеющихся ресурсов. Успех предпринимательской деятельности определяется его умением быстро ориентироваться и действовать, а деятельность менеджера – приверженностью к сложившемуся порядку. Предприниматель стремится к гибкому использованию средств, ищет возможности их временного привлечения, менеджер же заинтересован в накоплении и раздувании фондов. Предприниматель, так или иначе, привлекает время от времени ресурсы со стороны, менеджер набирает работу под имеющиеся ресурсы. И, наконец, организационная структура менеджерского предприятия характеризуется, как иерархия с четким соблюдением субординации, напротив, в предпринимательской организации сильнее развиты горизонтальные связи, в том числе преимущественно неформальные.

     Предпринимательство можно считать зародившимся на западе, "предприниматель" – это "дитя" капитализма и "носитель капиталистического образа жизни". Для развития предпринимательства там имелись и свои идеологические корни. Так, например, "протестантизм" может в определенной мере рассматриваться "как идеология предпринимательства". Лютеранство – "как идеология профессионального совершенства". Кальвинизм – "как мировоззрение предпринимателей финансистов"[4]. Предприниматели, несомненно, это и творцы гражданского общества.

     Специфика российского общества, его социокультурные особенности позволяют говорить об отличии в отечественных и зарубежных трактовках  понятия предпринимательство.

     В западной литературе предпринимательство  часто связывается с капиталистическим способом производства и со стремлением к получению максимальной прибыли, оно в целом носит экономический характер. Предпринимательство может трактоваться как "все то новое, что не запрещено законом и приносит прибыль"[8] – в таком понимании оно может считаться синонимом понятию "бизнес" – "делание денег из денег посредством полезной производительной деятельности".

     Н. Смелзер определяет предпринимателя  как "лицо, которое наращивает капитал  и рискует вложить его в  дело, обещающее вернуть вложенную сумму плюс прибыль; центральная фигура в процессе развития капитализма и модернизации".

     Специфика российского государства может  быть определена тем фактором, что  к началу революции капиталистические  отношения нельзя было назвать развитыми в сравнении с западом. В настоящее же время они только начали развиваться после длительного периода отрицания их позитивного влияния на общественное развитие. Россию семьдесят лет отучали от предпринимательства. В связи с этим понятие предпринимательства уже может иметь существенное отличие от зарубежного его понимания.

     До  недавнего прошлого понятие предприниматель  использовалось в контексте уголовного кодекса, в котором действовала статья соответствующего характера. И это, несомненно, повлияло на развитие предпринимательства в России, особенно на начальном этапе. Более того, исследователи отмечали негативное отношение к самому предпринимательству и предпринимателям, так как население в основной его части считало их, людьми из уголовной среды.

     В настоящее время понятие предпринимательство, легализовано и используется в законодательных актах. Например, в законе "О предприятиях и предпринимательской деятельности", где последняя имеет собственное трактование – "предпринимательская деятельность представляет собой инициативную, самостоятельную деятельность граждан, их объединений, направленную на получение прибыли", и здесь же указывается, что она "осуществляется на свой риск и под имущественную ответственность" самих предпринимателей, "в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия" (Ст. №1). В Гражданском кодексе, Ст. №2 которого уточняет целевую направленность этой деятельности – "систематическое получение прибыли в установленном законом порядке".

     Это, так называемое, правовое определение  сущности предпринимательства, хотя фактически рожденное социальной практикой и получившее впоследствии свое законодательное оформление и закрепление.

     Но  юридические формулировки не раскрывают сущности предпринимательства, его  многосторонней и многообразной  связи с социальной жизнью.  
 

        Предпринимательство можно классифицировать по двум основаниям: по его масштабам и характеру деятельности. 

      1. По масштабам инициативная деятельность  подразделяется на следующие  виды:

    – Индивидуальное предпринимательство – любая  созидательная деятельность одного человека и его семьи (семейный бизнес);

Информация о работе Теории прибыли