Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:53, реферат
В новых рыночно-конкурентных условиях возникает масса проблем, связанных с обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, их имущественной собственности, но и предпринимательской (коммерческой) информации, как вида интеллектуальной собственности. Для защиты предпринимательских информационных потоков от различного рода посягательств используются как правовые, так и специальные меры, а в необходимых случаях комплексное их применение.
Введение___________________________________________________3
1. Сущность и значение коммерческой информации ______________6
1.1. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны___12
1.2. Порядок отнесения коммерческих сведений к
коммерческой тайне ______________________________________14
1.3. Защита коммерческой тайны______________________________21
2. Ответственность за разглашение коммерческой тайны__________29
Заключение________________________________________________32
Приложение 1______________________________________________35
Список использованной литературы____________________________38
1.2 Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне
Первым
вопросом, который необходимо решить
при организации охраны коммерческой
тайны, является определение круга
сведений, составляющих коммерческую
тайну, а также возможное
1. специалиста, владеющего финансовыми вопросами, конъюнктурой рынка и данными в отношении конкурирующих фирм
2. специалиста, полностью представляющего систему организации работы предприятия, ее особенности
3. специалиста, по связям с другими предприятиями, а также по вопросам заключения контрактов, договоров
4. специалиста, обладающего всеми сведениями о выпускаемой продукции, технологическом цикле ее проектирования и производства, о прохождении всех видов информации (устной, документальной, в виде образцов, узлов, блоков, готовой продукции).
Если
предприятие достаточно велико или
производимая продукция имеет разнородный
характер, можно создать несколько
таких групп: одну - главную, в целях
координации и обобщения
Далее,
перед группой экспертов
• выделить все виды деятельности предприятия, приносящие прибыль на данный момент
• исходя из имеющихся данных о рынке сбыта, оценить, превышает ли уровень прибыли для данного вида деятельности аналогичные показатели у других предприятий
• определить вероятную перспективу рентабельности этой деятельности.
Если с экономической точки зрения вид деятельности устраивает предприятие в данный момент и в перспективе, а прибыль выше, чем у конкурирующих фирм, то предприятие располагает определенной коммерческой тайной и необходимо продолжить анализ. В этом случае эксперты должны определить, что именно в данном виде деятельности позволяет получать прибыль. Примеры могут быть самыми различными.
Так, для сведений научного характера - это, как правило:
• идеи, изобретения, открытия
• отдельные формулы
• новые технические проекты
• новые методы организации труда и производства
• программное обеспечение ЭВМ
• результаты научных исследований.
Для сведений технологического характера:
• конструкторская документация, чертежи, схемы, записи
• описания технологических испытаний
• “ноу-хау”
• точные знания конструкционных характеристик создаваемых изделий и оптимальные параметры разрабатываемых технологических процессов (размеры, объемы, конфигурация, процентное содержание компонентов, температура, давление, время и др.)
• сведения о материалах, из которых изготовлены отдельные детали, условиях экспериментов и оборудовании, на котором они проводились и т.д.
• используемые предприятием отдельные новые, либо уникальные измерительные комплексы и приборы, станки, оборудование.
Для сведений делового характера:
• сведения о заключенных или планируемых контрактах
• данные о поставщиках и клиентах
• обзоры рынка, маркетинговые исследования
• информация о конфиденциальных переговорах
• калькуляция издержек производства предприятия, структуры цен, уровень прибыли
• планы развития предприятия и его инвестиций.
Если
в выделении узловых сведений
возникают проблемы, то можно изучить
рассматриваемый вид
1.3 Защита коммерческой тайны
Основным фактором, способствующим защите информации, остаются пока режимные, т.е. специальные меры, направленные на предотвращение утечки конкретных сведений. Чем больше к ним может быть проявлен или уже фиксировался интерес, тем оперативнее должны приниматься меры по недопущению его удовлетворения. Принятие специальных мер, направленных на защиту интеллектуальной собственности, зависит, прежде всего, от владельца (владельцев) информации, складывающейся в их среде деятельности конкурентной обстановки, ценности, которую представляет для них производственная или коммерческая информация, и других факторов. Безусловно, хранить секрет его владельцу, если он больше никому не известен, не представляет большой сложности и затрат на его охрану. Он сам не должен допустить к нему третьих лиц. При этом не быть болтливым, доверчивым. Носитель информации (документ, дискета, предмет) должен иметь соответствующее место хранения (не письменный стол, а сейф или другое недоступное для других лиц место). Несколько усложняется охрана этих сведений, когда о ее наличии становится известно заинтересованным лицам. Возникает необходимость ограничивать доступ посторонних лиц к месту хранения секретных материалов. Предприятия, фирмы, объединения, где имеется не один владелец информации, а несколько, к тому же работают сотрудники, не допущенные к производственным (коммерческим) секретам, представляют собой более сложный объект защиты. Возникает вопрос о необходимости обеспечения внешней и внутренней безопасности структурных объединений предпринимательства. Для его решения можно использовать частные предпринимательские фирмы, частные службы безопасности (т.е. которые функционируют самостоятельно, принимая заказы от клиентов), собственные службы безопасности. Качественное же исполнение заказа негосударственными детективными службами во многом зависит от тех условий, которые создаются им органами власти. Например, Санкт-Петербургская мэрия своим решением запретила на территории города деятельность частных предпринимательских фирм, которые занимались также оказанием услуг по защите коммерческих тайн. Осуществление этих частных функций вменяется государственным правоохранительным органам. И это не смотря на то, как показывает зарубежный опыт, что частное предпринимательство охраняет частное детективное общество. Государственным же правоохранительным органам, при всем их желании и возможностях, с этой задачей в полном объеме не справиться. Это один вопрос. Второй касается изучения самой частной фирмы перед тем, как обратиться к ней за помощью. Почему? Имеются данные, что некоторые частные детективные образования, вместо того, чтобы действовать в соответствии со своим уставом, занимаются вымогательством, шантажом представителей других предпринимательских фирм. В принципе здесь идет обоюдная проверка заказчика и клиента перед тем, как заключить договор. Игнорирование этим подходом может привести к серьезным ошибкам. Специальные меры, которые осуществляются при защите информации, можно подразделить на внешние и внутренние. К внешним мероприятиям относятся следующие. Изучение партнеров, клиентов, с которыми приходится вести хозяйственную, коммерческую деятельность, собирать информацию об их надежности, платежеспособности и другие данные. При необходимости производится изучение связей сотрудников частной фирмы. Выясняются лица, проявляющие интерес к фирме, ее деятельности, сотрудникам, не относятся ли они к конкурирующей фирме или к преступной группе. В случае установления, что эти лица допустили какие-либо противозаконные действия, необходимо информировать соответствующий правоохранительный орган. Тем самым пресекается преступная деятельность и, в том числе, интерес к частной фирме. По возможности желательно установить, в чем суть этого интереса и кому понадобилась та или иная информация. Не повторится ли он в будущем, т.е. что можно ожидать от конкурента (не исключено и преступных элементов). В ходе осуществления внутренних мероприятий по обеспечению безопасности решаются следующие вопросы. Подбор, проверка лиц, желающих поступить на работу в частное предприятие. Изучаются их анкетные данные, поведение по месту жительства и прежней работы, личные и деловые качества, положительные и отрицательные стороны изучаемого лица, межличностные отношения. Находился ли в конфликте с законом (судимость, административные задержания, связь с преступным миром). В ходе анализа собранных материалов выясняется, нет ли каких-либо в них противоречий. Дополнительно может проводиться тестирование лица для выяснения моральных или других качеств. Обращается внимание на возможную работу в конкурирующей фирме и причины ухода. После этого делается вывод о пригодности кандидата к работе в данной фирме. На этом этапе изучения сотрудника интерес к нему не заканчивается. Периодически или в зависимости от поведения продолжают изучаться и анализироваться его поступки, затрагивающие интерес (секреты) фирмы. Не исключено, что конкурент может специально направить своих людей для устройства на работу в интересующее его предприятие с целью получения о нем ценных сведений. Как показывает зарубежная практика работы частных фирм, утечка информации зачастую происходит по инициативе их же сотрудников. В мотивационной основе совершаемых поступков лежит корысть (получить значительную сумму денег) или месть (не исключая заодно и материальную выгоду), например, со стороны уволенного работника, имевшего доступ к предпринимательской информации. В этой связи, целесообразно обращать внимание на лиц, которые в процессе хозяйственной или иной деятельности проявляют необоснованный интерес к информационным хранилищам, предполагаемым сделкам и партнерам. При возникновении серьезных подозрений о недобросовестности сотрудника по отношению к фирме, предпочтительнее с ним расстаться. Компьютеризация предпринимательских структур, накопление с ее помощью различной информации привлекает как конкурентов, так и преступников. Зачастую лица, желающие воспользоваться этой информацией, находятся среди обслуживающего персонала, а это уже проблема внутренней безопасности. Задача службы безопасности своевременно выявить среди обслуживающего персонала тех сотрудников, которые вынашивают намерения использовать имеющиеся в их распоряжении сведения для продажи другим лицам или использовать в своих личных целях для получения выгоды. Помимо действия в интересах конкурента, могут совершиться и действия, преследуемые по закону: мошенничество, саботаж, повреждение ЭВМ. Если исходить из зарубежного опыта, то с волной компьютерных преступлений, пока для нас новых и, не в полном объеме, пока урегулированных на законодательном уровне, нам придется столкнуться в недалеком будущем. Субъектами этих преступлений, как правило, являются высокообразованные специалисты, имеющие доступ к секретным программам, шифрам, кодам. В банковских системах, например, совершается мошенничество (снимаются деньги со счетов клиентов вымышленным лицом, занимаются спекуляцией, используя банковский капитал, на валютных биржах, оплачивают собственные счета и т. д.). Развитию данного вида преступлений способствует также и то, что фирмы и банки не стремятся оглашать факты компьютерных краж, чтобы не отпугнуть клиентов. Преступники, зная такое положение, шантажируют владельцев банков, угрожают раскрыть секретные коды и шифры, что может повлечь миллионы расходов для их замены. Только на расследование государственными, частными службами компьютерных ошибок банков приходится тратить около 20 млрд. долларов в год. Предприятия, располагающие ценной информацией, должны хранить ее в специальных несгораемых шкафах или сейфах, не допускать утери ключей от них или передачи на хранение другим лицам, даже из числа особо доверенных. Зарубежные фирмы, например, используют для хранения секретной информации сейфы (шкафы), открываемые с помощью специальной магнитной карты или других сложных сигнальных электронных устройств. Следует отметить, что и эта мера значительно затрудняет к ним доступ. Особенно при наличии комплекса защитных (физических и технических) мер здания, где расположен сейф, иное хранилище. Осуществление специальных внутренних и внешних мер защиты ценных информационных систем должно возлагаться на специально подготовленных лиц. В этой связи, предпринимателю целесообразно обращаться за помощью к частным детективным фирмам, специализирующимся на сыске и охране собственности. Могут создаваться и собственные службы безопасности. Здесь предприниматель сам решает, что ему выгоднее: мириться с утечкой информации или привлекать частные службы безопасности к ее защите. Вопрос состоит в том, какой из убытков меньший: при утечке секретов или их охране. Зарубежные крупные и состоятельные фирмы вводят в свой штат дополнительную должность - сотрудника, занимающегося противодействием хищению ценной информации. Другие же фирмы постоянно или периодически пользуются услугами частных служб, специализирующихся на сыске и охране. Штатная численность этих служб насчитывает десятки тысяч сотрудников. Тенденция роста их рядов не сокращается. В действиях частных служб и полиции возникают противоречия, но их пытаются уладить с помощью закона или на паритетной основе. Существует договоренность об обмене информацией, если на охраняемой территории совершается преступление. В Российской Федерации принят Закон “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”, который содержит положения о сыскной и охранной частной деятельности. Оценивая данный закон с критических позиций, следует указать и на такие положения, заслуживающие внимания, как оказание детективами на возмездной договорной основе помощи гражданам и организациям независимо от их форм собственности. Перечисляются виды разрешаемых и запрещаемых услуг, которые могут оказывать субъекты негосударственной детективной и охранной деятельности: сыщики и охранники. В частности, Закон предусматривает возможность создания акционерными обществами собственных служб безопасности, которые, среди других задач, призваны вести “...изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров; ...установление обстоятельств... недобросовестной конкуренции..., а также разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну...”. Подводя итоги, следует отметить, что защита специальными мерами ценной информации должна осуществляться как против конкурентов, так и преступных элементов, пытающихся овладеть ею. Меры защиты зависят от тех способов и приемов, которые применяют похитители. Использование для защиты секретов частных фирм самых сложных электронных устройств позволяет только сдерживать их утечку, но не останавливать этот вид деятельности, широко получивший в мировой практике название промышленный (коммерческий) шпионаж. В экономической литературе, исследующей развитие предпринимательской деятельности, обращается внимание на поддержание этики честной коммерческой деятельности. В ходе же конкурентной борьбы, как неотъемлемого элемента рыночного хозяйствования использование промышленного шпионажа нельзя отнести к этическим видам деловых взаимоотношений предпринимателей. Однако рыночно-конкурентная деятельность немыслима, как показывает зарубежная практика, без экономического, производственного, научно-технического и других видов шпионажа. Самый благоприятный общественно-экономический климат для развития предпринимательства не сможет предотвратить банкротства, если в результате удачной шпионской акции будут похищены секретные для фирмы (компании) сведения. Шпионаж - это тень рыночно-конкурентной деятельности, двигатель для одних фирм и тормоз для других.
В дополнение к сказанному, на каждом предприятии при создании системы защиты информации необходимо правильно организовать:
1. учет и охрану некоторых видов материалов и готовых изделий (особенно опытных образцов)
2. порядок делопроизводства с документами, содержащими предпринимательскую тайну (правила циркуляции, учета, хранения, уничтожения и др.)
3. контроль за средствами копирования и размножения документов
4. защиту коммерческой информации в средствах связи и вычислительной техники
5. охрану территории предприятия и его основных зданий и сооружений
6. контроль за посещениями данного предприятия посторонними лицами.
Основные элементы защиты коммерческой тайны предприятия представлены в таблице 2.
Таблица 2
МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ | |
1 | 2 |
Регламентированный перечень сведений, относимых к коммерческой тайне предприятия | Система контроля за средствами копирования и размножения документов |
Система учета и охраны новых материалов и продукции | Порядок защиты коммерческой информации в средствах связи и вычислительной техники |
Система охраны территории предприятия, его основных зданий и сооружений | Порядок использования открытых каналов связи при передачи конфиденциальной информации |
Система контроля за посещением предприятия посторонними лицами | Система мотивации и обучения персонала предприятия способам защиты коммерческой тайны |
Порядок делопроизводства с документами, содержащими коммерческую тайну | Специализированные службы по защите коммерческой тайны предприятия |
2. Ответственность за разглашение коммерческой тайны
За разглашение
коммерческой тайны можно привлечь
любого человека к гражданской, административной
и уголовной ответственности. Если
открыл коммерческую или служебную
тайну, нарушив условия трудового
договора, то он обязан возместить все
убытки, причем не только те, что вызвали
реальный ущерб, но и упущенную выгоду
(ст. 15 ГК). Такая же участь постигнет
не только сотрудников, но также и
граждан и предприятия, которые
узнали информацию незаконно (п. 2 ст. 139
ГК). Впрочем, это еще не самое
серьезное наказание. Если работник
будет незаконно собирать засекреченные
сведения, то ему грозит штраф или
два года лишения свободы. Причем
здесь достаточно уже того, что
он просто собирает эту информацию,
и неважно разгласил он ее или
нет. Если же он раскрыл и использовал
эти сведения без согласия владельца
из корысти или личной заинтересованности,
а это причинило крупный ущерб
компании, то работник может быть лишен
свободы на срок до трех лет. Сотрудника
предприятия к уголовной
Информация о работе Сущность и значение коммерческой информации