Тенденции и перспективы развития управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Успех работы предприятия (организации, фирмы) обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому, современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства - персоналом предприятия.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 262.50 Кб (Скачать)

В российском трудовом законодательстве предусмотрены  следующие виды профессионального  обучения работников: подготовка новых  работников; переподготовка (переобучение); обучение вторым (смежным) профессиям; повышение квалификации.

Существует  две основные формы обучения: на рабочем месте и с отрывом  от производства — в учебных заведениях (различного рода центры, школы рабочего мастерства, курсы и проч.). Для  начинающих рабочих возможна такая комбинированная форма, как ученичество, сочетающее в себе подготовку на рабочем месте и вне его.

Подготовка  новых работников — это первоначальное профессиональное и экономическое  обучение лиц, принятых на предприятие  и ранее не имевших профессии. По существующему в РФ общему правилу такое обучение не превышает 6 месяцев. Ученики пользуются всеми правами работников, и на них в полном объеме распространяются законодательство о труде, коллективный договор и иные нормативные акты.

Основными формами обучения новых работников на производстве согласно российскому законодательству являются индивидуальная, групповая и курсовая подготовка. При индивидуальном обучении ученика либо прикрепляют к квалифицированному работнику, либо включают в бригаду, где с ним занимается бригадир или другой член бригады — рабочий высокой квалификации. Необходимый теоретический курс ученик изучает самостоятельно, консультируясь с соответствующими специалистами.

2.2. Формы дополнительной  подготовки персонала.

Переподготовка (переобучение) организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, выражающими желание сменить профессию с учетом потребности производства. По расчетам затраты на переподготовку инженера в три раза ниже, чем на поиск и прием на работу нового, вероятность ухода которого, кроме того, выше.

Обучение  работников вторым (смежным) профессиям с начальным либо более высоким  уровнем квалификации осуществляется с целью расширения профессионального мастерства, подготовки к работе в условиях применения коллективных форм организации труда при необходимости совмещения профессий.

Повышение квалификации — это обучение после  получения работниками основного  образования, направленное на последовательное поддержание и совершенствование их профессиональных и экономических знаний (углубление, повышение, приведение в соответствие с требованиями более высокой должности), навыков. Для этого организуются производственно-экономические курсы, школы хозяйствования, курсы целевого назначения, школы передовых приемов и методов труда и проч.

Потребность организации в повышении квалификации ее сотрудников обусловлена: изменениями  во внешней и внутренней среде; усложнением  процесса управления; освоением новых видов и сфер деятельности (для производственных фирм, например, речь идет о продуктах, рынках сбыта).

Как свидетельствуют  опросы, проводившиеся учеными РЭА  им. Г.В. Плеханова, 66—69% опрошенных повышают квалификацию в связи с потребностью в новых знаниях, 39% — из-за возможного возникновения таковой; 34% — из-за внутренней потребности, 18% — чтобы получить более оплачиваемую работу, 10% — более интересную, 12% — под давлением администрации, 7% — вследствие желания сменить профессию, 12% — перейти на более высокую должность.

Повышение квалификации кадров должно быть комплексным по охвату, дифференцированным по отдельным категориям работников, непрерывным, ориентированным на перспективные профессии. Выделяют следующие формы повышения квалификации:

1, Внутренняя (в рамках организации) и внешняя  (в учебных заведениях, специальных центрах). Внутренняя может осуществляться на рабочем месте и вне его. Она лучше учитывает потребности организации, стимулирует персонал, формирует его дух, требует небольших расходов, легче контролируется, но при малом числе сотрудников требует больших затрат.

2. Организованная  и неорганизованная (самообразование). В последнем случае может создаваться  так называемая группа саморазвития, когда люди объединяются для  совместного анализа проблем,  рассмотрения возможных способов  самосовершенствования, личного развития, взаимной поддержки.

3. Профессиональная  или проблемно ориентированная  (по потребности); направленная на  отработку необходимого организации

поведения.

4. Основанная  на стандартных или специальных  (общих и конкретных) программах.

5. Предназначенная  для целевых групп (руководителей  и специалистов) или для всего  персонала.

Конкретные  направления повышения квалификации следующие:

— обеспечение  эффективного выполнения новых задач;

— повышение  гибкости управления и способности  к инновациям;

— подготовка к продвижению в должности  или горизонтальному перемещению;

— освоение новых профессий, в том числе  в условиях бригадной

формы организации  труда;

— получение  более высокого разряда или адаптация  к новой

5. Практика внедрения  деловых игр в практическую деятельность предприятия.

5.1. Деловые игры. Исходная база и историческое развитие.

  Большой фонд существующих деловых игр может  и должен использоваться не только для общего ознакомления с имеющимися играми, но и для оказания помощи в творческой работе при оценке новизны разрабатываемой тематики, при поисках прототипов и аналогов, новых участков возможного применения деловых игр.

  Расширение  применения деловых игр осуществляется путем:

  1) прямого переноса опыта на "свое" предприятие;

  2) некоторого совершенствования существующих игровых разработок;

  3) адаптации существующих игр для  других организаций в новых  условиях;

  4) конструирования новых игр.

Для прямого  переноса особенно пригодны деловые  игры межотраслевого характера, когда  тематика, объект, прорабатываемые ситуации актуальны и характерны для разных организаций; пригодны также базовые игры родственных организаций, разработанные с тождественной целью с объектом, относящимся к той же отрасли промышленности, и составленные для одинакового уровня руководителей. Деловые игры. 
Исходная база и историческое развитие. 
 
В литературе о развитии деловых игр их прообразом называются военные игры, которые якобы возникли еще в 3000 году до нашей эры (weihai, китайская военная игра). Предполагают, что из них развились такие стратегические игры как го или шахматы. Но только к концу 18 века осознали значение военной игры, как средства обучения. Тогда начали планировать и разыгрывать ведение военных действий. 
 
В 1799 Винтурини впервые заменил игральную доску топографической картой. Усовершенствование военной деловой игры осуществил фон Рейсвитц, который создал игру в ящике с песком и применял макет местности. В 20 веке техника деловой игры применялась почти всеми ведущими странами для испытания новых способов управления, а также для подготовки военных операций. 
 
Окончательный поворот к экономическим деловым играм произошел в США, где деловые игры по управлению запасами и снабжением хоть и служили военным целям, но проблемы снабжения материалами уже рассматривались с экономической точки зрения. Первый шаг к исключительно экономическим деловым играм сделала American Management Association. Эта ассоциация разработала первую симуляционную игру, которая относительно принятия решений и построения модели уже содержала основные характерные признаки производственной деловой игры (management game). Университеты, тренинговые компании, предприятия подхватили этот метод обучения. 
 
В ходе производственной деловой игры менеджеры, студенты вузов знакомятся с процессом принятия решений и таким образом готовятся к управленческой деятельности. При этом исходят из предположения, что решение является ядром управления, а процесс принятия решений в большой мере является процессом планирования, который успешно можно имитировать в игре. 
 
С того времени отношение к деловой игре изменилось, и сегодня она применяется не только при подготовке менеджеров, но и в общеобразовательных школах. 
 
Основой любой деловой игры является процесс симуляции (имитации). Деловая игра состоит из двух основных компонентов:

1.Модель игры

2.Процесс проведения  игры

(1) Модель определяет  рамки игры и,  таким образом,  создает базу для  игры. 
Сама форма игры предоставляет игрокам возможность принятия решений в рамках соответствующей модели. В. Гримм определяет деловую игру как способ обучения, „который дает возможность участнику принимать решения для модели, относящейся к действительности и делящейся на периоды, и проверять качество принятых решений на основе достигнутых за определенный период результатов. Другими словами, он за очень короткий срок собирает опыт на основе долгосрочных и особенно рискованных дел, на которые ставится акцент в игре“ 
 
Модель не в состоянии полностью отражать действительность, что обусловлено сутью любой модели. Несмотря на это, участник игры в рамках модели сталкивается с будущим временем, „которое он ощущает как смесь уверенности или более или менее предсказуемой вероятности. А там, где вероятность оказывается непредсказуемой, он вынужден справляться - как в действительности - с действиями случайных событий“. Участники деловой игры играют роли, с которыми они идентифицируются, и признают правила модели, как правила действительности. Отраженная в модели упрощенная экономическая действительность является „выбором из общей совокупности данных факторов, которые считаются релевантными“. От качества отбора данных зависит близость модели к действительности.  
 
(2) Игра дает участникам возможность принимать решения в рамках модели.  
Таким образом, первоначально статическая модель становится динамичной. Модель так же меняет свою первоначальную форму, как решения предпринимателей и покупателей постоянно меняют ситуацию на предприятии или на рынке. Исходной ситуацией и ориентиром для принятия решений игроков являются те данные, которые зафиксированы в описании экономической ситуации или же меняются и дополняются по ходу игры. Другая важная основа, которая характерна для деловой игры и отличает ее от изучения конкретного случая, это ее деление на временные отрезки или периоды. В действительности время неудержимо шагает вперед, и с прохождением времени меняется действительность. Этот динамичный процесс имитируется в деловой игре, однако, обычно время в игре проходит намного быстрее, чем в действительности. Игроки должны подчиняться быстрому протеканию времени, и таким образом игра становится более серьезной и увлекательной. 
 
Структура протекания деловых игр. 
 
Из сказанного становится ясным, что деловые игры можно охарактеризовать как имитацию процессов принятия решений в рамках разделенного на периоды времени. Так как игроки не всегда могут полностью оценить последствия своих действий, возникает необходимость в конце каждого игрового периода определять и фиксировать результаты действий игроков. На основе зафиксированных данных в фазе рефлексии проводится критический анализ принятых в ходе игры решений и примененных стратегий. Таким образом, могут возникнуть новые перспективы и альтернативы для действий, которые можно испытать в последующей фазе игры. В игре различаются область действий игроков и область реакции модели. Игровая модель ограничивается правилами игры, которые сужают диапазон действий игроков, и реагирует на действия игроков. Таким образом, ход игры соответствует кругообороту.

 
 
Обобщая можно отметить, что модели деловых игр, имитирующих процессы принятия решений, состоят из следующих компонентов:

1.Правила игры  ограничивают модель в целом,  они определяют диапазон действий  игроков. Это происходит путем  определения формы и объема  потока информации между действиями и реакцией.

2.Сюда относятся  действующие лица, которые играют  определенную роль и приводят  в движение кругооборот.

3.Реакция имитационной  модели может произойти за  счет простых правил, определения  реакции, решения судьи или  руководителя игры или же вычисления с помощью компьютера.

Если исходить из предположения, что деловые игры делятся на несколько периодов, и  необходимы подготовка к игре и подведение итогов игры, то мы получаем следующую  основную структуру протекания игры:

1.В фазе подготовки  игры участники знакомятся с  исходной ситуации игры, обсуждаются  содержательные аспекты, основная  проблема игры, а также интересы  игроков. Участники должны также  знакомиться с формальными рамками  деловой игры, с ее построением,  предписаниями модели, а также с целями подведения итогов игры. В этой фазе проводится и распределение ролей.

2.Так как первая  игровая фаза в комплексных  деловых играх, как правило,  служит прежде всего или даже  исключительно ознакомлением с  игрой, то обычно после проведения первой игровой фазы проводится углубляющее введение в деловую игру или же выяснение открытых вопросов, возникших при работе с моделью и имеющие значение для дальнейшей стратегии проведения игры.

3.Фаза рефлексии  (подведения итогов) в зависимости  от хода игры может иметь различные акценты. Как правило, основной упор делается на обсуждение хода и результатов игры. в этой фазе заодно можно анализировать причины и следствия поведения игроков и игровых групп в процессе принятия решений, а также разрабатывать стратегии поведения в последующей фазе игры. В фазе подведения итогов следует раскрыть предположения, включенные в модель, а также провести сравнение модели с действительностью. 
Кроме того, обычно целесообразно и желательно проводить критическую оценку и иногда и модификацию модели.

4.Далее на фоне  представленной выше концепции  протекания игры дается описание  методических вариантов деловых  игр и проводится конкретизация  возможностей их применения на  основе примера.

Методические  варианты деловой  игры  
 
Гюнтер Эберт, который провел анализ имеющихся на рынке деловых игр, а также сам разработал ряд деловых игр, классифицирует деловые игры по следующим критериям:

Информация о работе Тенденции и перспективы развития управления персоналом