Стратегическое планирование деятельности ОАО "Сбербанк"

Автор: Беслан Кунижев, 07 Декабря 2010 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.

Объектом исследования данной курсовой работы является ОАО «Сбербанк», и одним из приоритетных задач Банка являются совершенствование качества обслуживания и расширение филиальной сети на всей территории республики.

Источниками информации для написания работы по теме «Стратегическое планирование деятельности коммерческого банка» послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Стратегическое планирование в банке", справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3


Глава 1. Теоретические аспекты стратегического планирования………..5

1.1 Система стратегического планирования в банке……………………….5

1.2 Содержание стратегического плана ОАО «Сбербанк»………………..10


Глава 2. Стратегическое планирование деятельности коммерческого банка на примере ОАО «Сбербанк»…………………………………………13

2.1. Анализ финансового состояния ОАО «Сбербанк»……………………13

2.2 Стратегия развития ОАО «Сбербанка» на период до 2014 года……..18



Заключение……………………………………………………………………...24


Список литературы…………………………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

к.р..doc

— 237.50 Кб (Скачать)

      Планирование  — вид организационной деятельности, требующей значительных затрат времени  и ресурсов. Как таковое, оно деградирует, если не будет понята его важность, если не стимулировать должное к нему отношение работников и если им не руководить столь же тщательно, как и другими видами деятельности в банке. 

1. 2 Содержание стратегического плана ОАО «Сбербанк». 

      Стратегический  план банка довольно сложно определить с точки зрения рода информации, включаемой в него. Его содержание не у всех банков совпадает. Однако, несмотря ни на что, стратегический план должен включать следующие компоненты:

      А) Миссия банка, определяется на самом первом этапе осуществления маркетинговых мероприятий и служит отправной точкой при стратегическом планировании. Она устанавливает то, к чему банк стремится, и затрагивает уровень организационных подразделений, очерчивая круг их деятельности.

      Миссия  банка, или его основная задача представляет собой четко сформулированную причину его существования. Исходя из основной задачи организации, строится целая иерархическая лестница задач банка. Вот как ОАО «Сбербанк» определяет свою миссию: содействие социально-экономическому развитию страны и благосостоянию обслуживаемого им населения путем предоставления качественных банковских услуг на розничном сегменте рынка.

      Б) Цели, формулируются и устанавливаются на основе общей миссии банка и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик:

  • конкретностью и измеримотстью;
  • ориентацией во времени;
  • достижимостью.

      Например, главной стратегической целью деятельности банка      «Сбербанк» является упрочение достигнутых им позиций универсального коммерческого банка, сохраняющего специализацию и лидерство на розничном рынке банковских услуг, активно расширяющего свое присутствие на других секторах рынка при минимизации рисков, адекватно условиям рыночной экономики и занимающего достойное место в международных рейтингах крупнейших кредитных институтов мира.

      В) Исходное положение  рынка, оно должно отражать состояние среды в целом и в отдельных сегментах, в которых действует банк. Исследование каждого сегмента с использованием так называемых рыночно–производственных характеристик, осуществляемое при анализе исходного положения рынка, позволяет отразить в стратегическом плане факторы, характеризующие степень привлекательности рынка, и сделать соответствующие выводы относительно качества тех или иных сегментов и целесообразности их обслуживания.

      Г) Оценка факторов, воздействующих на стратегию банка, чрезвычайно важный компонент стратегического плана, в котором основное внимание уделяется оценке конкурентоспособности. Эта оценка производится на этапе анализа рыночных возможностей, а еще более конкретно — при анализе микросреды банка. В плане должна содержаться объективная оценка сильных и слабых сторон банка (а говорить о силе или слабости можно только, имея базу сравнения: в данном случае конкурентов) в отношении доли обслуживаемого рынка, качества и цен на оказываемые услуги.

      Д) Оценка опасностей и возможностей, стратегический план должен содержать оценку рыночных опасностей, а также возможностей достижения целей и задач в каждом из сегментов, в которых банк действует или только намеревается действовать. Эта оценка базируется на анализе исходного положения рынка и относительной конкурентоспособности.

      Е) Стратегия развития хозяйственного портфеля, она для каждого участка рынка, где действует банк, определяет приоритетные направления инвестиций. Однако само по себе направление вложения средств без его обоснования мало что значит, поэтому стратегический план должен отражать четко сформулированные цели для каждого из таких участков рынка и размер средств, необходимых для их достижения.

      Ж) Стратегические изменения  в регулируемых факторах, Рыночные условия меняются довольно часто и неожиданно, поэтому все предусмотреть в стратегическом плане не представляется возможным. В связи с этим в нем отражается набор переменных, которые могут корректироваться в процессе выполнения указанного плана.

      З) ожидаемые финансовые результаты, возможный результат деятельности банка за год, выраженный в стоимостной оценке2.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Стратегическое планирование деятельности

коммерческого банка на примере  ОАО «Сбербанк».

             2.1 Анализ финансового  состояния ОАО  «Сбербанк». 

     Прежде  всего, следует понимать, что Сбербанк – это один из самых мощных финансовых институтов не только России и Европы, но и мира. В 2007 года он вошел в ТОП-100 самых авторитетный организаций мира, поэтому даже безо всяких цифр становится ясным, что организация серьезная. Собственный капитал на середину 2009 года составлял более 780 миллиардов рублей. Активы – более 6 триллионов. Анализ и оценка финансового состояния Сбербанка может проводиться также и с учетом недавно распространенной стратегии развития до 2014 года. Сбербанк планирует за пять лет увеличить прибыль в три раза. Учитывая такие амбиции, можно полагать, что его капитализация и другие финансовые показатели очень возрастут.

     Сбербанк  России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют четверть банковской системы страны, а доля в банковском капитале находится на уровне 30%. По данным журнала The Banker (1 июля 2009 г.), Сбербанк занимал 38 место по размеру основного капитала среди всех банков мира. Средний  дневной объем торгов акциями Сбербанка составляет порядка 40% объема торгов на ММВБ.

     Учредитель  и основной акционер Банка — Центральный банк Российской Федерации (Банк России). По состоянию на 8 мая 2009 г. ему принадлежит 57,58% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 273 тысяч юридических и физических лиц.

     На 01.11.2009 - высоколиквидных активов: 858 813 248 тыс. руб., обязательств до востребования  и приравнянных к ним: 1 365 684 701 тыс. руб. Показатель мгновенной ликвидности = 62.89%.  
 
 

Активы  банка На 01.10.2009г. На 01.10.2010г. Сравнение результатов
Всего активов, в том числе 6 793 496 086 8 075 325 011 1 281 828 925 15,9%
Остатки на корреспондентских счетах 100 785 440 166 738 714 65 953 274 39,6%
Банк  России 18 467 206 65 878 906 47 411 700 72,0%
Резиденты 20 277 614 320 237 - 19 957 377 - 6 232,1%
Нерезиденты 62 040 620 100 539 571 38 498 951 38,3%
Касса, драг. металлы 225 856 270 281 279 402 55 423 132 19,7%
МБК выданные 276 936 428 238 986 317 37 950 111 15,9%
Депозиты  в ЦБ 50 000 000 65 000 000 15 000 000 23,1%
до 30 дней 50 000 000 65 000 000 15 000 000 23,1%
МБК, выданные резидентам 28 679 626 83 001 891 54 322 265 65,4%
до 30 дней 28 679 626 74 301 891 45 622 265 61,4%
до 180 дней - 8 000 000 8 000 000 100,0%
свыше 180 дней - 700 000 700 000 100,0%
МБК, выданные нерезидентам 198 256 802 90 984 426 107 272 376 117,9%
до 30 дней 192 328 639 82 118 674 110 209 965 134,2%
до 180 дней 1 504 610 - 1 504 610 -
свыше 180 дней 4 423 553 8 865 752 4 442 199 50,1%
Кредиты юридическим лицам 4 177 450 081 4 276 595 181 99 145 100 2,3%
резидентам 4 172 870 512 4 032 514 968 - 140 355 544 -3,5%
до 30 дней 20 818 152 17 910 494 - 2 907 658 - 16,2%
до 180 дней 135 251 572 99 155 838 - 36 095 734 -36,4%
свыше 180 дней 3 843 751 005 3 634 982 103 208 768 902 5,7%
просроченные (с %) 173 049 783 280 466 533 107 416 750 38,3%
нерезидентам 4 579 569 244 080 213 239 500 644 98,1%
до 180 дней - 3 040 300 3 040 300 100,0%
свыше 180 дней 4 579 569 241 039 913 236 460 344 98,1%
Кредиты физическим лицам 1 266 712 932 1 355 682 577 88 969 645 6,6%
до 30 дней 8 945 964 23 210 831 14 264 867 61,5%
до 180 дней 1 712 623 1 847 867 135 244 7,3%
свыше 180 дней 1 215 261 639 1 277 505 642 62 244 003 4,9%
просроченные (с %) 40 792 706 53 118 237 12 325 531 23,2%
Облигации 728 515 813 1 657 426 219 928 910 406 56,0%
Выпущенные  резидентами 630 267 991 1 495 159 847 864 891 856 57,8%
государственные 475 882 545 1 298 513 047 822 630 502 63,4%
банковские 736 847 - - 736 847 -
корпоративные 153 648 599 196 646 800 42 998 201 21,9%
Выпущенные  нерезидентами 98 247 822 103 108 873 4 861 051 4,7%
государственные - 2 157 868 2 157 868 100,0%
банковские 24 160 652 15 135 515 9 025 137 59,6%
корпоративные 74 087 170 85 815 490 11 728 320 13,7%
В залоге (прямое РЕПО) - 59 157 499 59 157 499 100,0%
Акции 17 084 823 60 351 523 43 266 700 71,7%
резидентов 16 596 834 58 800 546 42 203 712 71,8%
нерезидентов 487 989 1 550 977 1 062 988 68,5%
Прочие  требования 374 287 486 456 771 972 82 484 486 18,1%
Обязательные  резервы (ФОР) 40 559 738 49 552 385 8 992 647 18,1%
Средства в расчетах 6 143 783 6 145 153 1 370 0 %
Доли  в компаниях 30 020 650 78 546 329 48 525 679 61,8%
Имущество, мат. запасы 275 089 263 301 302 044 26 212 781 8,7%
Проценты  к получению 22 474 052 21 226 061 - 1 247 991 - 5,9%

Таб. 1. – Структура активов банка. 
 
 

Пассивы банка На 01.10.2009г. На 01.10.2010г. Сравнение результатов
Обязательства 5 866 498 288 7 077 980 109 1 211 481 821 17,1%
Корр. счета ЛОРО 35 328 328 32 916 271 - 2 412 057 - 7,3%
резидентов 27 132 235 20 824 932 6 307 303 30,3%
нерезидентов 8 196 093 12 091 339 3 895 246 32,2%
Привлеченные  МБК 659 681 193 483 059 231 - 176 621 962 - 36,6%
от  Банка России 500 000 000 300 106 022 -199 893 978 - 66,6%
до 30 дней - 106 022 106 022 100,0%
свыше 180 дней 500 000 000 300 000 000 - 200 000 000 - 66,7%
от  резидентов 19 296 167 40 990 707 21 694 540 52,9%
до 30 дней 18 816 167 38 580 557 19 764 390 51,2%
до 180 дней 480 000 890 000 410 000 46,1%
свыше 180 дней - 1 520 150 1 520 150 100,0%
от  нерезидентов 140 385 026 141 962 502 1 577 476 1,1%
до 30 дней 1 815 000 783 023 -1 031 977 -131,8%
до 180 дней 100 000 - 100 000 -
свыше 180 дней 138 470 026 141 179 479 2 709 453 1,9%
Счета клиентов 1 226 281 670 1 605 371 756 379 090 086 23,6%
государственных компаний 83 784 493 92 494 650 8 710 157 9,4%
резидентов 1 137 853 181 1 368 694 817 230 841 636 16,9%
нерезидентов 4 643 996 144 182 289 139 538 293 96,8%
Депозиты  юридических лиц 574 499 882 648 808 380 74 308 498 11,5%
резидентов 515 895 654 516 312 162 416 508 0,1%
до 30 дней 35 524 606 75 925 060 40 400 454 53,2%
до 180 дней 153 032 170 114 763 455 -38 268 715 - 33,3%
свыше 180 дней 327 338 878 325 623 647 - 1 715 231 - 0,5%
нерезидентов 58 604 228 132 496 218 73 891 990 55,8%
до 30 дней - 604 532 604 532 100,0%
до 180 дней 1 211 299 728 246 483 053 66,3%
свыше 180 дней 57 392 929 131 163 440 73 770 511 56,2%
Депозиты  физических лиц 3 012 245 973 3 747 870 382 735 624 409 19,6%
резидентов 3 001 538 111 3 735 346 397 733 808 286 19,6%
до 30 дней 33 439 848 45 446 918 12 007 070 26,4%
до 180 дней 84 659 860 147 296 770 62 636 910 42,5%
свыше 180 дней 2 883 438 403 3 542 602 709 659 164 306 18,6%
нерезидентов 10 707 862 12 523 985 1 816 123 14,5%
до 30 дней 195 698 228 167 32 469 14,2%
до 180 дней 355 336 609 140 253 804 41,7%
свыше 180 дней 10 156 828 11 686 678 1 529 850 13,1%
Выпущенные  ценные бумаги 91 155 264 115 968 409 24 813 145 21,4%
Собственные векселя 91 155 264 115 968 409 24 813 145 21,4%
до 30 дней 19 484 563 15 568 034 - 3 916 529 - 25,2%
до 180 дней 17 002 029 18 664 241 1 662 212 8,9%
свыше 180 дней 54 668 672 81 736 134 27 067 462 33,1%
Сертификаты 16 759 208 14 900 861 -1 858 347 -12,5%
до 30 дней 1 978 792 2 035 876 57 084 2,8%
до 180 дней 5 583 135 3 984 269 -1 598 866 -40,1%
свыше 180 дней 9 197 281 8 880 716 -316 565 -3,6%
Прочие  обязательства 150 146 632 142 199 493 -7 947 139 -5,6%
Проценты  к уплате 64 609 940 63 198 668 -1 411 272 -2,2%
Аккредитивы 85 536 692 79 000 825 -6 535 867 -8,3%
Созданные резервы 288 214 410 331 115 927 42 901 517 13,0%
кредиты 285 527 343 319 754 919 34 227 576 10,7%
МБК 1 011 386 1 252 816 241 430 19,3%
ценные  бумаги 1 675 681 1 802 419 126 738 7,0%

Таб. 2. – Структура пассивов банка. 
 

2.2 Стратегия развития  ОАО «Сбербанка» на период до 2014 года. 

     На  сегодняшний день Сбербанк является абсолютным лидером российской банковской системы. По своим рыночным позициям, по объему активов и капитала, по своим финансовым результатам и масштабам инфраструктуры Сбербанк в несколько раз превосходит своих ближайших конкурентов. Масштаб и устойчивость Банка особенно явственно проявляются в периоды нестабильности на финансовых рынках. За последние годы Банком проведена большая работа, которая обеспечила окончательное формирование четырех основных групп конкурентных преимуществ Банка, а именно:

  • значительная клиентская база во всех сегментах (корпоративные и розничные, крупные и мелкие клиенты) и во всех регионах страны;
  • масштаб операций как с точки зрения финансовых показателей (доступные размер операций, доступ к ресурсам, международные рейтинги, возможность инвестиций), так и с точки зрения количества и качества физической инфраструктуры (в частности, уникальная сбытовая сеть для розничных и корпоративных клиентов);
  • бренд и репутация Банка, в первую очередь связанные с огромным ресурсом доверия Банку со стороны всех категорий клиентов;
  • коллектив Банка и значительный накопленный опыт.

     Большое количество опытных квалифицированных специалистов во всех регионах России, огромный управленческий опыт в рамках одной из самых масштабных организаций в мире, процессы и системы, которые в целом справляются с задачами уникального масштаба и сложности.

     В то же время работа Банка на сегодняшний  день связана с рядом серьезных недостатков, без преодоления которых нельзя говорить о реализации его потенциала развития. К ним относятся:

  • низкая эффективность использования двух важнейших конкурентных преимуществ Банка: сбытовой сети и клиентской базы, что связано с недостаточной организацией клиентской работы и неразвитыми навыками и системами продаж и обслуживания. Проявлениями этого являются низкий уровень перекрестных продаж, низкий уровень доходов от многих продуктов, недостаточный охват потенциальной клиентской базы;
  • низкое качество обслуживания с точки зрения скорости принятия решений, сложности процессов и процедур, уровня общения и взаимодействия между Банком и клиентом, а также удобства и функциональности филиалов Банка. По мнению клиентов, Банк существенно отстает по уровню обслуживания от основных конкурентов;
  • исключительно низкий уровень производительности труда. По этому показателю Банк сильно проигрывает не только банкам развитых стран (ряд которых уже пришли на российский рынок), но и банкам развивающихся рынков. Основные причины этого: излишняя громоздкость и сложность бизнес-процессов, низкий уровень специализации и разделения труда; отсутствие унификации бизнес-процессов в масштабе Банка, что делает невозможным использование экономии на масштабах и внедрение современных информационных технологий;
  • низкий уровень автоматизации и большое количество ручного труда;
  • децентрализация операций и функций поддержки.

Информация о работе Стратегическое планирование деятельности ОАО "Сбербанк"