Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 19:18, курсовая работа
Цель работы – представить прогноз и планирование работы в социально-культурной сфере.
Задачи работы:
1. изучить социально-культурную сферу и ее роль в современном обществе;
2. определить основы менеджмента в социально-культурной сфере;
3. рассмотреть социальное развитие и уровень жизни населения.
Введение
Глава 1. Роль планирования и прогнозирования в системе управления на предприятиях сферы сервиса
1.1 "Планирование-прогнозирование" - единая система методических решений на предприятиях сферы сервиса
Глава 2. Планирование на предприятиях сервиса при разработке управленческих решений
2.1 Стратегическое планирование на предприятиях сферы сервиса
2.2 Планирование маркетинга, производственной деятельности и менеджмента на предприятиях сервиса
Заключение
Список литературы
Очень важно, чтобы взаимоотношения
заказчиков и исполнителей при этом
становились основой
Следует отметить еще
один важный принцип, регулирующий взаимодействия
субъектов в социально-
Глава 2. Планирование на предприятиях сервиса при разработке управленческих решений.
2.1 Стратегическое планирование на предприятиях сферы сервиса.
Проблема стратегического планирования становится очень актуальной в современных условиях. Недостаточная проработка стратегического планирования, неподготовленность руководителей разного уровня к принятию обоснованных, взвешенных и обдуманных решений служит серьезным препятствием в реализации потенциала предприятия сферы сервиса и эффективного использования ресурсов предприятия. Стратегическое планирование принципиально отличается от других видов планирования, имеющих место в процессе управления, таких как оперативное, тактическое и долгосрочное (перспективное) планирование. Причем это отличие заключается не просто в степени детализации плана, целях или выборе горизонта планирования, а прежде всего в направлении вектора планирования. Традиционно вектор планирования направлен из прошлого в будущее. Стратегическое планирование предполагает выстраивание вектора анализа и принятие управленческих решений из будущего в настоящее. Это вызывает у управленцев сегодня основные методологические трудности: как планировать "от базы" — знают все, а вот как выстраивать план своих текущих действий, основываясь на представлениях о будущем развития деятельности предприятия, знают немногие. И дело не только в том, что у нас в стране долгое время в такого рода решениях на уровне организаций просто не было необходимости. Скорее всего, эти трудности можно объяснить недостаточной развитостью теоретико-методологической базы вопроса.
Теоретическим и методологическим аспектам стратегического планирования в течение последних 40 лет было посвящено немало специальных исследований и монографий за рубежом. Огромный вклад в становление и развитие этого раздела науки управления внесли Ф. Абраме, И. Ансофф, Дж. Куинн, К. Энд-рюс, Э. Чандлер, м. Портер, Г. Хамел, К. Праалад, Г. Минцберг, К. Хофер, Г. Штейнер, А. Томпсон, А. Стрикленд. Сегодня можно смело говорить, что именно с их работ началась классическая теория стратегического планирования и управления. Именно эти работы помогают выявить и сформулировать принципиальное отличие стратегического планирования деятельности предприятия сферы сервиса. Знаковыми в области методологии стратегического планирования были в свое время прикладные разработки таких фирм-лидеров консалтингового бизнеса, как Бостон Консалтинг Групп, Мак Кинзи, Артур Д. Литлл. Именно они способствовали тому, что практическая польза и необходимость стратегического планирования были осознаны руководителями предприятий.
В настоящее время отсутствует единое понимание задач и содержания стратегического планирования. Это иллюстрируют следующие определения.
Стратегическое планирование
представляет собой набор действий
и решений, предпринятых руководством,
ведущих к разработке специфических
стратегий, предназначенных для
того, чтобы помочь организации достичь своих
целей. Стратегическое планирование реализуется
через: распределение ресурсов, адаптацию
к внешней среде, внутреннюю координацию
и организационное стратегическое предвидение.
Стратегическое планирование - это управленческий
процесс создания и подд,ержания стратегического
соответствия между целями предприятия,
его потенциальными возможностями и шансами
в сфере маркетинга. Стратегическим планированием
называется внутренняя координация, распределение
ресурсов между несколькими направлениями
развития перспективной, текущей, оперативной
деятельности в целях адаптации организационно-
Стратегическое планирование, по нашему мнению, должно опираться на четко сформулированное программное заявление развития предприятия сферы сервиса, изложение вспомогательных целей и задач, здоровый хозяйственный портфель и стратегию роста. Программа предприятия: предприятия сферы сервиса должны разработать официальные программные заявления, которые отвечают на следующие вопросы:
Хорошо сформулированное
программное заявление
При разработке программного заявления рыночной ориентации руководство должно стремиться, чтобы программа не получилась слишком узкой либо слишком широкой. Чаще всего прибегают к расширительному представлению предприятия. При этом каждый этап расширительного представления предполагает открытие новых возможностей и вместе с тем может толкнуть предприятие на оторванные от реальности рискованные шаги, не подкрепленные ее возможностями. Программу предприятия сферы сервиса необходимо развернуть в подробный перечень вспомогательных целей и задач для каждого эшелона руководства. Перед каждым управляющим должны быть поставлены задачи, за решение которых он несет ответственность. Такой подход называют управлением методом решения задачи.
План развития хозяйственного портфеля. Основным орудием сферы стратегического планирования является анализ хозяйственного портфеля предприятия сферы сервиса. При этом должно быть оценено положение всех входящих в состав предприятий производств. Предприятия стремятся вложить основные ресурсы в наиболее рентабельное производство и сократить или совсем прекратить вложение в слабое производство. План развития производства должен разрабатываться на основе сравнительного анализа структур, с одной стороны, необходимой для реализации программы предприятия, с другой стороны, существующей. При этом выделяются недостающие для реализации программы структурные подразделения.
Стратегию роста предприятия можно разработать на основе анализа, проведенного на трех уровнях:
1. Выявляются возможности,
которыми предприятие сферы
2. Выявляются возможности
интеграции с другими
3. Выявляются возможности,
открывающиеся за пределами
Интенсивный рост оправдан в тех случаях, когда предприятие сферы сервиса не до конца использовало возможности, присущие его нынешним товарам и услугам.
1. Глубокое внедрение
на рынок заключается в
2. Расширение границ
рынка заключается в попытках
предприятия увеличить сбыт
3. Совершенствование услуг
Интеграционный рост оправдан в тех случаях, когда у предприятия прочные позиции и оно может получить дополнительные преимущества за счет развития в одном из направлений. Известны три варианта интеграции:
1. Регрессивная интеграция
2. Прогрессивная интеграция
3. Горизонтальная интеграция
Диверсификационный рост. К такому варианту прибегают, когда возможности роста внутри отрасли исчерпаны или когда возможности роста вне отрасли значительно привлекательнее. Известны три разновидности диверсификации:
1. Концентрическая
2. Горизонтальная диверсификация
производится за счет
3. Конгломератная диверсификация, т.е. пополнение ассортимента услугами, не имеющими никакого отношения ни к применяемым предприятием технологиям, ни к его нынешним товарам и рынкам.
Распределение ресурсов предприятия сферы сервиса при стратегическом планировании включает распределение ограниченных фондов, технологий, кадров и т.д.
Адаптация включает все действия, которые улучшают отношения предприятия сферы сервиса с его окружением. В современных условиях предприятию сферы сервиса необходимо адаптироваться как к благоприятным обстоятельствам, так и к опасностям. Внутренняя координация должна включать отображение сильных и слабых сторон предприятия с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций, а также отображение в структуре особенностей деятельности предприятия сферы сервиса с внешней средой. Стратегический план придает деятельности предприятия сферы сервиса определенность, индивидуальность, что позволяет ему привлекать определенные типы работников и не привлекать других. Стратегический план должен оставаться целостным в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибким, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Такой план может рассматриваться как программа, которая направляет деятельность предприятия сферы сервиса в течение продолжительного периода времени, давая отчет в том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная среда делает постоянные корректировки. Стратегическое планирование - это идущий сверху вниз процесс, который должен поддерживаться, стимулироваться и оцениваться высшим руководством.
При оценке стратегического плана следует ответить на следующие вопросы:
Выбор типа роста при
стратегическом планировании должен производиться с учетом необходимости
обеспечить устойчивость развития предприятия
сферы сервиса в случае резкого изменения
конъюнктуры рынка, отказа или умышленного
повреждения одного или части производств.
Одним из инструментов повышения гибкости,
адаптации и живучести предприятия при
стратегическом планировании является
комплексирование. Комплексированием
называется повышение степени избыточности
чего-то (производств, функций, каналов
снабжения и сбыта) при одном варианте
системы по отношению к другому варианту
организационно-
Рекомендуется рассматривать
такие варианты развития, которые
позволяли бы маневрировать при
использовании техники, оборудования
и рабочей силы. Для этого можно предусмотреть заранее
варианты реконфигурации (изменения структуры)
деятельности предприятия сферы сервиса
при изменении внешней среды или отказе
подсистем. Кроме того, должны быть предусмотрены
меры, препятствующие снижению эффективности
уже существующих производств при создании
или приобретении новых производств. Необходимость
в этом обусловлена тем, что довольно часто
при росте числа производств наблюдается
снижение эффективности отдельных производств,
связанное с "размыванием" ответственности,
задержками в принятии решений, снижением
управляемости, конфликтами, внутри- и
межуров-невой борьбой в самой организационно-
Вместе с тем при
удачном решении проблем
Занимаясь стратегическим планированием, необходимо понимать, что изначально стратегии не ориентированы на быстрые результаты. Главная задача стратегического планирования -обеспечить конкурентоспособность и устойчивость развития предприятия сферы сервиса в будущем. Известно, что одной из причин успеха японского предпринимательства называют приверженность долгосрочным программам, т.е. успехи в стратегическом планировании.
Информация о работе Сущность планирования и прогнозирования на предприятиях сервиса