Совершенствование организации труда на рабочем месте продавца

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 00:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является совершенствование организации труда на рабочем месте продавца в продовольственном магазине.

Основные задачи курсовой работы:

выработка навыков в области анализа состояния организации труда;
изучение рабочего места продавца в продовольственном магазине;
изучение и анализ состояния организации труда на рабочем месте продавца;
комплексное решение вопросов по организации труда;
проектирование мероприятий по улучшению существующего уровня организации труда.

Содержание

Введение 5
1 Краткая характеристика деятельности организации 7
1.1 Описание ассортимента продукции 7
1.2 Основные экономические показатели 8
2 Анализ состояния организации труда на рабочем месте продавца 9
2.1 Разделение труда и его обоснование 9
2.2 Уровень оснащения рабочего места 10
2.3 Анализ планировки рабочего места 11
2.4 Анализ условий труда 12
2.5 Обслуживание рабочего места..………………………………....14
2.6 Расчет месячной заработной платы 16
2.7 Нормирование труда 16
3. Мероприятия по совершенствованию организации труда на рабочем месте продавца 17
Заключение 23
Список использованных источников 25
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсач ОНТ2008(исправлено3).doc

— 306.50 Кб (Скачать)

      На  данном рабочем месте продавца используют:

1)технологическое  оборудование:

     - весы электронные ВЕ-15ТЕ2 – 1шт;

     - калькулятор Sitizen-12-26 – 1шт;

     -прилавок-витрина холодильный ПВВ(Н)-0,15-0,15-0,75 ТУРБ0721162, 051-98 – 2 шт.;

     - витрина холодильная ВХСН-1511 –  1 шт.;

     - ларь для мороженого CSG48 – 2шт.

2)организационную  оснастку:

     -  4-х уровневые стеллажи – 20 шт.;

     - «горка»  для приправ – 1 шт.;

     - стулья (2шт), тумбочки (2шт) и стол из дерева;

     - шуфлядка деревянная, для временного  хранения денег;

     - пластиковый стол для отдыха покупателей и 4 стула;

     - радиомагнитофон Vitek1200.

      - ручка шариковая – NIXON NB-1040BL – 2шт; 

      - карандаш – TIENTAN6621-HB – 2шт;

      - линейка – САТПЛАСТ – 1шт;

      - ластик – CENTRUM – 1шт;

      - ножницы – SAVOY- 1шт.

      2.3 Анализ планировки рабочего места

 

        Планировка рабочего места в графическом виде приведена в приложении В. На рабочем месте в магазине продавец обычно находится возле кассового аппарата или за прилавком (в конфетном отделе).

     В магазине имеются 2 отдела (конфетный, где продают конфеты, кондитерские и хлебобулочные изделия, молочные продукты, мороженое, крупы, макароны; и ликероводочный, где продают ликероводочные изделия, пиво, безалкогольные напитки, консервы, колбасные изделия, рыбу). В связи с этим, а также и с тем, что необходимо выполнять периодически оформление документации, продавец постоянно не находиться в одном отделе. Периодически ему приходиться обслуживать покупателей то в одном, то в другом отделе.

     Для данного продавца предусмотрено обслуживание покупателей в конфетном отделе.

        С правой стороны от продавца находится прилавок-витрина холодильный, предназначенный для размещения молочных продуктов. Слева – ларь для мороженого, а также стеллаж для круп. Перед продавцом – прилавок, на котором стоят электронные весы, левее весов, на расстоянии примерно 60 см расположены латки для кондитерских изделий. В прилавке находится шуфлядка для временного хранения денег, вырученных за продажу в этом отделе. Потом эти деньги заносят в денежный ящик и «пробивают» на кассе.

     За  спиной у продавца находятся стеллажи для конфет, печенья, чая. Чуть правее – стеллаж для хлебобулочных изделий, чуть левее – стеллаж для макарон, муки, сахара, соли.

     Под прилавком находиться емкость с  водой и губка, для того чтобы  протирать прилавок, весы, нож (после разрезания сыров).

     Для сыпучих продуктов (сахар, крупы, конфеты-драже) предназначен совочек. Продавец обязан обслуживать клиентов стоя, но в их отсутствие он может присесть  на табурет, который стоит за прилавком.

     Цены  на продукты оформлены черным маркером на белых ценниках, что благоприятствует их восприятие покупателями.

     На  подоконниках у правой стены стоят  живые цветы в горшках (зеленый  цвет – успокаивает), а возле стены стоит пластиковый стол для отдыха покупателей и 4 стула.

      2.4 Анализ условий труда

          

       Анализ условий труда на рабочем месте предусматривает выявление неблагоприятного воздействия на работающего условий, зависящих от характера выполняемой работы.

     Стены магазина выложены белой плиткой, пол темно-серого цвета, потолок – навесной белый, белой краской покрываются рамы окон. Белый цвет является нейтральным и не вызывает каких-либо эмоций (положительных или отрицательных). На окнах висят прозрачные тюли, которые не препятствуют проникновению дневного света.

      Работа  продавца характеризуется напряженностью, которая связана с тем, что постоянно приходится считать деньги и нужно быть очень внимательной.

      Особо сильное влияние на усталость (т.к. продавец - женщина) оказывает необходимость обслуживать периодически 2 отдела, производить погрузочно-разгрузочные операции, осуществлять вынос тяжелой тары (например, ванны с сахаром или крупами).

      Рассмотрим  следующие данные условий труда  и сравним их с нормативными:

     1)Температура  воздуха

     В зимний период  фактическая +3 - +8 С, нормативная +16-+18 С, т.е. температура воздуха в этот период ниже нормы, что может привести к различным простудным заболеваниям.

     В летний период  фактическая температура воздуха составляет +20- +25 С, что выше нормативной. Температура высокая, а так как продавцы – женщины, которые больше чем мужчины подвержены мигреням, то необходимо предпринять меры по поддержанию в помещении нормальной температуры.

     2)Относительная  влажность воздуха

     В зимний период фактическая 85%, нормативная до 60-80%, т.е. фактическая влажность превышает норму на 5%. В летний период фактическая 80%.

     3)Уровень  освещенности рабочего места. 

     Всего в магазине установлено 15 светильников по 2 люминесцентные лампы. Летом  освещения достаточно, т.к. рабочее время заканчивается в 19:00 (20:00) часов (искусственное освещение почти не применяется). Но в зимний период данного освещения в утреннее и вечернее время недостаточно.

     4)Запыленность  воздуха.

     Нормативная: содержание нетоксичной пыли от 35 до 50% предельно допустимой концентрации, т.е. не должна превышать 10мг/м3.

     Фактическая: Запыленность воздуха выше среднего, что требует постоянной влажной уборки и дополнительной нагрузки продавца. На рабочем месте воздух насыщен различными сладкими запахами и запахами приправ.

     5)Уровень  шума в помещении. 

     Шум оказывает отрицательное воздействие  не только на работников магазина, но и на покупателей. Предельно допустимый уровень шума для торговых залов магазинов составляет 50-60 дБ. Шум в помещении возникает в основном от шума работающих холодильных камер, а также причина шума – это близлежащая дорога. Но  там нет большого движения транспорта, поэтому шум является низкочастотным с частотой колебаний до 350Гц, что допускается нормой.

       6) Скорость движения воздуха.

     Нормативной считается скорость движения воздуха, равная – 0,3 м/с. На данном рабочем месте этот показатель находится в пределах нормы.

     7) Режимы труда и отдыха.

     Продавец  приходит на рабочее место за 10-15 минут до начала рабочего дня, т.е. в 8:45-8:50. Рабочий день длиться с 9:00 до 18:00. Имеется обеденный перерыв с 13:00 до 14:00, в первой и во второй половинах дня предусмотрены пятиминутные перерывы по личным надобностям.

      2.5 Обслуживание рабочего места

 

      Обслуживание рабочих мест основано на разделении труда между основными и вспомогательными производственными рабочими и охватывает ряд важных функций по видам, срокам и методам выполнения вспомогательных работ. За счет организации обслуживания рабочих мест основных рабочих создаются необходимые условия для ведения трудовых и производственных процессов без перебоев, с наиболее полным использованием технологического оборудования  и высокой производительностью труда. Трудно представить себе современное производство, в котором отсутствовали бы важнейшие функции обслуживания, например транспортная или наладочная. При «самообслуживании» могут возникнуть не только значительные простои, но и такие положения, когда сам рабочий просто не способен в силу недостаточной квалификации наладить сложное оборудование.

      Под функцией обслуживания понимается конкретный вид трудовой деятельности по обслуживанию основного производства, выполняемый соответствующими рабочими-специалистами вспомогательных подразделений и служб организации.

      На  данном рабочем месте основные функции обслуживания и их содержание следующие:

      - энергетическая – обеспечение электроэнергией (электроподстанция      д. Н.Погост), отопление (имеется котельная при магазине – кочегар);

      - ремонтная – текущий ремонт  и межремонтное обслуживание оборудования (инженер РАЙПО);

      - контрольная – контроль качества  продукции или работ (Госконтроль, Облконтроль, Санэпидемстанция, Отдел по качеству, председатель РАЙПО, ответственная за магазин);

      - транспортная – доставка на  рабочее место со склада продуктов и товаров, транспортировка заготовленной у населения продукции (автобаза РАЙПО);

      - складская – приемка, взвешивание,  сортировка, маркировка, складирование, хранение продукции и материальных ценностей (сами продавцы);

      - ремонтно-строительная – текущий ремонт и поддержание в рабочем состоянии зданий и сооружений организации (строительная бригада РАЙПО);

      - хозяйственно-бытовая – поддержание  чистоты и порядка в помещениях  организации (сами продавцы).

      2.6 Расчет месячной заработной платы

 

     На  данном рабочем месте зарплата рассчитывается на основании следующих документов:

      - Приложения №3 к постановлению  Правления №131 от 25 июня 2004года (приложение А);

      - Выписки из Положения об оплате  труда утвержденного постановлением №50 от 19 февраля 2007 года (приложение Б).

     В данном приложении приводится также  пример расчета  заработной платы для двух продавцов 1 и 2 разряда.

         Оплата труда – сдельно-премиальная  (включая доплаты за погрузку-разгрузку  товаров, заведование, уборку в магазине).

     Заработная плата продавца находится в непосредственной зависимости от  выполнения или же от невыполнения плана, от разряда продавца, от объема розничного товарооборота, от объема заготовленной у населения продукции.

     Заработная  плата (за вычетом аванса, который выплачивают в десятых числах месяца) выплачивается в конце месяца.

      2.7 Нормирование труда

 

      Качество  и обоснованность применяемых норм труда при конкретных организационно-технических условиях на рабочем месте может быть оценено путем сопоставления величины действующей на рабочем месте нормы труда, на выполняемые работы с ее фактическими затратами, которые определяются в результате хронометражных наблюдений и фотографии рабочего дня.

      Фотография  рабочего времени  проводилась для  изучения затрат рабочего времени работником, методом непосредственных замеров времени. Сущность этого  метода заключается в измерении длительности затрат времени визуально с помощью приборов времени в данном случае использовались электронные часы. Результаты фотографии рабочего дня приведены в приложении Г.

     В процессе проведения фотографии рабочего дня было выявлено, что значительная доля времени тратится на обслуживание рабочего места – 12,95%, что в натуральном выражении составляет 70 минут (приложение Д). Эти затраты, а также затраты на подготовительно-заключительные операции, должны быть сведены к минимуму. Нарушение трудовой дисциплины и простои по организационно-техническим причинам должны быть исключены.

     Производительность  труда увеличится больше чем на 14% из-за сокращения такого рода затрат (ОБС, ПЗ, ОРГ и НТД).    

           %           (2.1) 

     В конце смены, когда «пробивается»  касса можно узнать, сколько покупателей обслужил продавец. В среднем это: N= 130 человек. Значит, время на обслуживание одного покупателя может быть рассчитано как:

                      мин,                       (2.2) 

      где Тсм – продолжительность смены;

      t1 – время на обслуживание одного покупателя.  

3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ ПРОДАВЦА

 

     Качество обслуживания покупателей в значительной мере зависит от режима работы розничного торгового предприятия. В свою очередь, на режим работы магазина влияют интенсивность покупательских потоков, распределение товарооборота по часам дня, дням недели, сезонам. При этом следует также учитывать необходимость создания оптимального режима труда и отдыха торговых работников, предоставления им пятидневной рабочей недели, составления удобного графика выхода на работу.

Информация о работе Совершенствование организации труда на рабочем месте продавца