Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 15:25, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности лизинга оборудования как формы обновления основных средств.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть сущность лизинга
изучить основные функции лизинга
рассмотреть виды и формы лизинга
выявить преимущества и недостатки лизинга
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1.Сущность и функции лизинга……………………………………………4
Глава 2.Виды и формы лизинга …………………………………………………..11
Глава 3.Лизинг оборудования как форма обновления основных средств…..17
Глава 4.Лизинг в РФ и за рубежом……………………………………………….23
Заключение…………………………………………………………………………..31
Список литературы…………………………………………………………………33
10. Так как лизинг долгое время служит средством реализации продукции, развития производства и обновления производственных мощностей, то государственная политика, как правило, направлена на поощрение и расширение лизинговых операций.[10,c.525-526].
Лизинг может быть построен на налоговой и неналоговой основе. Лизинг на налоговой основе составляет большую часть лизингового бизнеса. Он представляет лизингополучателю дополнительные выгоды через более низкую процентную ставку, чем при обычном займе. Так как право собственности остается за лизингодателем, то он имеет возможность частично компенсировать стоимость его приобретения через свой «налоговый щит» с помощью льгот по амортизации, инвестиционных льгот и затем поделить эти преимущества с лизингополучателем через более низкие лизинговые платежи. Часто предприятия с низким уровнем доходов не могут воспользоваться своими налоговыми льготами и, беря имущество в лизинг, передают эти льготы лизингодателю, который, в свою очередь, снижает за это лизинговую плату. Лизинг на налоговой основе требует от лизингодателя довольно большого уровня налогооблагаемой прибыли. Поэтому многие лизингодатели являются специализированными лизинговыми компаниями.
Лизинг на неналоговой основе может быть более привлекательным по сравнению с традиционным займом, но уже благодаря не налоговым льготам, а другим аспектам.
Выделяют следующие преимуществ
1. Снижение риска потерь лизингодателя от неплатежеспособности лизингополучателя. Лизингодатель - владелец имущества практически полностью застрахован от финансовой несостоятельности своего клиента-лизингополучателя, например банкротства, так как в любом случае вернет свое имущество до объявления конкурса и распродажи.
2. Возможность вовлечь в хозяйственный оборот излишки своих имущественных активов, одновременно сохраняя право собственности на имущество для последующего использования его в собственной деятельности.
3. Лизингодатель может использовать в обороте средства от начисления амортизации сданного в лизинг оборудования, а также направлять их на новые закупки.[8,c.268-269].
Кроме того, существуют преимущества лизинга для поставщиков:
1. Лизинг является средством активного маркетинга. Для предприятий, которые стремятся обеспечить дополнительные каналы распространения своей продукции, лизинг представляет несомненный интерес. Для них лизинг является инструментом рыночной экспансии. Закладывая лизинг в свои сбытовые программы, они расширяют круг потребителей за счет тех предприятий, которые либо не нуждаются в постоянном владении техникой, либо не могут ее приобрести в собственность, либо хотят опробовать технику в деле.
2. Лизинг предоставляет возможность на время избавиться от неиспользуемого оборудования. Довольно часто возникают ситуации, когда предприятию выгодно избавиться от части оборудования или другого имущества лишь на время, в этом случае лизинг становится просто необходим.
3. Снятие риска возможного неплатежа. Поскольку финансирование лизинговой сделки и оплата за объект сделки продавцу являются функцией лизинговой компании, то она же решает и проблему гарантий. Выгоды, получаемые отдельными фирмами, отражают благоприятный макроэкономический эффект, способствующий развитию национальной экономики в целом.
В то же время лизинг имеет и недостатки:
Очевидно, что перечень достоинств лизинга намного превосходит число его недостатков. Таким образом, можно сделать вывод, что лизинг является весьма эффективной формой финансирования.[10,C.528].
С помощью лизинга в число потребителей вовлекаются те предприятия, которые либо не имеют финансовых возможностей приобрести оборудование в собственность, либо в силу особенностей производственного цикла не нуждаются в постоянном владении им. В некоторых случаях к лизингу единичного оборудования обращаются перед закупкой его партий с тем, чтобы опробовать образцы в конкретных условиях производства.
Благодаря лизинговым операциям производители получают дополнительный канал реализации своей продукции и средство ускорения обновления производства. В то же время лизинг делает более доступными многие виды дорогостоящего оборудования, расширяет круг их потребителей за счет предприятий мелкого и среднего бизнеса.
Лизинговое финансирование машин и оборудования осуществляется в рамках совокупного инвестиционного спроса, который, в свою очередь, определяется общей хозяйственной ситуацией. Но при прочих равных условиях лизинг создает дополнительные стимулы к накоплению, ускоряет процесс трансформации капитала из ссудного в функционирующий.
Способствуя модернизации производства, лизинг обеспечивает рост производительности машин и оборудования. Отпадает необходимость в замораживании крупных средств. Фирмы могут приобретать оборудование, ориентируясь на среднюю, а не на максимальную потребность в нем. Важно также и то, что при лизинге возникают дополнительные стимулы к экономии: техника чаще всего привлекается на короткий срок, обходится дорого и, стало быть, ее надо использовать с максимальной отдачей.
Лизинг не требует немедленного и значительного объема платежей, а это позволяет без пиковых для производства ситуаций обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее технически передовое оборудование.[14,c.56-57].
Глава 4. Лизинг в РФ и за рубежом
Лизинг в России постепенно принимает
все более четкие организационные
и правовые формы. Темпы роста
лизинговых компаний опережают практически
все основные секторы финансовой
системы России и существенно
превосходят темпы роста
Рисунок 1. Доходы российских лизинговых компаний за 2006 год
Растет не только абсолютный размер лизинговых сделок, но и их роль в экономике России. Итак, абсолютный размер прироста рынка по итогам 2007 года составил 10 млрд. долларов. Это больше, чем рынки лизинга ряда средних европейских стран, таких как Швеция, Австрия, Нидерланды, Швейцария, а также таких стран, как Австралия, ЮАР, Турция, Мексика.
По своим объемам российский рынок лизинга уже занимает 10-е место в мире. В России доля лизинга в общем объеме инвестиций в основные средства производства начинает приближаться к европейским нормам: в 2006 году доля лизинга в ВВП, составила порядка 1,5−1,7%, а в 2007 г. - более 2%. 2007 год оказался чрезвычайно продуктивным для российского лизингового бизнеса. Объем всех новых лизинговых сделок по итогам первого полугодия 2007 года составил 14 млрд. долларов. Это почти такой же объем, как за весь 2006 год.
Объем нового бизнеса пяти сотен лизинговых компаний, работающих на российском рынке, в 2007 году достиг 997 млрд. руб.
Таблица 1.
Рейтинг лизинговых компаний
Рейтинг |
Наименование компании |
Обязательства, млн. $ |
1 |
ВТБ-Лизинг |
1 204,556 |
2 |
Альфа-Лизинг |
1 072,175 |
3 |
РТК-Лизинг |
949,173 |
4 |
Магистраль Финанс |
864,08 |
5 |
Бизнес Альянс |
836,497 |
6 |
РГ Лизинг |
819,457 |
7 |
ЛК «Уралсиб» |
680,651 |
8 |
Авангард-Лизинг |
534,412 |
9 |
Ильюшин Финанс Ко |
498,192 |
10 |
Трансинвестхолдинг ГК |
445,735 |
В 2007 году лизинговые компании заключили 89628 новых договоров лизинга. В 2006 году их было 57433. При этом средняя стоимость одного лизингового договора увеличилась с 256 тыс. до 323 тыс. долл., т. е. на 26,2%. Также в 2007 году лизинговые компании увеличили объемы деятельности на уже традиционных для них рынках и стали осваивать новые для себя отрасли. Они стали более активно работать с малым и средним бизнесом и расширили свое присутствие в регионах.
Лизинговый бизнес, прежде всего, нацелен на поддержку малого и среднего бизнеса. В нынешних условиях, когда изношенность основных фондов, по разным оценкам, составляет от 60 до 80%, финансовый лизинг для предприятий этого сектора экономики едва ли не единственная возможность заменить устаревшую технику или закупить новое оборудование на начальном этапе работы.
Число новых сделок с малым и средним бизнесом в общем числе сделок на сегодняшний день составляет уже 80%, в то время как в общем по портфелю оно равняется 70%.
Рисунок 2. Доля сделок с малым, средним и крупным бизнесом в общем числе текущих сделок, %
К концу 2007 года с малым бизнесом работало более 60% лизинговых компаний, принявших участие в исследовании, - практически столько же, сколько со средним бизнесом (69%). У 47,1% компаний объем сделок с малым бизнесом по сравнению с прошлым годом вырос более чем в 1,5 раза. В той же пропорции объем сделок со средним бизнесом увеличился у 52,5% лизинговых компаний.
Таким образом, лизинг, по существу, является наиболее молодым сектором на рынке финансовых услуг, а его бурное развитие свидетельствует о том, что в перспективе при умелой поддержке со стороны государства его доля в финансировании реального производства, особенно малого и среднего бизнеса, будет превалировать.
Развитие лизинга в разных странах имеет сильные различия. Поэтому в состав задач международных лизинговых организаций входят:
В США лизинг появился еще в 50-х годах. На долю США приходится половина мирового оборота товаров, поставляемых по лизингу. В 1986 году в США было поставлено в лизинг оборудования на 85 млрд. долл. (28 % всех инвестиций в оборудование в стране).
Одной их причин быстрого развития лизинга в США являлись налоговые льготы: ускоренная амортизация и инвестиционная налоговая льгота (до 10 % стоимости новых инвестиций вычиталось из суммы налога). Например, расходы по покупке оборудования - 100 000 долл., инвестиционная льгота - 10 %, 10 000 долл. вычтут из суммы налога. Но право на налоговые льготы возникало только тогда, когда договор соответствовал правилам, устанавливаемым для аренды Управлением внутренних доходов министерства финансов США:
До 1977 года фирмы могли брать оборудование в аренду, не отражая его стоимость в своих балансах, то есть имел место забалансовый учет. Поэтому, фирмы, уже имеющие солидный долг, могли дополнительно брать оборудование, не показывая возросшую сумму задолженности. Таким образом, подлинный долг был скрыт от инвесторов и экспертов. В 1976 году Управление стандартизации финансового учета издало постановление № 13, которое заставило учитывать некоторые финансовые сделки как приобретение имущества и принятие на себя финансовых обязательств. Целью этого постановления было разграничить "подлинный лизинг" и покупку с помощью лизинга. В постановлении были перечислены следующие пункты:
Если сделка удовлетворяет хотя бы одному из этих условий, то имущество учитывается на балансе арендатора как актив с корреспондирующим долговым обязательством в пассив ("Обязательства по финансовому лизингу"). Если сделка не удовлетворяет ни одному из вышеупомянутых условий, то имущество учитывается в приложении к балансу арендатора.