Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:59, курсовая работа
Социальная политика государства затрагивает и охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений деятельности государства является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода. Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений в ее реализации.
Введение
Глава I. Происхождение и сущность социальной политики государства
1.1.Происхождение социальной политики государства
1.2.Сущность социальной политики государства
1.3.Политика государства в формировании доходов населения
1.4.Политика государства на рынке труда
1.5.Государственные социальные гарантии и страхование
Глава II. Социальная политика в России
2.1. Основные черты переходной экономики России и основные направления социальной политики
2.2. Социальная политика в области улучшения жилищных условий
2.3. Социальная политика в области регулирования пенсионного обеспечения
2.4.Социальная политика в области здравоохранения
2.5.Социальная политика в области образования
2.6. Социальная политика в области регулирования уровня безработицы и занятости
2.7. Социальная политика в области регулирования доходов населения
Заключение
Список использованной литературы
Среднегодовой размер трудовой пенсии в РФ в 2011 году составит 8,412 тысячи рублей, а в 2012 увеличится по сравнению с 2009 годом почти в два раза, говорится в материалах пресс-службы к заседанию правительства России. Эти доходы так малы для того, чтобы обеспечить достойную жизнь пенсионеров. Проблемы, существующие в пенсионном обеспечении, связаны, прежде всего, с низким уровнем размеров пенсий, ненадежной системой инвестирования пенсионных накоплений. Эти проблемы возможно решить:
во-первых, введением обязательных страховых взносов для большинства работодателей и самих работников на будущее пенсионное обеспечение последних;
во-вторых, предоставлением гарантий государственного пенсионного обеспечения отдельным категориям работников (как правило, выполняющих государственные функции);
в-третьих, созданием условий для развития негосударственных пенсионных фондов, взносы в которые также уплачиваются работниками или работодателями.
2.5. Социальная политика в области здравоохранения
B год, особенно интенсивно увеличивается численность пенсионеров по инвалидности, что говорит не только о старении населения, но и о качестве жизни в целом.. В сфере здравоохранения все более распространенной становится практика оплаты медицинских услуг – за последние годы каждой второй семье приходилось самостоятельно их оплачивать, речь идет не только о ставшей традиционной частной стоматологической практике, но и об оплате диагностических обследований, консультации врачей. За годы реформ лекарственные средства перестали быть дефицитными, но для многих они не доступны из-за высоких цен, причем цены растут как на импортные лекарственные средства, так и на отечественные. Государство ввело льготы для бесплатного приобретения лекарств, но ввиду отсутствия финансового обеспечения это право для большинства “льготников” оказалось формальным. Самая тяжелая ситуация с государственным финансированием – в малых городах и селах, где нет широкой налогооблагаемой базы.
Приоритетный национальный проект «Здоровье» предполагал реорганизацию за 2 года системы здравоохранения таким образом, чтобы стандартный набор качественных медицинских услуг предоставлялся всем нуждающимся, но на самом деле получилось "хотели как лучше, а получилось как всегда". Национальная программа "Здоровье" предусматривает бесплатное медицинское обследование всего населения России, но во многих регионах страны, в том числе в Таганроге муниципальные поликлиники имеют устаревшее оборудование, которое не позволяет провести качественное обследование пациентов и установить правильный диагноз. А о сельских местностях, вообще особый разговор, там существуют только раионые больницы и поликлиники, куда трудно попасть из отдаленных деревень. B области здравоохранения можно выделить следующие проблемы: доступность бесплатной медицинской помощи; недостаточная эффективность финансирования здравоохранения; нехватка кадров; обеспечение лекарственными препаратами; качество оказываемых услуг.В связи с существующими проблемами возможны следующие пути решения:
2) обеспечение сбалансированности объемов государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи с финансовыми возможностями государства.
3) развитие механизмов координации деятельности всех звеньев системы управления здравоохранением на основе введения комплексного территориального планирования в здравоохранении и пересмотра механизмов управления страховыми фондами.
4)реформирование усиление государственного регулирования платной медицинской помощи, оказываемой в государственных и муниципальных медицинских учреждениях.
5) изменение подходов к организации и оплате труда медицинских работников.
6) создание рациональной системы государственных гарантий лекарственного обеспечения населения.
7) развитие научных исследований и технологических разработок для улучшения качества предоставляемых медицинских услуг и лекарственных средств.
2.6. Социальная политика в области образования.
Теперь
о проблемах в области
1.Неопределенность школьного образования. Школьника учат всему понемногу, без определенной цели.
2.Сомнительная эффективность единого государственного экзамена. Знания оцениваются исключительно исходя из заполненного бланка ЕГЭ, а не на основе представления учителя о потенциале и степени развития учащегося.
3.Снижение качества высшего образования. В РФ на 1000 человек приходится 50 студентов. Из более чем 3000 вузов Совет по образованию и науке при Президенте РФ рекомендует абитуриентам лишь 150. Существующая на данный момент система образования постепенно теряет свою эффективность. Увеличивается разрыв между различными уровнями системы, происходит отрыв теории от практики, растет количество выпускников, не работающих по специальности, а позиции российских вузов в международных рейтингах постепенно падают. Принципиальная схема финансирования образования должна выглядеть следующим образом:
a)за счет средств государственного бюджета финансируются программы обучения в рамках государственного образовательного стандарта в соответствии с государственным заказом; профессиональной переподготовки специалистов со средним и высшим образованием в соответствии с государственным заказом;
б)за счет средств работодателей негосударственного сектора экономики финансируются образовательные программы подготовки и переподготовки для работников, имеющих юридически значимые соглашения о продолжении работы у данного работодателя после прохождения программ обучения;
2.6. Социальная политика в области регулирования уровня безработицы и занятости.
По данным статистики в России численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные)в январе 2011 года составила 75,3 млн человек, или около 53% от общей численности населения страны.Женщин оказалось 45% среди общего числа безработных по методологии МОТ. Доля городских жителей составила 63,7%.
Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечался в Центральном федеральном округе, а самый высокий — в Северо–Кавказском федеральном округе.
Безработица
городского и сельского населения
характеризуется превышением
В регионах,
столкнувшихся в последние
Другим важным направлением минимизации безработицы необходимо признать организацию подготовки и переподготовки кадров. Число занятых в ряде отраслей российской экономики действительно избыточно. Так, в нефтегазовом секторе управленческий аппарат в последние годы был раздут вследствие сверхвысоких цен на нефть. В электроэнергетике наблюдался тот же процесс благодаря возможности устанавливать монопольные тарифы.Не блещут эффективностью и некоторые другие отрасли.
2.7. Социальная политика в области регулирования доходов населения
Одним из показателей социальной политики страны являются доходы ее населения. В России реальные располагаемые денежные доходы населения, то есть доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен, сократились в мае 2011 года на 7% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. По сравнению с апрелем текущего года реальные располагаемые денежные доходы россиян снизились на 10,4%. При этом, по оценке Росстата, в январе-мае текущего года они сократились на 3,7%. В номинальном выражении среднедушевые доходы в мае составили 18 183 рублей, увеличившись на 3,2% по сравнению с маем 2010 года, но снизившись по сравнению с апрелем текущего года на 9,1%.
Среднемесячная
номинальная начисленная
Генеральный директор
Института сравнительных социальных исследований
(ЦЕССИ) Владимир Андреенков отметил, что
данные Росстата не вполне отражают те
противоречивые тенденции, которые идут
в сфере оплаты труда в разных регионах
и в различных слоях населения. Ведь существенный
вклад в повышение среднего уровня зарплат
вносит Москва, а также другие крупные
города. Это ретуширует крайне низкий
уровень доходов населения в большинстве
регионов. Но основной причиной падения
реальных доходов населения является
огромная инфляция. Отчасти это падение,
прежде всего в своих интересах, пытаются
компенсировать работодатели, так как
уже наметилась тенденция ухода зарплат
в тень. Для того чтобы изменить уровень
заработной платы, необходимы одновременные
и комплексные изменения :
Во-первых, введение минимальной часовой ставки заработной платы позволит гораздо гибче реагировать на изменения в экономике и более тонко регулировать вопросы заработной платы не только на уровне отдельной организации, но и в регионах России.
Во-вторых, необходимо кардинально поменять структуру налога с доходов физических лиц – он должен иметь различные ставки применительно к разным видам доходов:
применительно к заработной плате может иметь прогрессивную шкалу, причем взимание НДФЛ должно начинаться не с 401-го рубля заработной платы по основному месту работы, а только после двукратного размера минимальной месячной оплаты труда;
применительно к доходам физических лиц от дивидендов, надо законодательно установить регрессивную шкалу налога, начиная с 10 процентов от размера дохода;
применительно к доходам физических лиц, не относящихся напрямую к экономической деятельности (доходы от выигрышей в лотереи, тотализаторе, кладоискательства и тому подобно), надо законодательно установить более высокую шкалу налога,на уровне 25 процентов.
Такая структура НДФЛ будет стимулировать руководящее звено компаний показывать реальную прибыль и не привязывать свои личные доходы только к заработной плате.
В-третьих,
хозяйствующий субъект должен самостоятельно
ежегодно устанавливать минимальный
уровень заработной платы для
своих работников, который не может
быть меньше, чем установленный
В-четвертых, нужно законодательно установить возможный максимальный разрыв в уровнях оплаты труда для работников.
В-пятых, необходимо закрепить в Налоговом кодексе требование, что единый социальный налог рассчитывается по всему коллективу работников организации в целом. При одновременном внесении в законодательство предлагаемых изменений и одновременном введении их в действие, есть надежда на то, что заработная плата в стране начнет постепенно принимать цивилизованные формы.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что России нужно проводить социальную политику, направленную на достижение рационального уровня потребления для большинства населения, создание условий для квалифицированного творческого труда, формирование эффективной системы социальной защиты. Государство должно быть гарантом функционирования учреждений социальной сферы, сохранения и развития систем социальной защиты населения. Социальная п Социальная п