Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:13, курсовая работа
Успех работы предприятия (организации, фирмы) обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому, современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства - персоналом предприятия.
В российском трудовом законодательстве предусмотрены следующие виды профессионального обучения работников: подготовка новых работников; переподготовка (переобучение); обучение вторым (смежным) профессиям; повышение квалификации.
Существует две основные формы обучения: на рабочем месте и с отрывом от производства — в учебных заведениях (различного рода центры, школы рабочего мастерства, курсы и проч.). Для начинающих рабочих возможна такая комбинированная форма, как ученичество, сочетающее в себе подготовку на рабочем месте и вне его.
Подготовка новых работников — это первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии. По существующему в РФ общему правилу такое обучение не превышает 6 месяцев. Ученики пользуются всеми правами работников, и на них в полном объеме распространяются законодательство о труде, коллективный договор и иные нормативные акты.
Основными формами обучения новых работников на производстве согласно российскому законодательству являются индивидуальная, групповая и курсовая подготовка. При индивидуальном обучении ученика либо прикрепляют к квалифицированному работнику, либо включают в бригаду, где с ним занимается бригадир или другой член бригады — рабочий высокой квалификации. Необходимый теоретический курс ученик изучает самостоятельно, консультируясь с соответствующими специалистами.
Переподготовка (переобучение) организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, выражающими желание сменить профессию с учетом потребности производства. По расчетам затраты на переподготовку инженера в три раза ниже, чем на поиск и прием на работу нового, вероятность ухода которого, кроме того, выше.
Обучение работников вторым (смежным) профессиям с начальным либо более высоким уровнем квалификации осуществляется с целью расширения профессионального мастерства, подготовки к работе в условиях применения коллективных форм организации труда при необходимости совмещения профессий.
Повышение
квалификации — это обучение после
получения работниками
Потребность
организации в повышении
Как свидетельствуют опросы, проводившиеся учеными РЭА им. Г.В. Плеханова, 66—69% опрошенных повышают квалификацию в связи с потребностью в новых знаниях, 39% — из-за возможного возникновения таковой; 34% — из-за внутренней потребности, 18% — чтобы получить более оплачиваемую работу, 10% — более интересную, 12% — под давлением администрации, 7% — вследствие желания сменить профессию, 12% — перейти на более высокую должность.
Повышение квалификации кадров должно быть комплексным по охвату, дифференцированным по отдельным категориям работников, непрерывным, ориентированным на перспективные профессии. Выделяют следующие формы повышения квалификации:
1, Внутренняя
(в рамках организации) и
2. Организованная
и неорганизованная (самообразование).
В последнем случае может
3. Профессиональная
или проблемно ориентированная
(по потребности); направленная на
отработку необходимого
поведения.
4. Основанная
на стандартных или
5. Предназначенная
для целевых групп (
Конкретные
направления повышения
— обеспечение эффективного выполнения новых задач;
— повышение гибкости управления и способности к инновациям;
— подготовка
к продвижению в должности
или горизонтальному
— освоение новых профессий, в том числе в условиях бригадной
формы организации труда;
— получение более высокого разряда или адаптация к новой
Большой фонд существующих деловых игр может и должен использоваться не только для общего ознакомления с имеющимися играми, но и для оказания помощи в творческой работе при оценке новизны разрабатываемой тематики, при поисках прототипов и аналогов, новых участков возможного применения деловых игр.
Расширение применения деловых игр осуществляется путем:
1) прямого переноса опыта на "свое" предприятие;
2) некоторого совершенствования существующих игровых разработок;
3)
адаптации существующих игр
4) конструирования новых игр.
Для прямого
переноса особенно пригодны деловые
игры межотраслевого характера, когда
тематика, объект, прорабатываемые ситуации
актуальны и характерны для разных организаций;
пригодны также базовые игры родственных
организаций, разработанные с тождественной
целью с объектом, относящимся к той же
отрасли промышленности, и составленные
для одинакового уровня руководителей. Деловые
игры.
Исходная база и историческое
развитие.
В литературе о развитии деловых игр их
прообразом называются военные игры, которые
якобы возникли еще в 3000 году до нашей
эры (weihai, китайская военная игра). Предполагают,
что из них развились такие стратегические
игры как го или шахматы. Но только к концу
18 века осознали значение военной игры,
как средства обучения. Тогда начали планировать
и разыгрывать ведение военных действий.
В 1799 Винтурини впервые заменил игральную
доску топографической картой. Усовершенствование
военной деловой игры осуществил фон Рейсвитц,
который создал игру в ящике с песком и
применял макет местности. В 20 веке техника
деловой игры применялась почти всеми
ведущими странами для испытания новых
способов управления, а также для подготовки
военных операций.
Окончательный поворот к экономическим
деловым играм произошел в США, где деловые
игры по управлению запасами и снабжением
хоть и служили военным целям, но проблемы
снабжения материалами уже рассматривались
с экономической точки зрения. Первый
шаг к исключительно экономическим деловым
играм сделала American Management Association. Эта ассоциация
разработала первую симуляционную игру,
которая относительно принятия решений
и построения модели уже содержала основные
характерные признаки производственной
деловой игры (management game). Университеты,
тренинговые компании, предприятия подхватили
этот метод обучения.
В ходе производственной деловой игры
менеджеры, студенты вузов знакомятся
с процессом принятия решений и таким
образом готовятся к управленческой деятельности.
При этом исходят из предположения, что
решение является ядром управления, а
процесс принятия решений в большой мере
является процессом планирования, который
успешно можно имитировать в игре.
С того времени отношение к деловой игре
изменилось, и сегодня она применяется
не только при подготовке менеджеров,
но и в общеобразовательных школах.
Основой любой деловой игры является процесс
симуляции (имитации). Деловая
игра состоит из двух
основных компонентов:
1.Модель игры
2.Процесс проведения игры
(1)
Модель определяет
рамки игры и,
таким образом,
создает базу для
игры.
Сама форма игры предоставляет игрокам
возможность принятия решений в рамках
соответствующей модели. В. Гримм определяет
деловую игру как способ обучения, „который
дает возможность участнику принимать
решения для модели, относящейся к действительности
и делящейся на периоды, и проверять качество
принятых решений на основе достигнутых
за определенный период результатов. Другими
словами, он за очень короткий срок собирает
опыт на основе долгосрочных и особенно
рискованных дел, на которые ставится
акцент в игре“
Модель не в состоянии полностью отражать
действительность, что обусловлено сутью
любой модели. Несмотря на это, участник
игры в рамках модели сталкивается с будущим
временем, „которое он ощущает как смесь
уверенности или более или менее предсказуемой
вероятности. А там, где вероятность оказывается
непредсказуемой, он вынужден справляться
- как в действительности - с действиями
случайных событий“. Участники деловой
игры играют роли, с которыми они идентифицируются,
и признают правила модели, как правила
действительности. Отраженная в модели
упрощенная экономическая действительность
является „выбором из общей совокупности
данных факторов, которые считаются релевантными“.
От качества отбора данных зависит близость
модели к действительности.
(2) Игра дает участникам
возможность принимать
решения в рамках модели.
Таким образом, первоначально статическая
модель становится динамичной. Модель
так же меняет свою первоначальную форму,
как решения предпринимателей и покупателей
постоянно меняют ситуацию на предприятии
или на рынке. Исходной ситуацией и ориентиром
для принятия решений игроков являются
те данные, которые зафиксированы в описании
экономической ситуации или же меняются
и дополняются по ходу игры. Другая важная
основа, которая характерна для деловой
игры и отличает ее от изучения конкретного
случая, это ее деление на временные отрезки
или периоды. В действительности время
неудержимо шагает вперед, и с прохождением
времени меняется действительность. Этот
динамичный процесс имитируется в деловой
игре, однако, обычно время в игре проходит
намного быстрее, чем в действительности.
Игроки должны подчиняться быстрому протеканию
времени, и таким образом игра становится
более серьезной и увлекательной.
Структура протекания
деловых игр.
Из сказанного становится ясным, что деловые
игры можно охарактеризовать как имитацию
процессов принятия решений в рамках разделенного
на периоды времени. Так как игроки не
всегда могут полностью оценить последствия
своих действий, возникает необходимость
в конце каждого игрового периода определять
и фиксировать результаты действий игроков.
На основе зафиксированных данных в фазе
рефлексии проводится критический анализ
принятых в ходе игры решений и примененных
стратегий. Таким образом, могут возникнуть
новые перспективы и альтернативы для
действий, которые можно испытать в последующей
фазе игры. В игре различаются область
действий игроков и область реакции модели.
Игровая модель ограничивается правилами
игры, которые сужают диапазон действий
игроков, и реагирует на действия игроков.
Таким образом, ход игры соответствует
кругообороту.
Обобщая можно отметить, что модели деловых
игр, имитирующих процессы принятия решений,
состоят из следующих компонентов:
1.Правила игры
ограничивают модель в целом,
они определяют диапазон
2.Сюда относятся действующие лица, которые играют определенную роль и приводят в движение кругооборот.
3.Реакция имитационной модели может произойти за счет простых правил, определения реакции, решения судьи или руководителя игры или же вычисления с помощью компьютера.
Если исходить из предположения, что деловые игры делятся на несколько периодов, и необходимы подготовка к игре и подведение итогов игры, то мы получаем следующую основную структуру протекания игры:
1.В фазе подготовки
игры участники знакомятся с
исходной ситуации игры, обсуждаются
содержательные аспекты,
2.Так как первая
игровая фаза в комплексных
деловых играх, как правило,
служит прежде всего или даже
исключительно ознакомлением с
игрой, то обычно после
3.Фаза рефлексии
(подведения итогов) в зависимости
от хода игры может иметь различные акценты.
Как правило, основной упор делается на
обсуждение хода и результатов игры. в
этой фазе заодно можно анализировать
причины и следствия поведения игроков
и игровых групп в процессе принятия решений,
а также разрабатывать стратегии поведения
в последующей фазе игры. В фазе подведения
итогов следует раскрыть предположения,
включенные в модель, а также провести
сравнение модели с действительностью.
Кроме того, обычно целесообразно и желательно
проводить критическую оценку и иногда
и модификацию модели.
4.Далее на фоне
представленной выше концепции
протекания игры дается
Методические
варианты деловой
игры
Гюнтер Эберт, который провел анализ имеющихся
на рынке деловых игр, а также сам разработал
ряд деловых игр, классифицирует деловые
игры по следующим критериям:
Информация о работе Тенденции и перспективы развития управления персоналом