Стратегия ценообразования в коммерческой деятельности оптового торгового предприятия на рынке товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Цена и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена - сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости и использованию ВВП и национального дохода.[1]
Цена в условиях рыночной экономики – важнейший экономический параметр, характеризующий деятельность предприятия. Именно цены опред

Содержание

Введение
1. Понятие и функции Цены, классификация и система цен
1.1. Понятие, сущность цены, ее роль в экономике
1.2. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена
1.3. Функции цены
1.4. Классификация цен по способам и степени регулирования
1.5. Система действующих цен в РФ
2. Процесс ценообразования в коммерческой деятельности оптового торгового предприятия
2.1.Сущность, роль и функции оптовой торговли
2.2 Оптовые торговые предприятия (понятие и виды), коммерческая деятельность
2.3. Формирование цены на оптовом торговом предприятии
3. Стратегии ценообразования оптового торгового предприятия
3.1 Краткая организационно-правовая и экономическая характеристика предприятия
3.2. Формирование цен в ООО «Интертекстиль»

Работа содержит 1 файл

курс эконом.doc

— 113.00 Кб (Скачать)


24

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине:

Экономика организаций

 

по теме:

«Стратегия ценообразования в коммерческой деятельности оптового торгового предприятия на рынке товаров»

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

             

2008


Содержание:

Введение

 

1. Понятие и функции Цены, классификация и система цен

1.1. Понятие, сущность цены, ее роль в экономике

1.2. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена

1.3. Функции цены

1.4. Классификация цен по способам и степени регулирования

1.5. Система действующих цен в РФ

 

2. Процесс ценообразования в коммерческой деятельности оптового торгового предприятия

2.1.Сущность, роль и функции оптовой торговли

2.2 Оптовые торговые предприятия (понятие и виды), коммерческая деятельность

2.3. Формирование цены на оптовом торговом предприятии

3. Стратегии ценообразования оптового торгового предприятия

3.1 Краткая организационно-правовая и экономическая характеристика предприятия

3.2. Формирование цен в ООО «Интертекстиль»

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

 

 


Введение

Цена и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена - сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости и использованию ВВП и национального дохода.[1]

Цена в условиях рыночной экономики – важнейший экономический параметр, характеризующий деятельность предприятия. Именно цены определяют структуру производства, оказывают решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень доходности предприятия.

Перед всеми фирмами, организациями встает задача назначения цены на свои товары или услуги. Фирмы, стремящееся проводить грамотную ценовую политику, прежде всего должны решить ряд задач: получение максимальной прибыли; завоевание рынка сбыта; снижение затрат; борьба с конкурирующими товарами; рост объема продаж.

Главная цель, которая поставлена в курсовой работе – исследование формирования цены на торговом предприятии. В задачи данной работы входит: изучение теоретического аспекта выбранной темы (понятия и сущности цены, ее функции, классификации цен, влияние на цену спроса и предложения), системы действующих цен в РФ, изучение процесса формирования цены на примере конкретного торгового предприятия.

Предметом исследования данной работы является процесс формирования цены.

Объектом исследования ценовая политика ООО «Интертекстиль».

В данной работе были использованы: научная, учебно-методическая литература, нормативно-правовые источники.

 



24

 

1. Цена и ценообразование

1.1. Понятие, сущность цены, ее роль в экономике

Категория цены представляет собой важнейший элемент рыночной системы хозяйствования. Понятие цены исторически формировалось параллельно развитию отношений обмена.

Экономическая наука изучала теорию цен сотни лет, и за это время было высказано немало суждений о возникновении понятия цены. Таким образом, было выявлено несколько основных факторов ценообразования: теория полезности, затраты труда и ценность.

К началу и в первой половине 19 века преобладающим толкования цены стало объяснение ее затратами труда, что произошло под влиянием работ А.Смита и особенно Д.Рикардо.

Адам Смит толковал стоимость как результат затрат труда работником, то есть сколько вложено в товар труда, такая стоимость и ожидается. Он утверждал: «Мерой стоимости является труд, как неизменный эталон. Все создается трудом».

Следующий мыслитель мирового уровня, который занимался этой проблемой, был Давид Рикардо. Он говорил, что труд не может быть эталоном. Его стоимость меняется еще значительнее, чем золото в различных условиях и навыках. В разное время производство одного товара требует существенно отличающихся затрат труда. Т.е. с помощью труда в качестве эталона в рыночной среде ничего нельзя определить. Но при этом можно трактовать взгляды Д. Рикардо так, что цена зависит от общих затрат труда (капитала и текущего труда), а доход тем больше, чем меньшие текущие затраты труда. Но в любом случае стоимость соответствует затраченному труду.

Преобладание «трудового» истолкования ценности стало возможным потому, что сторонники «полезности» не смогли объяснить  очевидных противоречий реальной жизни: низких цен на товары, имеющие  самое насущное значение для потребителя. В 70х годах  XIX века произошла так называемая маржиналистская революция, возникла знаменитая австрийская школа с ее «предельной» полезностью. Одновременно в Англии и Швейцарии  появились работы, излагавшие те же идеи в математической форме. Это стало большим достижением экономической науки. Новые успехи позволили, прежде всего, австрийцам, создать законченное  монистическое учение и о формировании цен, о вменении ценности средствам  производства, исходя из ценности предметов потребления, произведенных в ходе их использования, и роли капитала. В этом случае рыночная цена товара зависит не столько от зат­рат изготовителя, сколько от оценки полезности таких затрат поку­пателем. При этом цена является самостоятельной внестоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Цена «освобождается» от стоимо­сти, для объяснения цены в ней нет необходимости. Существует также альтернативная теории цены – теория конкурентной цены. Ценовая конкуренция восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка. И в настоящее время такой подход имеет смысл. Но на современном рынке не ведется «война цен»  - она существует, но не всегда в явной форме. «Война цен» в открытой форме возможна лишь до того момента, пока фирма не исчерпывает резервы снижения себестоимости товара, вытекающие из расширения масштаба массового производства и    соответствующего   повышения массы прибыли. [2]

Когда же устанавливается равновесие, новая попытка снизить цену приводит к тому, что конкуренты реагируют точно также: позиции фирм на рынке не претерпевают изменений, однако норма прибыли падает, финансовое состояние фирм в большинстве случаев ухудшается, а это ведет к снижению инвестиций в обновление и расширение основных фондов, в итоге спад производства усиливается, вместо ожидаемых побед и вытеснения конкурентов наступают неожиданные разорения и банкротства.

Вот почему в наши дни нередко наблюдается не снижение цен по мере развития научно-технического, а их повышение: прирост цен зачастую не адекватен улучшению потребительских свойств товаров, которое невозможно отрицать.

Единого мнения в отношении определения цены л не существует. Представители разных школ дают разные определения цены товара или услуги. В теории ценообразования известны два базовых направления: теория трудовой стоимости и теория предельной полезности. Представители каждого направления понимают категорию цены совершенно по-разному.

Цена — это денежное выражение стоимости товара, т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар.

Иногда дается такое определение цены: Цена - это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель — продать».

На бытовом уровне цена является очень широким понятием. Оно происходит от славянского корня «наказание», возмездие». Цены, как правило, постоянно изменяются, однако, их изменение не всегда указывает на изменение каких-либо характеристик продаваемого товара. Это может происходить потому, что условия хозяйствования продавца изменились. В цене как экономической категории происходит столкновение интересов продавцов и покупателей. Давно известно, что продавец стремится подороже продать, а покупатель старается его подешевле купить.

Процесс ценообразования является атрибутом именно сферы сбыта фирм. В условиях рыночной экономики механизм сбытовой деятельности существенно изменился по сравнению с плановой экономикой. Цена стала тем инструментом, использование которого может помочь фирмам достичь своих целей. Не всегда затраты предприятия, связанные с производством конкретного товара, могут быть реально оценены с помощью цены. Поэтому в данной ситуации фирмы часто компенсируют такое несоответствие другими механизмами (экономией на масштабах производства, премировании и т.д.)

Цена как экономическая категория является неотъемлемой частью экономического механизма как в рамках макроэкономики, так и на микроуровне. Цены в рамках народного хозяйства определяют уровень жизни населения, динамику развития отдельных отраслей, оказывают влияние на инвестиционный климат, способствуют перераспределению товарной массы и дохода. [3]

У каждой фирмы свои подходы к ценообразованию. В небольших по размеру фирмах вопросы ценообразования решаются в основном на высших уровнях управления. Крупные масштабы хозяйственной деятельности приводят к тому, что вопросами ценообразования гораздо эффективней становится заниматься в рамках специализированной службы. В то же время цели ценообразования устанавливаются органами высшего руководства.

В цене реализуются интересы всех участников рынка, поскольку цена служит средством для установления определенных отношений между продавцом и покупателем. Цена помогает созданию определенных представлений о товаре. Совершение покупки означает, что продавец и покупатель пришли к согласию

 


1.2. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена

Рыночное ценообразование способствует развитию конкурентной борьбы, которая является залогом высокой эффективности экономики страны, Механизм рыночного ценообразования основан на таких категориях, как спрос, предложение и равновесная цена.

Под спросом понимается готовность потребителя купить некоторое количество продукта по определенной цене в течение некоторого периода времени.

Закон спроса: чем выше уровень цены на товар, тем меньшее его количество желает приобрести покупатель при прочих равных условиях.

Предложение выражает желание и способность производителей предлагать товар или услуги на рынке. На спрос оказывает влияние количество покупателей, их доходы, мода, вкусы потребителей, изменение цен на сопряженные товары, прогнозы, ожидания покупателей и т.д.

На предложение, в свою очередь, влияют изменения издержек производства, цен на ресурсы, налогов; число продавцов на рынке, уровень цен на сопряженные товары, инфляционные ожидания и другие прогнозы продавцов.

Закон предложения: чем больше цена товара, тем большее его количество производители желают предложить к продаже при прочих равных условиях,

В условиях рынка цены формируются не в результате их усреднения, а в процессе определенного компромисса между покупателями и продавцами как предельно допустимые со стороны спроса и со стороны предложения. Теоретически среди множества цен (шкалы цен) существует только одна, по которой покупатели желают и могут приобрести, а продавцы готовы реализовать определенное количество товара. Такая цена называется равновесной (рыночной) ценой, а в случае, когда она зафиксирована в договоре, — договорной,

Цена, выше равновесной, стимулирует производителей производить больше продукции, но у потребителей снижает желание покупать этот товар, переключая их спрос на другие товары. В результате на рынке появляется избыточное предложение данного товара. Наличие избыточного товара у производителей будет побуждать их к снижению цены, в результате цена может упасть даже ниже равновесной. По новой цене производители будут готовы предложить гораздо меньшее количество товара.

Механизмом формирования единых равновесных цен на рынке в массовых сделках является соотношения спроса и предложения по конкретным товарам. Зависимость между соотношением спроса и предложения была установлена в незапамятные времена и считалась общим местом в экономической науке.

Цена формируется при взаимодействии предложения, создаваемого предприятием, и спросом, который формируют покупатели. Предприятие, характеризуется, как правило, объемом выпуска, а рынок представлен кривой спроса.

По самой простой логике формирования кривой спроса всегда можно определить цену в зависимости от количества выпущенной продукции на рынке. На рис. 1 видно, что при заданной кривой спроса, каждому размеру выпуска всегда соответствует определенное значение цены (Р).

Пересечение вертикальной линии, характеризующей объем выпуска, с кривой спроса даст точку, которой соответствует цена реализации данного объема продукции.

Рис.1.Кривая спроса

 

Соотношение спроса и предложения выступает, во-первых, как показатель равновесия рынка по конкретным товарам, во-вторых, как средство достижения этого равновесия. Первое объяснение более общее, более описательное, оно касается непосредственно  уровня цен, а второе  исходит как бы из внутренних  причин формирования ценности товара. Как это ни парадоксально звучит, действующая система цен  сама является ценообразующим фактором.

Если относительная цена кроссовок Nike повышается, их будет куплено меньше. Однако, если цена кроссовок Nike, равно как и всех других конкурирующих кроссовок, возрастёт на некоторую сумму, например на 3 доллара, потребители могут купить больше, меньше или столько же кроссовок Nike. Говоря о магазине постоянного спроса, на какие то товары практически не наблюдается, например, в жаркий период большой спрос на прохладительные напитки, но маленький спрос на сладкие изделия типа шоколада, конфет, а зимой наоборот. Наиболее постоянным спросом не зависимо от времени года является молочные изделия, хлебобулочные и мясные изделия.

Цены формируются на основании издержек. К издержкам мы можем отнести транспортные расходы, расходы на поставку, рекламу. Минимальная цена определяется издержками фирмы.

Спрос, как правило, определяет максимальную цену, которую фирма может запросить за свой товар. Компания стремится назначить на товар такую цену, чтобы она полностью покрывала все издержки по его производству, распределению и сбыту, включая справедливую норму прибыли за приложенные усилия и риск т.е.

Цена = себестоимость + издержки + норма прибыли

Информация о работе Стратегия ценообразования в коммерческой деятельности оптового торгового предприятия на рынке товаров