Совершенствования управления государственными УНИТАРНЫМИ предприятиями в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования курсовой работы является процесс управления государственными предприятиями в Республике Беларусь.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
рассмотреть сущность и виды государственных унитарных предприятий, а также методы управления ими;
изучить характеристики государственных предприятий в Республике Беларусь и проанализировать особенности функционирования государственных предприятий
разработать предложения по совершенствованию управления государственными предприятиями в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………..……………..…5
1.1 Понятие и виды государственных унитарных предприятий…….…5
1.2 Управление государственными унитарными предприятиями…………………………………………………..…..…………..10
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………….........15
2.1 Нормативно-правовое регулирование деятельности государственных предприятий………………………………………………....15
2.2 Анализ особенностей функционирования государственных унитарных предприятий и управления ими……………………………………………..…………………………………21
Глава 3 Предложения по совершенствованию управления государственными УНИТАРНЫМИ предприятиями в Республике Беларусь………………………………….........................................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...…………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ВАПРИАНТ.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

     Белтрансгаз отвечает за газоснабжение страны и  обеспечивает транзит газа через  Беларусь.

     2. 51% акций компании "МЦСистемы" (Velcom) – оценочно 500-800 млн долларов 

     Точная  сумма, за которую в августе 2007 года госпакет первого оператора сотовой  связи стандарта GSM в Беларуси уступили сирийскому инвестору Иду Самави, неизвестна. А он затем продал все 100% акций одному из самых успешных телекоммуникационных холдингов Европы Telekom Austria Group.

     3. 100% акций БеСТ – 500 млн долларов 

     В соответствии с условиями сделки по покупке бывшего государственного оператора мобильной связи турецкой телекоммуникационной компании Turkcell оплата производилась в три этапа: 300 млн долларов в 2008 году, 100 млн -- в 2009 году и 100 млн -- в 2010 году. Дополнительный платеж в размере 100 млн долларов будет произведен после получения компанией "БеСТ" годового дохода.

     4. 93,27% БПС-Банк – 281 млн долларов 

     Сделка  состоялась в декабре 2009 года. Ранее  государству в БПС-банке принадлежало более 95% акций. На сегодняшний день покупатель Сбербанк РФ довел свою долю уже почти до 100%, внеся в  уставной фонд дополнительно около 20 млн долларов.

     Однако  нынешние государственные предприятия  пользуются существенными преимуществами в финансировании инвестиций, которые  включают более доступный доступ к банковским кредитам, широкие возможности  для продажи или сдачи в  аренду неиспользуемых объектов, а также для получения государственных субсидий. В настоящее время 39% предприятий до сих пор получают государственную поддержку. Эта поддержка включает, в первую очередь, налоговые льготы (15,9%), списание задолженности  перед бюджетом (13,7%) и получение целевого бюджетного финансирования и субсидий (8,2%). Более половины государственных предприятий пользуются такой поддержкой [10].

     Итак, В Беларуси доля убыточных предприятий в целом по республике колеблется в пределах 40 - 42%. На этих предприятиях используется устаревшее оборудование, которое не позволяет производить конкурентоспособную продукцию. Значительная часть предприятий не обеспечила прирост производства. Остаются высокими энергозатраты производства. Износ основных производственных фондов составляет на отдельных предприятиях 60 - 70%. Однако эта форма собственности является предпочтительной среди  зарубежных партнеров для создания совместных предприятий

 

     Глава 3

      Предложения по совершенствованию  управления государственными унитарными предприятиями в Республике Беларусь

     В государственной собственности  находятся отрасли, продукция которых  удовлетворяет стратегические потребности  всего общества (энергетика, транспорт, связь, оборона), а также предприятия, продукция и услуги которых необходимы для совместного общественного потребления, но которые оказываются экономически неэффективными для целей частного бизнеса (коммунальное хозяйство, дорожное строительство и др.). В связи с этим актуальной проблемой является обеспечение эффективного функционирования государственных предприятий. Для этого требуются всемерная их коммерциализация, перестройка внутренней структуры предприятий с усилением менеджмента и другие меры для адаптации их к развивающейся рыночной среде. Для повышения эффективности работы государственных предприятий в рыночных условиях необходимо совершенствовать систему управления, направленную на достижение следующих целей:

  • - повышение эффективности использования основных средств. Необходимо принимать меры по повышению эффективности использования основных средств, для этого нужно определить основные приоритетные направления повышения использования основных средств и рассчитать первоочередные меры на результативные показатели, в том числе нужно провести подсчет экономических резервов. Недостаточно определить только экономические резервы, но и требуется проконтролировать их внедрение, обеспечив необходимыми трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами. Одним из важных направлений анализа эффективности использования основных средств является использование амортизационной политики. Начисление амортизации осуществляется для возмещения затрат на приобретение основных фондов и соответственно амортизация предназначена для инвестирования и возмещения. Преимущество амортизационных отчислений как источника инвестиций заключается в том, что при любом финансовом положении предприятие этот источник имеет место и всегда остается в распоряжении предприятия. Амортизационные отчисления на предприятии должны использоваться на финансирование реальных инвестиций, а именно: на приобретение нового оборудования вместо выбывшего; на механизацию и автоматизацию производственных процессов, на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение производства; на новое строительство [6, c 97].
  • оптимизация структуры управления и менеджмента на предприятии путем большего контроля за деятельностью руководителей предприятий и реорганизацией государственных унитарных предприятий. Например, ужесточить требования, предъявляемые собственником имущества к директору предприятия. В частности, предусмотреть увольнения руководителя предприятия в случаях:
  • срыва выполнения установленных показателей экономической эффективности деятельности предприятия;
  • невыполнения решений правительства, государственных органов исполнительной власти;
  • совершения сделок с имуществом, находящимся в хозяйственном ведении предприятия, с нарушением требований законодательства и определенной уставом предприятия специальной правоспособности предприятия;
  • необеспечения использования имущества предприятия, в том числе недвижимого, по целевому назначению в соответствии с видами деятельности предприятия, установленными уставом предприятия, а также нецелевого использования выделенных предприятию бюджетных и внебюджетных средств;
  • наличия на предприятии более чем трехмесячной задолженности по заработной плате;
  • пополнение доходов республиканских и местных бюджетов (за счет улучшения качества работы государственных предприятий, получение прибыли от предприятий);
  • создание благоприятных условий для привлечения инвестиций [11].

     Итак, необходимость совершенствования и развития государственных унитарных предприятий связана с вхождением страны в рыночную систему. Эти меры позволят улучшить эффективность работы государственных унитарных предприятий, которые необходимы для повышения качества предоставляемых услуг либо осуществление выпуска новой продукции.

 

      Заключение

     В ходе выполнения курсовой работы поставленные задачи были решены. В результате проведенного исследования выявлено следующее:

     1. Унитарные предприятия имеют большое значение в развитии экономики нашей страны и являются особой разновидностью коммерческих организаций. Правовое положение унитарных предприятий определяется законодательством об унитарных предприятиях - декретами, указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Правительства Республики Беларусь. Законодательство в области унитарных предприятий направлено на обеспечение самостоятельности предприятий, определяет права и ответственность в осуществлении хозяйственной деятельности, регулирует отношения унитарных предприятий с другими коммерческими и некоммерческими организациями, органами государственного управления.

     Институт юридического лица в гражданском праве постоянно развивается. Ведь для правильного разрешения вопросов и споров, возникающих между субъектами хозяйствования в процессе их взаимодействия, требуется само понимание сущности унитарного предприятия, четкая правовая регламентация деятельности унитарных предприятий. Если будет возрастать интерес к унитарным предприятиям как юридическим лицам в гражданском праве, то это обусловливается перестройкой внешнеэкономических связей, а также созданием совместных предприятий с участием зарубежных партнеров, чей опыт незаменим.

     2. Единственным учредительным документом унитарного предприятия является устав. Устав унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утверждается учредителем, а устав казенного унитарного предприятия утверждается Правительством Республики Беларусь. Унитарное предприятие может быть реорганизовано и ликвидировано в порядке установленном законодательством.

     В Беларуси доля убыточных унитарных предприятий в целом по республике колеблется в пределах 40 - 42%. На этих предприятиях используется устаревшее оборудование, которое не позволяет производить конкурентоспособную продукцию. Значительная часть предприятий не обеспечила прирост производства. Остаются высокими энергозатраты производства. Износ основных производственных фондов составляет на отдельных предприятиях 60 - 70%.

     3. В государственной собственности находятся отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего общества (энергетика, транспорт, связь, оборона), а также предприятия, продукция и услуги которых необходимы для совместного общественного потребления. В связи с этим актуальной проблемой является обеспечение эффективного функционирования государственных предприятий. Для этого требуются всемерная их коммерциализация, перестройка внутренней структуры предприятий с усилением менеджмента, повышение эффективности использования имущества, оптимизация структуры государственных объектов управления, пополнение доходов республиканских и местных бюджетов, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бандурин В.В., Кузнецов В. Ю. Управление федеральной собственностью в условиях переходной экономики. – М.: "Наука и экономика"  1999. – 151 с.
  2. Витушко В.А. Курс гражданского права: в 2 т. - Мн.: БГЭУ, 2001. - Т.1: Научно-практическое пособие.– 414 с.)
  3. Гламбоцкая А. C., Пукович С. C. Условия функционирования и проблемы развития промышленных предприятий - экспортеров в Беларуси. - Мн.,  2006.
  4. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. (С измен. и доп. от 29 декабря 2006 г. № 193-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. № 4.2/1290.
  5. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия. - М.: ИО ЮНИТИ, 1998. - 267 с.
  6. Ковалёва А.М. Финансы в управлении предприятием. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 336 с.
  7. Лахов А. Р. Государственное унитарное предприятие: какова ответственность руководителя.  – М.: Руссо, 2006.
  8. Экономика предприятия: учебный комплекс /Л. А. Лобан, В. Т. Пыко. – Мн.: Мисанта, 2007. - 261 с.
  9. Обзор инвестиционной политики Республики Беларусь. Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк и Женева, 2009
  10. О предприятиях: Закон Республики Беларусь от 14.12.1990 г. № 93-З (ред. от 14.05.2001 г. № 16-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. - № 2/278.
  11. Оценка эффективности управления государственными предприятиями: предложения по созданию системы эффективности. – М.: Просвещение, 2001.
  12. Паращенко В.Н. Хозяйственное право: в 2 ч. - Мн.: Веды, 1998. – Ч. 1: Общие положения. - 320 с.
  13. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010. – Мн.: Министерство статистики и анализа республики Беларусь, 2010.
  14. Хрипач В.Я. Экономика предприятия. - Мн.: Мисанта, 2000. - 394 с.

14. Малый  бизнес в Беларуси. [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http://ekonomika.by/Akulich2. Дата доступа: 16.05.2011.

15 Реформирование  государственной собственности Беларуси - залог успешного развития экономики страны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.Soyuz.by , дата доступа 16.05.2011

16. Новые  тенденции в развитии экономики  Беларуси Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://nmnby.eu/news/analytics/222.html, дата доступа 15.05.2011г.  
 
 

Информация о работе Совершенствования управления государственными УНИТАРНЫМИ предприятиями в Республике Беларусь