Сущность планирования и прогнозирования на предприятиях сервиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – представить прогноз и планирование работы в социально-культурной сфере.
Задачи работы:
1. изучить социально-культурную сферу и ее роль в современном обществе;
2. определить основы менеджмента в социально-культурной сфере;
3. рассмотреть социальное развитие и уровень жизни населения.

Содержание

Введение
Глава 1. Роль планирования и прогнозирования в системе управления на предприятиях сферы сервиса
1.1 "Планирование-прогнозирование" - единая система методических решений на предприятиях сферы сервиса
Глава 2. Планирование на предприятиях сервиса при разработке управленческих решений
2.1 Стратегическое планирование на предприятиях сферы сервиса
2.2 Планирование маркетинга, производственной деятельности и менеджмента на предприятиях сервиса
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономике.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

ФГБОУ ВПО РГУТиС

 

Кафедра Экономики  и Управления

на предприятиях сервиса

 

 

 

Курсовая работа 

по дисциплине «Экономика и организация 

производства»

Сущность планирования и прогнозирования на предприятиях сервиса

Выполнила студентка  ТППз-501

Войновская Д.В.

Проверил:

к.э.н. доцент

       Токарев Ю. А.

Самара 2012г.

Содержание

Введение

Глава 1. Роль планирования и прогнозирования в системе управления на предприятиях сферы сервиса

1.1 "Планирование-прогнозирование" - единая система методических решений на предприятиях сферы сервиса

Глава 2. Планирование на предприятиях сервиса при разработке управленческих решений

2.1 Стратегическое планирование  на предприятиях сферы сервиса

2.2 Планирование маркетинга, производственной деятельности и менеджмента на предприятиях сервиса

Заключение

Список литературы

Введение.

Актуальность работы заключается в том, что в сфере  культуры и сервиса основной задачей  на среднесрочный период является сохранение культуры и искусства России как  системы духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, единого многонационального культурного потенциала, условии для интеграции культуры народов России в мировое культурное пространство, возможности для доступа всех социальных слоев населения к ценностям отечественной и мировой культуры.

          Задачами культурной политики государства на среднесрочный период являются:                                                                                                                                                         • безусловное сохранение государственной поддержки особо ценных объектов культуры, отнесенных к национальному наследию народов Российской Федерации при одновременном создании условий для привлечения в сферу культуры дополнительных ресурсов, совершенствовании структуры и порядка формирования бюджетных расходов, повышении эффективности использования находящегося в сфере культуры государственного имущества, концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития культуры и искусства;                               • определение минимума услуг учреждений культуры, предоставляемых населению за счет средств федерального и местных бюджетов;                                   • содействие формированию и развитию системы негосударственных учреждений культуры;                                                                                                      • разработка и реализация системы мер государственного протекционизма в отношении распространения произведений отечественного искусства, в том числе кино- и книжной продукции;                                                                                • содействие развитию культуры народов и этнических групп, в том числе не имеющих своих национальных образований.

Управляющая система  и объекты управления взаимодействуют между собой, а также с внешней средой посредством информации. Управление осуществимо при наличии следующей информации: целевые требования к объекту управления или совокупность целевых требований (для многоцелевых систем); описание объекта управления, возможных вариантов его развития; критерий предпочтения (включая правила отбора предпочтительных альтернатив), т.е. показатели, или нормы, по которым отбираются варианты достижения цели.

Управление не может  рассматриваться иначе как в  процессе взаимодействия с внешней средой. Любой объект управления, как и сама система управления, является частью системы более высокого порядка; развитие происходит во взаимодействии с объектами окружающего мира.

В зависимости от того, каким образом создана система управления или какую функцию управления мы рассматриваем, управляющее воздействие, по нашему мнению, может выражаться в виде планов, технических заданий и т.п.

Цель работы – представить  прогноз и планирование работы в  социально-культурной сфере.

Задачи работы:

1. изучить социально-культурную  сферу и ее роль в современном  обществе;

2. определить основы  менеджмента в социально-культурной  сфере;

3. рассмотреть социальное  развитие и уровень жизни населения.

Предметом исследования является процесс планирования и прогнозирования на предприятиях сервиса.

Глава 1. Роль планирования и прогнозирования в системе управления  на предприятиях сферы сервиса.

1.1 "Планирование-прогнозирование" - единая система методических решений на предприятиях сферы сервиса

Говоря о природе и назначении социально-культурной деятельности, специалисты рассматривают ее не только в гуманитарной плоскости, охватывающей широкий спектр содержания и современных технологий применительно к этой сфере. Актуальное значение имеют в настоящих условиях также экономический и организационно-управленческий аспекты этой деятельности. При анализе экономического аспекта доминирующими характеристиками выступают такие категории как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение капиталовложений, эффективность, самоокупаемость, материальная обеспеченность. Смыслообразующую основу организационно-управленческих структур составляют понятия менеджмента в социально-культурной сфере, централизации и децентрализации, демократизма и самоуправления, контроля и отчетности, социально-культурного диагностирования, прогнозирования и проектирования. Все эти процессы в сфере социально-культурной деятельности взаимозависимы и тесно взаимодействуют. Долгое время в нашей стране преобладали в социально-культурной сфере гипертрофированные административно-командные начала. В развивающуюся современную модель социально-культурной сферы все активнее вписывается ныне самоуправляемый, саморазвивающийся частный (коммерческий) сектор в лице множества фирм, компаний, предприятий, кооперативов, акционерных обществ и товариществ. Этот сектор широко включается в регулирование процессов в социально-культурной сфере, на рынке досугового спроса.

В отличие от государственных  структур, которые функционируют  в социально-культурной сфере через  специально созданные ведомства, институты и организации, коммерческий (частный) сектор, обладающий большой гибкостью и динамизмом, быстро наращивает свою материальную базу, создает свою достаточно разветвленную производственную инфраструктуру, позволяющую восполнить дефицит или пробел в досуговых услугах, предоставляемых государством или общественно-добровольными структурами.

Коммерческий (частный) сектор целиком и полностью зависит  от социально-культурных, досуговых  потребностей людей в региональном пространстве. Он достаточно оперативно улавливает малейшие колебания моды и предпочтений досугового рынка. Постоянная ориентация на спрос и конъюнктуру дает возможность коммерческим предприятиям, фирмам, компаниям безошибочно находить и "закрывать" экономические выгодные "ниши" в социально-культурной сфере. Именно этим объясняется появление огромного разнообразия современных коммерческих, самоокупаемых клубов и досуговых центров, рассчитанных на самые полярные вкусы и потребности: ночных клубов-казино, спортивных клубов различного профиля с гимнастическим и атлетическим оборудованием, клубов лечебно-профилактического характера с бассейнами, саунами, теннисными кортами, массажными и косметическими кабинетами, учебных центров восточных единоборств и т. д. Благоприятными условиями для организации менеджмента в социально-культурной сфере являются:

— реалистическая оценка социально-культурной ситуации, сложившейся  в данном регионе;

— диалог с отдельными гражданами, их общественными представителями  и другими членами экосоцио-системы вместо авторитарного "давления" на социокультурную среду;

— решение досуговых  и проблем методом проб и ошибок, но не через разрушение и переделку  сложившегося культурного окружения.

Следует отметить, что  характер предпринимательской деятельности частных фирм, компаний и совместных предприятий в социально-культурной сфере далеко неоднозначен, он определяется основными целями осуществления данной деятельности. Нередко определенные частные предприятия, фирмы и компании преследуют чисто коммерческие интересы, реализуя те или иные досуговые программы ради извлечения максимальной выгоды. Но есть представители частного сектора, принимающие участие в досуговом бизнесе, которые ставят своей целью предоставление детям, подросткам, пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям и т. д. права на пользование социально-духовными благами, возможности духовного обновления во имя добра и милосердия. Именно этот мотив обусловливает тесное сотрудничество ряда деловых кругов с добровольными общественными формированиями — фондами, движениями, объединениями социальной защиты. Вместе с тем, многие досуговые программы, осуществляемые с социально-культурной сфере по принципу самоокупаемости, финансируются за счет частных вкладов и членских взносов. Поэтому пользователями программ клубов закрытого типа, дорогостоящих шоу-программ, круизов, конкурсов являются люди, которые могут себе позволить заплатить солидный вступительный взнос, стоимость путевки или входного билета. При всем многообразии этих программ, в их реализации преобладает к сожалению, ярко выраженная социальная обособленность. Среди целого ряда разновидностей предпринимательской (коммерческой) деятельности в социально-культурной сфере есть частные организации, которые оказывают информационно-консультативную помощь, проводят экспертизы социально-культурных проектов и программ; формируют мониторинг социально-культурной жизни, осуществляют сбор и анализ статистических данных, размещают заказы на социологические исследования; отбирают программы и проекты для финансирования по заказам. Кроме того, они выступают в качестве посредников или участвуют в осуществлении инвестиционной политики, финансировании социально-культурных проектов и программ, изыскании дополнительных возможностей в обеспечении финансовой и другой поддержки социально-культурных инициатив, кредитовании самоорганизации культурной жизни, заключении контрактов на культурное обслуживание, создании дочерних фирм, малых предприятий и кооперативов. Большая работа ведется по развитию зарубежных связей, контактов и обменов в социально-культурной сфере, разработке и финансированию международных специальных программ социально-культурного профиля. Одной из наиболее привлекательных для коммерческого сектора сфер является многопрофильная индустрия массового досуга и развлечений. Она включает в себя множество направлений: шоу-бизнес, финансирование многочисленных рок-ансамблей, рок-групп, проведение разнообразных коммерческих фестивалей, конкурсов, праздников, создание специализированных концертных и спортивно-зрелищных центров и комплексов, развлекательных учреждений, видеосалонов, дискотек, производство и прокат фонограмм, дисков, видеокассет и т. д.

Потребителям предоставляется широкий выбор всевозможных развлечений и зрелищ, рассчитанных на все вкусы — от танцевальных залов, конкурсов красоты и парадов моды до родео, варьете, кабаре, казино, ночных клубов. Совершенно очевидно, что некоторые из этих видов социально-культурного предпринимательства не способствуют социально активной деятельности людей, а рассчитаны на пассивное потребление зрелищной "продукции". В погоне за максимальной прибылью и извлечением выгоды коммерческий рыночный сектор нередко навязывает свои законы и ценности, которые не имеют ничего общего с моральными принципами и критериями. Кроме того, в последние годы заметно расширяется практика участия коммерческих структур в лице больших и малых фирм, бирж, совместных предприятий, акционерных обществ в разработке социально-культурных, досуговых программ для своих сотрудников и членов их семей. Для организации такого своеобразного "фирменного досуга" многие частные предприятия не привлекают профессиональных организаторов досуга, а передают бразды правления в этом плане в руки сотрудников фирмы или членам их семей. Если специалист по досугу все же привлекается, то от него требуются лишь квалифицированная консультация, совет, методическая помощь.

Что касается механизмов привлечения финансовых Средств  к реализации социально-культурных проектов Н программ, то они многообразны. Это объединение финансовых средств, трудовых, материальных и других ресурсов потенциальных партнеров в лице государственных и общественных организаций, частных предприятий, фирм и кооперативов; создание совместных социально-культурных или культурно-досуговых предприятий, центров, учреждений; добровольные объединения материально-финансовых средств для восстановления или ремонта историко-культурных памятников, организации благотворительных акций для воспитанников детских домов, интернатов, инвалидов, пенсионеров и т. д. Распространена практика формирования местных фондов социального и культурного строительства, образуемых за счет нормативного отчисления доходов, а также обязательных взносов предприятий, фирм, учреждений и граждан. Зарекомендовало себя создание льготных условий для стимулирования добровольного материально-финансового участия государственных и частных предприятий, фирм, компаний в развитии социально-культурной сферы. Действенным инструментом поддержки социально-культурных инициатив и движений являются меценатство, благотворительность.

Российское меценатство, как известно, имеет глубокие историко-культурные корни. Традиционными признаками российских меценатов, добровольно финансировавших деятельность и художников-одиночек, и целых творческих коллективов, являлись полное обеспечение свободы творчества и творческого самовыражения деятеля культуры, непременный учет и глубокое понимание целей и позиций самого художника. При этом меценаты, распределяя пожертвования, оставляли за собой лишь право выбора кандидатуры, которая нуждалась в первоочередной поддержке. В наши дни в роли меценатов выступают не только отдельные предприниматели, представители делового мира, но и целые группы, коллективы, общности людей. Меценатство в таких материально необеспеченных отраслях, как культура, досуг, просвещение, медицина, закономерно является необходимым условием и следствием демократизации социально-культурной политики.

В процессе формирования социально-культурной среды конкретного  региона важно найти свое место  каждому из досуговых учреждений и центров: государственным, частным (коммерческим) и общественно-добровольным; хозрасчетным, самоокупаемым и существующим на дотации (за счет государства, ведомства, спонсоров и т. д.); формальным и неформальным; ведомственным и вневедомственным.

Каждое государственное  или частное (коммерческое) предприятие, каждое общественное объединение или движение могут и должны беспрепятственно пользоваться правом добровольного вклада своих средств в социально-культурную сферу, быть заказчиком, спонсором, меценатом, в том или ином виде социально-культурной деятельности, по отношению к любому клубу, кинотеатру, театру, парку, музею и т. д.

Основополагающими принципами хозяйственной деятельности современных  социально-культурных институтов должны быть самоокупаемость и самофинансирование. Самоокупаемость предполагает, что предприятие социально-культурной сферы (клуб, парк, театр, видеосалон и т. д.) за счет выручки за выполняемую деятельность полностью возмещает свои издержки по разработке и реализации той или иной досуговой программы, включая и оказание различного рода рекреационных услуг. Самофинансирование означает, что все затраты предприятия социально-культурной сферы по материально-техническому оснащению и совершенствованию своей базы, проведению всего комплекса социально-культурных мероприятий, включая и материальное поощрение занятых работников, осуществляются прежде всего за счет заработанных средств.

В досуговой сфере  все полнее 'утверждается принцип  договорнозаказных отношений между  субъектами социально-культурной деятельности. Этот принцип позволяет перейти от авторитарно-бюрократических методов управления к гибким механизмам регулирования социально-культурных процессов. Приоритетное место здесь занимает интеграция и кооперация усилий субъектов социально-культурной деятельности — государственных, частных (коммерческих) и общественно-добровольных структур. Если раньше задания на развитие социально-культурной сферы, удовлетворение досуговых потребностей спускались "сверху", то в современных условиях содержание социально-культурного заказа формируется, как правило, "снизу", на основе самодеятельных инициатив, самоопределения социальных субъектов. Для выполнения того или иного социально-культурного (развивающего, творческого, оздоровительного, развлекательного) заказа на местах создаются гибкие, подвижные, организационные структуры — временные творческие коллективы. Они действуют на принципах самоорганизации, самоокупаемости, самоуправления. Эти мобильные творческие группы и коллективы с полным правом можно отнести к тем основным звеньям, через которые должна реализоваться социально-культурная политика на местах.

Информация о работе Сущность планирования и прогнозирования на предприятиях сервиса