Сущность планирования и прогнозирования на предприятиях сервиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – представить прогноз и планирование работы в социально-культурной сфере.
Задачи работы:
1. изучить социально-культурную сферу и ее роль в современном обществе;
2. определить основы менеджмента в социально-культурной сфере;
3. рассмотреть социальное развитие и уровень жизни населения.

Содержание

Введение
Глава 1. Роль планирования и прогнозирования в системе управления на предприятиях сферы сервиса
1.1 "Планирование-прогнозирование" - единая система методических решений на предприятиях сферы сервиса
Глава 2. Планирование на предприятиях сервиса при разработке управленческих решений
2.1 Стратегическое планирование на предприятиях сферы сервиса
2.2 Планирование маркетинга, производственной деятельности и менеджмента на предприятиях сервиса
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономике.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

Очень важно, чтобы взаимоотношения  заказчиков и исполнителей при этом становились основой разнообразия, гибкости, динамичности и вариативности  деятельности социально-культурных институтов, а горизонтальные связи, устанавливаемые между участниками социально-культурной деятельности, строились на основе паритета, взаимной экономической ответственности. Социально-культурная деятельность, организуемая по горизонтали, без команд и регламентации "сверху", способна обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития социально-культурной сферы.

Следует отметить еще  один важный принцип, регулирующий взаимодействия субъектов в социально-культурной сфере — это программно-целевой  принцип финансирования. Практическое применение этого принципа предполагает не финансовое обеспечение существования социально-культурного объекта, учреждения (клуба, парка, музея и т. д.) в целом, а поддержку определенного вида или направления его деятельности, конкретной досуговой программы вплоть до выполняемого в рамках социального заказа разового мероприятия: конкурса, фестиваля, концерта, спектакля, встречи и т. д.

Глава 2. Планирование на предприятиях сервиса при разработке управленческих решений.

2.1 Стратегическое планирование на предприятиях сферы сервиса.

          Проблема стратегического планирования становится очень актуальной в современных условиях. Недостаточная проработка стратегического планирования, неподготовленность руководителей разного уровня к принятию обоснованных, взвешенных и обдуманных решений служит серьезным препятствием в реализации потенциала предприятия сферы сервиса и эффективного использования ресурсов предприятия. Стратегическое планирование принципиально отличается от других видов планирования, имеющих место в процессе управления, таких как оперативное, тактическое и долгосрочное (перспективное) планирование. Причем это отличие заключается не просто в степени детализации плана, целях или выборе горизонта планирования, а прежде всего в направлении вектора планирования. Традиционно вектор планирования направлен из прошлого в будущее. Стратегическое планирование предполагает выстраивание вектора анализа и принятие управленческих решений из будущего в настоящее. Это вызывает у управленцев сегодня основные методологические трудности: как планировать "от базы" — знают все, а вот как выстраивать план своих текущих действий, основываясь на представлениях о будущем развития деятельности предприятия, знают немногие. И дело не только в том, что у нас в стране долгое время в такого рода решениях на уровне организаций просто не было необходимости. Скорее всего, эти трудности можно объяснить недостаточной развитостью теоретико-методологической базы вопроса.

Теоретическим и методологическим аспектам стратегического планирования в течение последних 40 лет было посвящено немало специальных исследований и монографий за рубежом. Огромный вклад в становление и развитие этого раздела науки управления внесли Ф. Абраме, И. Ансофф, Дж. Куинн, К. Энд-рюс, Э. Чандлер, м. Портер, Г. Хамел, К. Праалад, Г. Минцберг, К. Хофер, Г. Штейнер, А. Томпсон, А. Стрикленд. Сегодня можно смело говорить, что именно с их работ началась классическая теория стратегического планирования и управления. Именно эти работы помогают выявить и сформулировать принципиальное отличие стратегического планирования деятельности предприятия сферы сервиса. Знаковыми в области методологии стратегического планирования были в свое время прикладные разработки таких фирм-лидеров консалтингового бизнеса, как Бостон Консалтинг Групп, Мак Кинзи, Артур Д. Литлл. Именно они способствовали тому, что практическая польза и необходимость стратегического планирования были осознаны руководителями предприятий.

В настоящее время  отсутствует единое понимание задач и содержания стратегического планирования. Это иллюстрируют следующие определения.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, ведущих к разработке специфических  стратегий, предназначенных для  того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Стратегическое планирование реализуется через: распределение ресурсов, адаптацию к внешней среде, внутреннюю координацию и организационное стратегическое предвидение. Стратегическое планирование - это управленческий процесс создания и подд,ержания стратегического соответствия между целями предприятия, его потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга. Стратегическим планированием называется внутренняя координация, распределение ресурсов между несколькими направлениями развития перспективной, текущей, оперативной деятельности в целях адаптации организационно-производственной системы к изменениям внешней среды.

Стратегическое планирование, по нашему мнению, должно опираться  на четко сформулированное программное заявление развития предприятия сферы сервиса, изложение вспомогательных целей и задач, здоровый хозяйственный портфель и стратегию роста. Программа предприятия: предприятия сферы сервиса должны разработать официальные программные заявления, которые отвечают на следующие вопросы:

  • Что представляет собой наше предприятие?
  • Кто наши клиенты?
  • Что ценно для этих клиентов?
  • Каким будет наше предприятие?
  • Каким оно должно быть?

Хорошо сформулированное программное заявление позволяет  сотрудникам предприятия сферы сервиса почувствовать себя участниками общего дела в освоении открывающейся возможности, задает им цель и подчеркивает их значимость.

При разработке программного заявления рыночной ориентации руководство  должно стремиться, чтобы программа  не получилась слишком узкой либо слишком широкой. Чаще всего прибегают к расширительному представлению предприятия. При этом каждый этап расширительного представления предполагает открытие новых возможностей и вместе с тем может толкнуть предприятие на оторванные от реальности рискованные шаги, не подкрепленные ее возможностями. Программу предприятия сферы сервиса необходимо развернуть в подробный перечень вспомогательных целей и задач для каждого эшелона руководства. Перед каждым управляющим должны быть поставлены задачи, за решение которых он несет ответственность. Такой подход называют управлением методом решения задачи.

План развития хозяйственного портфеля. Основным орудием сферы стратегического планирования является анализ хозяйственного портфеля предприятия сферы сервиса. При этом должно быть оценено положение всех входящих в состав предприятий производств. Предприятия стремятся вложить основные ресурсы в наиболее рентабельное производство и сократить или совсем прекратить вложение в слабое производство. План развития производства должен разрабатываться на основе сравнительного анализа структур, с одной стороны, необходимой для реализации программы предприятия, с другой стороны, существующей. При этом выделяются недостающие для реализации программы структурные подразделения.

Стратегию роста предприятия  можно разработать на основе анализа, проведенного на трех уровнях:

1. Выявляются возможности,  которыми предприятие сферы сервиса  может воспользоваться при нынешних  масштабах деятельности (возможности  интенсивного роста).

2. Выявляются возможности  интеграции с другими элементами  маркетинговой системы отрасли  (возможности интеграционного роста).

3. Выявляются возможности,  открывающиеся за пределами отрасли  (возможности диверсификационного  роста).

Интенсивный рост оправдан в тех случаях, когда предприятие сферы сервиса не до конца использовало возможности, присущие его нынешним товарам и услугам.

1. Глубокое внедрение  на рынок заключается в изыскании  предприятием путей увеличения  сбыта своих существующих услуг  на существующих рынках с помощью более агрессивного маркетинга.

2. Расширение границ  рынка заключается в попытках  предприятия увеличить сбыт благодаря  внедрению существующих услуг  на новые рынки.

3. Совершенствование услуг заключается  в попытках предприятия увеличить  сбыт за счет новых или усовершенствованных услуг для ныне существующих рынков.

Интеграционный рост оправдан в  тех случаях, когда у предприятия  прочные позиции и оно может  получить дополнительные преимущества за счет развития в одном из направлений. Известны три варианта интеграции:

1. Регрессивная интеграция заключается  в расширении своего влияния  на своих поставщиков.

2. Прогрессивная интеграция заключается  в попытках предприятия сферы  сервиса заполучить во владение  или поставить под контроль  систему продвижения услуг.

3. Горизонтальная интеграция заключается  в попытках предприятия заполучить  во владение или поставить  под жесткий контроль предприятия-конкуренты.

Диверсификационный рост. К такому варианту прибегают, когда возможности роста внутри отрасли исчерпаны или когда возможности роста вне отрасли значительно привлекательнее. Известны три разновидности диверсификации:

1. Концентрическая диверсификация  заключается в пополнении своей  номенклатуры услугами, которые  с технической и маркетинговой  точки зрения похожи на существующие услуги предприятия. Осуществляется это для привлечения клиентов из новых сегментов рынка.

2. Горизонтальная диверсификация  производится за счет пополнения  своего ассортимента услугами, которые  не связаны с выпускаемыми  изделиями, но могут вызвать интерес существующей клиентуры.

3. Конгломератная диверсификация, т.е. пополнение ассортимента  услугами, не имеющими никакого  отношения ни к применяемым  предприятием технологиям, ни  к его нынешним товарам и  рынкам.

Распределение ресурсов предприятия сферы сервиса при стратегическом планировании включает распределение ограниченных фондов, технологий, кадров и т.д.

Адаптация включает все  действия, которые улучшают отношения  предприятия сферы сервиса с  его окружением. В современных  условиях предприятию сферы сервиса необходимо адаптироваться как к благоприятным обстоятельствам, так и к опасностям. Внутренняя координация должна включать отображение сильных и слабых сторон предприятия с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций, а также отображение в структуре особенностей деятельности предприятия сферы сервиса с внешней средой. Стратегический план придает деятельности предприятия сферы сервиса определенность, индивидуальность, что позволяет ему привлекать определенные типы работников и не привлекать других. Стратегический план должен оставаться целостным в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибким, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Такой план может рассматриваться как программа, которая направляет деятельность предприятия сферы сервиса в течение продолжительного периода времени, давая отчет в том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная среда делает постоянные корректировки. Стратегическое планирование - это идущий сверху вниз процесс, который должен поддерживаться, стимулироваться и оцениваться высшим руководством.

При оценке стратегического  плана следует ответить на следующие  вопросы:

  • Является ли стратегия внутренне совместимой с возможностями предприятия ?
  • Предполагает ли стратегия допустимую степень риска?
  • Обладает ли предприятие достаточными ресурсами для реализации стратегий?
  • Учитывает ли стратегия внешние опасности и возможности?
  • Является ли стратегия лучшим применением ресурсов предприятия? Критерии оценки могут быть как качественные, так и количественные.

Выбор типа роста при  стратегическом планировании должен производиться с учетом необходимости обеспечить устойчивость развития предприятия сферы сервиса в случае резкого изменения конъюнктуры рынка, отказа или умышленного повреждения одного или части производств. Одним из инструментов повышения гибкости, адаптации и живучести предприятия при стратегическом планировании является комплексирование. Комплексированием называется повышение степени избыточности чего-то (производств, функций, каналов снабжения и сбыта) при одном варианте системы по отношению к другому варианту организационно-производственной системы. Комплексирование связано с многофункциональностью и гибкостью.

Рекомендуется рассматривать  такие варианты развития, которые  позволяли бы маневрировать при  использовании техники, оборудования и рабочей силы. Для этого можно предусмотреть заранее варианты реконфигурации (изменения структуры) деятельности предприятия сферы сервиса при изменении внешней среды или отказе подсистем. Кроме того, должны быть предусмотрены меры, препятствующие снижению эффективности уже существующих производств при создании или приобретении новых производств. Необходимость в этом обусловлена тем, что довольно часто при росте числа производств наблюдается снижение эффективности отдельных производств, связанное с "размыванием" ответственности, задержками в принятии решений, снижением управляемости, конфликтами, внутри- и межуров-невой борьбой в самой организационно-производственной системе.

Вместе с тем при  удачном решении проблем развития может возникать сйнергический  эффект от создания новых производств. Синергизмом называется непропорциональное повышение эффективности при создании новых производств. Синер-гизм зачастую определяют как "эффект рычага".

Занимаясь стратегическим планированием, необходимо понимать, что  изначально стратегии не ориентированы на быстрые результаты. Главная задача стратегического планирования -обеспечить конкурентоспособность и устойчивость развития предприятия сферы сервиса в будущем. Известно, что одной из причин успеха японского предпринимательства называют приверженность долгосрочным программам, т.е. успехи в стратегическом планировании.

Информация о работе Сущность планирования и прогнозирования на предприятиях сервиса