Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:43, курсовая работа
Предмет исследования курсовой работы является процесс управления государственными предприятиями в Республике Беларусь.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
рассмотреть сущность и виды государственных унитарных предприятий, а также методы управления ими;
изучить характеристики государственных предприятий в Республике Беларусь и проанализировать особенности функционирования государственных предприятий
разработать предложения по совершенствованию управления государственными предприятиями в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………..……………..…5
1.1 Понятие и виды государственных унитарных предприятий…….…5
1.2 Управление государственными унитарными предприятиями…………………………………………………..…..…………..10
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………….........15
2.1 Нормативно-правовое регулирование деятельности государственных предприятий………………………………………………....15
2.2 Анализ особенностей функционирования государственных унитарных предприятий и управления ими……………………………………………..…………………………………21
Глава 3 Предложения по совершенствованию управления государственными УНИТАРНЫМИ предприятиями в Республике Беларусь………………………………….........................................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...…………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Белтрансгаз отвечает за газоснабжение страны и обеспечивает транзит газа через Беларусь.
2. 51% акций компании "МЦСистемы" (Velcom) – оценочно 500-800 млн долларов
Точная сумма, за которую в августе 2007 года госпакет первого оператора сотовой связи стандарта GSM в Беларуси уступили сирийскому инвестору Иду Самави, неизвестна. А он затем продал все 100% акций одному из самых успешных телекоммуникационных холдингов Европы Telekom Austria Group.
3. 100% акций БеСТ – 500 млн долларов
В
соответствии с условиями сделки
по покупке бывшего
4. 93,27% БПС-Банк – 281 млн долларов
Сделка
состоялась в декабре 2009 года. Ранее
государству в БПС-банке
Однако нынешние государственные предприятия пользуются существенными преимуществами в финансировании инвестиций, которые включают более доступный доступ к банковским кредитам, широкие возможности для продажи или сдачи в аренду неиспользуемых объектов, а также для получения государственных субсидий. В настоящее время 39% предприятий до сих пор получают государственную поддержку. Эта поддержка включает, в первую очередь, налоговые льготы (15,9%), списание задолженности перед бюджетом (13,7%) и получение целевого бюджетного финансирования и субсидий (8,2%). Более половины государственных предприятий пользуются такой поддержкой [10].
Итак, В Беларуси доля убыточных предприятий в целом по республике колеблется в пределах 40 - 42%. На этих предприятиях используется устаревшее оборудование, которое не позволяет производить конкурентоспособную продукцию. Значительная часть предприятий не обеспечила прирост производства. Остаются высокими энергозатраты производства. Износ основных производственных фондов составляет на отдельных предприятиях 60 - 70%. Однако эта форма собственности является предпочтительной среди зарубежных партнеров для создания совместных предприятий
Глава 3
Предложения по совершенствованию управления государственными унитарными предприятиями в Республике Беларусь
В государственной собственности находятся отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего общества (энергетика, транспорт, связь, оборона), а также предприятия, продукция и услуги которых необходимы для совместного общественного потребления, но которые оказываются экономически неэффективными для целей частного бизнеса (коммунальное хозяйство, дорожное строительство и др.). В связи с этим актуальной проблемой является обеспечение эффективного функционирования государственных предприятий. Для этого требуются всемерная их коммерциализация, перестройка внутренней структуры предприятий с усилением менеджмента и другие меры для адаптации их к развивающейся рыночной среде. Для повышения эффективности работы государственных предприятий в рыночных условиях необходимо совершенствовать систему управления, направленную на достижение следующих целей:
Итак, необходимость совершенствования и развития государственных унитарных предприятий связана с вхождением страны в рыночную систему. Эти меры позволят улучшить эффективность работы государственных унитарных предприятий, которые необходимы для повышения качества предоставляемых услуг либо осуществление выпуска новой продукции.
Заключение
В ходе выполнения курсовой работы поставленные задачи были решены. В результате проведенного исследования выявлено следующее:
1. Унитарные предприятия имеют большое значение в развитии экономики нашей страны и являются особой разновидностью коммерческих организаций. Правовое положение унитарных предприятий определяется законодательством об унитарных предприятиях - декретами, указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Правительства Республики Беларусь. Законодательство в области унитарных предприятий направлено на обеспечение самостоятельности предприятий, определяет права и ответственность в осуществлении хозяйственной деятельности, регулирует отношения унитарных предприятий с другими коммерческими и некоммерческими организациями, органами государственного управления.
Институт юридического лица в гражданском праве постоянно развивается. Ведь для правильного разрешения вопросов и споров, возникающих между субъектами хозяйствования в процессе их взаимодействия, требуется само понимание сущности унитарного предприятия, четкая правовая регламентация деятельности унитарных предприятий. Если будет возрастать интерес к унитарным предприятиям как юридическим лицам в гражданском праве, то это обусловливается перестройкой внешнеэкономических связей, а также созданием совместных предприятий с участием зарубежных партнеров, чей опыт незаменим.
2. Единственным учредительным документом унитарного предприятия является устав. Устав унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утверждается учредителем, а устав казенного унитарного предприятия утверждается Правительством Республики Беларусь. Унитарное предприятие может быть реорганизовано и ликвидировано в порядке установленном законодательством.
В Беларуси доля убыточных унитарных предприятий в целом по республике колеблется в пределах 40 - 42%. На этих предприятиях используется устаревшее оборудование, которое не позволяет производить конкурентоспособную продукцию. Значительная часть предприятий не обеспечила прирост производства. Остаются высокими энергозатраты производства. Износ основных производственных фондов составляет на отдельных предприятиях 60 - 70%.
3. В государственной собственности находятся отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего общества (энергетика, транспорт, связь, оборона), а также предприятия, продукция и услуги которых необходимы для совместного общественного потребления. В связи с этим актуальной проблемой является обеспечение эффективного функционирования государственных предприятий. Для этого требуются всемерная их коммерциализация, перестройка внутренней структуры предприятий с усилением менеджмента, повышение эффективности использования имущества, оптимизация структуры государственных объектов управления, пополнение доходов республиканских и местных бюджетов, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
14. Малый бизнес в Беларуси. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ekonomika.by/Akulich2. Дата доступа: 16.05.2011.
15 Реформирование государственной собственности Беларуси - залог успешного развития экономики страны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.Soyuz.by , дата доступа 16.05.2011
16. Новые
тенденции в развитии