Совершенствования управления государственными УНИТАРНЫМИ предприятиями в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования курсовой работы является процесс управления государственными предприятиями в Республике Беларусь.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
рассмотреть сущность и виды государственных унитарных предприятий, а также методы управления ими;
изучить характеристики государственных предприятий в Республике Беларусь и проанализировать особенности функционирования государственных предприятий
разработать предложения по совершенствованию управления государственными предприятиями в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………..……………..…5
1.1 Понятие и виды государственных унитарных предприятий…….…5
1.2 Управление государственными унитарными предприятиями…………………………………………………..…..…………..10
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………….........15
2.1 Нормативно-правовое регулирование деятельности государственных предприятий………………………………………………....15
2.2 Анализ особенностей функционирования государственных унитарных предприятий и управления ими……………………………………………..…………………………………21
Глава 3 Предложения по совершенствованию управления государственными УНИТАРНЫМИ предприятиями в Республике Беларусь………………………………….........................................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...…………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ВАПРИАНТ.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

     ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………3

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………..……………..…5

      1.1 Понятие и виды государственных  унитарных предприятий…….…5

      1.2 Управление государственными унитарными предприятиями…………………………………………………..…..…………..10

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………….........15

      2.1 Нормативно-правовое регулирование  деятельности государственных предприятий………………………………………………....15

      2.2 Анализ особенностей функционирования государственных унитарных предприятий и управления ими……………………………………………..…………………………………21

      Глава 3 Предложения по совершенствованию  управления государственными УНИТАРНЫМИ предприятиями в Республике Беларусь………………………………….........................................................27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...…………………..30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 
 
 
 
 

 

      ВВЕДЕНИЕ

     Тема  курсовой работы является весьма актуальной, так как государственные предприятия являются важным и объективно необходимым элементом структуры современного общества, связанным с ролью государства в экономике, наличием потребностей, удовлетворение которых не может обеспечить частное производство, подчиненное интересам получения прибыли.

     В сочетании с другими средствами государственные предприятия используются как инструмент регулирования экономики. С помощью государственных предприятий государство решает многие экономические и социальные задачи, связанные с решением ключевых общенациональных проблем: поддержание целостности общественного воспроизводственного процесса и сглаживание циклических колебаний; содержание и развитие социальной инфраструктуры; охрана окружающей среды; проведение региональной политики; обеспечение научно-технического прогресса.

     Однако  практика последних лет хозяйствования показала, что существуют противоречия между потенциалом государственного производственного сектора и неудовлетворительными социально-экономическими результатами его функционирования в условиях рынка. В связи с этим особую актуальность приобретает формирование эффективного финансового механизма государственных унитарных предприятий, позволяющего реализовать имеющийся материальный и финансовый ресурс этого уникального элемента рыночной экономики.

     Объектом  исследования работы являются государственные унитарные предприятия.

     Предмет исследования курсовой работы является процесс управления государственными предприятиями в Республике Беларусь.

     Реализация  поставленной цели требует решения  следующих задач:

  • рассмотреть сущность и виды государственных унитарных предприятий, а также методы управления ими;
  • изучить характеристики государственных предприятий в Республике Беларусь и проанализировать особенности функционирования государственных предприятий
  • разработать предложения по совершенствованию управления государственными предприятиями в Республике Беларусь.

      Постановка  и последовательное решение данных задач определяет структуру работы. Рассмотрению каждой из них посвящена отдельная глава.

      При написании данной курсовой работы использованы нормативные правовые акты, учебные пособия по экономике, материалы периодических изданий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     ГЛАВА 1

     Государственное унитарное предприятие  как форма организации  деятельности

     1.1 Понятие и виды государственных унитарных предприятий

      Государственное унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

      Деятельность  предприятия регулируется: Гражданским кодексом Республики Беларусь, Декретами Президента Республики Беларусь: «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»; «О лицензировании отдельных видов деятельности» и другими нормативными актами.

      Имущество государственного унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия.

      Государственное унитарное предприятие делится на:

    • республиканские унитарные предприятия:
    • коммунальные;

      Имущество республиканского унитарного предприятия  находится в собственности Республики Беларусь и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

      Имущество коммунального унитарного предприятия  находится в собственности административно-территориальной  единицы и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения [4, ст.113].

      Минимальный уставный фонд. Участники самостоятельно определяют размер уставного фонда. Порядок формирования уставного фонда - на момент осуществления государственной регистрации уставный фонд должен быть сформирован в размере не ниже минимального размера предусмотренного их учредительными документами. Хотя в ООО или ОДО на момент государственной регистрации уставный фонд может быть сформирован наполовину, а оставшуюся половину участники вносят в течение первого года деятельности

      Учредительным документом является устав, утвержденный собственником.

      Органы  управления - руководитель, назначенный собственником.

      В унитарном предприятии может  не быть главного бухгалтера, поскольку  директору унитарного предприятия предоставлено право самому вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность, если это предусмотрено уставом предприятия.

      Учредитель  унитарного предприятия имеет право  занимать должность директора своего предприятия, даже если он имеет основное место работы в силу, т.е. он имеет право работать по совместительству, что не допускается в отношении руководителей организаций других организационно-правовых форм.

      Несомненным плюсом унитарного предприятия является то, что его местонахождением может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) учредителя унитарного предприятия. Для этого необходимо:

      1) чтобы помещение принадлежало учредителю унитарного предприятия на праве собственности (находилось в долевой или совместной собственности) – с согласия иного собственника (всех собственников), а также всех совершеннолетних членов его семьи (и членов семьи всех собственников), проживающих в этом помещении; либо

      2) чтобы учредитель постоянно проживал в жилом помещении (за исключением жилого помещения государственного жилищного фонда), о чем свидетельствуют соответствующий штамп (штамп о регистрации по месту жительства) в паспорте либо сведения в карточке регистрации (домовой книге), – с согласия собственника (всех собственников) жилого помещения частного жилищного фонда, а также проживающих в данном помещении всех совершеннолетних членов семьи собственника (всех собственников).

      Однако  следует все же помнить, что осуществление  производственной деятельности (выполнение работ, оказание услуг) созданного унитарного предприятия в таком жилом помещении не допускается без перевода этого помещения в нежилое в порядке, определенном законодательством. То есть «юридический адрес» будет числиться в этом жилом помещении, однако для размещения работников (офиса) необходимо будет искать нежилое помещение[15].

      Основание реорганизации и ликвидации: если по окончании финансового года стоимость чистых активов унитарного предприятия окажется меньше уставного фонда, последний должен быть соответственно уменьшен. Если же при этом стоимость чистых активов окажется меньше установленного минимального уставного фонда для унитарного предприятия, оно может быть ликвидировано по решению суда. Унитарное предприятие может быть преобразовано в акционерное общество или товарищество [2, с. 267]. 

      Преобразование  государственных  унитарных предприятий  в открытые акционерные  общества.

      Решения о преобразовании государственных  унитарных предприятий в соответствии с утвержденными планами преобразования:

  • по республиканским унитарным предприятиям с численностью работающих 1000 человек и более – республиканским органом государственного управления по управлению государственным имуществом;
  • по республиканским унитарным предприятиям с численностью работающих менее 1000 человек – территориальными органами республиканского органа государственного управления по управлению государственным имуществом;
  • по коммунальным унитарным предприятиям – соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.

     Учредителями  открытых акционерных обществ, выступают  органы приватизации. Другими, кроме государства, учредителями открытых акционерных обществ могут быть субъекты приватизации, внесшие денежные или неденежные вклады в уставные фонды открытых акционерных обществ.

     Выбор других, кроме государства, учредителей  осуществляется органом приватизации путем проведения конкурса.

     Орган приватизации принимает заявления  на участие в конкурсе, создает  комиссию по проведению конкурса. Комиссия по проведению конкурса определяет участника, выигравшего конкурс, и оформляет  протокол о результатах конкурса по выбору учредителя.

     Конкурс считается несостоявшимся, если:

  • заявление на участие в конкурсе подано только одним участником;
  • для участия в конкурсе не было подано ни одного заявления;
  • на конкурс явился один из участников или ни один из участников не явился.

     Конкурс признается нерезультативным в случае, если из поданных участниками конкурса предложений по условиям конкурса этим условиям не соответствуют предложения  ни одного из участников конкурса.

     Участником, выигравшим конкурс, признается участник, все предложения которого по заключению комиссии соответствуют условиям конкурса или содержат лучшие условия по сравнению с условиями конкурса.

     Решение о создании открытого акционерного общества принимается на учредительном  собрании открытого акционерного общества, на котором присутствуют учредители

     Государственные органы, государственные организации, местные исполнительные и распорядительные органы при преобразовании в открытые акционерные общества государственных  унитарных предприятий:

  • создают отраслевые комиссии по преобразованию государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества;
  • обеспечивают создание подчиненными (входящими в состав) государственными унитарными предприятиями комиссий по преобразованию государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества.

      Комиссия  по преобразованию осуществляет проверку правильности проведения инвентаризации имущества и обязательств государственного унитарного предприятия, определяет состав и стоимость государственного имущества и размер уставного фонда открытого акционерного общества, готовит предложения по дальнейшему использованию объектов социального назначения, объектов, составляющих исключительную собственность государства, объектов, находящихся только в собственности государства, и жилых помещений государственного жилищного фонда, готовит проект преобразования государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество и вносит его в отраслевую комиссию.

      В решении о преобразовании должны быть определены условия дальнейшего использования таких объектов

      Отраслевая  комиссия осуществляет координацию  работ по преобразованию государственных  унитарных предприятий в открытые акционерные общества и контроль за их ходом.

Информация о работе Совершенствования управления государственными УНИТАРНЫМИ предприятиями в Республике Беларусь