Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика государства затрагивает и охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений деятельности государства является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода. Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений в ее реализации.

Содержание

Введение
Глава I. Происхождение и сущность социальной политики государства
1.1.Происхождение социальной политики государства
1.2.Сущность социальной политики государства
1.3.Политика государства в формировании доходов населения
1.4.Политика государства на рынке труда
1.5.Государственные социальные гарантии и страхование
Глава II. Социальная политика в России
2.1. Основные черты переходной экономики России и основные направления социальной политики
2.2. Социальная политика в области улучшения жилищных условий
2.3. Социальная политика в области регулирования пенсионного обеспечения
2.4.Социальная политика в области здравоохранения
2.5.Социальная политика в области образования
2.6. Социальная политика в области регулирования уровня безработицы и занятости
2.7. Социальная политика в области регулирования доходов населения
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Образец заполнения.docx

— 75.37 Кб (Скачать)

темпы ее роста были ниже от роста продуктивности труда. Для этого осуществляется “политика доходов”, активная кредитно-денежная политика; пытатка сделать так, чтобы уровень продуктивности труда опережал рост оплаты рабочей силы. Наибольших успехов в этом деле достигли США. Конкретные результаты в осуществлении политики трудоустройства может дать сокращение рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве развитых стран Запада продолжительность рабочего дня сократилась вдвое. Исключением из этого правила стала только Япония.

Наиболее перспективной  и эффективной, представляется система  экономических льгот предприятиям, которые сами создадут у себя дополнительные рабочие места и трудоустраивают высвобождающих работников, переобучают их. Если же предприятие (любой формы собственности) выталкивает излишнюю рабочую силу, то сумма ее шести - двенадцатимесячного содержания должна вноситься в муниципальные органы, которые перераспределяют и переподготавливают высвобожденных людей. Именно такой механизм, кстати, существует в Швеции, где, как и в Японии, безработица заметно меньше, чем в других государствах с развитой рыночной экономикой.

 Минимальная заработная плата является одним из важнейших рычагов воспроизводства рабочей силы и её стимулирования, кроме того, на основе минимальной зарплаты устанавливаются различные пособия (в том числе по безработице), пенсии и т.д. При установлении минимального уровня заработной платы рекомендуется учитывать потребности работников и их семей, стоимость

жилья, социальные льготы, уровень инфляции, а также показатели, которые влияют на уровень занятости. За базу минимального уровня заработной платы принимают набор основных товаров и услуг, которые удовлетворяют основные физиологические и социальные нужды отдельного человека или типовых семей разного типа (с одним ребенком, двумя и др

Размер минимальной  заработной платы в развитых странах  Запада составляет от 30 до 50% размера средней заработной платы. В США этот показатель сегодня

составляет 8.00 долларов в час. Отдельный минимум устанавливается для молодежи.

Для определения  абсолютного уровня прожиточного минимума наиболее точным является метод потребительской корзины. 

1.5.Государственные  социальные гарантии и страхование 

Для обеспечения  защиты населения государство должно, прежде всего, в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизмы их реализации, и функции предоставления социальной поддержки.

Анализ мирового опыта позволяет вычленить четыре институциональные формы социальной защиты населения. Государственная социальная помощь лицам,(инвалидами; гражданами, не имеющими необходимого страхового стажа для получения пенсий и пособий по обязательному социальному страхованию) которые в силу нетрудоспособности, отсутствия работы, источников дохода не в состоянии самостоятельно материально обеспечить свое существование.

Финансовыми источниками  данного института защиты являются государственный, региональные и муниципальные бюджеты, формируемые за счет общей налоговой

системы.Обязательное (по закону) социальное страхование утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспосо6ности (болезни, несчастного случая, старости) или места работы. Финансовые источники – страховые взносы работодателей, работников (иногда государства), организованные с помощью механизмов обязательного социального страхования.

Добровольное  личное (коллективное) страхование работников (от несчастных случаев,медицинское и пенсионное обеспечение). Финансовые источники – страховые взносы самих работников (иногда в их пользу – работодателей), организованные на принципах и с помощью механизмов личного страхования. Корпоративные системы социальной защиты работников, организуемые

работодателями (медицинская и оздоровительная помощь, оплата жилищных,транспортных, учебных и культурных услуг, фирменные пенсионные выплаты).Финансовые источники – средства предприятий. Среди названных институтов

социальной защиты базовым является обязательное социальное страхование (пенсионное и медицинское, от несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей). В развитых странах эти виды социального страхования поглощают,как правило, 60-70% всех затрат на цели социальной защиты и составляют примерно 15-25% ВВП в России же на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходится около 45% затрат на цели социальной защиты и 7,3% ВВП.

 Мировой опыт подтверждает, что система социального страхования - один из основных институтов социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы.  

          ГЛАВА II.СОЦИАЛьНАЯ ПОЛИТИКА России

 

2.1.Основные черты переходной экономики России и основные направления социальной политики 

Основные черты   переходной экономики обусловлены 

характером изменений в этот период. Важнейшая для социальной сферы черта - характерная неустойчивость переходной экономики. В переходной экономике  значительно возрастает армия безработных,ухудшатся уверенность в завтрашнем дне и т.д. Это требует от государства проведения активной социальной политики.

Социальная политика в переходной экономике - это комплекс социально-экономических мер государства  предприятий, организаций, местных  органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д., в то же время проведение этих мер затруднено ограниченными ресурсами, сложившимися чрезвычайными ситуациями и т.п.

Социальная  ориентация   переходной экономики на развитие человека отнюдь не исчерпывается решением задачи достижения благосостояния.Bажнейшая задача “экономики для человека”- превращение трудовой деятельности в сферу развития человека, а не в сферу, в которой у человека отчуждаются все его основные личностные характеристики. Во-первых, это решение задачи охраны труда и создание достойных человека условий трудовой деятельности.   Опыт многих современных корпораций показывает, что затраты на охрану и формирование необходимых условий труда являются факторами, обеспечивающими рост трудовой деятельности. Во-вторых, это преодоление отчуждения творческих функций труда от работника, то есть его привлечение к участию в управлении,различные формы самоуправления: от кружка качества до модели самоуправляющего предприятия. В целом, переходная экономика двояка: она включает в себя переход, от тоталитаризма к рынку и от рынка к социальной организации  экономики,”экономике для человека”.

Bажнейшей задачей является развитие кооперативных или самоуправляющихся государственных предприятий как важнейших секторов переходной экономики, что способствует возможности преодоления бюрократических механизмов и развития отношений, при которых функции организации труда и его оплаты будут находиться под контролем ассоциированных объединённых работников.

Социальная политика, осуществляемая современным российским государством, по многим своим параметрам является неэффективной. Выбор в 1992 г. курса реформ, в основе которого лежали установки “шоковой терапии”, предполагал отказ от социальной политики социалистического типа (всеобщая занятость населения, бесплатное здравоохранение и образование и пр.). В начале реформ предполагалось, что рациональное использование ресурсов, полученныe доходы от приватизации и пр., позволит организовать адресную помощь наименее защищенным группам населения: пенсионерам, многодетным семьям, всем тем, кто потерял работу в процессе структурной перестройки экономики. Все остальные должны были рассчитывать на свою предприимчивость.

  В силу целого ряда причин, на начальном этапе радикальных экономических преобразований в России основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и ее проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население России столкнулось с резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества, в том числе и по заработной плате. Обострилась ситуация на рынке труда, ухудшилась демографическая ситуация, началось абсолютное сокращение населения страны, снизилась продолжительность жизни. Неудивительно, что в стране сформировался устойчивый слой «новых бедных», т.е. тех граждан, которые даже при наличии постоянной работы имеют доходы ниже необходимых для нормального существования.Основными направлениями социальной политики России являются:

  1).Социальная политика в области улучшения жилищных условий.

  2).Социальная политика в области регулирования пенсионного обеспечения.

  3). Социальная политика в области здравоохранения.

  4). Социальная политика в области образования.

  5).Социальная политика в области регулирования уровня безработицы и занятости.

  6).Социальная политика в области регулирования доходов населения.

  2.2.Социальная политика в области улучшения жилищных условий

  В России обеспечение населения жильем и повышение потребительских  качеств жилой среды как была, так и остается одной из наиболее острых социальных проблем – достаточно сопоставить количество квадратных метров, приходящихся на каждого гражданина в России и, скажем, в Германии и  Соединенных Штатах: 19,6 м2 против 35 и 70 м2 соответственно,не говоря уже о различии качественных параметров среднестатистического жилья.Не менее 15% населения страны ютится в жилище, малопригодном для жизни, причем 12% - в принципе не имеют коммунальных удобств.Hациональный проект “Доступное и комфортное жилье – гражданам России” во многом был ориентирован на то, что люди будут брать ипотечные кредиты и приобретать квартиры. Увы, в нынешних условиях большинство граждан, которые рассчитывали на ипотеку, взять ее не смогут. Многие банки прекратили выдавать кредиты или изменили условия договоров, поскольку наблюдается нестабильная ситуация на финансовых рынках и существует проблема низкой ликвидности.Bремя ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами составляет 15-20 лет. Социологические опросы показывают, что 85% россиян хотели бы улучшить свои жилищные условия. Но только 5-6% могут это сделать сразу за счет уже накопленных сбережений, не обращаясь за кредитом или займом. Среди основных проблем, накопившихся в жилищной сфере и требующих решения, особо острыми являются четыре группы проблем.

  Во-первых, обострение ситуации в жилищно - коммунальном хозяйстве возниклo в связи с многолетним недофинансированием капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры,существенно увеличился износ жилого фонда и коммунальных объектов, увеличились объемы ветхого и аварийного жилья, снизились надежности, безопасности эксплуатации инженерных систем, повысились текущиe расходы на их содержание. Одновременно возросла доля собственных расходов населения на оплату жилья и коммунальных услуг в структуре семейных расходов.

  Во-вторых, проблема, связанная с несоответствием  количественных и качественных параметров построенного жилья платежеспособному  спросу населения.Основной причиной данного  процесса являются ограниченные возможности  привлечения прямых государственных, муниципальных и частных инвестиций, недоступность кредитных ресурсов.

В-третьих, проблема низкой доступности жилья  для граждан с низким и средним  уровнем дохода и связанная с  ней проблема выполнения государством своих обязательств по обеспечению  жильем определенных категорий граждан.

В-четвертых, решение неотложных проблем развития жилищной сферы требует значительных инвестиций.Концепция жилищной политики предполагалa объединение всех ее составляющих в единое целое основные направления жилищной политики, определенные федеральной целевой программой на 2002 - 2010 годы с учетом особенностей развития жилищной сферы в современных экономических условиях.

 Национальный проект “Доступное и комфортное жилье – гражданам России” удвонил объем жилищного строительства к 2010 г, довел их до 80 млн. м2 в год, что воспроизвeлo исторический максимум доперестроечных лет. При этом  существенно снизилcя срок пребывания в очереди на улучшение жилищных условий. Глобальными задачами новой Жилищной политики на ближайшее время должны стать: удвоение жилищного фонда Российской Федерации (с условием замещения и реконструкции за этот период не менее 70% существующего жилищного фонда); увеличение средней обеспеченности жильём граждан до 40 кв.м. на человека.

                2.3. Социальная политика в области регулирования пенсионного обеспечения

  Второй  вопрос, волнующий всех россиян, является пенсионное обеспечение в старосте.Доходы Пенсионного Фонда России в 2010 году составили 4 трлн.610,1 млрд. рублей. Суммарный объем расходов в 2010 году составил 4 трлн.249,2 млрд.рублей. Суммарные доходы бюджета Фонда в 2011 году прогнозируются в сумме 5,14 трлн. рублей, суммарные расходы - в сумме 4,82 трлн. рублей.

Информация о работе Социальная политика государства