Совершенствования управления государственными УНИТАРНЫМИ предприятиями в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования курсовой работы является процесс управления государственными предприятиями в Республике Беларусь.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
рассмотреть сущность и виды государственных унитарных предприятий, а также методы управления ими;
изучить характеристики государственных предприятий в Республике Беларусь и проанализировать особенности функционирования государственных предприятий
разработать предложения по совершенствованию управления государственными предприятиями в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………..……………..…5
1.1 Понятие и виды государственных унитарных предприятий…….…5
1.2 Управление государственными унитарными предприятиями…………………………………………………..…..…………..10
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………….........15
2.1 Нормативно-правовое регулирование деятельности государственных предприятий………………………………………………....15
2.2 Анализ особенностей функционирования государственных унитарных предприятий и управления ими……………………………………………..…………………………………21
Глава 3 Предложения по совершенствованию управления государственными УНИТАРНЫМИ предприятиями в Республике Беларусь………………………………….........................................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...…………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ВАПРИАНТ.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

     Законодательством предусмотрено, что реорганизация  унитарного предприятия может быть осуществлена по решению уполномоченных государственных органов, в том числе при этом четко определены случаи порядка осуществления реорганизации юридического лица по решению суда.

     Например, в п. 2 ст. 53 Гражданского кодекса Республики Беларусь сказано, если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган юридического лица или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществляет реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридического лица. Утверждение судом указанных документов является основанием для регистрации вновь возникающих юридических лиц.

     2. Путем преобразования в хозяйственное  товарищество или общество в  порядке, установленном законодательством  и соглашением сторон.

     При преобразовании одного юридического лица в другое к вновь возникшему юридическому лицу переходят все имущественные  права и обязанности прежнего юридического лица в соответствии с передаточным актом. В данном случае происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица.

     Передаточный  акт и разделительный баланс должны содержать данные о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и предоставляются вместе с учредительными документами для регистрации вновь возникших юридических лиц.

     Реорганизация унитарного предприятия в форме  преобразования может осуществляться только с согласия уполномоченных государственных органов.

     3. Путем выплаты соответствующей  компенсации одним из сособственников  имущества другим сособственникам  их доли в общей собственности.

     Унитарное предприятие считается реорганизованным с момента государственной регистрации  вновь возникших предприятий.

     Так же надо отметить что, если реорганизация  или переход имущества в собственность  одного лица будет противоречить  законодательству либо окажется невозможным  по другим причинам, унитарное предприятие  подлежит ликвидации.

     Ликвидация - это полное прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Ликвидация унитарных предприятий может быть добровольной и принудительной.

     В добровольном порядке юридическое  лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а также по истечении срока и достижения тех целей, ради которых юридическое лицо было создано.

     В принудительном порядке юридическое  лицо ликвидируется по решению хозяйственного суда в случаях:

    • осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
    • осуществления деятельности, запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства;
    • систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица;
    • при признании юридического лица несостоятельным (банкротом). Согласно п. 4 ст. 57 Гражданского кодекса Республики Беларусь положение о ликвидации юридического лица вследствие экономической несостоятельности (банкротства) не распространяется на учреждения и казенные предприятия [10].

     В заключение данного вопроса следует  повторить, что унитарные предприятия  образуются в распорядительном порядке. Для распорядительного способа образования характерны 3 стадии. Это стадия обоснование необходимости образования нового предприятия и издание нормативного правового акта компетентным органом государства; организационная работа и стадия подготовка и утверждение устава.

     Единственным  учредительным документом унитарного предприятия является устав. Унитарные предприятия могут быть реорганизованы и ликвидированы по общим правилам о реорганизации и ликвидации юридических лиц.

     2.2 Анализ особенностей  функционирования  государственных  предприятий и управления ими

      Для белорусских предприятий сейчас критически необходимо переоснащение  и модернизация производства. На этих предприятиях используется устаревшее оборудование, которое не позволяет  производить конкурентоспособную  продукцию. Значительная часть предприятий не обеспечила прирост производства. Остаются высокими энергозатраты производства. Износ основных производственных фондов составляет на отдельных предприятиях 60 – 70%.

      Анализ особенностей функционирования государственных унитарных предприятий показал, что наибольшее число государственных унитарных предприятий действует в сфере операций с недвижимым имуществом и предоставления услуг – 23,4%; затем следуют обрабатывающие производства – 18,1%, торговля, ремонт автотранспорта и бытовых приборов – 14,2%, строительство – 9%.

      Доля убыточных предприятий в целом по республике колеблется в пределах 40 – 42%. За январь-февраль 2011 года в Беларуси убыточными были 1123 организации, или 12,9% от общего количества организаций. Сумма их чистого убытка за данный период составила 660 млрд. бел. руб., что на 8% меньше, чем за январь-февраль 2010 года, когда убыточными были 1422 организации, или 16,3% [3].

      Больше  всего убыточных организаций  зафиксировано в рыболовстве  и рыбоводстве (31,6%), транспорте и  связи (20,2) и промышленности (20%). Меньше всего – в сельском и лесном хозяйствах (3%) и организациях, занимающихся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг потребителям (8,9%).

      В региональном плане убыточные предприятия  преобладают в Минске (23,7%), Брестской области (23%), Гомельской (14,4%), Минской (14%) и Витебской (10,5%). В Гродненской и Могилевской областях доля убыточных предприятий составляет 7,2%.

      Число убыточных предприятий за 2009 г. увеличилось до 38,3%, в то время как в 2008 г. оно было 34,6%. Общая сумма убытков предприятий за январь-август 2008 г. составила 359 млрд. бел. руб., а за январь-август 2009 г.– 431 млрд. бел. руб. Платежная дисциплина государственных предприятий очень слаба. Прибыль в целом по экономике Беларуси за январь-август 2003 г. составила 2,3 трлн. бел. руб., а за январь-август 2002 г. – 2,4 трлн. бел. руб. В реальном выражении прибыль уменьшилась соответственно на 1,1% и 3,9%. Основной причиной этого является опережающий рост затрат по сравнению с объемами реализации товаров [14].

      В последнее время наблюдается  некоторый рост рентабельности реализованной  продукции, но ее уровень в целом  остается довольно низким и колеблется в пределах 9 – 10%. Рентабельность продаж в январе-феврале 2011 года составила 6,3%, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 2010 года на 1,8%. За январь 2011 года рентабельность продаж составила 5,9%, за февраль – 6,6%.

      Наиболее  рентабельной была финансовая деятельность (68,1%), а также операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям (18,7%) и образование (16,2%). Нерентабельным были лишь рыболовство и рыбоводство (-5,6%). Однако, наряду с положительной динамикой финансовых показателей предприятий экономики в целом, финансовое состояние большинства предприятий остается сложным.

      В 2010 году в утвержденном перечне 65 высокорентабельных предприятий и организаций наиболее крупными донорами бюджетного фонда являются: "Белтелеком" (должен перечислить в фонд 14,2 млрд.бел. руб.), "Белцветмет" (6,9 млрд.бел. руб.), "Белспецвнештехника" (11 млрд.бел. руб), "Гомельтранснефть Дружба" (26,7 млрд.бел. руб), "ПО "Белоруснефть" (9 млрд.бел. руб.), сообщает БелаПАН. Однако по итогам двух месяцев 2010 г. 46,3% предприятий имели чистый убыток, в том числе в промышленности – 47,9%, сельском хозяйстве – 54,9%, торговле и общественном питании – 46,4%, строительстве – 41,6% [16].

      По  данным на начало 2010 года, в Беларуси насчитывалось 171 валообразующее предприятие ( - это предприятия, количественные и качественные показатели работы которых влияют на экономику республики, на выполнение показателей социально-экономического развития ). Большинство из этих предприятий находится в государственной собственности. Динамику можно проследить на графике:

     Рисунок 2.1 - Динамика образования валообразующих предприятий

     В Топ-10 самых крупных налогоплательщиков Минска оказалось два государственных унитарных предприятия. Самые большие доходы городу принесли ликеро-водочный «Кристалл», и «Минскэнерго». Еще два бизнеса – это совместные проекты государства и частного капитала – в данном случае российского: «Белтрансгаз» и «МТС». По данным Министерства по налогам и сборам Беларуси, десятка крупнейших налогоплательщиков обеспечила около 40% общего объема доходов бюджета Минска.

     Среди крупнейших должников среди госпредприятий по данным Министерства налогов и  сборов Беларуси числились – Минский  завод шестерен, Минский завод  автоматических линий им. П.М. Машерова, завод «Электроника», «Камвольный  комбинат», среди частных предприятий – «Миндавг» и «Модерн трейд». Последняя компания – дочерняя фирма израильского бизнесмена Элиезара Фишмана, который пытается создать в Беларуси сеть строительных магазинов.

     Так как экономический рост обусловлен и валовообразующими промышленными предприятиями, значительная часть которых – государственные – то в целом по промышленности по данным на 2007 г. работало 813 предприятий государственной формы собственности (республиканской и коммунальной), или 40% от их общего числа. На них приходилось 38% всего объема промышленного производства. При этом 724 предприятия частной формы собственности, имеющие долю государства в уставном фонде, изготовили 52% общего объема промышленной продукции. То есть полностью частные предприятия изготовили – 8% продукции от общего объема выпуска [15].

Промышленный  сектор в Беларуси по формам собственности (проценты).

  Предприятия Выпуск продукции Занятость
Государственная 25,6 34,4 40,2
Смешанная

Без иностранного вмешательства

С иностранным  вмешательством

 
10,6

4,1

 
45,6

6,8

 
31,6

6,6

Частная

Местные частные компании

Иностранные частные компании

 
57,2

2,5

 
10,8

2,4

 
19,2

2,4

[13]

     Также показатели экспорта дают более полное представление о характеристиках  предприятий. Доля экспорта остается довольно низкой по сравнению с той, которую можно было ожидать от малой открытой экономики – в среднем менее 30% от дохода по всем категориям. И самую большую долю в экспорте 28,7% имеют государственные предприятия. Однако успехи в интеграции в мировую экономику не впечптляют: только ¼ предприятий экспортируют свою продукцию в развитые западные страны.

     Данные  о небольшой текучести кадров среди руководящего состава указывают  на то, что в Беларуси изменение  формы собственности не влекло за собой смену руководства. На государственных предприятиях самая низкая текучесть кадров: срок пребывания в должности в среднем составляет 18 лет.

     Что касается самых крупных сделок по продаже госсобственности в течение 2001 – 2010 гг., для стабилизации экономики белорусским властям приходится идти на приватизацию:

     1. 50% акций Белтрансгаза - 2,5 млрд долларов

     Продажа половины акций Белтрансгаза российскому  Газпрому за 2,5 млрд долларов растянулась  на 4 года. По договору, в течение 2007-2010 годов Газпром ежегодно оплачивал  по 625 млн долларов за пакет акций в 12,5%. Последний платеж российского газового холдинга был получен в феврале 2010 года. Таким образом, Газпром стал владельцем 50% акций Белтрансгаза.

Информация о работе Совершенствования управления государственными УНИТАРНЫМИ предприятиями в Республике Беларусь