Субъекты малого предпринимательства, государственная поддержка малого бизнеса, особенности финансов малых предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – дать общее представление о деятельности малого бизнеса.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть субъекты малого предпринимательства и критерии отнесения к ним;
- проанализировать государственные меры поддержки малого бизнеса;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1. Теоретическая часть………………………………………………………….5
1.1. Субъекты малого предпринимательства: понятие и критерии отнесения ……………………………………..…………………………………5
1.2. Государственная поддержка малого бизнеса.………………………..11
1.3. Особенности финансов малых предприятий…………………………17
1.3.1. Гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре……………17
1.3.2. Особенности финансирования деятельности……………………..18
1.3.3. Особенности трудовых отношений………………………………..20
1.3.4. Особенности налоговой политики государства по отношению к деятельности малого предприятия……………………………………………23
1.3.5. Качественные характеристики российского малого предприятия…………………………………………………………………….26
2. Практическая часть………………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….48

Работа содержит 1 файл

курсовая по фин организаций с доработкой.doc

— 423.00 Кб (Скачать)
  • Производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
  • Производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;
  • Лекарственных препаратов и медицинской техники;
  • Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
  • Строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения5.

  Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса  является прямая финансовая помощь, которая  осуществляется посредством льготного  субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

  Важным  инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве  промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

  Следует заметить, что государственные органы власти в некоторых субъектах федерации предусматривают резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд (не менее 15% от общего объема поставок).

  Достаточно  широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.

  Особая  система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.

  Сейчас, при корректировании многими  политическими партиями и движениями своих программ, в них можно заметить меняющееся отношение к малому бизнесу. Так из всех программ можно выделить главные общие идеи:

  • Приоритетное развитие малого предпринимательства – не самоцель, а одно из основных условий экономического и социального возрождения России.
  • Массовое широкомасштабное развитие малого предпринимательства позволит предоставить работу миллионам граждан, высвобождающихся из государственных и приватизированных предприятий. По оценкам И.Хакамады - около 50 млн. человек.
  • Реализация мероприятий по обеспечению производственной и инновационной поддержки малых предприятий позволит создать значительное количество новых малых предприятий, до 12 млн. предприятий, и новых рабочих мест, прежде всего, для социально незащищенных слоев населения.
  • Малое предприятие, играющее все большую роль в региональных социально-экономических процессах, учитывает своеобразие каждого региона, формирует значительную долю доходной базы бюджета и является решающим фактором экономической стабилизации через создание местных потребительских рынков и новых рабочих мест.

  В Федеральном законе N 209-ФЗ предусмотрены, в частности, налоговые льготы в  виде специальных налоговых режимов, упрощенные правила ведения налогового и бухгалтерского учета и составления бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности, финансовая и имущественная, информационная поддержка.

  Конкретные  льготы определяются законами или иными  нормативными правовыми актами РФ. Условия и порядок оказания поддержки  устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами. Чтобы получить поддержку, субъект малого и среднего предпринимательства должен зарегистрироваться в реестрах и представить документы, подтверждающие соответствие критериям и условиям, предусмотренным программами развития. Поддержка не оказывается кредитным, страховым организациям (кроме потребительских кооперативов), инвестиционным фондам, ломбардам, игорным заведениям, участникам соглашений о разделе продукции и др. (ч. 3 ст. 14 Закона N 209-ФЗ). В поддержке может быть отказано и в случае непредставления необходимых документов, а также невыполнения условий оказания поддержки.

  Финансовая  поддержка оказывается за счет средств  бюджетов разных уровней в виде субсидий, бюджетных инвестиций, государственных  и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего бизнеса. Она не предоставляется тем, кто производит и реализует подакцизные товары, а также добывает и реализует полезные ископаемые (за исключением общераспространенных полезных ископаемых).

  Имущественная поддержка предусматривает передачу во владение и (или) пользование государственного либо муниципального имущества, в том  числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов. Передача может происходить на возмездной, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.

  Информационная  поддержка заключается в создании информационных систем и телекоммуникационных сетей для обеспечения экономической, правовой, статистической и другой информацией субъектов малого и среднего бизнеса. Такая информация, например, может быть размещена на официальных сайтах органов исполнительной власти.

  Консультационная  поддержка бывает двух видов. Во-первых, это создание организаций, оказывающих  консультационные услуги. Такие организации  образуют инфраструктуру поддержки  малого и среднего предпринимательства  и включаются в программы по поддержке и развитию. Во-вторых, это компенсации произведенных и документально подтвержденных затрат на оплату консультационных услуг.

  Обучение  кадров. Поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров оказывают органы государственной  власти и местного самоуправления. Она осуществляется путем разработки образовательных программ на основе государственных образовательных стандартов и создания условий для повышения профессиональных знаний специалистов, относящихся к социально незащищенным группам населения, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций в области малого и среднего предпринимательства.

  Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства  в области инноваций и промышленного  производства. Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:

  1) создания организаций, образующих  инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, и обеспечения деятельности таких организаций;

  2) содействия патентованию изобретений,  полезных моделей, промышленных  образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации  иных результатов интеллектуальной  деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства;

  3) создания условий для привлечения  субъектов малого и среднего  предпринимательства к заключению  договоров субподряда в области  инноваций и промышленного производства;

  4) создания акционерных инвестиционных  фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.

  Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства  в области ремесленной деятельности. В целях оказания поддержки субъектам  малого и среднего предпринимательства  и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать перечни видов ремесленной деятельности. Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:

  1) создания организаций, образующих  инфраструктуру поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства  в области ремесленной деятельности, в том числе палат ремесел, центров ремесел, и обеспечения их деятельности;

  2) финансовой, имущественной, консультационной, информационной поддержки, поддержки  в области подготовки, переподготовки  и повышения квалификации работников, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в области ремесленной деятельности.

  Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую  деятельность. Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:

  1) сотрудничества с международными  организациями и иностранными государствами в области развития малого и среднего предпринимательства;

  2) содействия в продвижении на  рынки иностранных государств  российских товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также создания благоприятных условий для российских участников внешнеэкономической деятельности;

  3) создания организаций, образующих  инфраструктуру поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства  и оказывающих поддержку субъектам  малого и среднего предпринимательства,  осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, и обеспечения деятельности таких организаций;

  4) реализации иных мероприятий  по поддержке субъектов малого  и среднего предпринимательства,  осуществляющих внешнеэкономическую  деятельность6.

  А также, существует поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

  Вместе  с тем п. 3 ст. 16 Федерального закона N 209-ФЗ определено, что субъекты Российской Федерации вправе наряду с установленными этим Законом формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. 
 

  1.3. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВ  МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

  1.3.1. Гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре

    Главным преимуществом малого  предприятия в условиях современного рынка является намного более гибкая, чем у крупных предприятий, реакция на быстро меняющийся спрос: умение "уловить" возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией своих ресурсов и возможностей. Эта маневренность вытекает из краткого упоминания особенностей малого предприятия: оно не связано обширной производственной программой, разработанной на перспективу; не обременено многочисленным персоналом, требующим сложных навыков управления; не отягощено финансовыми обязательствами перед акционерами, ожидающими дивидендов от вложенного капитала; ему проще перестроить свою рыночную стратегию, как только найдена новая "ниша", и манипулировать ценами на свою продукцию; перед ними вряд ли встанет проблема организованного противодействия наемных работников, отстаивающих с помощью профсоюза свои рабочие места или уровень заработной платы.

    Кроме того, малое производство, как правило, более экономично. У малого предприятия, по сравнению с крупным, короче сроки капитального строительства, для их создания нужен относительно меньший стартовый капитал. Оборачиваемость средств у них в 2—2,5 раза выше, что обеспечивает достаточно высокую норму прибыли. Эти предприятия обычно лучше используют свой капитал, оборудование и производственные площади, не держат крупных запасов. Они успешнее экономят на административно-управленческих расходах благодаря простоте и гибкости процедуры управления.

    Преимущества маневренности и  экономичности становятся особенно важными, когда предприятие достигает высокого уровня специализации.

  Малый бизнес чутко реагирует на растущую зависимость потребительского спроса от колебаний моды, успевая удовлетворять все новые, нередко индивидуальные запросы покупателей (работа на заказ). Во многом его развитие предопределено глубокими изменениями, происходящими в современной культурной среде. Если несколько десятилетий назад залогом успешного сбыта товаров было его соответствие рыночным стандартам, то теперь — новизна, оригинальность внешнего облика. Аналогичные тенденции присущи сфере услуг, в которой спрос все более определяется качеством и разнообразием сервиса7.

    Развитию малого бизнеса способствует  и региональная дифференциация  производства и потребления. Значительная  часть малых предприятий создается для освоения ресурсов сырья, имеющих местное значение, с целью избежать повышения транспортных тарифов, а также там, где велики сезонные колебания условий производства или спроса. 

Информация о работе Субъекты малого предпринимательства, государственная поддержка малого бизнеса, особенности финансов малых предприятий