Стратегическое планирование на предрияятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Термин «планирование» в управленческом контексте означает создание разработку замысла некоторой деятельности, работы на определённый период с указанием целей, содержания, объема, последовательности и сроков, а часто и методов выполнения.
Эффективная деятельность любого хозяйствующего субъекта, коммерческой и некоммерческой организации, государства и всех его структур невозможна без разработки прогнозов и базирующихся на них бизнес-планов и программ.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 4
Глава 1. Понятие стратегического планирования ……………………………. .8
1.1 История возникновения стратегического планирования, основные понятия …………………………………………………………………………... 8
1.2 Сущность и функция стратегического планирования …………………... 11
1.3 Структура стратегического планирования ……………………………….. 15
1.4 Преимущества и недостатки стратегического планирования …………... 21
Глава 2. Управление реализацией стратегического планирования ………… 24
2.1 Характеристика предприятия ОOО «Индастри» ……………………… 24
2.2 Оценка деятельности организации ОOО «Индастри» для последующего стратегического планирования ……………………………………………….. 26
2.3 Стратегическое планирование деятельности предприятия ООО «Индастри» …………………………………………………………………........29
Глава 3.Пути улучшения стратегического планирования на предприятии ООО «Индастри» ………………………………………………………………..32
3.1 Направления стратегического планирования на предприятии ООО «Индастри» ……………………………………………………………………... 32
3.2 Показатели формирования цен в ОАО «Стройландия»……..………... 33
Заключение .…………………………………………………………………… ..35
Библиографический список литературы

Работа содержит 1 файл

Стратегическое планирование на предприятии курсовая по экономике организации.docx

— 81.63 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………. 4

Глава 1. Понятие стратегического планирования ……………………………. .8

1.1 История возникновения стратегического планирования, основные понятия …………………………………………………………………………... 8

1.2 Сущность и функция стратегического планирования …………………... 11

1.3 Структура стратегического планирования ……………………………….. 15

1.4 Преимущества  и недостатки стратегического  планирования …………... 21

Глава 2. Управление реализацией стратегического планирования ………… 24

2.1 Характеристика предприятия ОOО «Индастри» ……………………… 24

2.2 Оценка деятельности организации ОOО «Индастри» для последующего стратегического планирования ……………………………………………….. 26

2.3 Стратегическое  планирование деятельности предприятия  ООО «Индастри» …………………………………………………………………........29

Глава 3.Пути улучшения стратегического планирования на предприятии ООО «Индастри» ………………………………………………………………..32

3.1 Направления  стратегического планирования на  предприятии ООО «Индастри» ……………………………………………………………………... 32

3.2  Показатели формирования цен  в ОАО «Стройландия»……..………... 33

Заключение .…………………………………………………………………… ..35

Библиографический список литературы

Приложение  А.

Приложение  Б. .

Приложение  В.

Приложение  Г.

 

 

 

 

Введение

 

Термин «планирование» в управленческом контексте означает создание разработку замысла некоторой деятельности, работы на определённый период с указанием  целей, содержания, объема, последовательности и сроков, а часто и методов  выполнения.

Эффективная деятельность любого хозяйствующего субъекта, коммерческой и некоммерческой организации, государства и всех его структур невозможна без разработки прогнозов и базирующихся на них  бизнес-планов и программ.

Стратегическое планирование - ключевая, определяющая функция управления, состоящая  в предопределении будущего, построении активного образа, модели желаемого  и намечаемого будущего состояния  экономики при одновременном  установлении путей, способов, средств  и сроков достижения этого состояния, конечных рубежей планируемых действий посредством разработки стратегических решений (в форме прогнозов, проектов программ планов) в долгосрочной перспективе.

Роль стратегического планирования определяется положением, которое оно  занимает в системе управления. Это  есть элемент функции управления и планирования, занимающей одно из центральных мест в принятии управленческих решений. Что представляет собой предопределение будущего, построения модели развития при одновременном установлении путей, способов, средств и сроков достижения этого состояния, конечных рубежей планируемых действий посредством разработки стратегических решений в форме прогнозов, проектов программ и планов в долгосрочной перспективе.

Планирование всегда ориентируется  на данные прошлого, но стремится

определить и контролировать развитие предприятия в перспективе.  

 

4

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий. Эти стратегии предназначены помочь организациям достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления предприятием. Задача стратегического планирования состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организации предприятия. Выделяют четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:

  -распределение ресурсов, в основном ограниченных, таких как фонды, управленческие таланты, технологический опыт;

 -адаптация к внешней среде (все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. Здесь необходимо выявить возможные варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Такая деятельность может проходить по линии совершенствования производственных систем, взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.);

   -внутренняя координация (координация стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций);

-осознание организационных стратегий (осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических ошибках, т.е. способность учиться на опыте).

Формы стратегического планирования многообразны. Это обусловлено многоуровностью и многоаспектностью проблем, которые решаются в процессе управления экономического развития общества.

Стратегия организации - это комплекс принципов деятельности

организации и её отношений с внешней и внутренней средой, перспективных

5

целей организации, а также соответствующих  решений по выбору инструментов достижения этих целей (с определенным запасными                    вариантами) и ориентации деловой активности организации. Стратегия проявляется в конкурентной позиции, структуре организации, её системе ценностей, в особенностях мотивации и контроля персонала.

Термины «стратегическое управление и «стратегическое планирование»  широко вошли в практику западного  менеджмента в 60-е годы 20 века. При  этом период увлечения методами стратегического  планирования в 60-е и 70-е годы сменился некоторым охлаждением, за которым последовало возрождение методов и подходов стратегического управления и планирования в 90-е годы прошлого столетия. Последняя тенденция продолжается и в наши дни.

В 90-е годы 20 столетия и в первые годы 21 века в отечественной практике наблюдается бурное распространение методов и технологий стратегического управления в целом и стратегического планирования в частности.

Все вышеизложенное определяет актуальность темы данной курсовой работы, объясняя, что стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами

организации. Можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для отечественных предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.

      Цель данной курсовой работы раскрыть то, что стратегическое  

 планирование является важнейшей составной частью управления, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации

6

невозможно  добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.

Курсовая  работа состоит из содержания, введения, основной части, заключения и библиографического списка.

7

Глава 1. Понятие стратегического  планирования

  1.1 История возникновения стратегического планирования, основные понятия

  Понятие «стратегия» вошло в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение. Вначале смысл этого понятия был неясен. Словари не помогали, так как, следуя военному словоупотреблению, они все еще определяли стратегию как «науку и искусство развертывания войск для боя».

В то время многие управляющие, а  также некоторые ученые сомневались  в полезности нового понятия. На их глазах в течение полувека американская промышленность великолепно обходилась безо всякой стратегии, и они задавали вопрос, зачем она вдруг стала  нужна и какая от нее польза фирме.

По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется  в своей деятельности. Существует четыре различные группы правил:

  1. Правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и в перспективе. Качественную сторону критериев оценки обычно называют ориентиром, а количественное содержание — заданием.
  2. Правила, по которым складываются отношения фирмы с ее внешней средой, определяющие: какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства над конкурентами. Этот набор правил называется продуктово-рыночной стратегией или стратегией бизнеса.

       3.    Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации. Их нередко называют организационной концепцией.

    

8

4. Правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность, называемые основными оперативными приемами.

Стратегии имеют несколько отличительных  черт:

  1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.
  2. Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, помочь сосредоточить внимание на определенных участках и возможностях; во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.
  3. Необходимость в стратегии отпадает, как только реальный ход развития выведет организацию на желательные события.
  4. В ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.
  5. Как только в процессе поиска открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная информация. Однако она может поставить под сомнение обоснованность первоначального стратегического выбора. Поэтому успешное использование стратегии невозможно без обратной связи.
  6. Поскольку для отбора проектов применяются как стратегии, так и ориентиры, может показаться, что это одно и то же. Но это разные вещи. Ориентир представляет собой цель, которой стремится достичь фирма, а стратегия — средство для достижения цели. Ориентиры — это более                      высокий уровень принятия решений. Стратегия, оправданная при одном

 

9

наборе ориентиров, не будет таковой, если ориентиры организации изменятся.

      7. Наконец, стратегия и ориентиры взаимозаменяемы как в отдельные моменты, так и на различных уровнях организации. Некоторые параметры эффективности (например, доля рынка) в один момент будут служить фирме ориентирами, а в другой — станут ее стратегией. Далее, поскольку ориентиры и стратегии вырабатываются внутри организации, возникает типичная иерархия: то, что на верхних уровнях управления является элементами стратегии, на нижних превращается в ориентиры.

Таким образом, стратегия это — понятие трудноуловимое и несколько абстрактное. Ее выработка обычно не приносит фирме никакой непосредственной пользы.

Термин  «стратегическое планирование» был введен в обиход на стыке 60—70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.

Шендел и Хаттен рассматривали его как «процесс определения и установления связи, организации с ее окружением, состоящий в реализации

выбранных целей  и в попытках достичь желаемого  состояния взаимоотношений с  окружением посредством распределения  ресурсов, позволяющего эффективно и  результативно действовать организации и ее

подразделениям». По Хиггенсу, «стратегическое планирование — это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением»,

10

Пирс и  Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации». Существует еще целый ряд определений, которые делают упор на те или иные аспекты и особенности стратегического управления или же на его отличия от «обычного» управления.

 

1.2 Сущность и функция стратегического планирования

 

 

Будучи  функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система  управленческих функций, или основой  функциональной структуры системы  управления. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью  которого формируется система целей  функционирования предприятия и  объединяются усилия всего коллектива предприятия по ее достижению. Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью

Информация о работе Стратегическое планирование на предрияятии