Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:53, реферат
В новых рыночно-конкурентных условиях возникает масса проблем, связанных с обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, их имущественной собственности, но и предпринимательской (коммерческой) информации, как вида интеллектуальной собственности. Для защиты предпринимательских информационных потоков от различного рода посягательств используются как правовые, так и специальные меры, а в необходимых случаях комплексное их применение.
Введение___________________________________________________3
1. Сущность и значение коммерческой информации ______________6
1.1. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны___12
1.2. Порядок отнесения коммерческих сведений к
коммерческой тайне ______________________________________14
1.3. Защита коммерческой тайны______________________________21
2. Ответственность за разглашение коммерческой тайны__________29
Заключение________________________________________________32
Приложение 1______________________________________________35
Список использованной литературы____________________________38
Лица, имеющие право узнать конфиденциальные сведения:
• Прокурор
• Правоохранительные структуры (милиция, ФСБ, ФСО и другие)
• Налоговые инспекции
• Аудиторские фирмы (если проверка проходит по решению начальства компании)
• И другие (экологическая милиция, санэпидемстанция)
В конце
прошлого года группа депутатов, среди
которых Дмитрий Рогозин, внесла
в Госдуму поправки к закону «О
коммерческой тайне». Согласно предложениям
информация о зарплате начальников
должны быть открытой. В пояснительной
записке к законопроекту
Заключение
В данной
курсовой работе рассматривались вопросы
по коммерческой тайне предприятия
и ее защите, и ответственности
за ее разглашение. Подводя итог можно
сказать, что предпринимательская
деятельность во всех сферах неразрывно
связана с получением и использованием
различного рода информации. Причем в
современных условиях информация представляет
собой особого рода товар, имеющий
определенную ценность. Для предпринимателя
зачастую наиболее ценной является информация,
которую он использует для достижения
целей фирмы и разглашение
которой может лишить его возможностей
реализовать эти цели, то есть создает
угрозы безопасности предпринимательской
деятельности. Конечно, не вся информация
может, в случае ее разглашения, создавать
эти угрозы, однако существует определенная
ее часть, которая нуждается в
защите. Информация, используемая в
предпринимательской
a) законодательный. Основан на соблюдении тех прав предпринимателя на конфиденциальную информацию, которые содержатся в российском законодательстве, при обнаружении нарушения прав предпринимателя как собственника, владельца или пользователя информации должно быть обращение в соответствующие органы (МВД, ФСБ, прокуратуру, суд) для восстановления нарушенных прав, возмещения убытков и т.п.
b) физическая защита - охрана, пропускной режим, специальные карточки для посторонних, использование закрывающихся помещений, сейфов, шкафов и пр.
c) организационный. Он включает:
1) введение должности или создания службы, ответственной за отнесением определенной информации к категории конфиденциальной, соблюдением правил доступа и пользования этой информацией
2) разделение информации по степени конфиденциальности и организация допуска к конфиденциальной информации только в соответствии с должностью или с разрешения руководства
3) соблюдение правил пользования информацией (не выносить за пределы служебных помещений, не оставлять без присмотра во время обеда, включить сигнализацию при уходе)
4) наличие постоянно действующей системы контроля за соблюдением правил доступа и пользования информацией (контроль может быть визуальный, документальный и др.).
d) технический. Используются такие средства контроля и защиты как сигнализирующие устройства, видеокамеры, микрофоны, средства идентификации, а также программные средства защиты компьютерных систем от несанкционированного доступа.
e) работа с кадрами. Предполагает активную работу кадровых служб фирмы по набору, проверке, обучению, расстановке, продвижению, стимулированию персонала, с обязательным учетом анкетных данных и проверочных результатов тестирования следует регулярно проводить инструктажи персонала о необходимости соблюдения правил пользования конфиденциальной информацией и об ответственности за нарушения.
Часть
этих способов предполагает значительные
финансовые расходы, в связи, с чем
использование всех способов одновременно
по средствам только достаточно крупным
и платежеспособным фирмам. Конечно,
каждый руководителя сам решает какую
информацию защищать, и каким образом,
но стоит заметить, что рентабельность
и рост фирмы вцелом, зависит не только
от того, как ведется бизнес, но и от того,
как он защищается. В современном Российском
обществе коммерческая тайна еще не приобрела
истинное значение, но это во многом происходит
от правовой не грамотности людей, которые
занимают руководящие должности, либо
от не желания применять необходимые меры
для защиты своего предприятия.
Приложение 1
ОБЯЗАТЕЛЬСТВО
(приложение к трудовому договору)
Я, ______________________________
в качестве работника
(служащего) ______________________________
______________________________
в период трудовых
(служебных) отношений с предприятием
(его правопреемником) и в течение _____________________
после их окончания
обязуюсь:
1) не разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия, которые мне будут доверены или станут известны по работе (службе);
2) не передавать третьим лицам и не раскрывать публично сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия, без согласия предприятия;
3) выполнять относящиеся ко мне требования приказов, инструкций и положений по обеспечению сохранности коммерческой тайны
предприятия;
4) в случае попытки
посторонних лиц получить от меня сведения
о коммерческой тайне предприятия немедленно
сообщить _________________
______________________________
(должностное лицо или подразделение предприятия)
5) сохранять коммерческую тайну тех предприятий, с которыми имеются деловые отношения предприятия;
6) не использовать знание коммерческой тайны предприятия для занятий любой деятельностью, которая в качестве конкурентного действия может нанести ущерб предприятию;
7) в случае моего увольнения все носители коммерческой тайны предприятия ( рукописи, черновики, чертежи, магнитные ленты, перфокарты, перфоленты, диски, дискеты, распечатки на принтерах, кино-, фотонегативы и позитивы, модели, материалы, изделия и пр.) которые находились в моем распоряжении в связи с выполнением мною служебных обязанностей во время работы на предприятии, передать _________________
______________________________
(должностное
лицо или подразделение
8) об утрате или
недостаче носителей коммерческой тайны,
удостоверений, пропусков, ключей от режимных
помещений, хранилищ, сейфов (металлических
шкафов), личных печатей и о других фактах,
которые могут привести к разглашению
коммерческой тайны предприятия, а также
о причинах и условиях возможной утечки
сведений, немедленно сообщать ______________________________
Я, предупрежден, что, в случае, невыполнения любого из пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 настоящего обязательства, могу быть уволен с предприятия. До моего сведения также доведены с разъяснениями соответствующие положения по обеспечению сохранности коммерческой тайны предприятия, и я получил один экземпляр этих положений.
Мне известно, что нарушения этих положений может повлечь уголовную, административную, гражданско-правовую или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ, и в виде лишения свободы, денежного штрафа, обязанности по возмещению ущерба предприятию (убытков, упущенной выгоды и морального ущерба) и других наказаний.
"__"_________ 200_
г.
Администрация предприятия подтверждает, что данные Вами обязательства не ограничивают Ваших прав на интеллектуальную собственность. Об окончании срока действия обязательства администрация предприятия уведомит Вас заблаговременно в письменной форме.
"__"__________ 200_ г.
_________________ _____________
_______________
Информация о работе Сущность и значение коммерческой информации