Субъекты малого предпринимательства, государственная поддержка малого бизнеса, особенности финансов малых предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – дать общее представление о деятельности малого бизнеса.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть субъекты малого предпринимательства и критерии отнесения к ним;
- проанализировать государственные меры поддержки малого бизнеса;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1. Теоретическая часть………………………………………………………….5
1.1. Субъекты малого предпринимательства: понятие и критерии отнесения ……………………………………..…………………………………5
1.2. Государственная поддержка малого бизнеса.………………………..11
1.3. Особенности финансов малых предприятий…………………………17
1.3.1. Гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре……………17
1.3.2. Особенности финансирования деятельности……………………..18
1.3.3. Особенности трудовых отношений………………………………..20
1.3.4. Особенности налоговой политики государства по отношению к деятельности малого предприятия……………………………………………23
1.3.5. Качественные характеристики российского малого предприятия…………………………………………………………………….26
2. Практическая часть………………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….48

Работа содержит 1 файл

курсовая по фин организаций с доработкой.doc

— 423.00 Кб (Скачать)

  1.3.2. Особенности финансирования  деятельности

    Одно из, главных отличий малого предприятия от крупного предприятия — порядок финансирования, предполагающий использование в первую очередь и главным образом внутренних источников: доходов фирмы, личных средств руководителя, средств родных, друзей. В условиях развитого рынка для малого предприятия существует еще один источник — банковский кредит, предоставляемый как непосредственно, так и в рамках специальных программ, с привлечением специализированных программ, специализированных финансовых структур, при поддержке государства.

  Рассматривая  особенность малых предприятий, заключающуюся в преимущественном использовании внутренних источников финансирования, следует иметь в виду негативные последствия этого процесса как для отдельных фирм, так и для сектора малого бизнеса в целом. Это повышенный риск банкротства на этапе становления, трудности расширения производства, наконец, барьер, не позволяющий даже наиболее успешным малым предприятиям попасть в разряд средних.

    Недостаток собственных средств,  принципиально невосполнимый в рамках отдельного малого предприятия, в сочетании с невозможностью привлечь внешнее финансирование нередко ограничивают масштабы перспективного бизнеса. Вот характерный пример. Предприятие вышло на рынок капиталоемкой продукции. Спрос на нее высок, но при таком уровне цен, когда рентабельно производство лишь средних масштабов. Ситуация достаточно типична. Многие емкие рыночные ниши опустели из-за деградации заполнявших их прежде крупных предприятий. Свернув нерентабельные производства, они не в силах "содержать себя" за счет оставшихся прибыльных и, как правило, закрывают и последние. Заполнить образовавшийся вакуум мог бы средний бизнес, который либо отпочковался от крупного в процессе реструктуризации, либо вырос из малого. Второй путь был не раз опробован в ходе развития рыночной экономики, но требует финансовой подпитки извне, причем в относительно сжатые сроки, пока сохраняются конкурентные преимущества свободного рыночного пространства.       

    Предприниматели пытаются преодолеть  узкие рамки внутрифирменного финансирования, перераспределяя полученный доход между заработной платой и инвестициями. На малой фирме этот процесс, как и многие другие, упрощен, так как в большинстве случаев руководитель единолично распоряжается доходами. Другой вариант — ускорение оборота денежных средств — доступен главным образом малому предприятию непроизводственной сферы. Руководители производственных фирм "размывают" профильную деятельность, занимаясь торговлей, посредничеством. Но относительное финансовое благополучие предприятия оборачивается потерей времени в конкурентной борьбе на рынке основного товара. Поэтому предприниматели, нацеленные на успешный бизнес именно в производстве, поэкспериментировав с торговлей, часто сворачивают ее8.

    Ослабить, а тем более снять финансовые ограничения для малых предприятий без вмешательства государства невозможно. Речь идет не о беспрепятственной раздаче бюджетных средств всем желающим. К тому же совершенно необязательно (и даже с народнохозяйственной точки зрения вредно), чтобы из каждой микрофирмы выросло малое, среднее, крупное предприятие. Но, как показывает опыт промышленно развитых стран, стартовая финансовая поддержка — лучшее условие для расширения масштабов малого предпринимательства. Привлечение внешнего капитала к финансированию перспективного бизнеса — залог поддержания оптимальной структуры экономики, эффективно сочетающей малые, средние и крупные предприятия. Решается эта задача как за счет прямой финансовой помощи государства, так и путем создания механизмов, косвенно направляющих частный капитал, индивидуальные накопления на финансирование малых предприятий.                             

  1.3.3. Особенности трудовых  отношений

  В рыночной экономике для малого предприятия по сравнению с крупным характерна большая доля затрат живого труда на единицу продукции. Малые предприятия склонны к трудоемкой работе со средним и низким уровнем квалификации персонала. Поэтому, чтобы поддержать конкурентоспособность,  малые предприятия вынуждены, с одной стороны, экономить на оплате труда, а с другой — интенсифицировать труд работников. Решая первую задачу, предприниматели сталкиваются с трудностями при наборе высококвалифицированных кадров, что является несомненным минусом для развития фирмы. Решая вторую, стремятся повысить степень вовлеченности работников в дела предприятия; создавая для этого особый тип внутрифирменных взаимоотношений — отношений членов большой семьи.

    Рыночная специфика решения кадровых  вопросов присуща и российским малым фирмам переходного периода. За небольшим исключением, суть которого в том, что, хотя дефицит трудовых ресурсов руководители малых предприятий отмечают значительно чаще, чем директора крупных предприятий, его основная причина—не более низкая зарплата работников, а повышенные требования к трудоотдаче. По мнению предпринимателей, трудно найти того, кто стремится работать интенсивно и добросовестно, предпочитая зарабатывать, а не получать. Это очевидное наследство плановой уравниловки не по карману небольшой фирме. Имея ограниченные источники финансирования, малое предприятие не в состоянии содержать "лишних людей".

    Руководители малой фирмы четко  сознают, что успех дела во  многом определяется взаимоотношениями  внутри фирмы как по линии  руководитель—работник, так и  между работниками. От Степени мотивированности работников к труду зависит возможность его интенсификации и, в конечном счете, потенциал предприятия. Наиболее действенный способ повысить их заинтересованность в успехе фирмы — установить тесный, неформальный контакт с руководителем, так как именно с ним в представлении работников отождествляются как. победы, так и поражения. Тогда, если предприниматель обладает даром сплотить, увлечь, повести за собой, появляется реальный шанс "переплавить" живой труд в фактор роста бизнеса.

    Тесные личностные отношения,  руководителя малого предприятия  и работников возможны, так как структура управления фирмы предельна упрощена. Это позволяет находить индивидуальные стимулы, мотивы повышения производительности труда каждого работника. Их спектр широк: от угрозы лишиться работы, постоянного заработка до возможности самореализации, вовлеченности в план предприятия. Гораздо устойчивее те малые фирмы, где материальная заинтересованность сочетается с профессиональной, где работники рассчитывают на перспективу.

  Дружеские отношения между работниками  также необходимы для малого предприятия с их спецификой вынужденного совмещения обязанностей. Наиболее жизнеспособны из них те, где каждый при необходимости готов заменить каждого. Неконфликтные внутренние отношения — реальность большинства малых фирм: коллективы небольшие, изначально формируются из числа лично знакомых, проверенных опытом общей работы. Большинство работают постоянно. Это принцип руководителей: не брать временных работников, для которых проблемы предприятия далеко не личное дело9.

  В целом в представлении большинства  предпринимателей внутрифирменные отношения ассоциируются со стереотипом "большой семьи", где глава — руководитель фирмы. В большой дружной семье не должно быть места сепаратизму. Так считают предприниматели и крайне негативно оценивают возможность создания СТК, профсоюза. Неконтролируемые объединения работников, формальные или неформальные, есть лишь на тех предприятиях, руководители которых сумели использовать их в своих интересах. Например, привлекая неформальных лидеров к обсуждению проблем, перспектив бизнеса, тем самым усиливая вовлеченность всего коллектива, поднимая уровень его мотивированное. Или отдавая на откуп СТК принятие непопулярных решений — перевод на другую работу, сокращение заработка, увольнение.

    Реализовать принцип "большой  семьи" несложно, так как дореформенный  стереотип работника (а стереотипы  поведения устойчивее условий, их порождающих) предполагал коллективизм, готовность к безвозмездной взаимопомощи, взаимовыручке.

  Проблема  заключается в том, что непременным атрибутом семейных отношений в коллективе считалась комфортная обстановка, где первое место занимало общение по интересам, а не трудовая деятельность.

    Уровень мотиваций к самореализации, карьерному росту был невысок. Работа на малом предприятии дает возможность и предполагает необходимость пересмотреть отношение к работе, прийти к выводу: "никто мне не должен".

  Оптимальная ситуация, когда работник нацелен  на карьерный рост, который отождествляется с ростом престижа фирмы.

  Тесные  отношения руководителей с работниками  подразумевают необходимость соблюдения их интересов, в частности, когда речь идет об оплате труда. 

  1.3.4. Особенности налоговой  политики государства  по отношению к деятельности малого предприятия

  Упрощенная  система налогообложения, учета  и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций  и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, представляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе. Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. Для индивидуальных предпринимателей предусматривается замена уплаты подоходного налога на доход, полученный от осуществлении предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью. С момента перехода на упрощенную систему налогообложения проблемы бухгалтерского учета для соответствующих предприятий предельно упрощаются. Достаточно вести Книгу учета доходов и расходов по форме, и строго следовать изложенному в данном приказе порядку отражения в ней хозяйственных операций. Кроме этого, для предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется общий для всех порядок ведения кассовых операций и представления статистической отчетности. Предприятиям, для которых объектом налогообложения является совокупный доход, при его исчислении нужно четко руководствоваться установленным Законом перечнем затрат, вычитаемых из валовой выручки, который несколько конкретизирован в Порядке отражения в Книге учета доходов и расходов хозяйственных операций. К таким затратам относятся:

   - Стоимость использованных в  процессе производства товаров (работ, услуг), сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров и топлива.

    Как и для всех прочих предприятий и организаций, данная стоимость формируется исходя из цен приобретения (без учета НДС), наценок, комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранении и доставку, осуществляемые сторонними организациями.

   - Эксплуатационные расходы.

    К данным расходам относятся  расходы на содержание и эксплуатацию оборудования других рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности.

   - Расходы на текущий ремонт  оборудования и других рабочих мест, зданий, сооружений и помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности.

   - Затраты на аренду помещений, используемых для производствен ной и коммерческой деятельности.

   - Затраты на аренду транспортных  средств.

    К транспортным средствам относятся  автомобили, суда, аппараты летательно - воздушные и прочие транспортные средства, используемые для производственной и коммерческой деятельности.

   - Расходы на уплату процентов  по кредитам банков в пределах учетной ставки ЦБ РФ, увеличенной на 3% .

   - Стоимость оказанных предприятию  услуг.

   - Суммы НДС, уплаченного поставщикам.

   - Суммы налога на приобретение  автотранспортных средств.

   - Суммы отчислений в государственные  внебюджетные социальные фонды.

   - Суммы уплаченных таможенных  платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.

    Естественно, что по всем перечисленным  позициям суммы фактически произведенных  расходов должны быть подтверждены  соответствующими первичными документами. Никакие другие расходы отнесению на уменьшение налогооблагаемого дохода не подлежат. В частности, не вычитаются из налогооблагаемого дохода заработная плата, командировочные расходы, и амортизационные отчисления, для всех прочих предприятий относимые на себестоимость продукции (работ, услуг). Впредь до выпуска соответствующих разъяснений остается не понятным, что же понимается под оказанными предприятию услугами, стоимость которых вычитается из налогооблагаемого дохода, и относится ли сюда услуги по рекламе, обучению персонала и другие аналогичные расходы, обычно также относимые на себестоимость продукции10.

    В состав доходов предприятия,  также, как и для всех прочих  предприятий, включаются денежные  средства и иное имущество  полученное безвозмездно в виде финансовой помощи. Порядок определения налогооблагаемого дохода показывает, что при переходе на упрощенную систему налогообложения, выигрывая в простоте бухгалтерского учета предприятие может понести существенные экономические потери. Для того, чтобы определить, выгоден ли для данного конкретного предприятия переход на эту систему необходимо произвести детальные расчеты с учетом всех особенностей деятельности этого предприятия. Основную роль в подобных расчетах играет уровень рентабельности предприятия и структура расходов, составляющих себестоимость производимой им продукции (работ, услуг). 

Информация о работе Субъекты малого предпринимательства, государственная поддержка малого бизнеса, особенности финансов малых предприятий