Автор: Беслан Кунижев, 07 Декабря 2010 в 20:47, курсовая работа
Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.
Объектом исследования данной курсовой работы является ОАО «Сбербанк», и одним из приоритетных задач Банка являются совершенствование качества обслуживания и расширение филиальной сети на всей территории республики.
Источниками информации для написания работы по теме «Стратегическое планирование деятельности коммерческого банка» послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Стратегическое планирование в банке", справочная литература, прочие актуальные источники информации.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты стратегического планирования………..5
1.1 Система стратегического планирования в банке……………………….5
1.2 Содержание стратегического плана ОАО «Сбербанк»………………..10
Глава 2. Стратегическое планирование деятельности коммерческого банка на примере ОАО «Сбербанк»…………………………………………13
2.1. Анализ финансового состояния ОАО «Сбербанк»……………………13
2.2 Стратегия развития ОАО «Сбербанка» на период до 2014 года……..18
Заключение……………………………………………………………………...24
Список литературы…………………………………………………………….26
Планирование
— вид организационной
1.
2 Содержание стратегического
плана ОАО «Сбербанк».
Стратегический план банка довольно сложно определить с точки зрения рода информации, включаемой в него. Его содержание не у всех банков совпадает. Однако, несмотря ни на что, стратегический план должен включать следующие компоненты:
А) Миссия банка, определяется на самом первом этапе осуществления маркетинговых мероприятий и служит отправной точкой при стратегическом планировании. Она устанавливает то, к чему банк стремится, и затрагивает уровень организационных подразделений, очерчивая круг их деятельности.
Миссия банка, или его основная задача представляет собой четко сформулированную причину его существования. Исходя из основной задачи организации, строится целая иерархическая лестница задач банка. Вот как ОАО «Сбербанк» определяет свою миссию: содействие социально-экономическому развитию страны и благосостоянию обслуживаемого им населения путем предоставления качественных банковских услуг на розничном сегменте рынка.
Б) Цели, формулируются и устанавливаются на основе общей миссии банка и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик:
Например, главной стратегической целью деятельности банка «Сбербанк» является упрочение достигнутых им позиций универсального коммерческого банка, сохраняющего специализацию и лидерство на розничном рынке банковских услуг, активно расширяющего свое присутствие на других секторах рынка при минимизации рисков, адекватно условиям рыночной экономики и занимающего достойное место в международных рейтингах крупнейших кредитных институтов мира.
В) Исходное положение рынка, оно должно отражать состояние среды в целом и в отдельных сегментах, в которых действует банк. Исследование каждого сегмента с использованием так называемых рыночно–производственных характеристик, осуществляемое при анализе исходного положения рынка, позволяет отразить в стратегическом плане факторы, характеризующие степень привлекательности рынка, и сделать соответствующие выводы относительно качества тех или иных сегментов и целесообразности их обслуживания.
Г) Оценка факторов, воздействующих на стратегию банка, чрезвычайно важный компонент стратегического плана, в котором основное внимание уделяется оценке конкурентоспособности. Эта оценка производится на этапе анализа рыночных возможностей, а еще более конкретно — при анализе микросреды банка. В плане должна содержаться объективная оценка сильных и слабых сторон банка (а говорить о силе или слабости можно только, имея базу сравнения: в данном случае конкурентов) в отношении доли обслуживаемого рынка, качества и цен на оказываемые услуги.
Д) Оценка опасностей и возможностей, стратегический план должен содержать оценку рыночных опасностей, а также возможностей достижения целей и задач в каждом из сегментов, в которых банк действует или только намеревается действовать. Эта оценка базируется на анализе исходного положения рынка и относительной конкурентоспособности.
Е) Стратегия развития хозяйственного портфеля, она для каждого участка рынка, где действует банк, определяет приоритетные направления инвестиций. Однако само по себе направление вложения средств без его обоснования мало что значит, поэтому стратегический план должен отражать четко сформулированные цели для каждого из таких участков рынка и размер средств, необходимых для их достижения.
Ж) Стратегические изменения в регулируемых факторах, Рыночные условия меняются довольно часто и неожиданно, поэтому все предусмотреть в стратегическом плане не представляется возможным. В связи с этим в нем отражается набор переменных, которые могут корректироваться в процессе выполнения указанного плана.
З)
ожидаемые финансовые
результаты, возможный результат деятельности
банка за год, выраженный в стоимостной
оценке2.
Глава 2. Стратегическое планирование деятельности
коммерческого банка на примере ОАО «Сбербанк».
2.1 Анализ финансового
состояния ОАО
«Сбербанк».
Прежде всего, следует понимать, что Сбербанк – это один из самых мощных финансовых институтов не только России и Европы, но и мира. В 2007 года он вошел в ТОП-100 самых авторитетный организаций мира, поэтому даже безо всяких цифр становится ясным, что организация серьезная. Собственный капитал на середину 2009 года составлял более 780 миллиардов рублей. Активы – более 6 триллионов. Анализ и оценка финансового состояния Сбербанка может проводиться также и с учетом недавно распространенной стратегии развития до 2014 года. Сбербанк планирует за пять лет увеличить прибыль в три раза. Учитывая такие амбиции, можно полагать, что его капитализация и другие финансовые показатели очень возрастут.
Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют четверть банковской системы страны, а доля в банковском капитале находится на уровне 30%. По данным журнала The Banker (1 июля 2009 г.), Сбербанк занимал 38 место по размеру основного капитала среди всех банков мира. Средний дневной объем торгов акциями Сбербанка составляет порядка 40% объема торгов на ММВБ.
Учредитель и основной акционер Банка — Центральный банк Российской Федерации (Банк России). По состоянию на 8 мая 2009 г. ему принадлежит 57,58% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 273 тысяч юридических и физических лиц.
На
01.11.2009 - высоколиквидных активов: 858
813 248 тыс. руб., обязательств до востребования
и приравнянных к ним: 1 365 684 701 тыс.
руб. Показатель мгновенной ликвидности
= 62.89%.
Активы банка | На 01.10.2009г. | На 01.10.2010г. | Сравнение результатов | |
Всего активов, в том числе | 6 793 496 086 | 8 075 325 011 | 1 281 828 925 | 15,9% |
Остатки на корреспондентских счетах | 100 785 440 | 166 738 714 | 65 953 274 | 39,6% |
Банк России | 18 467 206 | 65 878 906 | 47 411 700 | 72,0% |
Резиденты | 20 277 614 | 320 237 | - 19 957 377 | - 6 232,1% |
Нерезиденты | 62 040 620 | 100 539 571 | 38 498 951 | 38,3% |
Касса, драг. металлы | 225 856 270 | 281 279 402 | 55 423 132 | 19,7% |
МБК выданные | 276 936 428 | 238 986 317 | 37 950 111 | 15,9% |
Депозиты в ЦБ | 50 000 000 | 65 000 000 | 15 000 000 | 23,1% |
до 30 дней | 50 000 000 | 65 000 000 | 15 000 000 | 23,1% |
МБК, выданные резидентам | 28 679 626 | 83 001 891 | 54 322 265 | 65,4% |
до 30 дней | 28 679 626 | 74 301 891 | 45 622 265 | 61,4% |
до 180 дней | - | 8 000 000 | 8 000 000 | 100,0% |
свыше 180 дней | - | 700 000 | 700 000 | 100,0% |
МБК, выданные нерезидентам | 198 256 802 | 90 984 426 | 107 272 376 | 117,9% |
до 30 дней | 192 328 639 | 82 118 674 | 110 209 965 | 134,2% |
до 180 дней | 1 504 610 | - | 1 504 610 | - |
свыше 180 дней | 4 423 553 | 8 865 752 | 4 442 199 | 50,1% |
Кредиты юридическим лицам | 4 177 450 081 | 4 276 595 181 | 99 145 100 | 2,3% |
резидентам | 4 172 870 512 | 4 032 514 968 | - 140 355 544 | -3,5% |
до 30 дней | 20 818 152 | 17 910 494 | - 2 907 658 | - 16,2% |
до 180 дней | 135 251 572 | 99 155 838 | - 36 095 734 | -36,4% |
свыше 180 дней | 3 843 751 005 | 3 634 982 103 | 208 768 902 | 5,7% |
просроченные (с %) | 173 049 783 | 280 466 533 | 107 416 750 | 38,3% |
нерезидентам | 4 579 569 | 244 080 213 | 239 500 644 | 98,1% |
до 180 дней | - | 3 040 300 | 3 040 300 | 100,0% |
свыше 180 дней | 4 579 569 | 241 039 913 | 236 460 344 | 98,1% |
Кредиты физическим лицам | 1 266 712 932 | 1 355 682 577 | 88 969 645 | 6,6% |
до 30 дней | 8 945 964 | 23 210 831 | 14 264 867 | 61,5% |
до 180 дней | 1 712 623 | 1 847 867 | 135 244 | 7,3% |
свыше 180 дней | 1 215 261 639 | 1 277 505 642 | 62 244 003 | 4,9% |
просроченные (с %) | 40 792 706 | 53 118 237 | 12 325 531 | 23,2% |
Облигации | 728 515 813 | 1 657 426 219 | 928 910 406 | 56,0% |
Выпущенные резидентами | 630 267 991 | 1 495 159 847 | 864 891 856 | 57,8% |
государственные | 475 882 545 | 1 298 513 047 | 822 630 502 | 63,4% |
банковские | 736 847 | - | - 736 847 | - |
корпоративные | 153 648 599 | 196 646 800 | 42 998 201 | 21,9% |
Выпущенные нерезидентами | 98 247 822 | 103 108 873 | 4 861 051 | 4,7% |
государственные | - | 2 157 868 | 2 157 868 | 100,0% |
банковские | 24 160 652 | 15 135 515 | 9 025 137 | 59,6% |
корпоративные | 74 087 170 | 85 815 490 | 11 728 320 | 13,7% |
В залоге (прямое РЕПО) | - | 59 157 499 | 59 157 499 | 100,0% |
Акции | 17 084 823 | 60 351 523 | 43 266 700 | 71,7% |
резидентов | 16 596 834 | 58 800 546 | 42 203 712 | 71,8% |
нерезидентов | 487 989 | 1 550 977 | 1 062 988 | 68,5% |
Прочие требования | 374 287 486 | 456 771 972 | 82 484 486 | 18,1% |
Обязательные резервы (ФОР) | 40 559 738 | 49 552 385 | 8 992 647 | 18,1% |
Средства в расчетах | 6 143 783 | 6 145 153 | 1 370 | 0 % |
Доли в компаниях | 30 020 650 | 78 546 329 | 48 525 679 | 61,8% |
Имущество, мат. запасы | 275 089 263 | 301 302 044 | 26 212 781 | 8,7% |
Проценты к получению | 22 474 052 | 21 226 061 | - 1 247 991 | - 5,9% |
Таб. 1. –
Структура активов банка.
Пассивы банка | На 01.10.2009г. | На 01.10.2010г. | Сравнение результатов | |
Обязательства | 5 866 498 288 | 7 077 980 109 | 1 211 481 821 | 17,1% |
Корр. счета ЛОРО | 35 328 328 | 32 916 271 | - 2 412 057 | - 7,3% |
резидентов | 27 132 235 | 20 824 932 | 6 307 303 | 30,3% |
нерезидентов | 8 196 093 | 12 091 339 | 3 895 246 | 32,2% |
Привлеченные МБК | 659 681 193 | 483 059 231 | - 176 621 962 | - 36,6% |
от Банка России | 500 000 000 | 300 106 022 | -199 893 978 | - 66,6% |
до 30 дней | - | 106 022 | 106 022 | 100,0% |
свыше 180 дней | 500 000 000 | 300 000 000 | - 200 000 000 | - 66,7% |
от резидентов | 19 296 167 | 40 990 707 | 21 694 540 | 52,9% |
до 30 дней | 18 816 167 | 38 580 557 | 19 764 390 | 51,2% |
до 180 дней | 480 000 | 890 000 | 410 000 | 46,1% |
свыше 180 дней | - | 1 520 150 | 1 520 150 | 100,0% |
от нерезидентов | 140 385 026 | 141 962 502 | 1 577 476 | 1,1% |
до 30 дней | 1 815 000 | 783 023 | -1 031 977 | -131,8% |
до 180 дней | 100 000 | - | 100 000 | - |
свыше 180 дней | 138 470 026 | 141 179 479 | 2 709 453 | 1,9% |
Счета клиентов | 1 226 281 670 | 1 605 371 756 | 379 090 086 | 23,6% |
государственных компаний | 83 784 493 | 92 494 650 | 8 710 157 | 9,4% |
резидентов | 1 137 853 181 | 1 368 694 817 | 230 841 636 | 16,9% |
нерезидентов | 4 643 996 | 144 182 289 | 139 538 293 | 96,8% |
Депозиты юридических лиц | 574 499 882 | 648 808 380 | 74 308 498 | 11,5% |
резидентов | 515 895 654 | 516 312 162 | 416 508 | 0,1% |
до 30 дней | 35 524 606 | 75 925 060 | 40 400 454 | 53,2% |
до 180 дней | 153 032 170 | 114 763 455 | -38 268 715 | - 33,3% |
свыше 180 дней | 327 338 878 | 325 623 647 | - 1 715 231 | - 0,5% |
нерезидентов | 58 604 228 | 132 496 218 | 73 891 990 | 55,8% |
до 30 дней | - | 604 532 | 604 532 | 100,0% |
до 180 дней | 1 211 299 | 728 246 | 483 053 | 66,3% |
свыше 180 дней | 57 392 929 | 131 163 440 | 73 770 511 | 56,2% |
Депозиты физических лиц | 3 012 245 973 | 3 747 870 382 | 735 624 409 | 19,6% |
резидентов | 3 001 538 111 | 3 735 346 397 | 733 808 286 | 19,6% |
до 30 дней | 33 439 848 | 45 446 918 | 12 007 070 | 26,4% |
до 180 дней | 84 659 860 | 147 296 770 | 62 636 910 | 42,5% |
свыше 180 дней | 2 883 438 403 | 3 542 602 709 | 659 164 306 | 18,6% |
нерезидентов | 10 707 862 | 12 523 985 | 1 816 123 | 14,5% |
до 30 дней | 195 698 | 228 167 | 32 469 | 14,2% |
до 180 дней | 355 336 | 609 140 | 253 804 | 41,7% |
свыше 180 дней | 10 156 828 | 11 686 678 | 1 529 850 | 13,1% |
Выпущенные ценные бумаги | 91 155 264 | 115 968 409 | 24 813 145 | 21,4% |
Собственные векселя | 91 155 264 | 115 968 409 | 24 813 145 | 21,4% |
до 30 дней | 19 484 563 | 15 568 034 | - 3 916 529 | - 25,2% |
до 180 дней | 17 002 029 | 18 664 241 | 1 662 212 | 8,9% |
свыше 180 дней | 54 668 672 | 81 736 134 | 27 067 462 | 33,1% |
Сертификаты | 16 759 208 | 14 900 861 | -1 858 347 | -12,5% |
до 30 дней | 1 978 792 | 2 035 876 | 57 084 | 2,8% |
до 180 дней | 5 583 135 | 3 984 269 | -1 598 866 | -40,1% |
свыше 180 дней | 9 197 281 | 8 880 716 | -316 565 | -3,6% |
Прочие обязательства | 150 146 632 | 142 199 493 | -7 947 139 | -5,6% |
Проценты к уплате | 64 609 940 | 63 198 668 | -1 411 272 | -2,2% |
Аккредитивы | 85 536 692 | 79 000 825 | -6 535 867 | -8,3% |
Созданные резервы | 288 214 410 | 331 115 927 | 42 901 517 | 13,0% |
кредиты | 285 527 343 | 319 754 919 | 34 227 576 | 10,7% |
МБК | 1 011 386 | 1 252 816 | 241 430 | 19,3% |
ценные бумаги | 1 675 681 | 1 802 419 | 126 738 | 7,0% |
Таб. 2. –
Структура пассивов банка.
2.2
Стратегия развития
ОАО «Сбербанка» на
период до 2014 года.
На сегодняшний день Сбербанк является абсолютным лидером российской банковской системы. По своим рыночным позициям, по объему активов и капитала, по своим финансовым результатам и масштабам инфраструктуры Сбербанк в несколько раз превосходит своих ближайших конкурентов. Масштаб и устойчивость Банка особенно явственно проявляются в периоды нестабильности на финансовых рынках. За последние годы Банком проведена большая работа, которая обеспечила окончательное формирование четырех основных групп конкурентных преимуществ Банка, а именно:
Большое количество опытных квалифицированных специалистов во всех регионах России, огромный управленческий опыт в рамках одной из самых масштабных организаций в мире, процессы и системы, которые в целом справляются с задачами уникального масштаба и сложности.
В то же время работа Банка на сегодняшний день связана с рядом серьезных недостатков, без преодоления которых нельзя говорить о реализации его потенциала развития. К ним относятся:
Информация о работе Стратегическое планирование деятельности ОАО "Сбербанк"