Сущность конкурентного преимущества предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических исследований и изучении конкурентных организаций в сфере услуг.
Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
- сущность конкурентного преимущества предприятия;
- Анализ конкурентных преимуществ предприятия;
- Формирование конкурентных преимуществ предприятия;
- изучение организационно-экономической характеристики предприятия ФГУП «Почта России»;
- выявление эффективности от реализации инноваций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..
1 глава. Теоретическая часть
1.1 Сущность конкурентного преимущества предприятия ……………...
1.2 Анализ конкурентных преимуществ предприятия …………………...
1.3 Формирование конкурентных преимуществ предприятия………….
2 глава. Организационно-экономическая характеристика предприятия ФГУП «Почта России»
3 глава. Эффективность от реализации инноваций
Заключение……………………………………………………………………….
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

готовая.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

Табл. 1. Комплексный анализ рыночных возможностей и опасностей

 

При выработке стратегии конкуренции необходимо иметь ясное представление о сильных и слабых сторонах деятельности предприятия, его позиции на рынке, и понимать структуру национальной экономики в целом и структуру отрасли, в которой работает предприятие. Основные пути определения конкурентных преимуществ показаны на рис 2

Рис. 2. Определение  конкурентных преимуществ предприятия.

Также рассмотрим еще один вид анализа. SNW – АНАЛИЗ1 – это усовершенствованный анализ слабых и сильных сторон. SNW – Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральноя сторона), и Weakness (слабая сторона). В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW – АНАЛИЗ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S». Для проведения SNW анализа требуется заполнить таблицу, в которой определенны основные стратегические позиции и их качественная оценка.

 

1.3.Формирование  конкурентных преимуществ предприятия.

Формирование  конкурентных преимуществ предприятия  происходят за счет выбора правильной деловой стратегии, основой которой,

_______________

  1. Экономика предприятия / В.Я. Хрипач, Г.З. Суша, Г.К. Оноприенко; Под ред. В.Я. Хрипача. – Мн.: Экономпресс. 2000. – 464 с.

непосредственно, являются эти самые преимущества.

Под деловой стратегией (бизнес-стратегией) понимается стратегия развития бизнес-единицы или стратегия деятельности предприятия на определенном товарном рынке. Данная стратегия фокусирует внимание на улучшении конкурентной позиции товаров или услуг определенной бизнес-единицы. Совокупность бизнес-стратегий предприятия составляет основу его портфельной (корпоративной) стратегии. Конкурентные преимущества позволяют предприятию иметь рентабельность выше средней для фирм данной отрасли или данного рыночного сегмента (что обеспечивается более высокой эффективностью использования ресурсов) и завоевывать прочные

позиции на рынке. Считается, что преимущества предприятия  обеспечиваются путем предоставления потребителям благ, имеющих для них

большую ценность: за счет реализации продукции по более низким ценам (а может, и, наоборот, по более высоким — для престижной продукции), предложения товаров более высокого качества или с набором услуг.

Существует  множество направлений достижения конкурентных преимуществ, или деловых  стратегий, но наиболее общими являются:

• лидерство  в издержках (себестоимости продукции);

• дифференциация продукции;

• фокусирование (концентрация);

• ранний выход  на рынок (стратегия первопроходца);

синергизм.

 

Абсолютное  лидерство в издержках – вариант стратегии, при котором «более низкие по сравнению с конкурентами затраты становятся лейтмотивом всей стратегии»1. В этом случае компания достигает своей главной цели – абсолютного отраслевого лидерства в издержках - благодаря применению комплекса специальных экономических мер. К таким М. Портер относит создание производственных мощностей экономически эффективного масштаба, снижение издержек на основе накопления опыта, жесткий контроль за производственными издержками и накладными расходами, отказ от мелких операций с клиентами, минимизация затрат в области исследования и разработки, обслуживания, системы сбыта, рекламы2. Применение этих мер, с одной стороны, требует от компании четкой организационной структуры, больших первоначальных капиталовложений, а также готовности нести стартовые убытки, с другой – обеспечивает компании завоевание большой доли рынка. Высокая доля рынка, в свою очередь, позволяет использовать эффект экономии на масштабах, что приводит к значительному увеличению чистой прибыли.

В качестве необходимого условия удержания такой позиции на рынке автор указывает регулярное реинвестирование части прибыли в совершенствование оборудования и технологий производства.

Современный мировой  опыт свидетельствует, что множество  образовавшихся в последнее время монополий возникло на базе открытий, изобретений и других новшеств, позволивших создать неизвестный до этого рынок с перспективами роста.

__________________

  1. Криворотов В.В. Конкурентоспособность предприятия: источники формирования и оценка. Екатеринбург: М. Конкурентоспособность: многоуровневый анализ. М.: 2004.
  2. Портер М. Конкурентная стратегия. М.: 2005

Следует отметить, что достичь лидерства проще, чем удержать его. Поэтому такие  фирмы-лидеры тратят большие средства на научно-технические исследования. Часто эти затраты компенсируются высокими ценами на новинки, т. е. фирмы используют ценовую стратегию «снятия сливок» либо устанавливают монопольно высокие цены на свою продукцию.

Основными особенностями  конкурентного преимущества, связанного со стратегией первопроходца, являются следующие1:

•данное конкурентное преимущество основано на использовании  новшеств — продуктовых, технологических, организационных;

• оно связано  со значительным риском, но обеспечивает в случае успеха более высокую  прибыль, возможно — сверхприбыль за счет установления монопольных цен;

• его проще  завоевать, чем сохранить;

• при использовании  новшеств сложно осуществлять планирование, так как в этом случае невозможно воспользоваться прошлым опытом, экстраполировать в будущее установленные в прошлом тенденции.

Инновационные фирмы должны иметь высококвалифицированный персонал, достаточные финансовые ресурсы для создания и выведения

новинок на рынок. Такая стратегия присуща либо крупным фирмам, либо,

наоборот, небольшим  венчурным предприятиям. Следует отметить, что преимущество раннего выхода на рынок может быть связано не только с новой продукцией или технологией, но и с методами сбыта, маркетинга.

_________________

  1. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. М.: 2004.

Высокий риск данной стратегии связан с неопределенностью  как самой разработки, так и  реакции рынка на новинку. Поэтому  предприятия предпринимают специальные  меры по снижению коммерческого риска. С одной стороны, эти меры направлены на защиту новой продукции и технологий с помощью патентов, ноу-хау, высокого технического уровня (в этом случае у предприятия, как, например, у фирмы Sony, внедряющей новинки на рынок, есть время для «снятия сливок»), уникальности предложения. С другой стороны, фирмы-новаторы используют разнообразные методы маркетинга для оценки и подготовки рынка к появлению новинки. Методы маркетинговых исследований используются для оценки идеи новинки, затем при создании опытных образцов продукции проводится тестирование рынка, а развертыванию коммерческого производства новой продукции предшествует пробный маркетинг, т. е. методы маркетинга трижды используются в процессе создания и выведения на рынок новой продукции. Это позволяет уменьшить коммерческий риск новинки и подготовить рынок к ее появлению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 глава. Организационно-экономическая характеристика предприятия ФГУП «Почта России»

 

 Краткая  характеристика предприятия

Федеральное государственное  унитарное предприятие "Почта  России" создано распоряжением  Правительства от 5 сентября 2002 года. 13 февраля 2003 года проведена государственная регистрация предприятия, принят Устав.

На базе разрозненных управлений почтовой связи создана  сеть филиалов ФГУП "Почта России", внедрена принципиально новая система  управления региональными структурами почтовой связи на основе единых учетных принципов бухгалтерского, налогового и управленческого учетов.

Сегодня Почта  России включает в себя 86 филиалов, около 42 000 объектов почтовой связи, оказывающих  услуги почтовой связи на всей территории Российской Федерации, включая все города и сельские населенные пункты. Один из самых больших трудовых коллективов почтовых работников – почти 415 000 сотрудников. Ежегодно почтовые работники России принимают, обрабатывают и доставляют более 1,7 млрд. писем, 54 млн. посылок и почти 185 млн. денежных переводов.

 

Специализация предприятия

 

Всего Почта  предлагает своим клиентам свыше 80 почтовых, финансовых, инфокоммуникационных и прочих услуг. Через почтовые отделения  осуществляется доставка пенсий и пособий, а также подписных печатных изданий. В отделениях почтовой связи можно оплатить коммунальные услуги, получить и погасить банковский кредит, обналичить денежные средства с пластиковых карт, оформить страховку, приобрести лотерейные, железнодорожные, авиа- и театральные билеты, а также товары народного потребления. Кроме того, в Пунктах коллективного доступа желающие могут выйти в Интернет, отправить и получить электронную почту, распечатать документ и т.д.

В результате проведенных  структурных изменений предприятие стало привлекательным как для физических лиц, которые теперь могут воспользоваться широким спектром разнообразных услуг в почтовых отделениях, так и для корпоративных клиентов, которым предлагаются сетевые сервисы Почты. В целях повышения качества почтовых услуг ФГУП "Почта России" регулярно проводит мероприятия, направленные на оптимизацию работы сети почтовой связи, модернизирует логистические, технические и технологические схемы работы. Организуются новые магистральные автомобильные и железнодорожные маршруты, обновляется парк автомобилей и почтовых вагонов. Почта России также реализует программу создания сети автоматизированных сортировочных центров.

Почта России активно  работает не только над расширением  спектра услуг, оказываемых населению, но и над повышением их качества. С 2005 года на предприятии реализуется проект по разработке и внедрению системы менеджмента качества. В настоящее время уже почти половина всех филиалов Почты России получили сертификаты о соответствии требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000 в отношении оказания почтовых и финансовых услуг:

    •  письменная корреспонденция
    •  бандероли и посылки
    • отправления 1 класса
    •  экспресс-почта EMS Почта России
    •  денежные переводы «Кибер-Деньги»
    •  коммунальные платежи
    •  погашение кредитов на почте
    •  доставка пенсий и пособий
    •  распространение печати по подписке

 

Рынок сбыта услуг

 

Емкость рынка  услуг почтовой связи в России в 2002 году составила более 30 млрд. рублей (около 1 млрд. долларов США), что составляет 0,3 процента валового внутреннего продукта России. В странах Европейского союза на долю рынка услуг почтовой связи приходится более 1 процента валового внутреннего продукта, а в США - около 1,3 процента, что свидетельствует о необходимости развития данного рынка в России и повышения его вклада в российскую экономику.

По данным исследований Всемирного почтового союза, темпы  развития сектора письменной корреспонденции  рынка услуг почтовой связи определяют следующие основные факторы:

    • экономические (рост валового внутреннего продукта, развитие секторов рынка, являющихся основными потребителями услуг почтовой связи, инфляционные процессы);
    • социально-демографические (изменение числа домохозяйств, уровня образованности населения);
    • технологические (развитие инфокоммуникаций и замещение услуг почтовой связи другими инфокоммуникационными услугами);
    • внутриотраслевые (деятельность организаций почтовой связи, органов государственного управления).

Главным условием развития рынка услуг почтовой связи является повышение скорости и надежности, а также увеличение частоты доставки почтовых отправлений. При сохранении существующего уровня качества инфраструктуры почтовой связи рост объемов данных услуг не будет превышать роста валового внутреннего продукта. Радикальное улучшение качества услуг по пересылке письменной корреспонденции приведет к дополнительному увеличению темпа роста объемов до 15 процентов в год.

Анализ состояния  секторов рынка услуг почтовой связи  в России и перспективы их развития показывают, что уже в настоящее время некоторые из них находятся на базовом уровне развитых стран по таким ключевым показателям, как объем услуг на душу населения и уровень качества услуг.

По этим показателям  в настоящее время наиболее развитым сектором является выплата и доставка пенсий и пособий. Меры государственной поддержки в отношении этого сектора должны быть направлены в первую очередь на предотвращение ухудшения качества услуг в сельской местности.

 

 Основные  потребители. Каналы сбыта. Сервисное обслуживание

 

Доля основных услуг, предоставляемых операторами  почтовой связи, распределяется следующим  образом:

    •  выплата и доставка пенсий и пособий – 24%,
    •  почтовые переводы – 17%,
    •  распространение и доставка печатных изданий – 16%,
    •  пересылка письменной корреспонденции – 14%,
    •  экспресс-почта – 11%.

Информация о работе Сущность конкурентного преимущества предприятия